самообразование музыкального руководителя
учебно-методический материал

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovaniya.docx20.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

 (название темы)

Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты,

морали и нравственности. А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие духовного мира детей...

Б. М. Теплов

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию, решая при этом ряд важных вопросов:

- Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о красоте и многообразии мира;

- Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни; как интересно можно жить в этом мире;

- Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом и словом. В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку, применять собственные возможности и способности.

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное - главная миссия музыкального руководителя.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Актуальность 

 Педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, развития музыкальных творческих способностей, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Развитие ребенка может быть понятно как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый – педагог.

Практическая значимость состоит в том, что накопленный материал (планирование, занятия по музыкальному воспитанию, консультации для педагогов и родителей и др.) может быть использован при проведении праздников, развлечений, в повседневной жизни детей, на занятиях в театральных кружках.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в рассмотрении проблемы развития музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства, в разработке форм и методов работы с детьми как на занятиях по музыкальному воспитанию, так и вне занятий, в обозначении основных направлений организации музыкально-театрального искусства.

Цель: формирование художественно - эстетического развития, всесторонне - развитой творческой личности дошкольника средствами театрализованной деятельности, определение значения театрального искусства как средства развития музыкальных творческих способностей детей, эмоциональной сферы, формирование эмоционального восприятия жизни.

Задачи:

  1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
  2. Использовать в данной деятельности: театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
  3. Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность, музыку;
  4. Развивать формирование простых навыков творческого воображения через различные виды театрализованной деятельности, музыку.

Основной идеей является приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности, способностям проявлять музыкальное творчество.

                                      План работы

Месяц

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

 

 Обсуждение с педагогами «Роль театрализованной деятельности в развитии детей»

 Изучение и анализ «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» автор: М.Д. Маханева.

  1. Анкетирование

«Насколько театрален ваш ребенок»

Папка –передвижка «Театрализованная деятельность»

Октябрь

Беседа «История театра»

Показ сказки «Зимовье зверей»

Выступление на методобьединение «Виды театров»

Ознакомление с книгой

Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания».

Создание наглядного материала

 «Виды театров»

Изготовление настольного театра на стаканчиках.

Консультация «Театр в жизни ребенка»

Папка-передвижка  «Играем в кукольный театр»

Ноябрь

Показ сказки

«Репка»

Театрализованные игры на недели игр и игрушек

Организация театрализованных игр на недели игры и игрушки

Изучение и анализ  методической литературы по театрализованным играм.

Изготовление вязанных игрушек.

Декабрь

Игры для развития эмоций.

Показ сказки  «Теремок»

Информационная папка «Эмоции. Пластика . Мимика.»

Усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал по театральной деятельности в саду.

Оформление папки передвижки «Куклотерапия»

Совместное изготовление декораций к сказки «Теремок»

Январь

 Театр рук «Колобок».

Коллективное творческое дело «За кулисье театра»

Оформить в группах уголки

самодельных кукол для театра.

Приобрести перчатки для изготовления театра

Информационная папка «Роль художественной литературы в театрализованной деятельности»

Февраль

занятия, беседы в соответствии с планом работы

Совместное изготовление картотеки театрализованных игр и  мини-сценок для всестороннего развития детей.

Изучение книги Татаринцева А.Ю. «Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда.»

Консультация «Театр- наш друг и помощник»

Март

Викторина «Что я знаю о театре»

Организация театральных постановок на неделе театра.

Апрель

Озвучивание выбранной сказки с помощью шумовых инструментов

Подготовить материал для педагогов по теме: «Использование театральной деятельности для ознакомления детей с миром природы»»

Показ спектакля для детей из ложек

 Папка-передвижка «Игры для развития эмоций и творческих способностей детей.

Май

Показ и знакомство детей с театром из кружек

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете

Подобрать материал по знакомству детей с театром из кружек

 Консультация: «Упражнения на расслабление и напряжение мышц. детьми».

Ожидаемый результат:

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д.

- Значительно улучшится способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- Дети  активно будут пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысится эмоциональная отзывчивость, разовьется ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети станут больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- Дети станут эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- У детей появится желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т. д.

- Дети станут проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

Выход темы:

1.Создание картотек по театрализованной деятельности.

2. Показ сказок .

 3. Изготовление самодельных кукол для театра.

 4. Приобщение родителей к творческому процессу.

5.Совместное мероприятие  для педагогов «Изготовление декораций».

Список литературы:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005.

3. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

5. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. – М.: Астрель, 2013.

6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

7. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.

8. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

9.Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.9.

10. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.

11. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План по самообразованию музыкального руководителя "Здоровьесберегающие технологии как средство развития музыкальности дошкольников"

Материал включает планирование работы музыкального руководителя  по самообразованиюр рамках ФГОС...

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ Тема: Развитие музыкальных способностей дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Как заинтересовать и увлечь ребенка музы...

План по самообразованию музыкального руководителя по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.Задачи:1. Обосновать нео...

План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у детей дошкольного возраста».

Отчёт о реализации плана по самообразованию музыкального руководителя за 2018-2019 учебный год  по теме: «Развитие музыкально – ритмических движений у  детей дошкольного возраста...