Уроки доброты, как основной момент подготовки детского коллектива к реализации программы для обучающихся с ОВЗ.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ануфриева Ксения Игоревна

Уроки доброты, как основной момент подготовки детского коллектива к реализации программы для обучающихся с ОВЗ.

 

1.Методические рекомендации по проведению уроков

Примерный сценарий урока.

3. Дидактические материалы для проведения уроков.

 

4. Примеры тренинговых  упражнений для использования.

 

5. Примерный список фильмов, которые можно использовать на уроках доброты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки доброты, как основной момент подготовки детского коллектива к реализации программы для обучающихся с ОВЗ.

 Идея проведения таких уроков для учащихся, педагогов, руководителей образовательных учреждений появилась еще в 1990-е годы, почти одновременно с самой идеей инклюзивного образования в России.

Самые первые уроки назывались «уроками доброты», и такие уроки были разработаны общественными организациями и проводились в разных регионах России.

Одним из самых первых пособий по проведению таких уроков явилось пособие, разработанное общественной организацией инвалидов «Перспектива» в 1997 году как результат программы школьных занятий по пониманию инвалидности.

Эти занятия предназначены для того, чтобы познакомить школьников с людьми, имеющими инвалидность, и помочь в преодолении непонимания и предрассудков по отношению к ним.

В настоящее время вместо понятия «уроки доброты» используется термин «уроки по пониманию инвалидности», исходя из того, что целью таких уроков является формирование такого отношения, при котором человек с инвалидностью воспринимается обычным человеком; он является таким же, как и другие люди.  У него такие же права и должны быть такие же возможности для их реализации. Люди с инвалидностью нуждаются не столько в сочувствии, сколько в понимании и признании их равенства в отношениях с другими людьми.

Цель проведения уроков доброты – подготовить школьный детский  коллектив к активному принятию нового процесса в образовании ‒ инклюзивного образования.

Задачами уроков по пониманию инвалидности являются следующие:

  • Рассказать об особенностях людей с инвалидностью и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь;
  • Рассказать о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том,  как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
  • Рассказать о совместном обучении в обычной школе детей с инвалидностью и детей без инвалидности, то есть о доступной школе для всех.

Такие уроки могут проводиться в разных аудиториях – для родителей, детей, педагогов, сотрудников государственных, муниципальных и негосударственных организаций.

Данные уроки предназначены в первую очередь для того, чтобы способствовать  пониманию особых образовательных потребностей детей.  Ожидается, что «тренинговые ситуации»  будут эффективно способствовать формированию представлений о том, каким образом дети с особыми образовательными потребностями могут обучаться вместе с детьми без особенностей, с пользой для всех детей и каждого ребёнка, помогут преодолевать стереотипы и предубеждения в отношении обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

Методические рекомендации по проведению уроков

  1. Продумывая структуру и содержание уроков  учителю необходимо адаптировать их к детской аудитории в зависимости от возрастных особенностей школьников, от уровня подготовленности аудитории к совместной работе с детьми с инвалидностью и ОВЗ, от объёма имеющихся у аудитории знаний и практики общения.
  2. Если урок доброты проводится для взрослых, тренеру (ведущему, учителю) необходимо заранее познакомиться со своей аудиторией и иметь представление, насколько готова аудитория к восприятию информации об особых образовательных потребностях, насколько востребованы такие знания в педагогической аудитории.
  3. Целесообразно пригласить к проведению такого занятия представителя общественной организации инвалидов, родителя, воспитывающего ребёнка с инвалидностью, либо взрослого с инвалидностью, в достаточной степени открытого к общению с педагогической аудиторией.

Опыт проведения уроков по пониманию инвалидности в разной среде (ученики, социальные работники, педагоги) показывает, что непосредственное общение педагогов с родителем особого ребёнка или человеком с особыми образовательными потребностями лучше всего способствует установлению взаимопонимания.

4. Используемые игры могут варьироваться по количеству, их тематика может определяться составом аудитории.

5. Уроки по пониманию инвалидности могут проводиться не только среди обучающихся,  но и педагогов, и других сотрудников образовательной организации.

Примерный сценарий урока.

  1. Организационный момент (3 минуты)

– знакомство с тренерами (ведущими); – определение целей и задач «уроков по пониманию инвалидности».

2. Основная часть (40 минут)

2.1. Просмотр и обсуждение фильма (8 минут).

2.2. Мини-лекция о праве любого ребёнка на обучение (20 минут). Обсуждаемые вопросы:

1) роль родителей в обучении и воспитании ребёнка с инва- лидностью;

2) преодоление стереотипов и предвзятого отношения родителей, педагогов, учеников.

