Выступление на РМО на тему: "Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий".
материал

Выступление на РМО на тему:

"Развитие речи детей  раннего возраста

посредством игровых технологий".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitiya_rechi_rmo.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ "Детский сад им. Ю.А. Гагарина"

г. Гагарин

Выступление на РМО на тему:

"Развитие речи детей  раннего возраста

посредством игровых технологий".

Воспитатель: Пукова Г.В.

2021 год

        Актуальность

        Хорошая речь важое условие развития личности ребёнка. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Её необходимо  формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Она развивается постепенно , вместе с его ростом и развитием. гораздо успешнне это осуществить, используя игры. Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности - игра. Из своего игрового опыта ребёнок черпает представления, которые он свызывает со словами. Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, развивающие речь детей активно применяются в дошкольной практике. Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Тема о развитии речи детей раннего возраста посредством игровых технологий  в моей работе стала актуальной.

        Анализ психолого-педагогической литературы показал, что игровые тенологии способны улучшить произношение ребёнка, а следовательно и речь.

Исходя из всего вышесказанного, мною была поставлена цель: формирование речевой деятельности детей раннего возраста, посредством игровых технологий.

        Цель игровых технологии: в образовательном процессе - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку  "прожить"  в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все  функции речи связаны между собой. Для маленького ребёнка  овладение речью - это сложнейший  процесс, которому нужно помочь протекать в правильном русле и здесь большую роль играют взрослые,которые окружают ребёнка в детском саду  и дома. Нужно создать  условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Игры таят в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребёнка, для развития речевых навыков.

        Для достижения поставленной цели, определила для себя задачи:

- развитие навыков речевого общения (путём вопросов, вызывающих ребёнка на общение со мной, не только в ООД, но и индивидуальной деятельности, режимных моментах, повседневной жизни);

- развитие мелкой моторики рук (используя дидпктические игры, пальчиковую гимнастику);

- развитие слухового, зрительного восприятия (через использование наглядного материала);

- развитие подвижности органов артикуляции (в процессе артикуляционной гимнастики);

- развитие дыхания ( с использованием дыхательных упражнений).

        В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния речи  у детей первой младшей группы, с целью выявления уровня развития  каждого ребёнка. Обследование проводила через игровые задания, вопросы. Задания проводились в игровой форме, с предложенным материалом.         Использовала  материал:

(собери пирамидку из пяти колец; пособие по шнуровке - продеть шнурок сквозь узкое отверстие, рамка Монтессори - застегни и расстегни пуговицы; мелкие предметы бусинки, пуговки - переложи из тарелочки бусинки в баночку и т.д. ).

        В результате обследования  речь большинства детей  характеризовалась общей смягчённостью, недостаточно отчётливым произношением слов, неправильным произношением многиз звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Артикуляционный аппарат недостаточно подвижен. Недостаточно развито слуховое восприятие.

        На основе результатов диагностики определила  индивидуально - образовательные маршруты по развитию речи детей, показавшие невысокий уровень развития на начало учебного года.

        Кроме того, на основе изученной литературы мною был разработан перспективный план по развитию речи детей посредством игровых технологий (были систематизированы игры, развивающие речь детей, дополнена предметно-равивающая среда дидактическим материалом, оформлена картотека пальчиковых игр со стихами, создана музыкальная картотека).

        На начало  учебного года по уровню развития речи дети распределились следующим образом:

Высокий уровень 4 реб. -25%;

Средний уровень - 3 реб. - 19%;

Низкий уровень - 9 детей  - 56%.

        Для решения поставленных задач в своей практической деятельности я применяю следующие игровые технологии развития речи:

-  подвижные игры с текстами;

- народные и хороводные игры;

- настольно - печатные  и дидактические игры;

- игры - драматизации, игры - манипуляции;

- сюжетно - пальчиковые упражнения;

-  пальчиковые упражнения  в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

        Определила оптимальное время для регулярной работы по развитию  речи детей посредством игровой деятельности в режиме дня, в процессе организации совместной  деятельности с детьми. Эффективной формой организации образовательного процесса  является совместная деятельность взрослого с детьми. При организации совместно - партнёрской деятельности взрослого и ребёнка использую следующие формы организации детской деятельности: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

        Для обеспечения необходимого уровня речевого развития детей, расширения круга предметов и явлений их ближайшего окружения в  группе создана развивающая речевая среда, соответствующая возрасту детей, требованиям программы.

