Проект "Рисуем музыку"
проект

Пунгина Алёна Валерьевна

Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_risuem_muzyku.docx89.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Радуга» Кулундинского района, Алтайского края,

ул. Советская, 43

 

Долгосрочный творческий проект

по художественно - эстетическому развитию детей

«Рисуем музыку»

Подготовила:

музыкальный руководитель

А.В. Пунгина

с. Кулунда

 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребёнка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Приобщение к искусству вводит ребёнка в мир волнующих и радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни.

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных ритмах, несвязанных звуках и какофонии электронных звуков. Это создает атмосферу духовной бедности и художественной серости и не способствует гармоничному и нравственному развитию. Поэтому уже в дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира.

Низкокачественная музыкальная продукция насаждается и заполняет эфир средств массовой информации. Эта музыка способствует развитию дурного вкуса у подрастающего поколения, что ведет к искаженному представлению о музыкальном наследии и музыкальной культуре общества в целом.

Через музыку, рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание, чувство прекрасного. Музыка, воплощенная в рисунках, гораздо лучше осмысливается и запоминается. Дети очень эмоционально на нее откликаются и безошибочно узнают даже через некоторое время. Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Мы постарались как можно ближе синтезировать музыку и живопись в данном проекте, «увидеть» музыку или услышать «картину» для того, чтобы формировать у детей полное представление мира. Так как эти виды искусства взаимосвязаны и вытекают одно из другого.

Исследования в области социологии, психологии, медицины, педагогики, этнографии свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровье сберегающем значении в жизни ребёнка. Исходя из этого, необходимо выстроить систему художественно-эстетического воспитания и развития на основе разных видов искусства и художественной деятельности.

Из всего вышесказанного, в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», положениями «Концепции художественного образования в РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно-эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно - эстетического развития в МБДОУ

Предполагаемый проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных, художественно-творческих способностей.

Цель проекта: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи:

  1. Совершенствовать условия в ДОУ по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  2. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
  3. Обобщить опыт работы педагогов по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству.
  4. Учить детей слушать и понимать музыку, определять характер музыки, ее настроение.
  5. Учить детей воплощать музыку в рисунках, передавать в рисунке настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
  6. Развивать детское художественное творчество, эстетическое восприятие, мышление, воображение и познавательную активность. Поощрять инициативу и самостоятельность.
  7. Укрепить сотрудничество и взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников.

Тип проекта: долгосрочный, творческий.

Сроки проведения: с октября 2021 по апрель 2022.

Участники проекта: дети старшего возраста, родители воспитанников, музыкальный руководитель, специалист по ИЗО деятельности, детский психолог.

Описание деятельности в ходе проекта

        Приступая к реализации проекта, мы учитывали следующие основные принципы:

  • развивающего образования;
  • сочетания научной обоснованности и практической применимости;
  • соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
  • обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
  • обеспечение интеграции образовательных областей «Познание», «Музыка», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • решение программных образовательных задач при проведении  совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности и при  взаимодействии с семьями детей;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Методы и приёмы:

  • Исследовательские методы: изучение и анализ научно-методической литературы, мониторинг.
  • Словесные методы: рассказ, беседа, пояснение, сравнение, вопросы.
  • Практические методы: метод вызывания адекватных эмоций, акцентирование деталей, приём «вхождения в картину», приём точных установок, приём мысленного создания собственной картины по названию.
  • Игровые методы: имитационные игры ("Ритмическое эхо", "Где живут звуки?"), игры-драматизации ("Сочиняем музыкальную сказку", "Музыкальные образы", "Музыкальные события"), музыкально-дидактические, развивающие игры ("Музыкальная лестница", "Тихо-громко", "Сколько звуков", "Отгадай инструмент"), игры-импровизации («Музыкальные вопросы", "Цветные звуки", "Музыкальные портреты», моделирующие игры ("Запишем музыку", "Рисуем музыкальный альбом", "Как звучит картина"), эффект неожиданности, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, «минутки музыки».
  • Наглядные методы: выставки картин, демонстрация картин, пособий, показ слайдов и т.д.

Формы реализации проекта:

  • НОД по слушанию музыки интегрированного характера: музыка-рисование, музыка-поэзия, музыка-живопись.
  • Слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»
  • Релаксационные паузы.
  • Продуктивная деятельность в НОДе и самостоятельной деятельности детей.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  1. Накопление детьми музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
  2. Умение детей через рисунок понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.
  3. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
  4. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
  5. Умение детей отражать свои впечатления в рисунке.
  6. Образная речь, активный словарь должен пополниться новыми словами.
  7. Привлечение родителей к слушанию классической и детской музыки дома, рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.

В соответствии с поставленной целью и задачами проекта были определены основные этапы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1-й этап.  Подготовительный (октябрь 2021 г.):

  • изучение научно-методической литературы, анализ Интернет-ресурсов по данной теме;
  • подбор необходимых материалов: репродукций известных художников и музыкальных произведений;
  • обновление центра по изобразительной деятельности в ДОУ и группах;
  • обновление необходимых материалов для творческой деятельности детей;
  • донесение до участников проекта важность данной проблемы;
  • составление перспективного плана мероприятий;
  • изготовление пособий, дидактических игр.

Данный проект предполагает активное участие родителей:

  • анкетирование родителей по теме проекта;
  • встречи с родителями - профессиональными музыкантами;
  • совместное создание фонотеки, видеотеки;
  • участие в создании тематических «мини-галерей» (картины о природе, животных, людях, портреты великих композиторов, художников);
  • участие в сборе художественной литературы по данной теме (выдающиеся музыканты, художники);
  • участие в конкурсах, выставках;
  • совместные встречи в музыкально-литературной гостиной «В мире прекрасного».    

2 этап. Основной.  Разработка проекта.

Каждая тема месяца состоит из 4 занятий:

  1. Музыкальное занятие  - вхождение в тему. Занятие состоит из слушания музыки на заданную тему, беседа с детьми о музыкальных образах, характере, особенностях произведения.
  2. Рисование - включает в себя знакомство с произведениями художников на заданную тему, беседа о приемах рисования, нетрадиционных техниках, способах передачи образа, продуктивная деятельность.
  3. Закрепление темы - занятие включает в себя рассматриваний картин, иллюстраций, чтение стихов, художественных произведений на заданную тему. Беседа с детьми о новом материале.
  4. Интегрированное занятие.

Перспективный план

Октябрь 2021 – апрель 2022

Месяц

Тема

Совместная деятельность детей и педагогов

Музыкальный руководитель

ИЗО специалист

Воспитатель

Ноябрь

«Золотая осень»

Слушание:

1.«Листопад» - музыка

Т. Потапенко, сл.Е. Авдиенко.

