МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)
статья (старшая группа)
МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (обобщение опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Петерс Людмила Александровна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад
№74 общеразвивающего вида г. Орла
МОТОРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Аннотация. В статье представлена методика моторного планирования при автоматизации поставленных звуков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Ключевые слова: моторные программы, автоматизация звуков, старший дошкольный возраст, ограниченные возможности здоровья.
Красивая, выразительная, грамматически правильная речь – одно из главных условий всестороннего развития детей дошкольного возраста. Чем разнообразней и богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем больше его возможности в освоении окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие, а значит и осуществляется подготовка ребенка к обучению в школе. Вот почему так важно заботится о поэтапном и своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения в детской речи, как в детском саду, так и в семье.
Специалисты замечают, что в последнее время возросло количество детей с нарушениями речи. Появилось и много сложных нарушений, требующих нестандартных подходов в работе. Это касается работы логопедов, дефектологов, тифлопедагогов и других узконаправленных специалистов.
Сами дети тоже изменились. Опытные педагоги выделяют в процессе своей работы два важных компонента – это недоразвитие мелкой и крупной моторики. Движение и предметное действие является первой и практически единственной формой проявления активности и самостоятельности в раннем детстве (до 3-х лет). У детей, долго сидящих перед экраном, нарушено чувство собственного движения и пространственный образ себя. Известно, что переживание себя в пространстве, чувство своей телесности – исходная точка всех видов активности и основа практически всех линий развития ребенка в дошкольном возрасте. Многие проблемы в развитии (в том числе, несформированность произвольного поведения, трудности в освоении письма) связаны как раз с несформированностью телесного самовосприятия. [1: с. 90].
Другая характерная особенность современных детей – задержка в развитии речи. В последние годы родители и педагоги все больше жалуются на отставание речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста в компенсирующей и комбинированной группах, я стала замечать, что наряду с другими проблемами в развитии детей прослеживается тенденция медленной автоматизации поставленных звуков в речи. Ещё чаще стала встречаться проблема так называемой «кабинетной» речи, когда ребёнок старается и произносит всё правильно только в кабинете логопеда. В повседневной жизни навык не применяется.
Известно, что знания и навыки, которые не включены в интересы и практическую ткань жизни детей, остаются отчужденными, не усваиваются и не ведут к психическому развитию ребенка. Действительное развитие происходит в реальной, практической и адекватной возрасту деятельности детей [2: с. 89].
Так назрела необходимость рассмотреть новые подходы в автоматизации поставленных звуков. В то же время важно развитие речи как системы, учитывая её взаимосвязь с остальными психическими процессами. Необходимо также помнить об адекватной речевой нагрузке! Речи детей на занятиях должно быть много, здесь главное рациональное и гармоничное сочетание и с движениями и с сенсорным насыщением. Поэтому в своей работе я начала использовать моторное планирование.
Моторное планирование – это самая сложная форма работы нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется только произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.
Моторное планирование появляется в случае новых задач, новых непривычных ситуаций, новых материалов, новых действий. Здесь ключевое слово – «новый», «непривычный»!
В своей практике я стала использовать моторное планирование в нескольких направлениях на этапе автоматизации поставленных звуков. Предлагаю вашему вниманию некоторые из них.
- Моторные дорожки. Для создания моторных программ использую ортопедические коврики, балансиры, координационную лестницу, островки, координационные дорожки. Моторные дорожки помогают развить координацию, равновесие, моторное планирование и автоматизировать звуки на всех стадиях, от слогов до предложений. И девочкам и мальчикам очень нравятся моторные дорожки! Просят каждое занятие «полосу препятствий», так с любовью они называют мои моторные дорожки.
- Реципрокные упражнения. Это различные взаимные упражнения, где правая и левая сторона тела, в основном руки, поочерёдно выполняют разнонаправленные движения. Одновременно ставится и выполняется задача по автоматизации звука. Эти задания могут быть различными и зависят от цели логопедической работы.
- Ритм и переключение. Это основа работы над слоговой структурой слова и конечно автоматизации звуков. Тут можно и над пространством и последовательностью поработать. Для этих заданий использую сортёры с 4, 6 и 8 ячейками, визуально-ритмический логопедический круг, цветные палочки, коврики, шапки и шарфики, ластики, шишки, и многое другое.
