Программа кружкой работы "Волшебный карандаш"
рабочая программа (подготовительная группа)

Лопатина Екатерина Александровна

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Задачи:

1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

6. Улучшение синхронизации межполушарного взаимодействия;

7.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

8.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Формы и методы работы

  1. Дидактические игры и игровые упражнения.
  2. Занимательные задания и игры-соревнования.
  3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

-индивидуальный,  подгрупповой, групповой

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Соблюдение принципа «от простого к сложному».

5.Сотрудничество педагога с семьей.

Структурные элементы занятий

- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

- Штриховка, графические упражнения ( «дорисуй половинку по образцу», графический диктант, копирование фигур по клеточкам)

- Упражнения на ориентацию на плоскости листа.

- Повторение изученного, учет результатов обучения.

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

4 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут, 1 раз в неделю

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 40 «Медвежонок»»

принято на заседании

педагогическом совете

« 30» августа 2022 г.

протокол № 1

ПРОГРАММА

 работы кружка

«ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

(подготовительная группа)

на 2022-2023 учебный год

                               Составил:

        Воспитатель  I категории

      Лопатина Екатерина Александровна

г.Железногорск, 2022 г.

Пояснительная записка

Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя начальных классов говорят, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Большую сложность дети испытывают в распределении внимания. Прописывая букву,  они забывают о наклоне тетради, о том, что между буквами должно быть одинаковое расстояние, линии должны быть ровные, одного размера и силы нажима. Анализируя графику  письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм  и движений руки

Занятия по обучению письму, действительно, самые трудные. Несложно понять, что многое зависит от начального этапа обучения письму. Если какие-то элементы навыка сформируются неверно, то умение писать в целом будет неправильным. А привычки и навыки в раннем возрасте закрепляются очень быстро, при этом очень прочно. Уже на самых первых этапах обучения письму у ребят проявляется неудовлетворение, а у родителей огорчение. И наступает момент, когда быстро растет нелюбовь к этому занятию.  Создается гигантский барьер в обучении: во-первых - «не хочу», во-вторых - «не могу».

Для предотвращения перечисленных трудностей, в группе организован  кружок «Волшебный карандаш»  по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. Этот процесс длительный и непростой. На кружковых занятиях мы имеем возможность, не спеша, глубоко проникая в психологию процесса обучения, осуществить этап подготовки детей к письму. Он заключается в следующем:

  • Укрепление руки, улучшение координации движений;
  • Усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного   положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке;
  • Совершенствование способности к зрительному восприятию форм;
  • Умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма;
  • Поднятие на новый уровень наглядного, образного и отвлеченного мышления детей;
  • Снижение психологической нагрузки ребенка.

Цель: обеспечение качественной подготовки детей к школе, формирование интереса к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

 Задачи:

1.Тренировать тонкокоординированные движения руки, мелкую мускулатуру пальцев.

2.Продолжать работать над развитием слухо- зрительно- моторных функций, ориентировки на микроплоскости.

3.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов.

4.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе.

5.Способствовать развитию психических процессов- внимания, памяти, мышления, воображения.

6. Улучшение синхронизации межполушарного взаимодействия;

7.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы.

8.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

Формы и методы работы

  1. Дидактические игры и игровые упражнения.
  2. Занимательные задания и игры-соревнования.
  3. Изобразительная и творческая деятельность.

-наглядный метод обучения и метод практических действий.

-ориентировочно-исследовательская деятельность.

-методы проблемно-поискового характера.

-моделирование и кодирование информации

-индивидуальный,  подгрупповой, групповой

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий.

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Соблюдение принципа «от простого к сложному».

5.Сотрудничество педагога с семьей.

Структурные элементы занятий

- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

- Штриховка, графические упражнения ( «дорисуй половинку по образцу», графический диктант, копирование фигур по клеточкам)

- Упражнения на ориентацию на плоскости листа.

- Повторение изученного, учет результатов обучения.

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

4 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 30 минут, 1 раз в неделю

Методические рекомендации:

1. Для проведения занятий используются «Дошкольные прописи в клетку» ИП Бурдина С.В. (часть 1 и часть 2)

2. После выполнения графических упражнений ( графический диктант, дорисуй половинку, копирование), ребятам предлагается раскрасить (т.е.  дополнить) получившееся изображение.

3. Рисунок графического диктанта, половинок подбирать с учетом календарно-тематического планирования ( если тема осень – рисуем листья, зонтик) и с учетом сложности.

4. Подготовительный этап данной работы - проводить в старшей группе – для самостоятельной деятельности детей подготовить карточки со штриховками, графические диктанты по зрительному образцу –

  • Графические диктанты. Мир за окном: тетрадь для занятий с детьми 5–7 лет. Медов В.М. По дороге в школу
  • Графические диктанты. У нас дома: тетрадь для занятий с детьми 5–7 лет. Мёдов В.М. По дороге в школу

Предполагаемый результат освоения программы:

К концу года дети должны знать и уметь:

 

Знать

Уметь

Знать гигиенические правила письма

Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

Уметь правильно держать ручку, карандаш.

Знать правила штриховки.

Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

Знать правила работы с тетрадью.

Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

 

Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

 

Перспективный план работы кружка «Волшебный карандаш»

Месяц

Неделя

Содержание работы

Цель

Октябрь

1

-Пальчиковая гимнастика;

-Выкладывание фигурок из палочек;

-Работа в тетради в большую клеточку.

Знакомство с тетрадным листом в крупную клеточку; ориентировка в клеточке (нахождение правого верхнего угла, середины клеточки и т. д.)