2. «Осенняя песнь» - муз. П.И.Чайковского

(из цикла времена года)

3. «Утро» - муз. С. Прокопьева.

4. «Осень» - муз. А. Вивальди (1и 2ч.)

Рассматривание репродукций картин на тему осени:

- И. И. Левитан «Золотая осень»;

- И.Грабарь «Осень»,

- И.С. Остроухова «Золотая осень»

Рисование красками «Золотая осень», «Лес в осеннем убранстве».

Заучивание стихов, выставка детских книг, иллюстраций на тему осени, экскурсия в парк, наблюдение за осенними явлениями, беседы об осени, чтение художественных произведений.

Декабрь

"Зимняя сказка»

Слушание произведений: «Зима» - муз. П.И.Чайковского

Сл. А. Плещеева

2. Зима» - А. Вивальди (из цикла Времена года

3.«Декабрь»- муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

4. «Буря мглою небо кроет…» Романс на стихи А.С. Пушкина.

5. «Зимушка пришла», «Тройка» - муз.

Г.Свиридова, Филиппенко,

Просмотр видеозаписи с зарисовками зимних пейзажей, рисование на тему: «Зимушка зима».

Беседа с детьми о приемах рисования зимних картин.

Освоение нетрадиционных способов рисования.

Рисование по мокрой бумаге на тему: «Зима».

Заучивание стихов, выставка детских книг и иллюстраций на тему зимы, просмотр видеоклипов, презентаций на тему.

Январь

"Забавы зимушки зимы"

Слушание произведений:

- «Тройка» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

- «Зимнее утро» - муз. Чайковского «Детский альбом»

- «Камаринская» - П.Чайковский  «Детский альбом»

Беседа с детьми о музыкальных образах, о композиторе П. И. Чайковском.

Рассматривание репродукции «Взятие снежного городка» - В. Сурикова и иллюстраций зимних забав.

Наблюдение и просмотр иллюстрации зимние забавы, просмотр фотографий.

Рисование  «Зимние забавы».

Проведение бесед, разучивание стихотворений, чтение загадок, пословиц о зиме.

Подвижные игры на улице.

Февраль

«Волшебная сказка»

Слушание:

- «Шествие гномов» - Э. Грига.

- «Баба Яга» - П.И. Чайковского «Детский  альбом»;

- «Танец феи Драже» - отрывок из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского;

- "Кукольный кэк-уок" Клод Дебюсси;

Беседа о музыкальных образах и музыкальных средствах выразительности.

Рассматривание иллюстраций со сказочными героями.

Беседа с детьми о средствах художественной выразительности, о способах передачи образа в рисунке.

Рисование образов сказки.

Закрепление с детьми нового материала.

Чтение сказок с ярко выраженными образами героев сказок.

Просмотр мультфильма «Щелкунчик».

Просмотр отрывка мультфильма «детский альбом Чайковского»

Март

«Весеннее чудо»

Слушание:

- «Весна» муз. Вивальди (из цикла «Времена года)

- «Март» - муз. Чайковского (из цикла «Времена года»)

- «Весна и осень»  - Г. Свиридова,

- «Жаворонок»- муз. М. Глинки. Беседа с детьми о характере произведений, способах передачи образов.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин:

- «Голубая весна» В.Н. Бакшеева, - «Мартовское солнце» К.Ф.Юона

- «Март», «Весна – большая вода» И. Левитан,

- «Грачи прилетели» А.Саврасова,

- «Апрель» И. Бродской.

Беседа с детьми о цветовой гамме весенних образов.

Знакомство с нетрадиционными приемами рисования (гуашь, подмалевок).

Рисование на тему.

Организация наблюдений в природе, на прогулке. Проведение бесед, чтение загадок, пословиц и поговорок о весне.

Рассматривание репродукций художников.

Разучивание стихотворения «Подснежник» - Е. Серова.

Выставка детских книг и иллюстраций на весеннюю тематику.

Апрель

«Забавные животные»

Слушание:

- «Голодная кошка и сытый кот»

- «Марш гусей»

- «На слонах в Индию»

- «Пудель и птичка»

- «Куры и петухи» К.Сен-Санс.

Беседа с детьми о музыкальных образах, о способах передачи музыкального характера.

Знакомство с инструментами – подражателями.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, изображающих животных.

Беседа с детьми о характерных особенностях животного и способа передачи характера в рисунке.

Рисование на тему и по своему замыслу.

Наблюдение на прогулке за повадками животных, которые встречаются на улице. Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, просмотр сборника мультфильмов о животных.

Чтение и заучивание стихотворений на заданную тему.

3 этап. Заключительный. Подведение итогов работы по проекту.

Анализ проделанной работы.

  • Выявлены проблемы разработки, управления воспитательной системой по художественно-эстетическому развитию.
  • Изучен опыт коллег, научно-методическая литература по созданию перспективного плана.
  • Проведён предварительный анализ выявленных возможностей, интересов детей, запросов родителей и их дифференциация.
  • Спланировано и организованно взаимодействие участников проекта. Отрабатываются внутренние и внешние связи.
  • Проведена оценка возможностей для реализации проекта.
  • Создана воспитательная система по художественно-эстетическому развитию детей.
  • Практическая реализация плана – проекта.

Ожидаемые результаты:

 «Та страна, которая будет учить своих детей искусству, превзойдет все остальные» (Д. Дидро).

Развитие у детей целостного восприятия искусства на основе комплексного подхода к различным его видам: музыке, литературе, живописи, пластике, театру - вот конкретный путь эстетического воспитания дошкольников. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки в музыкально-литературной гостиной значительно обогатит детей в музыкальном, художественном, познавательном, социальном и творческом планах. Живая яркая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, углубит представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать  формированию начал музыкальной и художественной культуры. Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах.

    Мы уверены, что проводимая работа в дошкольном учреждении позволит развить и воспитать:

  • интерес детей к классической музыке, изобразительному искусству;
  • эмоционально-ценностное отношение к искусству;
  • развить вдумчивое восприятие подлинных произведений русского классического искусства;
  • умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание;
  • умение отражать впечатления о персонажах художественных произведений в рисунке;
  • создаст наиболее благоприятный климат в детском коллективе;
  • обеспечит условия для общения, диалога и достижения взаимопонимания между участниками проекта.

         Предполагаем, что проект «Рисуем музыку» продолжит свою деятельность через:

  1. организацию музыкально-литературной гостиной;
  2. распространение педагогического опыта на различных уровнях;
  3. расширение связей с учреждениями социально-культурного назначения (музеи, библиотеки, школы искусств и т.п.) – совместные творческие проекты.

