" Взаимодействие и общение детей с воспитателем в детском саду".
презентация к уроку (подготовительная группа)

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего
мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка,
первоначального формирования физических и психических качеств, он обеспечивает
именно общее развитие.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит
благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности-игре,
рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении и др.
В общении с детьми я придерживаюсь принципа: "Не рядом и не над, а вместе". Таков
мой девиз работы с детьми в дошкольном учреждении. Эту модель общения называют
лично-ориентированной. Она составляет альтернативу содействовать становлению
ребёнка дошкольника как личность. Это предполагает решение следующих задач:-
развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования: - формирование начал
личности, развитие индивидуальности ребёнка. Знания, умения, навыки, которыми
овладевают дошкольники детского сада, рассматривается не как цель, а как средство
полноценного развития личности ребёнка. Способы общения предполагают умение стать
на позицию ребёнка. Тактика общения с воспитанниками - сотрудничество. На ребёнка
при этом я смотрю как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.
Личностно - ориентированная модель общения воспитателя с ребёнком помогает
приобщить малыша к миру человеческих ценностей. В общении я передаю дошкольнику
выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания
мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведёт к развитию
специфических человеческих способностей у воспитанников. Мир человеческих
отношений раскрывает дошкольнику в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о
правде и лжи, о справедливости и т.д.
Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в
дошкольном учреждении, основная черта которой - психологически бережное отношение
к личности ребёнка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь.
Поэтому необходимо как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. При
этом необходимо продумываю стиль и модель общения с детьми в зависимости от
поставленных задач. Выбор содержания деятельности должен основываться на желании
детей, определяться их уровнем развития.
Дошкольники становятся участниками планирования собственной деятельности,
поскольку их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском
саду и за его пределами - важнейшие критерии содержания воспитания и обучения и
сроков его реализации.
Общаясь с детьми мы должны помнить:
- ребёнок мне ничего не должен.( это мы можем помочь ребёнку стать более
самостоятельным и ответственным);
- в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели,
которые ребенок преследует теми или иными действиями;
- тихий, застенчивый ребёнок нуждается в моей профессиональной помощи так же, как и
отъявленный драчун;
- благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям
нравственных норм и правил человеческого общения.Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя. В работе
воспитателя присутствуют определённые доли импровизации.
Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух составляющих:
планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания
программы(стратегия педагогического процесса) и своеобразной педагогической
импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание , формы и методы
в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком ( тактика педагогического
процесса). Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно,
поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную
деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей
поддерживаются компоненты жизнедеятельности в детском саду, осуществляю
привычные для дошкольников ритуалы. Это режимные моменты ( сон, питание,
прогулка), систематические занятия, утренняя гимнастика и т.п. Наряду с этим
необходимо вносить в повседневную жизнь детей элементы « заинтересованности»
( игры ) с тем, чтобы разнообразить её, сделать интересной.
Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение
не должно разрушать естественность их жизни. Поэтому необходимо придерживаться
определённых правил. Нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно.
Обучение должно быть организованно таким образом, чтобы ребёнок занимался с
желанием, был инициативным! Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления
узнать новое, научиться новому. Знать, что только имея с ребёнком контакт, можно его
чему-то научить. Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. Помнить, что у
каждого ребёнка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний. Сравнивать
результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с
достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и
результатов его деятельности. Учитывать индивидуальные особенности детей. Использую
средства наглядности в определённых границах, в соответствии с возрастом детей, их
возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала.
Таким образом, без грамотно построенного процесса , при котором сохраняются
самобытность и специфика дошкольного детства, невозможно всестороннее развитие
дошкольника. Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и
возвращение первоначального значение слову "занятие"- заниматься с ребенком чем-то
интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока. Основа
обучения - разнообразная деятельность детей.
Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление
индивидуальных возможностей ребенка. Такое обучение является личностно
ориентированным. В его процессе создаются условия для формирования не только
знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. К ним
относятся самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество
(направленное в дошкольном возрасте на создание не объективно. а субъективно новых
материальных и духовных ценностей), компетентность, коммуникативность, воля
(произвольность).
Таким образом, весь образовательный процесс нужно нацеливать на развитие личности
каждого ребенка. Большое внимание уделяю развивающей предметно - пространственной
среде, как основе индивидуального подхода к ребенку. Для баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей. С этой целью в каждой возрастной группе созданы
зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной,
конструктивной . Для отдыха и нерегламентированной индивидуальной деятельности
детей в групповой комнате, спальне, приемной . В целях реализации индивидуальных
интересов, потребностей должно обеспечиваться право дошкольников на любимое
занятие. Для этого предусматриваю периодическое обновление материала и
оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Создаю условия для
моделирования и экспериментирования с различными материалами. С этой целью
оформлен уголок экспериментирования . При этом используются не только
разнообразные конструкторы, но и природный и бросовый материал. Кроме того, при
проектировании предметно- развивающей среды, нужно помнить, что у ребёнка
дошкольного возраста есть три основанные потребности: движение. общение и познание.
И среда группы должна эти потребности удовлетворять. Также нужно помнить, что
представление взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с
представлениями детей. Развивающая среда построена так, чтобы её можно было
изменить или дополнить. И для функционирования вновь созданной среды её
необходимо пополнять и насыщать новыми элементами. В группе созданы "маленькие
зоны", где дети без помех занимаются и подвижными, и спокойными видами
деятельности. Это места для занятий и художественным творчеством, и рассматривания и
чтения книг; зона для конструирования, лепки, предметно-практической деятельности;
строительная площадка и т.д.
И, конечно же, основной вид деятельности игра. Игра - это деятельность, в которой
ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих
отношений. У детей дошкольного возраста воспроизведение роли происходит согласно
правилу, однако ребенком оно еще не осознается. Привычные сюжеты становятся
развернутыми, но роль в основном обусловлена лишь внешней атрибутикой. Одна из
задач - способствовать развитию полноценных ролевых отношений. Для возникновения
новых игровых сюжетов и действий Дети подготовительной группа уже распределяют
роли и устанавливают сюжетную линию игры.
В общении воспитателя с ребёнком огромную роль играет речь. Речь - неотъемлемая
часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого
общества. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия,
побуждающие ребёнка осознано обращаться к слову, формирующим потребность быть
понятым сначала взрослым, а потом сверстниками. Такие условия возникают, прежде
всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с
детьми. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребёнка
становится речевое общение.
Воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции в общении с детьми.
Осуществлять индивидуально- дифференцированный подход, который помогает
каждому ребёнку :- налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в
самодеятельной сюжетно- ролевой игре,- активно и самостоятельно осваивать язык, что
проявляется в играх со звуками, рифмами, в вопросах о названиях и назначении
предметов.
На занятиях и в каждодневном общении речь воспитателя выступает фактором развития
речи детей. Она должна быть эталоном для детей и оцениваться с трех сторон:
содержательностью( о чём и сколько говорю, что сообщаю детям); безупречная правильность формы( как говорю); возрастная и педагогическая направленность( умение
говорить с дошколятами, убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам
педагогики взрослым- родителям, коллегам).
Необходимо также продумывать наиболее целесообразные модели общения; каждое
обращение к детям должно соответствовать правилам общей культуры; нельзя на детей
переносить свое плохое настроение, ходить с недовольным лицом(улыбка,
доброжелательность, явное желание выслушать ребёнка, иногда серьёзность и
озабоченность- вот на чем основывается выражение лица); в течении дня не забывать
приласкать каждого ребёнка, каждого встретить ласковым словом и улыбкой и так же
проводить вечером домой; предпочтительным должен стать партнёрский стиль.
Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно-
досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной
психологической среды для дошкольников. Виды культурно - досуговой деятельности
многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники,
развлечения, творчество(коллективные творческие дела). Так же главное в работе
педагога, на современном этапе- это правильное общение воспитателя с ребёнком, от
этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное
пребывание в детском саду.
Работа с родителями ведётся систематически и индивидуально. Родители с удовольствием
и активно участвуют в жизни группы. Провожу так же анкетирование родителей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Изумрудный город» Тема: " Взаимодействие и общение детей с воспитателем в детском саду". Воспитатель Шевцова С.С .