- Сенсорная интеграция. Сенсорный сыпучий материал как магнит притягивает детей и служит отличным мотиватором. Для сенсорного наполнения чаще использую фасоль и чечевицу. Таким образом, насыщаем ребёнка тактильными ощущениями и закрепляем звук. Попутно отрабатываем пространство, слухоречевую память, зрительное восприятие, синхронизируем работу обоих полушарий с помощью двуручной деятельности.
- Нейромоторные тренажеры. В основе нейромоторных трафаретов положены графические упражнения для детей, разработанные с позиции нейропсихологии и направленные на развитие структур головного мозга, отвечающих за пространственное мышление, концентрацию внимания, восприятие, память. В процессе выполнения нейромоторных упражнений у ребёнка развиваются: зрительно-пространственная координация и пространственно-графическая ориентация, синхронизируется работа глаз и рук; закрепляются навыки зрительного восприятия при дифференциации различных элементов; активизируется деятельность головного мозга, ускоряется развитие нейронных связей, взаимодействие обоих полушарий головного мозга.
- Звучащие предметы. С помощью этих игр и упражнений мы работаем над моторными программами, двуручной деятельностью, слухоречевой памятью, пальцевым праксисом и всё это решаем в процессе автоматизации звуков. Использую звоночки, колокольчики, шумовые музыкальные инструменты, а так же бумажные стаканчики, цветные палочки и резинки.
- Графомоторные дорожки. Это игры и упражнения, которые направлены на развитие внимания, двигательных навыков, хорошо координируют систему «глаз-рука» и также в процессе выполнения задания автоматизируются звуки. Для детей старшего дошкольного возраста графомоторные дорожки используем также для подготовки руки к письму. Для заданий подойдут готовые дорожки, планшет, доска или обычный лист бумаги.
Применяя в своей работе метод моторного планирования при автоматизации звуков, я смогла добиться положительных результатов. Речь детей стала чище, грамотнее. Поставленные звуки легче автоматизируются, исчезла «кабинетная» речь. Состояние крупной и мелкой моторики значительно улучшилось. У дошкольников также активизировались мыслительные процессы, улучшилась зрительно-пространственная координация и пространственно-графическая ориентация. Улучшилась и слухоречевая память, которая является важной составляющей успешного освоения письменной речью.
Литература
- Ананьина А.А. Моторное планирование в логопедии. [Электронный ресурс]. – www.maam.ru (дата обращения 05.03.2022).
- Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. // Диля.
– 2013 - Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность// М.: Политиздат. – 1975. – С. 89.
- Моторное планирование и речь. [Электронный ресурс].
– https://logopedprofiportal.ru/blog/568144/ (дата обращения 10.03.2022). - Смирнова Е.О. Абдуллаева Е.А. Организация игровой деятельности. Учебное пособие// Феникс. – 2016. – С. 90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы).
Для ребенка-дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и др.Логичным и закономерным предс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/29/picture-354835-1385702163.jpg)
Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА» (из опыта работы)
Конспект спортивного развлечения для детей старшего дошкольного возраста «ВЕСЕЛАЯ ЭСТАФЕТА»(с элементами футбольной техники)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-553572-1420907750.jpg)
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
развивать связную речь детей помогают экскурсии в природу,проектная деятельность, исследовательская деятельность, зкологические праздники и другое....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-553572-1420907750.jpg)
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами экологии (из опыта работы)
развивать речь детей помогают экскурсии в природу,экологические праздники,исследовательская деятельность и другое....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-332223-1383571450.jpg)
Использование приема моделирования в работе по формированию навыков связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. (из опыта работы)
Конечным результатом обучения языку, вершиной удивительно мощного и сложнейшего явления, называющегося человеческой речью, является собственно связная речь....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/18/picture-987631-1513547332.jpg)
«Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР» ( из опыта работы)
Методические рекомендации для педагогов ДОУТема: «Как эффективно использовать проектный метод в работе учителя-логопеда для повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного в...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1205266-1578688610.jpg)
Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы)
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, ...