Наблюдение за игрой детей (Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника») . Провести диагностику по критериям Д.Б. Эльконина.
учебно-методический материал

Пожидаева Ольга Николаевна

Задачи диагностики:

Подобрать необходимый диагностируемый материал. Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей старшей группы. Проанализировать полученные результаты.

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольника была использована методика, разработанная Д.Б. Элькониным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhidaeva_poliklinika-2.docx573.75 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за игрой детей (Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника») . Провести диагностику по критериям Д.Б. Эльконина.

Выполнила: Пожидаева Ольга Николаевна

Наблюдение за игрой детей (Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника») . Провести диагностику по критериям Д.Б. Эльконина.

../../../Downloads/IMG-20190319-WA0015.jpg../../../../../.Trash/PhotoFunia-1554152361 —%20копия.jp../../../../../.Trash/PhotoFunia-1554152263.jpg../../../../../.Trash/PhotoFunia-1554152483%2010.43.35.jp../../../../../.Trash/PhotoFunia-1554152535%2010.43.35.jp../../../../../.Trash/UKcHLOwhXbbSZWVNXlb_ww_r%2010.43.35.jp 

../../../../../Downloads/IMG_20190510_185808.jpg ../../../Downloads/IMG_20190509_104019.jpg

Задачи диагностики:

Подобрать необходимый диагностируемый материал. Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей старшей группы. Проанализировать полученные результаты.

Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольника была использована методика, разработанная Д.Б. Элькониным.

Цель игры: формировать умение обозначать свои роли, формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний.

Формировать умение детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и , по окончанию заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив.

Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры – умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми, умение соотносить свои желания с интересами других людей.

Закреплять умение организовывать рабочее место.

Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнёров друг к другу).

Задачи.

Учить: детей объяснять свой замысел; изменять свой замысел в соответствии с предложениями других участников; учить детей понимать других людей; следить за смысловым соответствием рассказа (видеть смысловые несоответствия); придумывать многочисленные сюжеты, события, объединяющие различные роли; развёртывать сюжет в речевом плане; развёртывать совместную самостоятельную игру; показывать как выполнять роли.

Развивать: радость сотворчества детей, эмоциональное восприятие в ходе сотворчества, способность взаимодействовать с другими людьми.

 «Поликлиника»

задачи: вызвать интерес у детей к профессии врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному: доброту, отзывчивость, культуру общения.

Роли: терапевт, окулист, медсестра, пациенты, водитель скорой помощи.

Игровой материал: Халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.

Игровые действия: Больной идет к врачу на приём; спустя время звонит по телефону и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Терапевт принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задаёт вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, измеряет давление, смотрит горло, делает назначение. Окулист диагностирует зрение у пациентов.

Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идёт в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, перевязывает ранки, смазывает мазью и т.д.

Водитель скорой помощи отвозит врача и медсестру на вызов. Если больной очень плохо себя чувствует его отвозят на вызов.

Игровые ситуации: «На приёме у терапевта», «На приёме у окулиста» и др.

Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Наблюдение за работой врача. Просмотр фильма о докторах и мультфильма «Доктор Айболит». Рассматривание иллюстрированного материала по теме. Изготовление атрибутов для игры.

Цель. Раскрытие смысла деятельности медицинского персонала. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание  уважения к профессии врача.

Задачи: Закреплять ранее полученные знания о труде врача, знакомить с трудом аптекаря, обогащать словарь, развивать речь детей.

Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре; обучать новым игровым действиям.

Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности дружелюбия.

Формировать у детей умение делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом, отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Игровой материал. Игровой набор «Кукольный доктор»: термометры, шприц, пачка горчичников , шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, самодельные игрушки из картона, предметы-заместители, некоторые реальные предметы. Белые халаты для врачей и медсестер.

Игровые роли. Врачи различных специализаций, медсестра, пациенты.

Игра «Поликлиника».

