Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с краеведением
методическая разработка

Яковлева О.А.

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем, помочь осознать значение родного края  в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни города, страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_dou_po_oznakomleniyu_s_kraevedeniem.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Ольга Александровна,

воспитатель 1 кв. категория

муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

 «Детский сад № 24 комбинированного вида»

Система работы ДОУ

 по ознакомлению детей дошкольного возраста с краеведением

        (1 слайд) В современных условиях жизни общества возникает необходимость вернуться                   к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство и  Родина.

        Реализация современной системы образования невозможна без формирования                              у дошкольников  знаний о своей Родине, малой Родине и её традициях.

        Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к городу, в котором живем, помочь осознать значение родного края  в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни города, страны.

        (2 слайд) Задачи краеведения: ( представлены вашему вниманию на слайде)

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3.Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

        Федеральный государственный стандарт дошкольного образования  в содержании двух образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» определяет основные задачи по организации образовательного процесса                                        в направлении краеведения.

(3 слайд)        «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношении и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; формирование позитивных установок к различным видам труда  и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

(4 слайд) «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности           и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений               о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В  работе с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие формы работы:

(5 слайд) 1.Организованная образовательная деятельность;

(6 слайд) 2.Тематические беседы об истории родного города  и страны;

(7 слайд) 3.Экскурсии (посещение музеев, экскурсия по памятным местам города с целью знакомства              с    родным городом);

(8 слайд) 4. Проведение календарных и народных праздников (происходит знакомство с культурой  и традициями народа, населяющего родной край) (музыкально-спортивные праздники «Праздник Солнца», «День саамов»)).

(9 слайд) 5.Конкурсы чтецов, фестивали (конкурс чтецов «Россия-Родина моя»).

(10 слайд) 6.Обучающие занятие «Коренное населения Кольского полуострова-саамы» с привлечением заведующего отделом научной популяризации и информации Бородкиной Н.В. «Музей истории города Мончегорска»;

(11 слайд) В группе организованы мини музеи с экспозициями «Наша Родина», «Город Монче-тундры» и др.

(12 слайд) Предлагаю детям дидактические и настольные игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, географии, природе нашего родного края («Собери герб и флаг»). 

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к  воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.

        Эффективной формой работы по краеведения и обогащения знаний детей о Родине, воспитание любви к ней выступает Виртуальный музей.                               

        (13 слайд) Виртуальный музей  «Виртуальный музей как средство патриотического воспитания дошкольников» разработан педагогами дошкольных образовательных учреждений                                     № 1,5,8,10,19,20,25,30,24., в  рамках работы Городской инициативной площадки.

        (14 слайд) Виртуальный музей имеет ряд преимуществ перед традиционными посещениями музеев:  

-  не покидая здания дошкольного учреждения можно увидеть и узнать много нового и интересного о родном городе, достопримечательностях края и страны;

 -  пройтись по улицам нашего города и увидеть интересные экспонаты;

 - понаблюдать за животными и растениями родного края дошкольники могут, используя виртуальное пространство.

        Одной из главных задач виртуального музея, развивать у дошкольников чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира,  знакомить                          с особенностями и традициями  родного края.

            Электронное пособие «Виртуальный музей» размещено на интернет-платформе ucoz               и  отвечает всем требованиям современной действительности.  Включает шесть  разделов  ((15 слайд) «О виртуальном музее», (16 слайд) «Методическое пространство», (17 слайд) «Галерея», (18 слайд) «Инициаторы», (19 слайд) «Видеосюжеты»).

(20 слайд)        В разделе «Галерея» представлены мультимедийные презентации по направлениям: «Горные массивы Мурманской области», «Растения севера», «Реки и озёра Мурманской области», «Знакомство с природными явлениями Мурманской области», «Царство камней», «Символы города Мончегорска». Данные мультимедийные презентации позволяют разнообразить и сделать интересным, и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

 (21 слайд) В работе с детьми дошкольного возраста использую  виртуальные экскурсии «Животные Кольского полуострова», «Природные явления - полярное сияние», «Озёра Кольского полуострова». Главное достоинство данных экскурсий, состоит в том, что дошкольник может выступать самостоятельно в роли экскурсовода. 

(22 слайд) Виртуальные экскурсии имеют ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

-погодные условия не мешают реализовать намеченный план экскурсии по выбранной теме;

-у виртуальных экскурсий  нет границ, что позволяет  посетить исторические места, не покидая здания детского сада;

- предоставляет возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе;

- улучшает качество образовательного процесса.

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний дошколят о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности родного края, страны.

(23 слайд) Список литературы:

1. «Краеведческое воспитание дошкольников»  Практическое пособие/ под ред. Л. Н. Прохоровой. – 2-е изд., исп. и доп. – М. 2004 г.

2.  Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Р. Ф.»,М. 2003г.

3.Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа / Н. В. Алешина. — Москва: ООО»Элизе Трейдинг», 2002. — 246с.

4.Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4–6 лет /Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова — Москва: Сфера, 2007 г. — 150с.

5.Матова В. Н. Краеведение в детском саду. ФГОС /В. Н. Матова. — Москва: Детство-Пресс, 2015.- 176 с.

(24 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ»

Итоговая работа на тему:«система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региональной образовате...

«Система работы по развитию у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности»

Оформление по требованиям ФГОС.В современном мире происходят глобальные изменения. В связи с этим в обществе появляется необходимость в изменении сознания людей, возникает  потребность в формиров...

«Система работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста. Тематическое планирование».

В рамках тематического планирования, в частности «Животные и птицы Кольского Севера»,  целесообразно использовать ведущий вид деятельности дошкольников – игру.  По определению Л. М. Ма...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Организация работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...

«Реализация системы работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

В настоящее время в дошкольных учреждениях большое внимание уделено воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт маленький человек...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...