2.3. Проведение дидактических игр, направленных на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (12 минут).

3. Построение диалога и работа над ошибками (40 минут)

3.1. Деловая игра «Диктант» (15 минут).

3.2. Беседа о терминологии и этикете в общении с детьми, име- ющими ограниченные возможности здоровья (5 минут).

План беседы:

1) корректные и некорректные термины;

2) правила общения.

3.3. Дискуссия «Ошибки педагогической практики» (20 минут).

В подгруппах по 3–4 человека обсудить и представить наиболее частые ошибки, допускаемые педагогами в работе с учениками с инвалидностью.

4. Подведение итогов семинара-тренинга.

Дидактические материалы для проведения уроков.

Примеры тренинговых  упражнений для использования.

«Варежки»

Цель: формирование эмпатии по отношению к людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Реквизит: рубашка на пуговицах, варежки.

Ход игры: в игре принимают участие  две и более пары, один участник из пары надевает рубашку, другой – варежки. Участник в варежках должен застегнуть пуговицы на рубашке напарника.

Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Что чувствовали Вы?», «Было ли трудно застегнуть рубашку с надетыми варежками?».

Дети отмечали неудобство при движениях, пуговицы не слушались, выскальзывали из петельки, приходилось затрачивать больше энергии.

«С завязанными глазами»

Цель: формирование эмпатии по отношению к людям с нарушением зрения.

Реквизит: 2 платка, доска классная, 2 мелка (могут быть использованы 2 стола, 2 ручки, 2 листа бумаги).

Ход игры: в игре принимает участие один или двое. Участнику завязывают глаза платком, его располагают в центре класса, он должен самостоятельно подойти к доске (к столу) и написать слово, например «ОКНО».

Рефлексия: «Ваши ощущения?», «Хотелось ли Вам попросить помощи?», «Почему не попросили?».

Ребята отмечали, что было очень страшно, боялись натолкнуться на что-либо. Неуютно. Дискомфортно. Походка становилась неуверенной.

 «Стулья»

Цель: формирование эмпатии по отношению к людям, у которых нарушено зрение.

Реквизит: стулья (10–12), платок. Стулья выстроить в ряд.

Ход игры: Участнику завязывают глаза, подводят его к ряду стульев. Он должен пройти весь ряд, придерживаясь за спинки стульев. Затем участника отводят в сторону, один из стульев убирают, участника снова подводят к ряду стульев, и он должен снова пройти весь ряд, проводя рукой по спинкам стульев.

Рефлексия: «Ваши ощущения?»

Дети терялись, когда не хватало стула, «проваливались в пространство».

«Рисунок из зеркала»

Цель: понимание трудностей, которые испытывает человек в необычных обстоятельствах.

Реквизит: стол и стул, зеркало средней величины, лист бумаги с нарисованной заранее большой окружностью, цветной карандаш или фломастер/маркер.

Ход игры: количество участников не ограничено. Одновременно может участвовать несколько человек, соответственно наличию реквизита. Участник садится на стул напротив зеркала, перед собой держит лист бумаги с окружностью. Карандаш нужно взять в левую руку (или, наоборот, в правую, если человек обычно пишет левой рукой). Попытаться нарисовать звезду внутри окружности, глядя в зеркало и не глядя на сам рисунок на бумаге.

Ребята отмечали трудность во всем, все время хотелось посмотреть на листок не через зеркало. Напрягала необычность ситуации.

«Диктант» 

Цель: понимание того, как строить коммуникацию, взаимодействие (рекомендуется для взрослых и старших школьников).

Реквизит: стулья, бумага А4, листы с диктантом – графическим (геометрическим) рисунком.

Ход игры: Количество участников – желательно вся группа с чётным числом участников. Если не позволяет пространство в аудитории, то любое четное число участников, остальные являются наблюдателями.

Стулья расставить парами спинками друг к другу. Каждая пара стульев находится на некотором удалении друг от друга, чтобы не видна была работа соседних участников. В паре один участник получает чистый лист бумаги, а другой – лист с «диктантом».

По команде ведущего участники начинают «писать диктант», при этом говорить разрешено только тому, у кого лист с заданием. Другой участник пишет на чистом листе. Нельзя переспрашивать, нельзя задавать вопросы (5–7 минут). По окончании времени участники сдают листы ведущему и получают новый «диктант».