Промежуточные результаты реализации задач воспитательной системы по художественно-эстетическому развитию: определённость перспектив работы над проектом, обоснованность необходимых для этого условий

При условии успеха реализации проекта дети получат амплификационное развитие, повысят стартовые возможности развития их способностей на ступени школьного обучения; родители – высокое качество художественно-эстетического развития детей; педагоги повысят свой профессиональный уровень; это позволит обеспечить:

  • повышение эффективности воспитательной системы;
  • качественное улучшение художественно-эстетического развития воспитанников;
  • укрепление материально-технической базы;
  • максимальную адаптацию системы к запросам социума;
  • повышение конкурентоспособности.

В перспективе накопленный опыт организации образовательных услуг позволит:

  • сформировать систему культурно - досуговую деятельность семей, проживающих в БГО;
  • разработать и реализовать индивидуальный маршрут развития способностей воспитанников в различных видах художественно-эстетической деятельности;
  • создать портфолио дошкольника по художественно-эстетическому развитию - печатные альбомы с работами детей.

Ресурсная база для реализации проекта:

  • музыкальный зал;
  • центры творчества в группах;
  • центры театрализации в группах;
  • программно-методическое обеспечение.

Наличие специалистов необходимого профессионального уровня:

  • музыкальный руководитель;
  • психолог.

ПРИЛОЖЕНИЯ

  1. Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»
  2. Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»
  3. Диагностика мотивации детей
  4. Список музыкальных произведений для слушания.
  5. Пример конспекта занятия.
  6. Список используемой литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»

Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический рисунок»). Ритм также является универсальным компонентом художественного языка и важнейшим выразительным средством и музыки, и изобразительного искусства.

Колорит – одно из важнейших средств эмоциональной выразительности живописи, тембр в музыке главный фактор её изобразительности, т. е. колорит является наиболее «музыкальным» элементом живописи, а тембр – наиболее «живописным» элементом музыки.

Примеры сопоставления колорита (цвета) в живописи и колорита (тембра) в музыке многочисленны. Известный художник В. Кандинский соотносил с определённым цветом тот или иной тембр. Голубой цвет ассоциировался у него с тембром флейты, красный – трубы, синий – виолончели.

Выдающиеся русские композиторы Н.Римский – Корсаков и А.Скрябин обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им «окрашенной» в определённый цвет и в связи с этим имела тот или иной колорит. Так, «до мажор» у Н. Римского – Корсакова – «белый», «до минор» – «багряный, несколько зловещий, трагический. У некоторых композиторов зрительно – цветовые представления настолько сильны и ярки, что приводят к созданию звуковых музыкальных образов. Сопоставления музыки и живописи не ограничивались лишь областью колорита, тембра.

Ритм также является основой не только поэзии и музыки, но и неотъемлемым компонентом архитектуры и живописи. Семантически родственны ритмы стройных, восходящих линий в архитектуре и живописи, стройных восходящих голосов в музыке, восходящих лирических чувств в литературе. Существует двусторонняя связь между слуховым и зрительным восприятием. Эту связь уловили художники древности, которые сопровождали звучание музыки различными зрительными демонстрациями.

Цвето – звуковые соощущения характерны не только для композиторов, художников, искусствоведов. Они могут возникнуть у любого взрослого человека и у ребёнка.

Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку может являться детский рисунок. Исследователи детского рисунка отмечают, что рисунок ребёнка – это его рассказ, «выполненный в образной форме, который необходимо уметь прочитать».

Взаимодействие музыки и живописи в процессе музыкального восприятия влияют на характер детских рисунков. В результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков новым содержанием, творческое решение детьми изобразительных задач. Созданный рисунок помогает детям более глубоко постичь музыкальный образ, содержание и выразительные средства музыки. Настроение музыки в рисунках детей чаще всего передаётся с помощью колорита, цвета; громкость, сила звучания – с помощью величины изображения, темп – динамичности движений.

Сопоставление произведений музыкального и изобразительного искусства является наиболее обоснованным при опоре на ассоциативно – образную связь, семантическое родство этих видов искусства. Дети передают в рисунках и процесс развития музыкального образа. Можно сказать, что в процессе рисования они «живут» в музыке, воплощая её динамичный характер, в ритме музыки дети рисуют снежинки, цветы и т. д. Процессуальность музыки, её развитие дети переживают как определённый сюжет.

В рисунках детей проявляется индивидуальный характер их восприятия: у одних превалирует слуховое восприятие, у других – зрительное. Это отмечается в тех случаях, когда дети рисуют два рисунка на одну и ту же тему: первый – после знакомства с музыкой, второй – после демонстрации картины (диапозитива). Если у детей преобладали зрительные впечатления, после знакомства с диапозитивом в значительной мере менялись цветовая гамма и даже композиция рисунков. У других детей первоначальное впечатление от музыки было настолько сильным, что картина (диапозитив) не оказывает существенного влияния на характер рисунков.

Занятия, на которых дети «рисуют музыку», всегда являются для них подлинным праздником. Звучание прекрасной, богатой оркестровыми красками музыки, большие листы бумаги и разноцветные краски, обязательная похвала педагога создают особую, эмоционально приподнятую атмосферу. Дети, слушая музыку и воплощая её в своих рисунках, ощущают себя творцами красоты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация для родителей «Рисуем музыку вместе!»

Известно, что дошкольники, слушая музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней взрослых. Отсюда понятно, что именно от музыкальных предпочтений педагогов и родителей зависит успешность формирования основ музыкальной культуры у дошкольников. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать на различном по своему художественному уровню репертуаре. «Низкий» уровень произведения при положительном отношении взрослого дезориентирует в представлениях о красоте музыки, ценностных ее эталонах искусства. Как и общая культура человека, музыкальная формируется с раннего возраста: ребенок начинает осваивать «язык» музыки, ее «речь» еще до рождения. Опыт восприятия произведений «разных эпох и стилей» способствует формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка.

Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление, воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, слушая с ребенком музыку, родители могут, облегчая его усвоения не только мимикой, но и интонацией, пояснить: «Какая необыкновенно ласковая, нежная музыка!» Можно нежно прикоснуться к руке малыша, побудить его выразить характер музыки музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой. Малыши лучше воспринимают мелодию с голоса, поэтому можно негромко подпевать мелодию во время звучания произведения, выводить ее на «голос» (вокальное уподобление характеру музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. Мимическое, интонационное, тактильное двигательное, ритмопластическое уподобление - все это помогает взрослому научить ребенка слушать и слышать музыку. Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисунках свои музыкальные впечатления   (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену характера музыки («Фея зимы» муз. Прокофьева, балет «Золушка») ребенок может воспроизводить с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или точки. Дети постарше 5-лет могут рисовать музыку цветными пятнами (цветовое уподобление) применяя разные техники для создания образа, близкого к музыкальному.