        В неё входят:

- разнообразный иллюстрационный материал;

-  звучащие игрушки животных, говорящие куклы, кукольный уголок, книжная зона;

-  театральная зона ( театр на фланелеграфе, настольный театр, бибабо, пальчиковый театр);

- уголок интересных вещей ( стимулирование самостоятельного рассматривания картинок, игрушек, книг, предметов для развития инициативной речи, обогащенияи уточнения представлений детей об окружающем);

- картотека дидактических игр и упражнений, картотека  подвижных и хороводных игр с текстами.

        Имеющийся материал расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они  делали на ООД, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.

        Предметно - развивающая среда постоянно обновляется в соответствии с решаемыми речевыми задачами.

        В своей работе привлекала родителей воспитанников к сотрудничеству, проводилсь:

- практикумы по проведению игр с детьми в домашних условиях;

- тематические консультации;

- папки-передвижки;

- выпуск памяток с играми;

- оформление стенда;

- мастер-классы;

- родительские собрания, консультации, анкетирование;

- открытые просмотры ООД;

- привлечение родителей к изготовлению, игрушек.

        В своей работе применяю экспериментирование  для развития мелкой моторики рук: игры с природным материалом, с желудями, с речными камушками, с шишками, жёлудями, фасолью, игры с песком.

        Использую нетрадиционные методы  - аквагимнастика, для пальчиков. Маленькие дети любят играть с водой. мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями ( на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, камушки, ракушки) . Включая воображение пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые путешествуют по морскому дну.

        Применяю на занятиях способы нетрадиционного рисования. Дети рисуют пальчиками, ладошками. Лепим из пластилина, слоёного теста. Во время всех занятий в игровой форме с использованиеем стихов, потешек развивается мелкая моторика рук и соотвественно речь детей.

В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию речи детей, посредством игровых технологий, что обеспечило возможность саморазвития ребёнка, который из всех предложенных мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развиивая личность, речевую активность, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

        Вывод.

        В результате проведённой работы были достигнуты следующие результаты:

-  дети в процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стихи и потешки, заученные во время игр;

- словарь детей расширился за счёт ситематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек;

- сформировалось умение называть цвета, употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие  бытовые, игровые действия, а также действия противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов;

- сформировалось умение составлять фразы из трёх и более слов;  употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени, задавать и отвечать на вопросы;

- сформировалось умение заменять звукоподражающие слова  на общеупотребляемые;

- в процессе игр на развитие речи, дети более эмоционально воспринимают текст стихов и потешек, с радостью играют в эти игры;

- в процессе игр дети более чётко и своевременно сопровождают движение рук с текстом;

- дети активно откликаются на предложение взрослого играть в игры.

        К концу первого полугодия по уровню развитие речи дети распределились следующим образом:

Высокий уровень: 60%;

Средний уровень: 32%;

Низкий уровень: 8%.

        Игра - это практически единственная область, где ребёнок может проявить свою инициативу и творческую активность.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Развитие речи старших дошкольников посредством использования технологии «интерактивной папки» в игровой деятельности детей»

 В век глобальной компьютеризации всё острее встает вопрос развития речи дошкольников, т.к. и дети, и взрослые больше общаются с компьютером и другими средствами технического прогресса, че...

Развитие речи детей раннего возраста посредством игровых технологий

Ранний дошкольный возраст очень важен для всего последующего рече­вого развития ребенка, и я убеждена, что невнимание к формированию речи на ранних возрастных этапах чревато различными речевыми на...

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровых технологий

Работая с детьми дошкольного возраста много лет, из своего опыта, могу сказать, что не все дети к трем годам усваивают форму, цвет, величину предметов. А ведь сенсорное развитие ребенка – это ра...

Мастер - класс для воспитателей. Тема: «Развитие речи детей с использованием игровых технологий».

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми,  распространение разных форм работы....