Слайд 2

Мой девиз « Не рядом и не над, а вместе»

Слайд 3

Общаясь с детьми мы должны помнить : ребёнок мне ничего не должен.( это мы можем помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным); - в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями; тихий , застенчивый ребёнок нуждается в моей профессиональной помощи так же, как и отъявленный драчун; - благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

Слайд 4

Режимные моменты

Слайд 5

Роль игры в жизни детей

Слайд 6

Праздники и традиции

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающий потенциал традиций межвозрастного общения детей и взрослых в детском саду

В статье раскрывается роль традиций в социокультурном развитии детей, анализируется отношение к традициям современных педагогов дошкольного образования и родителей дошкольников. Особое внимание уделяе...

Взаимодействие родителей и воспитателей в детском саду

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ!!!«Дети нашей группы очень ждут интересных встреч с Вами! Мы будем очень признательны, если вы придете в группу для того, чтобы научить чему-то детей или провести...

Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду

Взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста в детском саду, выполненная в форме презентации поможет раскрыть секреты успешного общения между педагогом и ребенком...

Консультация «Взаимодействие логопеда с воспитателями в детском саду»

Основная цель:Построение системы коррекционно- развивающей системы для детей. Предусматривающее, взаимодействие и преемственность действий между логопедом и воспитателями.Функции л...

Консультация для педагогов "Виды проектов и роль взрослых в реализации проектной деятельности детей, родителей, воспитателей в детском саду."

Основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к обучению, развитие качеств, позволяющих ребенку уметь отстаивать свою точку зрения, продуктивно вза...

Моя статья "Взаимодействие в коррекционно - развивающей работе специалистов и воспитателей в детском саду для детей с нарушениями зрения и речи. Журнал "От А до Я". 2013год.

Статья посвящена вопросам коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с нарушениями зрения и речи. Педагогический коллектив рассказывает о выработанных на практике принципах работы с детьми данн...

Рабочая программа по взаимодействию детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей старшей группы МБДОУ детского сада «Сайзанак»

Рабочая программа «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей  старшей группы» разработана на основе «Основной образовательной программы м...