Программа по самообразованию. Инновационный проект :"Шаги к математике"
проект (старшая группа)

Муниципальное Бюджетное  Образовательное Учреждение  «Уркарахская начальная школа-детский сад имени Рамазанова Р.С»

 

Программа

По

САМООБРАЗОВАНИЮ

Яхъяева Заира Магомедовна

ФЭМП

Пояснительная записка

 

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребёнка его неповторимости и самобытности. 

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребёнка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.

Дошкольный возраст – это период, когда главный вид деятельности ребенка – это игра. В игре легче усваиваются знания, умения и навыки, поэтому все занятия должны быть организованы в игровой форме. Ребёнок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение с взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.

С пяти лет ребёнка необходимо готовить к будущему обучению. Интеллектуальное развитие ребёнка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В этом возрасте дети должны использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Логические приёмы умственных действий  (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование) в литературе также называют логическими приёмами мышления. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития, т.к. математика играет огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Проводимая  работа по самообразованию «Весёлая математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление. По результатам  диагностики, проводимой  в начале учебного года, делаю выборку тех детей, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития, и занимаюсь с ними. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных разнообразных дидактических игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей  к школе.

Цель программы:

Расширение кругозора  математических представлений у детей дошкольного возраста и обеспечение качественной подготовки детей к школе.

 

             Задачи для детей 6-7:

• Формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 20 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы «Сколько всего?», «Который по счёту?» Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах десяти;

• Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой);

• Совершенствовать навык сравнивания групп множеств и их уравнивания разными способами;

• Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть;

• Формировать представление о том, что результат счёта не зависит от расположения предметов и направления счёта;

• Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной мерки; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах десяти;

• Совершенствовать  умение узнавать и различать плоские и объёмные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения;

• Формировать представление о четырёхугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях;

          Совершенствовать навык измерения объёма жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер.

               Совершенствовать навык деления целого на две, четыре, восемь равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

               Сформировать умение создавать и читать простейшие чертежи, планы, схемы.

               Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова месяц, неделя .Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута – час, неделя – месяц, месяц – год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.

 

Взаимосвязь с родителямипросвещать родителей в области математического развития детей,  продолжать знакомить с разнообразными играми и упражнениями математического характера, которые можно использовать со своими детьми дома

Год разработки программы2019г.

Программа по самообразованию реализуется в совместной деятельности с группой детей.

Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

                                       Средства реализации.

Для решения поставленной цели подобрала  следующие средства реализации:

• Комплекты цифр, математических знаков, геометрических фигур.

• Раздаточный счётный материал.

• Наборы карточек с заданиями.

• Полоски, ленты разной длины и ширины.

• Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.

• Схемы-таблицы.

• Чудесный мешочек.

• Игры на классификацию.

• Мозаики.

• Строительные наборы.

• Игры на составление узоров.

• Игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов.

• Игры со шнуровкой.

• Циферблат часов.

• Условные мерки.

• Занимательные вопросы, загадки, считалки, задачи в стихотворной форме, стихи-шутки, задачи-шутки.

Реализация принципа интеграции при организации образовательного процесса.

Я решила построить образовательный процесс так, что согласно принципу интеграции познавательное развитие детей осуществляется не только в процессе специфических игр, упражнений и занятий в образовательной области «Познание», но и при организации всех видов детской деятельности в других областях.

 

Образовательная область

Содержание работы

«Физическое    развитие»

формирование и закрепление формы и  величины, ориентировка в пространстве

закрепление количества и счета, ориентировка в пространстве, воспитание цветотерапии

знание цифр, ориентировка в пространстве

упражнение в умении устанавливать сходство и различие между предметами, развитие памяти и мышления

Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, содействие развитию самостоятельности и инициативности

«Художественно-эстетическое развитие»

Использование художественных произведений для обогащения содержания области: считалки, стихи – шутки, загадки, задачи в стихотворной форме, математические сказки

«Речевое развитие»

формирование все видов речи, развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности

развитие чувства ритма, музыкальные математические викторины

учить обследовать предмет, выделяя основные признаки: цвет, форму, величину

«Познавательное развитие»

сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора, творчества, формирование элементарных математических представлений

 

Ожидаемые результаты:

Занятия по математике помогут  детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции. Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики. Мониторинг качества образования  проводится 2 раза в год: начало и конец учебного года – в октябре и мае, с целью выявления уровня развития ребёнка.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана система дидактических игр и заданий по математическому развитию дошкольников, используемых на занятиях.

К концу реализации программы дети могут

Уметь:

• Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части. Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям;

• Считать до 10 и дальше;

• Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10;

• Соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , = , < , >);

• Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения;

• Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом;

• Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей;

• Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал, многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение;

• Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать:

• Состав чисел первого десятка и состав чисел первого десятка из двух меньших;

• Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду;

• Монеты достоинством 1, 2, 5 10 рублей;

• Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление:

• О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах;

• О временных интервалах: временем суток, года;

• Об определении времени по часам;

• О количественной характеристике числа.

 

 Формы подведения итогов реализации программы:

• итоговое занятие;

• диагностика.

 

 

                  Работа с детьми

                   Сроки выполнения

 

                                                     Сентябрь

Цифры от 1 до 10, знаки, >, <, геометрические фигуры.

Знаки =, =, +, -, арифметические задачи, величина предмета.

Независимость числа от расположения предметов, преобразование неравенства в равенства, части суток, геометрические фигуры.

Количественный счет от 1 до 10, логические задачи, состав числа 5 из двух меньших.

                                                     Октябрь

Счет по образцу и названному числу, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.

Состав числа 6, установление равенства между группами предметов, дни недели, геометрические фигур.

Независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, состав числа 7, части суток.

                                                     Ноябрь

Арифметические задачи на сложение и вычитание, величина, геометрические фигуры.

Количественный счет, времена года.

Закрепление знаний о числе 11, математические загадки, знакомство с линейкой.

Дни недели, знаки >, <

                                                      Декабрь

Закрепление знаний о числе 12, арифметические задачи, линейка, геометрические фигуры.

Число 13, арифметические и логические задачи, треугольник

Числа 11, 12, 13, величина предметов, логические задачи.

Число 14, логические задачи, геометрические фигуры.

Диагностика.

Итоговое занятие.

                                                      Январь

Числа 11, 12, 13, 14 (повторение), состав числа 8, логические задачи, ориентировка на листе бумаги.

Число 15, количественный счет до 14, геометрические фигуры.

Числа от 1 до 15 (повторение), геометрические фигуры, решение примеров, логические задачи.

                                                       Февраль

Число 16, ориентировка во времени, логическая задача.

Сравнение смежных чисел, знаки <, >, состав числа 9, квадрат, величина предметов.

Число 17, геометрические фигуры, ориентировка на листе.

Решение примеров с числами второго десятка, величина предметов, логическая задача.

                                                         Март

Число 18, времена года, логические задачи.

Число 18, геометрические фигуры, состав числа 10, логическая задача.

Число 19, величина, ориентировка во времени.

Решение примеров, независимость числа от расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве.                 

                                       Апрель

Число 20, решение примеров, арифметическая задача, геометрические фигуры.

Число 20, решение примеров, логическая задача, моторика.

Состав числа 9, сравнение чисел, геометрические фигуры.

Соотнесение числа и количества предметов.

                                        Май

Величина, ориентировка во времени, развитие внимания.

Математические загадки, времена года, соответствие между числом и количеством предметов.

Диагностика.

Итоговое занятие.


                                   Дидактические игры по математике
 

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

«Что общего и чем отличаются»
Цель: закрепить свойства предметов.

«Подбери по форме»
Цель: закрепить свойства предметов.

«Найди, кто лишний»
Цель: закрепить свойства предметов.

«Какой фигуры не хватает?»
Цель: закрепить свойства предметов.

ноябрь

«Что изменилось»
Цель:закрепить свойства предметов.

«Третий лишний»
Цель:закрепить умение сравнивать группы предметов.

«Четвертый лишний»
Цель:закрепить умение сравнивать группы предметов.

«Лабиринты: кто кому звонит?»
Цель:закрепить умение сравнивать группы предметов.

декабрь

«Дорисуй и раскрась»
Цель:закрепить отношение: часть - целое.

«Продолжи закономерность»
Цель:закрепить пространственные отношения: на, под, над.

«Найди одинаковые игрушки»
Цель:закрепить пространственные отношения: справа, слева.

«Четвертый лишний»
Цель:закрепить пространственные отношения: справа, слева.

январь

«Дорисуй»
Цель:закрепить взаимосвязь между целым и частью.

«Чем отличаются клоуны»
Цель:закрепить число и цифру 1.

«Поменяй признак»
Цель:закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

«Лабиринты»
Цель:закрепить число и цифру 2.

февраль

«Продолжи закономерность»
Цель:закрепить закономерности.

«Что общего»
Цель:закрепить умение составлять равенства.

«Соедини предметы»
Цель:закрепить число и цифру 3.

«Дорисуй»
Цель:закрепить числа и цифры 1-3.

март

«Догадайся, как надо раскрасить»
Цель:закрепить геометрические фигуры.

«Разбей фигуры по признаку»
Цель:закрепить число и цифру 4.

«Какой домик лишний и почему»
Цель:закрепить представление о многоугольниках.

«Логические цепочки»
Цель:закрепить представление о числовом отрезке

апрель

«Перехват»
Цель:закрепить число и цифру 5.

«Обведи дорожки»
Цель:закрепить пространственные отношения: впереди - сзади.

«Раскрась»
Цель:закрепить сравнение групп предметов по количеству.

«Раскрась так же»
Цель:закрепить сравнение групп предметов по количеству.

май

«Что сначала, что потом»
Цель:закрепить временные отношения: раньше - позже.

«Приключение Красной Шапочки»
/развлечение/
Цель:закрепить пройденный материал.

«Праздник математики»
Цель:закрепить пройденный материал.

Диагностика

 

                                                          Заключение                                                

     Программа «Весёлая математика» реализует новый подход в формировании элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Она направлена на создание условий для продуктивной, познавательной деятельности детей, расширение их творческого кругозора. Доступная детям практическая деятельность помогает детям лучше усваивать материал, также снизить умственное переутомление. С этой же целью материал проводится в занимательно – игровой форме с максимальным использованием дидактических игр, упражнений, заданий, презентаций математического характера и т.д.

 Программа  позволяет активно использовать наглядно – действенный, наглядно – образный и наглядно – логический уровни мышления. Считаю, что программа «Весёлая математика» необходима детям дошкольного возраста, потому что она помогает готовить детей к школе. Это происходит благодаря тому, что данная программа повышает:

• уровень развития элементарных математических представлений у детей;

• умение играть;

• развитие речи;

• уровень самообслуживания у ребенка.

 Литература:

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. – 91с.

2.Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе / авт.-сост. Е.А. Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А. Терпак. – Волгоград: Учитель, 2008. – 175 с.: ил.

3. Казинцева Е.А. Формирование математических представлений: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Е.А. Казинцева, И.В.Померанцева, Т.А. Терпак. – Волгоград: Учитель, 2009. – 223 с.: ил.

4.Кангина Н.Н. Математика в детском саду. Конспекты интегрированных занятий с детьми от 4 до 7 лет. / Кангина Н.Н., Тихомирова О.В. – Ярославль: ООО «Академия развития», 2012. – 160 с.: ил. – (Педагогам ДОУ).

5.Колесова Л.В. математическое развитие детей 4-7 лет : игровые занятия/ авт.-сост. Л.В. Колесова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 191 с.

6.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2009. -80 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по самообразованию2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационный проект «Шаги к Математике» Разработчик: Яхъяева Заира Магомедовна Воспитатель Уркарахской НШ-ДС

Слайд 2

Актуальность проекта заключается в необходимости внедрения современных образовательных технологий в педагогический процесс ДОУ. В отличии от печатных пособий, мультимедийные пособия надолго привлекают внимание ребенка и вызывает у детей огромный интерес к образовательной деятельности .

Слайд 3

Участники проекта: дети и педагоги ДОУ. Тип проекта: информационно-познавательный, групповой , долгосрочный. Сроки реализации проекта: Сентябрь 2019 – май 2024 г .

Слайд 4

Цели проекта: Повысить создание благополучного эмоционального фона у дошкольников с помощью применения мультимидийных пособий при проведении НОД по ФЭМП.

Слайд 5

Задачи проекта: Усвоение детьми новых знаний, закрепление усвоенных знаний Повышение интереса детей к изучаемому материалу Развития умения обобщать, анализировать, сравнивать Формировать самостоятельность, активность, инициативность, усидчивость и внимание.

Слайд 6

Гипотеза проекта: Если на занятиях по ФЭМП использовать мультимедийные пособия ( презентации, дидактические игры) в сочетании с традиционными, региональными играми и обучением, это позволит детям систематизировать усвоенные знания т сформировать у детей дополнительную мотивацию к обучению.

Слайд 7

Содержание проекта: I этап: информационно – аналитический Проведение диагностики для выявления элементарных математических представлений у детей в начале учебного года По результатом диагностики подбор мультимедийных пособий по ФЭМП Разработка перспективного плана по ФЭМП с использованием ( презентаций, дидактических игр)

Слайд 8

II этап: основной в проведении НОД по ФЭМП ( перспективный план) III этап: заключительный ( подведение итогов ) Проведение диагностики в начале года Подведение итогов реализации проекта

Слайд 9

Дети лучше будут усваивать материал за что того, что презентация несет в себе образный тип информационный и понятный У воспитанников повысится интерес к обучению за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов Получение знания у детей останутся в памяти на долгий срок Ожидаемые результаты проекта:

Слайд 10

создание «Математической видиотеки» – коллекции мультимедийных презентаций, дидактических игр, развивающих мультфильмов для математического развития детей. Продукт проекта:

Слайд 11

Полученные результаты проекта: Во время проведения НОД по ФЭМП с использованием мультимедийных пособий, дети по настоящему интересно заниматься, они воспринимают обучение, как веселую и увлекательную игру.

Слайд 12

Мониторинг уровня математического развития детей, в среднем группе за первое полугодие дети умеют: Дифференцировать понятие «один много», «больше - меньше», «сколько же », находя пример в окружающей обстановке понимают разницу в словах «длинный – короткий», «низкий – высокий » Группировать предметы (мечи, кубики, треугольники) по размеру, цвету и форме Знать основные геометрические фигуры не только визуально, но и по их свойствам (к примеру, имеет эта фигура углы или же круглую форму) Различать части суток: утро и вечер, день и ночь

Слайд 14

Вывод: Использование мультимедийных пособий на занятиях ФЭМП в сочетании с традиционными играми и обучением позволяют повысить у детей мотивацию у обучению, делает занятия интересными и помогают лучшему усвоению детьми программного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа "Первые шаги в математику"

Данная программа направлена на развитие первоначальных математических представлений: формирование приемов умственной деятельности,развитие  мышления ,воображения, памяти и связной речи....

проект по математике "Шаги в математику"

проект направлен на решение вопросов по ФЭМП в соответствии сФГОС ДО....

Проект "Шаги к математике" во второ младшей группе

Проект «Шаги к математике» во второй младшей группе.  Был разработан для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста...

Рабочие программы: «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги в математику»; «Социально – коммуникативное развитие». Подготовительная группа

Рабочие программы определяют содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей пятого года обучения в культурной практике  «Развитие сенсорной культуры. Первые шаги...

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Первые шаги в математику»

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая    программа социально-педагогической  направленности...

Рабочая программа по реализации инновационного проекта «Родная природа глазами детей» по художественному краеведению с детьми групп общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет

Рабочая программапо реализации инновационного проекта«Родная природа глазами детей»по художественному краеведениюс детьми групп общеразвивающей направленностиот 6 до 7 лет...