В старшем дошкольном возрасте дети могут более самостоятельно решать поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики, так появляются любимые произведения, предпочтения. Формируются основы музыкальной культуры.

Только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. Колыбельная песня для малыша неотделима от сопутствующих ее звучанию ощущений: монотонного покачивания, сумеречного света, тактильного комфорта, спокойной улыбки матери. У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению.

Понять природу этого единства взрослому помогает эмоционально – образный словарь. Взаимопроникновение элементов языковой культуры, присущих различным видам художественной деятельности, прослеживается наиболее отчетливо: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы (яркая, светлая, солнечная, радужная). В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, уподобляют слова «тихий» или «громко». Сам по себе эмоционально – образный словарь довольно беден. Однако освоение его не представляет больших трудностей в силу присущего детям синестезийного восприятия, склонности к фантазированию и игре. Стоит взрослому использовать термин, характерный для описания изобразительного языка (например, «тусклая»), как тут же появляются вполне конкретные цветовые уточнения (дети могут «видеть» мелодию серой, коричневой, черной.)

Поэтому взрослому не стоит ограничивать ассоциативные ряды, воспроизводимые детьми, даже в том случае, если они увидят от характера музыкального звучания – попытайтесь совместно найти «общий эмоциональный знак», присущий называемым цветам, и то ощущение, которое эти цвета вызывают.

Многочисленные эксперименты показывают: чтобы музыкальный образ получил адекватное преломление в образе пластическом, дошкольникам недостаточно прямого «общения» с классической музыкой. На первых этапах прослушивания музыки необходимо проживание музыкальных интонаций в словах, т.е. ребенок должен осознать, какая по характеру музыка звучит, какие чувства вызывает. В дальнейшем это поможет найти наиболее точный и емкий способ воплощения музыкального образа в различных видах художественно – эстетической деятельности.

От выбора художественной техники зависит успех детского творчества, так как любой материал может не только способствовать воплощению замысла, но также мешать этому воплощению. Предположим, вы выбрали музыкальный образ, настраивающий на отражение в рисунке динамичного эмоционального состояния, движения (например, «Зимнее утро» Чайковского, «Ночь» Р. Шумана, «Баба Яга» М. Лядова). При выборе художественной техники необходимо учитывать, что само воплощение замысла будет происходить стремительно, без мелкой детализации и вырисовывания. Здесь лучше всего подойдут материалы, позволяющие быстро создавать изображение: восковые мелки, пастель, сангина, уголь. Восковые мелки и уголь хорошо сочетаются с акварелью. Однако последовательность работы с помощью этих материалов различна: акварельный подмалевок предшествует угольной графике, в то время, как в ансамбле с восковыми мелками, акварель лишь достраивает графический образ, внося новые цветовые оттенки.

Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование: пятном, точками, линиями: не отвлекает на решение сложных изобразительных задач, позволяя каждому подстраиваться к музыкальным интонациям на уровне чувствования «кончиком пера». Здесь линии и цвета действительно поют, танцуют, скачут, кружатся вместе с кисточкой, перышком, угольком, пальчиком.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диагностика выявления мотивационной роли музыки

в изобразительной деятельности

С целью выявления мотивационной роли музыки в изобразительной деятельности, был проведен ряд тестов. В диагностике участвовали дети старшего дошкольного возраста.

Тест «Диагностика воображения и оригинальности

детских рисунков".

(Ильина М.В. Воображение и творческое мышление)

При проведении теста детям предлагалось дорисовать 4 фигуры, представив, на что они могут быть похожи. У каждого был лист бумаги с изображением фигур и набор цветных карандашей.

Тест проводился 2 раза в течение двух дней. В первый раз после объяснения задания дети рисовали без музыки. Во второй раз детям сначала предлагали послушать фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Вальс цветов».

После небольшого обсуждения музыки, дети приступали к рисованию, а музыка звучала фоном во время их работы.

После подведения итогов, оказалось, что при проведении теста с музыкой:

  • дети использовали в работе все цветные карандаши, тогда как без музыки они рисовали преимущественно одним, наугад выбранным карандашом;
  • большинство детей объединяли разрозненные фигуры в общую картину;
  • чаще прорисовывали детали, добавляли новые элементы;
  • вслух делились впечатлениями от работы, комментировали нарисованное во время и после работы;
  • образы и предметы отличались оригинальностью, индивидуальностью, отражали настроение детей и удовлетворенность работой (см. таблицу 1).

Таблица 1

Параметры диагностики

Без музыки

С музыкой

%

Кол-во

%

Кол-во

Использование в рисунке различных цветов (широкого спектра красок)

2

1

100

50

Соединение фигур в общую картину

14

7

80

40

Использование позитивных образов

60

30

100

50

Прорисовывание деталей

4

2

90

45

Комментарии к рисунку, во время и после работы

10

5

96

48

Оригинальность образов

4

2

50

25

Удовлетворённость работой

40

20

98

49

Таким образом:

  • музыка стала мотивом создания целостных, ярких, многокрасочных, оригинальных образов;
  • улучшилось настроение детей в процессе работы;
  • повысилась удовлетворенность рисунком как конечным результатом художественно-творческой деятельности.

Тест «Диагностика восприятия картины»

(Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина

«Практикум по дошкольной психологии»)

Детям предлагалась для восприятия картина «В голубом пространстве» Рылова А.А. Сначала обсуждали картину без музыки. Через месяц это же произведение предлагалось для восприятия под музыку Ж.Массне «Медитация».

В результате проведения теста с музыкой:

  • дети активно участвовали в обсуждении картины и охотнее делились впечатлениями;
  • лучше понимали и чувствовали настроение картины;
  • давали более детальную характеристику в описании работы мастера;
  • обращали внимание не только на предметы, изображённые на картине, но и на переходы цвета, игру светотени, нереальность цветового исполнения;
  • стимулировалось воображение детей, картина перестала быть просто полотном, превратившись в реальность: дети придумывали и рассказывали о том, что предшествовало картине, о будущем, сочиняли несуществующих героев, якобы присутствующих в картине, пытались соотнести изображенное на картине с другими известными им событиями из жизни или из сказок (см. таблицу 2).

Таблица 2

Параметры

Без музыки

С музыкой

%

Кол-во

%

Кол-во

Понимание настроения картины

20

10

96

48

Целостное описание

50

25

80

40

Вычленение деталей

14

7

90

45

Внимание к средствам изображения (цвет, формы, образы)

4

2

86

43

Дорисовка сюжета картины в воображении

6

3

70

35

Позитивное отношение к картине

46

23

100

50

Таким образом, анализ результатов диагностики позволил определить стимулирующую роль музыки в восприятии картины и позитивном отношении к произведению искусства.