2

-Пальчиковая гимнастика;

-Выкладывание фигурок из палочек;

-Графический диктант «Зонтик»

Формирование умения входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.

3

-Пальчиковая гимнастика;

-Работа со шнуровкой;

-Работа в тетради в большую клеточку;

-Работа в прописях.

Продолжать закреплять умение входить в клеточку, обводить её, вести прямые линии слева - направо по разлиновке.

4

-Пальчиковая гимнастика;

-Работа со шнуровкой;

-Работа в тетради в большую клеточку;

-Графический диктант «Пес»

Формирование умения входить в клеточку, вести прямые линии сверху – вниз по разлиновке.

Ноябрь

1

-Пальчиковая гимнастика;

-Работа со шнуровкой;

-Работа в тетради в большую клеточку;

-Работа в прописях .

Формирование умения соединять углы клеточек по диагонали.

2

-Пальчиковая гимнастика;

-Выкладывание фигурок из палочек;

- Графический диктант  «Лев»

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

3

-Пальчиковая гимнастика;

-И/У «Преобрази фигуру»;

-Работа в тетради в большую клеточку;

-Работа в прописях.

Учить соединять углы клеточек по диагонали.

4

-Пальчиковая гимнастика;

- И/У «Преобрази фигуру»;

-Графический диктант «Кукла»

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

Декабрь

1

-Пальчиковая гимнастика;

-Дорисуй половинку

-Работа в тетради в большую клеточку;

-Работа в прописях.

Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии

2

-Пальчиковая гимнастика;

- Штриховка геометрических фигур;

-Графический диктант

«Снеговик»

Учить штриховать предметы в заданном направлении. (прямоугольники)

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

3

-Пальчиковая гимнастика;

- Дорисуй половинку

-Работа в прописях.

Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии

4

-Пальчиковая гимнастика;

-Штриховка геометрических фигур;

-Графический диктант

«Елка»

Учить штриховать предметы в заданном направлении. (квадраты)

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

Январь

3

-Пальчиковая гимнастика;

- Дорисуй половинку

-Работа в прописях.

Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии

4

-Пальчиковая гимнастика;

-Штриховка геометрических фигур;

-Графический диктант «Светофор»

Закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (овалы и треугольники).

5

-Пальчиковая гимнастика;

-Копирование фигур по клеточкам;

-Работа в прописях.

Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги.

Февраль

1

-Пальчиковая гимнастика;

-Копирование фигур по клеточкам;

-Графический диктант

«Трактор»

Закреплять графические навыки. Развитие ориентировки на листе бумаги.

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки.

2

-Пальчиковая гимнастика;

-Дорисуй половинку

-Работа в прописях.

Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.

Учить дорисовывать правую часть изображения по клеточкам, используя правило симметрии

3

-Пальчиковая гимнастика;

-Копирование фигур по клеточкам;

-Графический диктант

«Человек»

Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.

Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

4

-Пальчиковая гимнастика;

- Дорисуй половинку

-Работа в прописях.

Закреплять графические навыки, развитие ориентировки на листе бумаги.

Март

1

-Пальчиковая гимнастика;

- Дорисуй половинку

-Графический диктант.

«Тюльпан»

 Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

2

-Пальчиковая гимнастика;

- Копирование фигур по клеточкам;

-Работа в прописях.

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

3

-Пальчиковая гимнастика;

- Дорисуй половинку;

-Графический диктант.

«Птица»

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

4

-Пальчиковая гимнастика;

- Копирование фигур по клеточкам;

-Работа в прописях.

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

Апрель

1

-Пальчиковая гимнастика;

-Графический диктант.

«Космический корабль»

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

2

-Пальчиковая гимнастика;

-Работа в прописях.

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

3

-Пальчиковая гимнастика;

-Графический диктант.

«Конь»

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

4

-Пальчиковая гимнастика;

-Работа в прописях.

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

Май

2

-Пальчиковая гимнастика;

-Графический диктант.

«Стрекоза»

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

3

-Пальчиковая гимнастика;

-Работа в прописях.

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

4

-Пальчиковая гимнастика;

-Графический диктант.

«Замок»

Учить,  не отрывая руки, изображать рисунок  по словесной инструкции, начиная от поставленной точки. Закреплять графические навыки.  Развивать умение ориентироваться  на листе бумаги.

Для отслеживания эффективности работы кружка два раза в год проводится диагностика по следующим критериям:

  • Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику.
  • Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила.
  • Умение правильно выполнять звуковой диктант.
  • Умение правильно держать в руке ручку.
  • Умение ориентироваться на плоскости.
  • Соблюдение правил гигиенических требований для письма.

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию.

2 балла - частично соответствует критерию.

1 балл – не соответствует критерию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план кружка "Весёлый карандаш"по изобразительной деятельности.

Составленый план по изобразительной деятельности для кружковой работы с детьми. В плане занятия по рисованию, лепке, аппликации и дидактические игры. для развития творческих способностей....

Программа кружка "Веселый карандаш"

Программа расчитана на детей старшей группы детского сада. Нетрадиционное рисование....

Дополнительная образовательная программа кружка " Озорной карандаш"

Рисование для детей – игра.Даже маленькие художественные неудачи могут свести на нет их желание заниматься изобразительной деятельностью.Использование нетрадиционных приемов создания р...

Учебная рабочая программа кружка по рисованию во 2 младшей группе «Весёлый карандаш».

О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно, искусство имеет много ветвей, но кор...

Программа кружка «Цветные карандаши»

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования...