Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию "Путешествие в мир счетных устройств"
методическая разработка (подготовительная группа)

Бабичева Инна Михайловна

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе  в рамках участия в кнкурсе "Воспитатель года 2024" "Путешествие в мир счетных устройств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vospitatel_goda_babicheva_i.m.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 г. Ростова-на-Дону «Детский сад №211»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по познавательному развитию

в подготовительной к школе  группе

в рамках участия в конкурсе «Учитель года 2024»

номинация «Воспитатель года»

«Путешествие в мир счетных устройств»

подготовила и провела

воспитатель  Бабичева И.М.

г. Ростов-на-Дону, 2023г.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с историей счетных устройств, с процессором их преобразования человеком; 
  • расширять представления о предметах, облегчающих труд людей.
  • обогащать и активизировать словарь детей словами: «абак», «счетное устройство», «калькулятор», способствовать развитию связной речи.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес к истории  предметов, открывая новое в знакомом;
  • развивать логическое мышление, смекалку, умение рассуждать, доказывать, делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий.

Материал и оборудование: презентация о счетных устройствах, природный материал, абак 5 шт., счеты, калькуляторы по количеству детей, интерактивная доска.

        Ход занятия.

1.Вводная часть.

Воспитатель: ребята пока нас тут не было, кто-то заходил к нам в гости, и оставил на столе вещи. Рассмотрим их. (беру в руки калькулятор). Как называется этот предмет?  Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: правильно. А для чего нужен калькулятор?  - Предполагаемые ответы детей

Ребята, а есть ли среди вас дети, которым хотелось бы узнать, что было до калькулятора и как считали люди в давние времена?  Предполагаемые ответы детей

2.Основная часть

Воспитатель: давайте присядем на ковер, устраивайтесь удобнее. Как вы думаете, давно  ли люди умеют считать?

- Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Если порассуждать, при помощи чего люди считали в древние времена?

- Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: правильно ребята, самым древний способ счета были – пальцы.

-…… напомни мне, пожалуйста, сколько пальцев на левой руке?

-……. а на правой руке?

- А на двух руках?

Воспитатель: Вы уже освоили самый простой способ счета.

Ребята, предположим, что  предметов окажется больше чем пальцев, то как мы сможем их   посчитать? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: посмотрите,  здесь стоит коробка. Что вы можете о ней сказать? какая она?, Предлагаю открыть ее и посмотреть, что внутри. Смотрят. Что это? (Предполагаемые ответы детей) Это природный материал.  Быт человека развивался, и так как пальцев не хватало, люди стали использовать различные камешки, шишечки, ракушки, желуди. (дети располагаются вокруг столов).

Можете выбрать себе любой вид природного материала и расположить его в  виде знакомых вам геометрических фигур.

-У кого какие фигуры получились? Предполагаемые ответы детей.

-… А у тебя какая фигура получилась, а у кого еще получилась такая фигура?

-Все справились с заданием, у всех получились геометрические фигуры.  Если сказать одним словом,  то сколько предметов ушло на геометрические фигуры? Предполагаемые ответы детей (много). Давайте ненадолго оставим фигуры, мы к ним еще вернемся.

Воспитатель:  когда считать людям приходилось много, стало понятно, что носить с собой большое количество шишек, камешков, ракушек, палочек  неудобно. Поэтому люди придумали счетное устройство, которое облегчило счет. Пойдемте, я вам его покажу. Обращение к интерактивной доске. 

Этот интересный предмет называется абак. Показ в реальности. Давайте рассмотрим его. Абак представляет собой линейку. Ячейки расположены в 2 линии.  Верхняя линия это – десятки. Нижняя – единицы. Давайте попробуем посчитать на нем. Для этого найдите себе пару, с кем будет комфортно работать. Итак, начнем. Положите абак горизонтально. Отложите на абаке число 3. Теперь добавьте еще 5,  и еще два. Какое число у нас получилось? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: можем ли мы продолжить счет? Предполагаемые ответы детей. Больше добавить мы не можем т.к. нет свободных ячеек. Как вы думаете, что же нужно нам сделать, чтобы продолжить счет? Предполагаемые ответы детей.

Примеры задания: показать  на абаке любое число и назвать его.  Спросить  каждую пару. Самой отложить число 110. Назвать его и спросить детей можно ли считать дальше? Предполагаемые ответы детей. Сейчас мы с вами выяснили, что  абак не идеальный и   позволяет считать только  до 110.

Воспитатель: Ребята, мы с вами  так много считали и, кажется, немного устали. Предлагаю встать и подвигаться.

Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять (шаги  на месте)

Все умеем мы считать (хлопки в ладоши)

Отдыхать умеем тоже (прыжки на двух ногах)

Руки за спину положим (спрятали руки)

Голову поднимем выше (тянемся на носочках)

И легко-легко  подышим.

Воспитатель: ну что ж,  вернемся к нашей истории.

Когда люди начали считать большие числа, абака уже не хватало.  И тогда на смену абаку пришло новое  устройство. Как вы думаете, какое? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: правильно это-счеты. Счеты бывают разные. Обращение внимания детей к интерактивной доске. Показ изображений  с  разными видами  счет.

        Но сегодня я вас познакомлю с русскими счетами. Рассмотрим их. Счеты представляют собой деревянную рамку, с укрепленными металлическими палочками, на которых нанизаны костяшки.

        Предлагаю попробовать, как считать на счетах. Пожалуйста, вернитесь к столу, где вы выкладывали геометрические фигуры. Сосчитайте, из какого количества предметов состоят ваши геометрические фигуры, запомните это число. По очереди будете называть эти числа, а я буду считать на счетах. В итоге мы узнаем….как вы думаете, что? Предполагаемы ответы детей- сколько предметов ушло на все ваши фигуры.

Воспитатель: на все фигуры у нас ушло …. предметов. У нас получилось быстро посчитать или мы затратили большое количество времени? Предполагаемы ответы детей.  Считая на счетах, человеку необходимо много времени, поэтому люди, желая ускорить этот процесс, придумали другое устройство для счета. Как вы думаете, какое?   Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Обращение внимания детей к интерактивной доске. После счет люди в разных странах придумали счетные машины или арифмометры. Они были металлические, большие, тяжелые. Находились в одном месте (например, в магазине) и переносить из одного места в другое по надобности было тяжело и неудобно. Поэтому люди придумали   новое счетное устройство. И это был…. Предполагаемые ответы детей. Рассмотрим калькулятор. Как вы думаете, на калькуляторе просто или сложно считать? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: давайте проверим это. Пожалуйста, послушайте задачку внимательно.

Пять мышат в траве шуршат.

Три забрались под ушат.

Двое спрятались под елкой.

Сосчитать мышат недолго? (5+3+2=10)

Воспитатель: все решили задачку? Какой ответ получился? Предполагаемые ответы детей.

-Ребята оказывается не так просто считать на калькуляторе, для этого нужно знать последовательность ввода чисел и знаков.

(Если все справятся: Хорошо, вы все справились с заданием. Я думаю,  это все потому, что вы внимательно слушали и правильно вводили числа и знаки)

- Предлагаю отложить  калькуляторы.

-Скажите, а где в повседневной жизни может пригодиться счет?  Предполагаемые ответы детей.

-Людям каких профессий счет необходим? Предполагаемые ответы детей.(Продавец, строитель, кассир, банкир, бухгалтер, конструктор, инженер, архитектор, учитель, повар)

Воспитатель: Да, людям очень разных  профессий нужен калькулятор для того, чтобы расчеты были быстрыми и верными.

-Ребята, какой предмет для счета показался вам самым простым? Предполагаемые ответы детей.

- По-вашему мнению,  на каком устройстве было труднее всего считать? Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Мне сегодня было интересно с вами.

-Кто считает, что он сегодня узнал что-то полезное и интересное, давайте мне свои пятерки!

Воспитатель: Вы сегодня проделали большую работу. Я вами горжусь.   Но  время идет, оно не стоит на месте, и  сейчас я предлагаю пойти в группу (изостудию), пофантазировать  и  нарисовать,  какими вы видите устройства для счета в будущем. Согласны?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с применением интерактивной образовательной технологии по теме «Наш друг Петрушка» для детей второй младшей группы.

Обогащение чувственного опыта детей, фиксирование его в речи - главная цель данного материала. Закреплять знания детей о свойствах бумаги и ткани. Учить выражать результат обследовательских ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательной образовательной области «ФЭМП с элементами художественно-эстетического развития» для детей старшего дошкольного возраста «Пешеходный переход в городе малышей»

Конспект  непрерывной образовательной деятельностипо познавательной образовательной области«ФЭМП с элементами художественно-эстетического развития»для детей старшего дошкольного возра...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (название образовательной области) Формирование элементарных математических представлений (направление образовательной области) «Ложки» (тема) Блоки Дьенеша

Педагогический замысел: - Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками. Формирование готовности детей к совместной деятельности. - Привлекать внимание детей к предметам контрас...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...