В качестве критериев выбора музыкальных произведений, направленных на активизацию эмоциональной сферы и творческого воображения дошкольников в процессе изодеятельности, были выделены следующие:

  1. выбирались произведения без слов – инструментальная и симфоническая музыка, чтобы внимание детей не акцентировалось на словах, и они больше чувствовали настроение музыки в мелодии, аккомпанементе, оркестровом и симфоническом многозвучии.
  2. использовались произведения композиторов разных стран (России, Италии, Франции, Австрии, Германии), с целью приобщить детей к всемирному золотому фонду классической музыки.
  3. диапазон эпох начинается 17-м веком (А. Вивальди) и заканчивается 20-м веком (П. Масканьи), что способствует разностороннему развитию музыкального вкуса дошкольников и обогащению их эмоциональной сферы.
  4. музыкальные произведения отбирались в соответствии с яркой образностью, художественностью и эмоциональной направленностью: от кукольно-игривых мажорных пьес (П. Чайковский, К. Дебюсси) до холодных, протяжных, грустно-минорных сюит (А. Вивальди, Ж. Оффенбах).
  5. учитывалась доступность восприятию дошкольников инструментальных и симфонических произведений, в этом смысле важна адаптация музыки по сложности ладовой характеристики, гармоничности, мелодий. Так, мелодичные пьесы французских и итальянских композиторов, сказочные номера из балетов П.И.Чайковского, шуточные пьесы И.Штрауса, Ф.Листа, В.-А. Моцарта одинаково легко воспринимаются детьми. И, наконец, одним из критериев отбора стала личностная характеристика композиторов, их эмоционально-психическое состояние (например, не включены по этой причине произведения Л.В. Бетховена), с целью положительного воздействия на хрупкую детскую психику, позитивного восприятия детьми музыки, которая не должна угнетать или подавлять сознание ребенка.

Исходя из перечисленных критериев, нами были отобраны музыкальные произведения для занятий (см. приложение 4).

Таким образом, результаты диагностики показали, что, при использовании лучших образцов мирового музыкального фонда параллельно с художественными произведениями живописи и поэзии, качественно изменяется восприятие предметов и явлений окружающей действительности и передача собственных образов и представлений в художественно-творческой деятельности детей. Как сказал Гюстав Флобер: «Только необычайные переживания порождают высокие творения».

В процессе работы с детьми главной задачей стала необходимость научить детей не бояться оригинальности и неординарности в рисунке. Этого можно достигнуть путём ухода от точного копирования образа (прорисовка карандашом, а затем раскрашивание), использованием разнообразных способов и техник изображения (рисование по мокрой бумаге, нахождение образа в цветовом пятне; рисунок из геометрических форм и фигур, палочками, верёвочная техника рисунка), комбинированием разных художественных средств и стилей изображения в одной работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Список музыкальных произведений

  1. Тема «Настроения, чувства в музыке»
  • А.Гречанинов. В разлуке.
  • М.Глинка. Ноктюрн «Разлука».
  • П. Чайковский. Новая кукла.
  • Г.Свиридов. Попрыгунья.
  • Г.Свиридов. Упрямец.
  • Р.Шуман. Просящий ребенок.
  • Г.Свиридов. Ласковая просьба.
  • А.Гречанинов. Материнские ласки.
  • Ж.-Ф. Рамо. Радость.
  • Ж.-Ф. Рамо. Резвушка.
  • Ж.-Ф. Рамо. Злюка.
  • Р.Шуман. Первая утрата.
  • М.Мусоргский. Слеза.
  • Р.Шуман. Веселый крестьянин.
  • Р.Шуман. Смелый наездник.
  • Р.Шуман. Всадник.
  • А. Гречанинов. Верхом на палочке.
  • Р.Шуман. Горелки.
  • Ж. Визе. Волчок.
  • Э.Вилла-Лобос. Петрушка.
  • К.Дебюсси. Маленький негритенок.
  • Р.Шуман. Грезы.
  • Г.Форе. Мечты.
  • Р.Шуман. Порыв.
  • Ж. Масне. Размышление.
  • П.Чайковский. Размышление.
  • Р.Шуман. Воспоминания.
  • Э.Григ. Воспоминания.
  • И.С.Бах. Шутка. Сюита №2 для камерного оркестра. (Два варианта исполнения).
  • А.Корелли. Шутка.
  • Д.Кабалевский. Шутка.
  • П.Чайковский. Юмореска.
  • А.Дворжак. Юмореска. (Два варианта исполнения).
  • Р.Щедрин. Юмореска
  • С.Прокофьев. Сарказм.
  • А.Лядов. Первое скерцо.
  • П.Чайковский. Скерцо.
  • С.Прокофьев. Юмористическое скерцо.
  • Ф.Шуберт. Скерцо.
  • X. Глюк. Мелодия.
  • П.Чайковский. Мелодия.
  • Э. Григ. Мелодия.
  • А.Рубинштейн. Мелодия.
  • А.Дворжак. Цыганская мелодия
  • Ф.Шуберт. Венгерская мелодия.
  • П.Чайковский. Ноктюрн.
  • Ф.Шопен. Ноктюрн си бемоль минор.
  • Ф.Шуберт. Музыкальный момент фа минор.
  • С.Рахманинов. Музыкальный момент ми-бемоль минор.
  • И.С.Бах. Прелюдия.
  • Ф.Шопен. Прелюдия.
  • С.Прокофьев. Прелюдия.
  • Шопен. Четыре этюда.
  • Р.Шуман. Пьеска.
  • Ф.Шуберт. Пьеса.
  • Дж.-Б. Перголези. Андантино.
  • Л.Бетховен. Элизе.
  • И.С.Бах. Рондо из Партиты до минор.
  • В.А.Моцарт. Рондо (Маленькая ночная серенада).
  • В.А.Моцарт. Рондо ля минор.
  • В.А.Моцарт. Турецкое рондо.
  • И.Гайдн. Соната ре мажор №50,1-я,2-я,3-я части. 23. Л.Бетховен. Соната № 17, 3-я часть.
  • В.А.Моцарт. Симфония № 40 соль минор, 1-я часть, 2-4 части во фрагментах.
  • Л.Бетховен. Симфония №5,1-я часть (фрагмент).
  • П.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром №1, 1-я часть (фрагмент).
  • Э.Григ. Концерт для фортепиано с оркестром, 1-я часть.
  • Ф.Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром, 1-я часть.

  1. Тема "Песня, танец, марш»

ПЕСНЯ

  • Вдоль по Питерской - рус. нар. песня.
  • Дубинушка - рус. нар. песня.
  • Метелица - рус. нар. песня.
  • А.Алябьев - Нищая.
  • А.Гурилев - Однозвучно гремит колокольчик.
  • Я. Пригожий - Ночь светла.
  • П.Булахов - Колокольчики мои.
  • М.Блантер - Катюша.
  • М.Глинка. Камаринская.
  • Н.Римский-Корсаков. Увертюра на русские темы: Величальная, Плясовая.
  • А.Лядов. Каляда-Маляда, Плясовая, Колыбельная, Хороводная
  • Г.Свиридов. Колыбельная.
  • Г.Форе. Колыбельная песня.
  • П.Чайковский. Русская песня, Меланхоличная серенада.
  • И.Стравинский. Русская песня.
  • Н.Римский-Корсаков. Песня индийского гостя («Садко»).
  • ПЛайковский. Песня без слов.
  • Ф.Мендельсон. Песня без слов «Венецианского гандольера»
  • Э.Григ. Песня Сольвейг (сюита «Пер Гюнт»).
  • Ф Шуберт. Аве, Мария, Серенада.
  • И.С.Бах. Прелюдия до мажор. (ХТК, т.1).
  • Ш.Гуно. Аве, Мария.
  • И.С.Бах. Ария из сюиты для камерного оркестра №3.
  • Э.Григ. Ариетта.
  • С.Рахманинов. Вокализ. (Два варианта исполнения).
  • Л.Бетховен. Романс.
  • Р.Шуман. Маленький романс.
  • П.Сарасате. Андалузский романс.
  • Г.Свиридов. Романс.
  • И.Гайдн. Серенада.
  • А.Бородин. Ноктюрн.
  • Д.Россини-О.Респиги. Ноктюрн.
  • А.Вивальди. Сицилиана.
  • П.Чайковский. Анданте кантабиле. (Из струнного квартета №1 ре мажор).

ТАНЕЦ

  • И.С.Бах - Алеманда из английской сюиты ля минор, Бурре из английской сюиты ля минор, Менуэт из сюита №2 для камерного оркестра, Гавот из Сюиты для оркестра №3, Полонез (Сюита №2 для камерного оркестра).
  • Г.Персел. Менуэт из сюиты.
  • Л.Боккерини. Менуэт-рондо, Менуэт.
  • В.А.Моцарт. Менуэт.
  • Э.Григ. Бабушкин менуэт, Танец Анитры  (Пер Гюнт).
  • Ж.Бизе. Менуэт. (Арлезианка. Сюита №2), Галоп.
  • Г.Свиридов. Старинный танец.
  • С.Прокофьев. Гавот, Гавот из Классической симфонии.
  • А.Гречанинов. Вальс.
  • П.Чайковский. Вальс (Детский альбом), Вальс (Серенада для струнного оркестра), Сентиментальный вальс, Вальс (Из оперы «Евгений Онегин»), Полька, Мазурка, Полонез (Из оперы «Евгений Онегин»).
  • М.Глинка. Вальс-фантазия, Первоначальная полька, Арагонская хота, Воспоминания о летней ночи в Мадриде.
  • Р.Шуман. Немецкий вальс («Карнавал», инструментовка М.Равеля), Фантастический танец.
  • И.Брамс. Вальс, Два Венгерских танца - №1, №5.
  • Ф.Шуберт. Вальс, Лендлер.
  • Ф.Шопен. Вальс №19, №17, №6, №7, №11, Мазурка си бемоль минор, Полонез ля мажор.
  • Ш.Гуно. Балетная музыка из оперы «Фауст»: Вальс, Аллегретто, Модерато, Вальс.
  • Ф.Крейслер. Вальс «Муки любви». (Два варианта исполнения).
  • И.Штраус. Вальс «На прекрасном голубом Дунае», Королевский вальс, Полька, Полька-галоп «Трик-трак», Полька-пиццикато.
  • С.Прокофьев. Вальс.
  • Г. Свиридов. Вальс.
  • Ф.Таррега. Полька Розита.
  • А.Алябьев, Мазурка.
  • А. Гречанинов. Мазурка.
  • Д.Россини-О.Респиги. Волшебный магазин игрушек: И. Тарантелла, Мазурка, Казачий танец, Шутливый танец, Медленный вальс, Галоп.
  • А.Лядов. Полонез. (Памяти Пушкина).
  • Г. Венявский. Полонез.
  • А.Дворжак. Два Славянских танца.
  • М.Равель. Болеро.
  • Э. Гранадос. Испанский танец. (Два варианта исполнения).
  • И. Альбенис. Танго.

МАРШ

  • П.Чайковский. Марш деревянных солдатиков, Маленький марш (Из сюиты №1 ре минор).
  • Р.Шуман. Марш, Марш Давидсбюндлеров («Карнавал». Два варианта исполнения)
  • Н.Римский-Корсаков. Марш из оперы «Сказка о царе Салтане».
  • М.Мусоргский. «Картинки с выставки» Богатырские ворота.
  • С.Прокофьев. Марш, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», «Монтекки и Капулетти».
  • Г.Свиридов. Военный марш.
  • Г.Персел. Рондо из сюиты.
  • Л.Бетховен. Концерт для фортепиано с оркестром №5, 1-я часть (фрагмент), 7-я симфония, 2-я часть (фрагмент).
  • Ф.Шуберт. Три марша.
  • Д.Верди. Марш из оперы "Аида".
  • Д.Россини. Марш из увертюры к опере «Вильгельм Телль», Марш из увертюры к опере «Сорока-воровка», Марш. («Волшебный магазин игрушек»).
  • Ж.Бизе. «Детские игры» - Марш,  «Кармен сюита» Увертюра,  «Арлезианка» - Сюита №2. Фарандола.
  • И.Штраус. Марш (Вступление к Королевскому вальсу), Радецки марш, Входной марш из оперетты "Цыганский барон».
  •  Г.Берлиоз. Венгерский марш №3.

  1. Тема «Музыка рассказывает о животных и птицах»
  • К.Сен-Санс. "Карнавал животных": Вступление и Королевский марш льва, Куры и петухи, Птичник, Лебедь, Антилопы, Слон, Длинноухие персонажи, Кенгуру, Аквариум, Кукушка в чаще леса.
  • Ф.Шуберт. Форель.
  • Л.К.Дакен. Кукушка. (Два варианта исполнения)
  • И.Штаус. Французская полька «В Крапфенвальде».
  • А.Алябьев. Соловей. (Обр.Ф.Листа).
  • П.Чайковский. Песнь жаворонка.
  • М.Глинка. Жаворонок. (Обр. М.Балакирева).
  • М.Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. (Два варианта исполнения).
  • А.Лядов. Былина о птицах, Я с комариком плясала.
  • Ж.-Ф. Рамо. Пение птиц.
  • М.Равель. Печальные птицы.
  • Э.Григ. Птичка, Бабочка.
  • Ф. Куперен. Бабочки.
  • Н.Римский-Корсаков. «Золотой петушок». Крик петушка, Полет шмеля.
  • С.Прокофьев. Кузнечики и стрекозы. («Золушка»), Шествие кузнечиков.