Подготовка атрибутов для игры: чемоданчик с необходимыми инструментами, специальная машина «скорая помощь», карточки больных.

Поддерживать интерес к игре и девочек и мальчиков, выполняя определённые роли.

Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику».

Протокол наблюдения за игровой деятельностью.

Дата наблюдения: 06.05.19

В игре участвовало шестеро детей: Даша Т., Ибрагим А., Миша В., Альбина Д., Женя Ш., Рома С.  Возраст детей  от 5,6 до 6.

Длительность игры: 40-55 минут. В игре участвовали и мальчики и девочки, у мальчиков игровой интерес к такой спокойной игре угас быстрее.

На предложение экспериментатора поиграть в «Поликлинику» первой отреагировала девочка Даша. Даша Т.  надела халат и стала подготавливать свой кабинет к началу приёма, приготовила лекарства, инструменты: в баночке или стаканчике –термометры, в коробочке –шприц, пачка горчичников (аккуратно нарезанных прямоугольных листков), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, спирт для смазывания места укола, йод для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь. Дарья поставила два стула рядом со своим столом для пациентов. Своими приготовлениями она привлекает внимание детей. Даша говорит остальным детям: «Давайте поиграем в «Поликлинику». Я буду  терапевтом».

Альбина, Миша, Женя и Ибрагим тоже хотят быть врачами. Никто не хочет быть пациентом. Рома стоит в стороне и смотрит ребят. Миша хочет быть окулистом и говорит: «Я окулист. Я буду закапывать капли и проверять зрение по таблице». Даша Т. надевает шапочку и белый халат: «Я доктор, приходите ко мне на прием. Вот здесь будет кабинет (показывает на уголок врача). Кто хочет быть пациентом? Женя зовет Ибрагима. «Давай ты будешь мой сынок и мы с тобой пойдем к врачу?» Ибрагим: «нет, не хочу, я хочу  играть с Мишей».  Тогда давай ты будешь папой и окулистом, а кукла будет нашей дочкой?!» «Хорошо, давай»- говорит Ибрагим. Альбина говорит о том, что она хочет быть медсестрой.

В игру вмешивается воспитатель: «Дети, теперь когда вы распредели роли, ответь мне пожалуйста, на вопрос. Каковы же правила поведения в поликлинике и на приёме у врача?»

Дети отвечают: «Прежде чем идти к врачу нужно привести себя в порядок.  В поликлинике сдавать вещи в гардероб. Вести себя в поликлинике тихо. Придя в  поликлинику нужно не забыть получить в регистратуре карточку. Не забыть взять талончик к врачу. Не забыть к какому врачу ты направляешься. Не говорить в поликлинике слишком громко. Не лезть в кабинет без очереди. Не заглядывать в кабинет врача без вызова. Не чихать и не кашлять на окружающих. Не мусорить в коридорах. Если найдёшь забытую вещь, сдать её в регистратуру. Доверять врачам, не бояться их. Не капризничать на приёме у врача. Учиться правильно взвешиваться. Делать вовремя прививки, чтобы не болеть. Беречь своё зрение. Регулярно посещать зубного врача. Если пришёл в поликлинику с мамой, не отходить от неё. Когда врач тебя прослушивает, нужно стоять спокойно. Не нужно утомлять врача ненужными разговорами. Не надо стесняться врача, нужно его слушаться. Необходимо запоминать советы врача и строго следовать им. Принимать лекарства, которые прописал врач. В конце приёма поблагодарить врача за помощь».