Вновь по команде ведущего участники «пишут диктант». Во втором задании пишущий может задавать вопросы, уточнять сказанное (5–7 минут). Остальные слушатели наблюдают за участниками «Диктанта», затем участвуют в обсуждении. Рефлексия: «Как Вы себя ощущали?», «Какие были трудности?», «Почувствовали ли разницу при выполнении первого и второго задания?», «Когда было проще?».

Примерный список фильмов, которые можно использовать на уроках доброты.

Фильмы – участники фестиваля «Кино без барьеров»:

– «Интервьюер» (фильм – участник и победитель фестиваля «Кино без барьеров», реж. Женевьева Клей-Смит и Робин Брайан, Австралия, 2012);

 – «Звёздочки на земле» (реж. Аамир Кхан, Амол Губтэ, Индия, 2007);

– «Антон тут рядом» (реж. Любовь Аркус, Россия, 2012);

 – «Мой маленький братик с Луны» (реж. Фредерик Филиба, Франция, 2008); – «Путешествие Марии» (реж. Мигель Галлардо, Испания, 2012);

 – «Клеймо» (реж. Ольга Арлаускас, Россия, 2011);

 – «Академия специалистов»4 (реж. Мигель Галлардо, Испания, 2012);

 – Мультфильм «Про Диму» (автор Наталья Ремиш, Россия, 2016);

 – «Ольга» (реж. Григорий Шум, Россия, 2006).

Методические рекомендации по использованию фильмов.

1. Использование фильмов в ходе уроков по пониманию инвалидности эмоционально включает слушателей в рассматриваемые вопросы и способствует лучшему восприятию темы урока. Необходимо продумывать заранее, какой фильм будет использован и почему.

Например, если урок посвящается пониманию людей с нарушением зрения, то, вероятно, более уместно показать фильм или часть фильма, рассказывающего о жизни человека с нарушением зрения. Тогда вопросы и проблемы будут более глубоко восприняты аудиторией.

Следует таким же образом продумать игры и примеры ситуаций для обсуждения ошибок в работе педагога, чтобы они соответствовали теме, обозначенной фильмом, показанным в начале.

2. Продолжительность фильмов варьируется и может составлять от 10 минут до 2 часов. Следует заранее продумать, какую часть фильма следует показать аудитории. В предложенной нами примерной структуре урока фильм выполняет функцию введения в жизненную ситуацию семьи, в которой родился ребёнок с синдромом Дауна. При подготовке урока необходимо определить, какую функцию выполняет отрывок из фильма, что он должен сообщить аудитории (например, с какой проблемой ознакомить).

3. Фильм может быть показан в любой части урока, важно при этом продумать связь фильма с этапом урока, его задачами. Например, фильм «Ольга» способен очень сильно включить эмоционально аудиторию в проблемы семей, в которых родился ребёнок с синдромом Дауна. Если же мы хотим показать, что человек с синдромом Дауна может быть отличным работником, если он получил необходимую подготовку и опыт, то фильм «Интервьюер» это сделает лучше всего.

4. Некоторые фильмы могут выполнить сразу несколько функций: ярко показать проблему и то, каким образом можно было бы её решить (например, фильм «Антон тут рядом»). Однако при этом продолжительность фильма выходит за рамки обычного урока. Таким образом, следует продумать, как, в какой аудитории, в какое время, с какой образовательной целью стоит его использовать и как построить дискуссию с аудиторией после просмотра этого фильма.

5. Нужно учесть возраст аудитории при отборе фильма или его части для показа во время урока.

6. Фильмы необходимо обязательно обсуждать в группе. В ходе обсуждения каждый участник высказывает не только общие оценки, но и идеи, чувства, знания, которые позволяют раскрыть ценностные суждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые традиции в сплочении детского коллектива. Методы реализации. Статья.

статья. Традиции для сплочения детского коллектива в детском саду....

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)

Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...

Уроки доброты. Урок 1. Доброта всем нужна – делай добрые дела.

Конспект совместной деятельности направленной на формирование у детей дошкольного возраста  представления о доброте, как о стремлении помогать окружающим, не требуя взамен благодарности....

Рабочая программа по курсу «От слова к букве» (модуль программы Н. А. Федосовой «Преемственность.Подготовка детей к школе» для дошкольников) для обучающихся 6-7 лет

Рабочая программа по русскому языку  для дошкольников  разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе&r...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым и нарушениями речи...

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с задержкой психического развития

Положение регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА» ДЛЯ ДЕТЕЙ С 3-7 (8) ЛЕТ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯМАДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РАДУГА»ДЛЯ ДЕТЕЙ С...