  1. Тема «Природа и музыка»
  • Э. Григ. Утро. (Пер Гюнт), Весной, Ноктюрн, Летний вечер. Ручеек.
  • С.Прокофьев. Утро, Фея Зимы, Весны, Осени из балета «Золушка».
  • П.Чайковский. Зимнее утро, 1-я симфония «Зимние грезы» - 1-я, 2-я части (фрагменты), На тройке, Подснежник, Осенняя песня.
  • И.Штраус. Утренние листки. Вальс.
  • М.Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
  • С.Прокофьев. Вечер, Ходит месяц над лугами, Дождь и радуга.
  • Р.Шуман. Вечером, Ночью, Зима, Дед Мороз, Май, милый май!, Цветы.
  • Н.Римский -Корсаков. Ночь (Рождественская сюита), Море («Садко», симфоническая картина).
  • К.Дебюсси. Лунный свет.
  • А.Вивальди. "Времена года". Зима - 1-я, 2-я, 3-я части, Лето - 2-я, 3-я части, Осень - 2-я ,3-я части, «Весна» - Концерт для скрипки с оркестром, 1-я, 3-я части.
  • Г.Свиридов. Тройка.
  • Ф.Мендельсон. Песня без слов «Весенняя».
  • Л.Бетховен. 6-я симфония, «Пасторальная», 4-я ч. Гроза.
  • Г.Свиридов. Дождик, Весна и осень.
  • А.Лядов. Волшебное озеро.
  • М.Глинка. Баркарола.
  • Ф.Лист. Фонтаны виллы Д,Эсте.
  • А.Аренский. Лесной ручей.
  • М.Равель. Лодка в океане, Игра воды.

  1. Тема «Сказка в музыке»
  • П.Чайковский. Нянина сказка, Баба Яга.
  •  С.Прокофьев. Сказочка, Вальс, Бой часов из балета «Золушка».
  • А. Лядов. Баба Яга, Кикимора.
  • М.Мусоргский. Баба яга, Старый замок, Гном - «Картинки с выставки». (Два варианта исполнения).
  • Э.Григ. В пещере горного короля, Шествие гномов.
  • Г.Свиридов. Колдун.
  • М.Глинка. Марш Черномора. 15.-17. Н.Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане». Три чуда: Белка, 33 Богатыря, Царевна-Лебедь.
  • Н.Римский-Корсаков. Море и корабль (из симфонической сюиты «Шехерезада»).
  • П.Чайковский Балет «Щелкунчик»: Марш, Испанский танец. Шоколад, Арабский танец. Кофе, Китайский танец. Чай, Русский танец. Трепак, Фея Драже, Вальс цветов, Адажио. (Мари и Принц).

  1. Тема «Музыкальные инструменты». Подражание музыкальным инструментам и игрушкам.
  • Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин.
  • Г.Свиридов. Парень с гармошкой, Шарманщик поет, Музыкальный ящик, Звонили звоны.
  • А.Гречанинов. На гармонике.
  • П.Чайковский. Камаринская.
  • И.Стравинский. Русская, Масленица (Из балета "Петрушка»).
  • А.Лядов. Музыкальная табакерка.
  • А. Даргомыжский. Табакерочный вальс.
  • Праздничные пасхальные звоны колоколов Троицкой Сергиевой Лавры.
  • Колокола Ростовского кремля: Праздничный звон, Свадебный звон, Красный звон.
  • А.Бородин. В монастыре.
  • М.Мусоргский. Богатырские ворота, Рассвет на Москве-реке.
  • С.Рахманинов. Фортепианный концерт N2,1-я часть.
  • Н.Паганини. Кампанелла.
  • Э.Григ. Колокольный звон.
  • М.Равель. Долина звонов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Конспект нтегрированного занятия «Золотая осень»

Тема: Рисование осеннего леса под музыку Чайковского.

Цель: Развитие умения детей передавать свои эмоции от услышанного произведения, используя разные техники рисунка (подмалевка, рисование углем, губкой).

Материалы:

  1. Репродукции Левитана «Осень», «Золотая Осень»
  2. Музыкальная композиция Чайковского «Времена года», «Октябрь. Осенняя песнь»
  3. Мольберт, с приготовленным набором (бумага, акварель, гуашь, кисть, вода в банке) для демонстрации поэтапного выполнения рисунка.
  4. Акварель, гуашь, кисточки, кусочки поролона, вода в баночках, тряпочки для кисточек, художественный уголь.

Ход занятия

На доске вывешены репродукции. Рабочие места детей готовы к уроку. Магнитофон готов к воспроизведению нужного произведения.

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами в очередной раз поговорим об осени. Посмотрите в окно, что вы видите? (настала осень) Что изменилось? (пасмурно, деревья некоторые сбросили листву, а на некоторых деревьях листья окрасились в разные цвета) Какое настроение вызывает у вас осень? (ответы детей). А какая осень бывает? Как называется период осени, когда листья нарядные: красные, желтые, оранжевые? (Ранняя осень) А как называется пора осени, когда деревья уже голые, пасмурно и дожди льют? (поздняя осень). Да, осень вдохновляла во все свои периоды художников. Посмотрите на репродукции картин Левитана. Какая из них «поздняя», а какая «ранняя осень»? (ответы детей). На репродукции поздней осени очень хорошо видны стволы и ветки деревьев. Скажите, а как мы рисуем деревья? Откуда куда и как начинаем вести линию ствола? (из земли вверх, к солнцу, сужая линию путем нажатия на кисть). Правильно, но сегодня мы будем рисовать дерево совсем не кисточкой а совсем другим материалом – художественным углем.

Для начала работы нам необходим подмалевок. Что такое подмалевок? (задний фон, заготовка для прорисовывания переднего плана). Правильно! Но вы знаете, что художники для своих картин использовали краски, уголь, пастель и много еще какого материала, а вот композиторы… чем они писали «свои картины»? (нотами, красивыми переходами, приемами музыки). Да! И сейчас мы обратимся к творчеству русского композитора – Петра Ильича Чайковского. Вы с ним уже знакомились на занятиях по музыке и даже слушали его «Времена года». И вы описывали, что вы видели во время прослушивания, вы таким образом «описывали» картину, которая у вас предстала перед глазами. Значит у Чайковского получилось нарисовать картину? (ответ детей) И художники и композиторы «рисовали» картины, только художники – красками, а композиторы – нотами! Сейчас мы с вами будем слушать произведения Петра Ильича Чайковского и рисовать. Начнем с подмалевка.