У Жени заболела дочка (кукла). Она пришла с ней в поликлинику. Врач Даша Т. осматривает больную, задаёт её маме вопросы, уточняет, что болит: «Здравствуйте, заходите! Что болит у вашей дочки: горлышко или животик? Когда она  заболели? Давайте посмотрим горлышко». Затем Даша обращается к медсестре Альбине с тем, что нужно сделать (укол, закапать капли, поставить горчичники, смазать ранку, забинтовать и др.) Даша в случае необходимости помогала Альбине. У Альбины возникает вопрос, как ей исследовать анализ крови? Девочки берут цветную бумагу красного цвета, разрезают её на квадратики и рисуют красные точки маркером. Даша говорит Альбине: «Давай будет так: если только красные точки на бумаге кровь хорошая, если красные и оранжевые пациент немножко болеет, а если черные, то сильно болеет-нужно пропить витамины и пересдать кровь». Альбина кивает головой и с увлечением начинает рисовать образцы анализов крови. Мальчики в это время проверяют друг у друга зрение по таблице окулиста и лепят из пластилина десну, вырезают язык из цветной бумаги и делаю зубы из ушных палочек.

После того как девочки полечили куклу, Даша сказала Жене: «приходите со своей дочкой на следующий день к медсестре, а сейчас пригласите следующего пациента». Женя благодарит и уходит, но не сразу. Женю заинтересовали штампы, которые Альбина ставила на рецепт. Альбина говорит: «Все Женя, уходи, чего ты сидишь, Даша же попрощалась с тобой».  Женя прощается и уходит.

Даша говорит: «А давайте, я сейчас позвоню Жене домой, а она скажет, что её дочке стало хуже, она не может встать с кровати, чтобы прийти к нам. И Ибрагим отвезёт нас на скорой помощи к ним домой.  А Миша будет папой куклы и мужем Жени?» «Ну давай» - говорят ребята.

Даша звонит телефону Жене и интересуется здоровьем её дочки. Девочки беседуют (У Даши телефонная трубка, у Жени воображаемый телефон).

Ребята «садятся» в скорую помощь и едут к пациентке. Через 5 минут в игру включился Рома С: «Можно с вами поиграть?».

«Можно, иди в очередь садись и жди пока мы вернемся».- ответил Ибрагим. «О, у нас новые пациенты появились!»-обрадовалась Даша.

Рома не хочет ждать своей очереди, он посидел немного, встал и схватил что-то из набора доктора и ушёл играть на ковер. В это время остальные дети продолжают играть в поликлинику.

Даша выписывает рецепт для заболевшей куклы, Женя остаётся с дочкой дома, а Миша  в роли папы отправляется в аптеку за лекарством. Дети понимают, что они не решили, кто будет работать в аптеке. Они обращаются за помощью к воспитателю, который в свою очередь предлагает отдать эту роль Роме. Рома соглашается. Миша отправляется в аптеку, но понимает что у него нет денег. Ибрагим говорит: «Давайте мы их нарисуем!». Дети режут бумажки, рисуют на них цифры. Рома молча отдает Мише лекарства, бросает на пол деньги, которые рисовали ребята. Затем начинает бегать, шуметь и толкаться. Случайно наступает на ногу Мише, который очень расстраивается по этому поводу (у него недовольное лицо, он плачет) и обижается на Рому. Затем Альбина старается успокоить Мишу и отругать Рому, который мешает им играть и не хочет придерживаться правил. Альбина сердито говорит: «Рома, ты не правильно играешь! Не надо так играть». Рома хватает Альбину за руки, пытается ущипнуть. Миша и Ибрагим выходят из этой игры и начинают новую игру «В таксистов», здесь они устраивают гонки, включают в игру персонажей из мультиков, игра мальчиков свелась к неупорядоченной двигательной активности. Они организовывали аварии, машины подлетали в воздух. Ибрагим говорил Мише, что он Человек-паук, а Миша Супер-Кот и что он ему одолжит липкую паутину, чтобы заклеить выпавшее в машине стекло.

Рома остался играть один, так как у него не оказалось партнёра.

В конце игры воспитатель задаёт детям вопросы: «Получилась  ли игра? Интересно поиграли? Как вы считаете врачи какие были? (Умные, заботливые, добрые.)

