Программа кружкой работы "Волшебный карандаш"
рабочая программа (подготовительная группа)
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6. Улучшение синхронизации межполушарного взаимодействия;
7.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
8.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
-индивидуальный, подгрупповой, групповой
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Соблюдение принципа «от простого к сложному».
5.Сотрудничество педагога с семьей.
Структурные элементы занятий
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения ( «дорисуй половинку по образцу», графический диктант, копирование фигур по клеточкам)
- Упражнения на ориентацию на плоскости листа.
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
4 часть - Итог.
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут, 1 раз в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Волшебный карандаш" | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 40 «Медвежонок»»
принято на заседании
педагогическом совете
« 30» августа 2022 г.
протокол № 1
ПРОГРАММА
работы кружка
«ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»
(подготовительная группа)
на 2022-2023 учебный год
Составил:
Воспитатель I категории
Лопатина Екатерина Александровна
г.Железногорск, 2022 г.
Пояснительная записка
Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву, они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки
Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию. Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».
Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован кружок «Волшебный карандаш» по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:
- Укрепление руки, улучшение координации движений;
- Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
- Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
- Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
- Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
- Снижение психологической нагрузки ребенка.
Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Задачи:
1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.
2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.
3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.
4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.
5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.
6. Улучшение синхронизации межполушарного взаимодействия;
7.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.
8.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
-наглядный метод обучения и метод практических действий.
-ориентировочно-исследовательская деятельность.
-методы проблемно-поискового характера.
-моделирование и кодирование информации
-индивидуальный, подгрупповой, групповой
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий.
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Соблюдение принципа «от простого к сложному».
5.Сотрудничество педагога с семьей.
Структурные элементы занятий
- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.
- Штриховка, графические упражнения ( «дорисуй половинку по образцу», графический диктант, копирование фигур по клеточкам)
- Упражнения на ориентацию на плоскости листа.
- Повторение изученного, учет результатов обучения.
Структура занятий
1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:
пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.
2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.
3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.
4 часть - Итог.
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут, 1 раз в неделю
Методические рекомендации:
1. Для проведения занятий используются «Дошкольные прописи в клетку» ИП Бурдина С.В. (часть 1 и часть 2)
2. После выполнения графических упражнений ( графический диктант, дорисуй половинку, копирование), ребятам предлагается раскрасить (т.е. дополнить) получившееся изображение.
3. Рисунок графического диктанта, половинок подбирать с учетом календарно-тематического планирования ( если тема осень – рисуем листья, зонтик) и с учетом сложности.
4. Подготовительный этап данной работы - проводить в старшей группе – для самостоятельной деятельности детей подготовить карточки со штриховками, графические диктанты по зрительному образцу –
- Графические диктанты. Мир за окном: тетрадь для занятий с детьми 5–7 лет. Медов В.М. По дороге в школу
- Графические диктанты. У нас дома: тетрадь для занятий с детьми 5–7 лет. Мёдов В.М. По дороге в школу
Предполагаемый результат освоения программы:
К концу года дети должны знать и уметь:
Знать | Уметь |
Знать гигиенические правила письма | Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме. |
Знать правильное расположение тетради и ручки при письме. | Уметь правильно держать ручку, карандаш. |
Знать правила штриховки. | Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради. |
Знать правила работы с тетрадью. | Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила. |
Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры. | |
| Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.
|
Перспективный план работы кружка «Волшебный карандаш»
Месяц | Неделя | Содержание работы | Цель |
Октябрь | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Работа в тетради в большую клеточку. | Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.) |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; -Графический диктант «Зонтик» | Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Графический диктант «Пес» | Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке. | |
Ноябрь | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа со шнуровкой; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях . | Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Выкладывание фигурок из палочек; - Графический диктант «Лев» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -И/У «Преобрази фигуру»; -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Учить соединять углы клеточек по диагонали. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; - И/У «Преобрази фигуру»; -Графический диктант «Кукла» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Декабрь | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Дорисуй половинку -Работа в тетради в большую клеточку; -Работа в прописях. | Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии |
2 | -Пальчиковая гимнастика; - Штриховка геометрических фигур; -Графический диктант «Снеговик» | Учить штриховать предметы в заданном направлении. (прямоугольники) Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; - Дорисуй половинку -Работа в прописях. | Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Графический диктант «Елка» | Учить штриховать предметы в заданном направлении. (квадраты) Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. | |
Январь | 3 | -Пальчиковая гимнастика; - Дорисуй половинку -Работа в прописях. | Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Штриховка геометрических фигур; -Графический диктант «Светофор» | Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники). | |
5 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги. | |
Февраль | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Графический диктант «Трактор» | Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги. Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Дорисуй половинку -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги. Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Копирование фигур по клеточкам; -Графический диктант «Человек» | Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; - Дорисуй половинку -Работа в прописях. | Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги. | |
Март | 1 | -Пальчиковая гимнастика; - Дорисуй половинку -Графический диктант. «Тюльпан» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; - Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; - Дорисуй половинку; -Графический диктант. «Птица» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; - Копирование фигур по клеточкам; -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Апрель | 1 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. «Космический корабль» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
2 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. «Конь» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
Май | 2 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. «Стрекоза» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
3 | -Пальчиковая гимнастика; -Работа в прописях. | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. | |
4 | -Пальчиковая гимнастика; -Графический диктант. «Замок» | Учить, не отрывая руки, изображать рисунок по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. |
Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:
- Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику.
- Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.
- Умение правильно выполнять звуковой диктант.
- Умение правильно держать в руке ручку.
- Умение ориентироваться на плоскости.
- Соблюдение правил гигиенических требований для письма.
Способы проверки знаний, умений, навыков.
3 балла – полностью соответствует критерию.
2 балла - частично соответствует критерию.
1 балл – не соответствует критерию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план кружка "Весёлый карандаш"по изобразительной деятельности.
Составленый план по изобразительной деятельности для кружковой работы с детьми. В плане занятия по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. для развития творческих способностей....
Программа кружка "Веселый карандаш"
Программа расчитана на детей старшей группы детского сада. Нетрадиционное рисование....
Дополнительная образовательная программа кружка " Озорной карандаш"
Рисование для детей – игра.Даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью.Использование нетрадиционных приемов создания р...
Учебная рабочая программа кружка по рисованию во 2 младшей группе «Весёлый карандаш».
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но кор...
Программа кружка «Цветные карандаши»
Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования...
Программа кружка "Веселый карандаш"
quot;Веселый карандаш"...