Дети выполняют поставленную задачу, слушая музыку. В это момент педагог  демонстрирует весь процесс на мольберте. Демонстрируя как набирать воду на кисть, как брать краску, как вести линии и т. д. Для подмалевка важно наносить линии акварелью по направлению сверху - вниз горизонтальными линиями, слева - направо. Акварель любит воду и поэтому, таким образом, у нас получается «растяжка цвета», от насыщенно голубого к более прозрачному. ВАЖНО! Напоминать детям, что когда рисуем одним цветом, кисть не моется, а просто обмакивается в воду. Кисть моют только тогда, когда закончили рисовать одним цветом и переходить необходимо на другой цвет. Залив таким образом 3/4х листа бумаги, кисть моется, промакивается тряпочкой. Затем берем коричневый цвет и доканчиваем работу над подмалевком.

Педагог: Ну вот дети, ваш подмалёвок готов и нам надо подождать немного, пока он просохнет. Если у вас «лужи» на бумаге, то можно промокнуть их осторожно тряпочкой, но ни в коем случае не тереть, а просто промакнуть. А пока сохнет наша заготовка, давайте посмотрим на картину Левитана и поговорим о Петре Ильиче Чайковском.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Вы уже знаете, что он родился 175 лет назад. Давно уже Петра Ильича нет в живых, но память о нем жива и будет жить вечно, благодаря его таланту. Люди разных стран с удовольствием слушают и любят знаменитые произведения Чайковского. Об этом и мечтал композитор.

Он желал бы всеми силами души,

Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши,

Чтобы вместе с нею улыбались,

Чтоб она печали отвела,

Напоила путника в дороге,

Он мечтал, чтоб музыка была

Утешеньем, радостью, подмогой.

Пётр Ильич родился на Урале в маленьком городке – Воткинске. Чайковский рос в многодетной семье. В семье очень любили музыку, и в доме часто устраивались любительские концерты. Маленький Петя рано научился сам сочинять музыку.

А вот о Левитане вы еще ничего не знаете. А ведь Левитана называли певцом русской природы. Действительно, его полотно не спутаешь с полотном других мастеров. Они примечательны тем, что художник делал не слепок и не фотографию природы, а передавал её живое дыхание.

О детстве Левитана не известно почти ничего. Дело в том, что незадолго до смерти, художник уничтожил свой архив, письма родных и близких. Только в результате кропотливой работы исследователей были восстановлены основные факты его биографии.

Исаак Левитан родился в небольшом литовском городке Кибартай в еврейской семье среднего достатка, его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, вскоре после рождения младшего сына, он перевёз семью в Москву.

На выбор пути Исаака повлиял его старший брат, тоже художник. Заметив способности мальчика, он стал брать его с собой на этюды и выставки. В возрасте 13 лет Исаак Левитан был принят в число учеников Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Он попал в класс пейзажа, которым руководили крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.

Левитан не мог надеяться на поддержку семьи и с самого начала пребывания в училище должен был зарабатывать на жизнь уроками или заказными портретами. Хотя Левитан блестяще закончил училище, ему был вручён диплом учителя чистописания, поскольку, по мнению царских чиновников, еврей не мог быть художником.

В памяти современников и потомков Левитан останется не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находятся в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.

Ну вот, и подсохли наши подмалевки, и сейчас я вам раздам кусочки угля и покажу, как ими рисовать. Уголь хорош тем, что он легко рисует, и можно размазывать пальцем линии и получается рисунок как будто «туманным».

Демонстрация работы на подмалевке углем. ВСЕГДА деревья рисуются снизу-вверх. Подсказкой в таких вопросах служит такой довод, «что из чего растет». То есть ствол из земли и ветки из ствола и тянутся к солнцу. Так детям легче запомнить и линии получаются правильными.

А закончим мы нашу работу, используя уже знакомую вам губку. Для этого макаем край кусочка губки в гуашь желтого, красного и оранжевого цвета и легкими движениями нажатия рисуем крону деревьев.

Дети заканчивают свои работы под звучание музыки.

Спасибо ребята, за вашу работу, вы сегодня с душой нарисовали свои картины и мы их развесим, таким образом нас получится выставка ваших работ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Список используемой литературы:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М., 1998.
  2. Ашикова В. Воспитание культурой и красотой //Дошкольное воспитание. 2002. №5
  3. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
  4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Боровик О.В.  Развитие воображения: метод. Рекомендации.-М.: Рон, 2000.
  6. Боровик О.В. Развиваем воображение // Дошкольное образование. 2001. №1(49).
  7. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.- М., 1977.
  8. Буракова О.А. Музыкальная пластика. – Екатеринбург, 2001.
  9. Веккер Л.М. Психические процессы. Т.1. – М., 1974.
  10. Венгер Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. – М.: Просвещение, 1987.
  11. Ветлугина Н.А. Воспитание детей в игре // Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
  13. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
  14. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе. Воронеж, 2004.
  15. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление. М., 2004.
  16. Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когито-центр. 2012г.
  17. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
  18. Музыкальное воспитание в детском саду./Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1981.
  19. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)
  20. Силивон В.А. Природа детского рисунка. Мн., 2000.
  21. Урунтаева Г.А., Афонькина  Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии»

Список использованных репродукций произведений живописи:

  1. А. Матисс. Вид Колиура. (1906)
  2. П. Боннар. Средиземное море. Триптих. (1911)
  3. И. К. Айвазовский. Утро на море. (1849)
  4. К. Моне. Регата в Аржантее. (1872)
  5. Дж. Сарджент. Акварели. (1908)
  6. И. Глазунов. Петербург Ф.М.Достоевского. (1956)
  7. В. Ван-Гог. Натюрморт с бутылками. (1884)
  8. М. Чюрленис. Весна
  9. В. Васнецов. Иллюстрации к сказкам "Хрустальная гора"
  10. В. Васнецов. Баба яга (Похищение девочки)
  11. К. Брюллов. Последний день Помпеи
  12. З. Е. Серебрякова. Озими. (1910)
  13. В. Г. Чернецов. Вид Саратова при закате. (1860)
  14. А. Куинджи. Ночь на Днепре. (1882)
  15. В. Борисов-Мусатов. Сон божества
  16. А. Дерен. Стволы деревьев. (1912)
  17. А. Дерен. Тропинка в лесу Фонтенбло. (1912)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по музыке "Музыка весны"

Музыкальное занятие для средней и старшей группы по программе И. Каплуновой "Ладушки". Тип занятия  - интегрированное, вид - исследовательское...

Методические материалы по проведению интегрированных занятий в образовательной области музыка. Тема: "Музыка в рисунках детей"

Интегрированное занятие в образовательнойобласти музыка по приобщению детей к слушанию, развитию фантазии, творческого мышления....

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

"Музыка иленэ сэяхэт"-музыка шогыле (М.хэзерлек торкеме)

Мэктэпкэ хэзерлек торкемендэ уткэрелгэн музыка шогыле...

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....