Выводы. Замысел игры устойчив, он развивающийся, динамический, дети

совместно обсуждали замысел игры; намечали общий план. Также присутствовали: согласованность, импровизация, в основном роли  были сдержаны, дети соблюдали правила. В группе есть дети, способные организовать игру, распределить роли в ней, следить за соблюдением игровых правил, есть дети которые включаются в игру, организованную другими и играющими с  удовольствием, а есть такие дети, которые сначала наблюдают за игрой со стороны и только через какое-то время включается в неё.

Инициатива по организации игры в основном принадлежала Даше Т.

Однако, распределение обязанностей у детей возникало по ходу самой игры. При распределении ролей, дети придерживаются индивидуальных решений («Я буду терапевтом», «Я хочу быть окулистом», «Я буду медсестрой» и т.п.) или решений за другого («Миша, а давай ты будешь моим сыном» и т.п.).

В своём взаимодействии дети ориентированы на своих сверстников, для них становятся существенными оценки и мнения товарищей, они предъявляют друг к другу всё больше требований. Видно, что у детей присутствует избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнёры сохраняются на протяжении всей игры. У детей преобладает общение по поводу игры, в которой существенное место занимает совместное обсуждение её правил. В ролевом взаимодействии дети пытаются контролировать действия друг друга - дети часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

Конфликты возникали из-за распределения ролей. Миша не хотел быть пациентом, хотел быть врачом.

Дети использовали в игре многофункциональные предметы (цветная бумага, пластилин, ватные палочки, счётные палочки и т.д.), использовали атрибуты по их назначению.

Были моменты, когда девочки при наличии ролевой речи, периодически переходили на прямое обращение. (Альбина говорит: «Все Женя, уходи, чего ты не уходишь, Даша же попрощалась с тобой». Альбина называет Дашу по имени, а не называет её доктором, она должна была сказать «доктор попрощалась с тобой». В свою очередь  Даша говорила: «А давайте, я сейчас позвоню Жене домой…», а должна была назвать ее мамой их пациентки).

Основная масса детей соблюдала заранее оговоренные правила на всём протяжении игры. Правила нарушал Рома (ждать своей очереди, не шуметь и т.д.), Ибрагим тоже иногда нарушал правила в особо эмоциональных ситуациях.

Сначала в игре не было разделения детей по половому признаку - была совместная игра девочек и мальчиков, однако в конце мальчики стали играть с мальчиками, а девочки с девочками.

В основу сюжета игр ложились знания и представления об отношениях людей, полученные из прочитанных ими книг, просмотренных мультфильмов. Дети вносили новые сюжетные линии в игру. («Семья», «Аптека»).

Для данных детей характерно принятие и последовательное изменение игровой роли, которую они реализуют через действия с предметами и ролевую речь.

Дети со средним уровнем игровых навыков - Миша В. и Ибрагим А. свободно вступают в ролевое взаимодействие с  партнерами сверстниками.

Три девочки находятся на высоком уровне сформированности игровых навыков. У них разнообразные игровые интересы. Девочки выступают  с предложениями по созданию игровой обстановки. Участвуют в играх, как на ведущих, так и на других ролях.

Альбина и Женя старались предотвращать конфликтные ситуации, а при их возникновении улаживали конфликт. Альбина подошла к плачущему Мише, пожалела его, дала ему платок и позвала опять играть.

Дети старались выполнять действия определённые их ролями. В игре была задействована игрушечная кукла (звучала ролевая речь со стороны Жени за себя и за эту куклу,  она поочередно выступала в роли этих двух персонажей).

Рома С. осуществлял лишь действия с предметами, не поддерживая ролевое поведение. Рома испытывает трудности в общении, он замкнутый и малообщительный мальчик. Совместной игре предпочитает одиночную, т.е. игру самим с собой.

Рома плохо умеет играть со сверстниками, не умеет продуктивно решать возникающие конфликты. Рома взял игрушки из набора доктора и унёс их, чтобы поиграть с ними в одиночку. Рома демонстрирует в игре такие проявления, как агрессивность, отчуждённость, враждебность по отношению к сверстникам. Рома во взаимоотношениях навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и ту же просьбу. Быстро устаёт от игры.  

Результаты наблюдения заносились в таблицу. Возрастная норма детей нашего исследования соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.

Двое детей имеют средний уровень сформированности игровых навыков, что соответствует возрастной категории (4,5-5,5 лет).

Формирование взаимоотношений.

Переводить детей к совместной ролевой игре с партнером-сверстником и развёртыванию ролевого взаимодействия, принимать на себя роль и обозначать её словом (называть для партнёра, какую роль взял на себя через характерные для данной роли действия с предметами; ролевой диалог с партнером.

Совершенствовать навыки культурного поведения, товарищеских взаимоотношений, умение договариваться, действовать согласованно, считаться с мнением товарищей по игре, способствовать становлению в игре положительных отношений и их усвоению.

Правила игры. Обозначить роли: врач лечит. Пациент приходит на приём с жалобами.

Детям задается вопрос, каковы правила поведения в поликлинике? (Это и будет являться правилами игры).

Дети отвечают: Прежде чем идти к врачу нужно привести себя в порядок.  В поликлинике сдавать вещи в гардероб. Вести себя в поликлинике тихо. Придя в  поликлинику нужно не забыть получить в регистратуре карточку. Не забыть взять талончик к врачу. Не забыть к какому врачу ты направляешься. Не говорить в поликлинике слишком громко. Не лезть в кабинет без очереди. Не заглядывать в кабинет врача без вызова. Не чихать и не кашлять на окружающих. Не мусорить в коридорах. Если найдёшь забытую вещь, сдать её в регистратуру. Доверять врачам, не бояться их. Не капризничать на приёме у врача. Учиться правильно взвешиваться. Делать вовремя прививки, чтобы не болеть. Беречь своё зрение. Регулярно посещать зубного врача. Если пришёл в поликлинику с мамой, не отходить от неё. Когда врач тебя прослушивает, нужно стоять спокойно. Не нужно утомлять врача ненужными разговорами. Не надо стесняться врача, нужно его слушаться. Необходимо запоминать советы врача и строго следовать им. Принимать лекарства, которые прописал врач. В конце приёма поблагодарить врача за помощь.

Обучение элементам развития сюжета. Принятие на себя второстепенной роли. Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. Принятие детьми на себя роли. Распределение ролей.

Сюжет игры. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, полученные из наблюдений, книг, рассказов, взрослых.

Игровые действия, игровые предметы. Игровые действия часто заменяется словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами-заменителями, игрушками. Организовывают пространство и подбирают атрибуты: у врача ( белый халат, аптечка; осмотр пациентов).

Содержание игры. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Замысел игры более устойчивый, но не статичный, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёров, достигают общего решения.

Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, то есть согласованность сочетается с импровизацией. Экспериментатор проводит беседу о работе поликлиники, о работе врачей.

Чтение художественной литературы.

Даша Тычина 5,6 лет

В игре Даша Т. проявляет  гибкость эмоционального и поведенческого реагирования, адекватно выражает широкую гамму чувств, легко устанавливает межличностные контакты. Её активность носит творческий характер в отношении участников, игровых материалов и самого процесса игры. Она получает удовольствие  от игры, от использования игрушек. Испытывая разнообразные чувства сохраняет эмоциональное равновесие. Хорошо распознаёт настроение, эмоции других детей. Дарья открыто выражает широкую гамму чувств, не исключая негативную. «Женя не даёт мне поиграть с Куклой. Раз она такая, я с ней не дружу». Она умеет предложить начать игру, присоединиться к играющим.

1) Распределение ролей

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. 

3) Ролевое поведение

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

4 уровень — игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

6)  Использование ролевой речи

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Ибрагим 5,9 лет

Ибрагим быстро выбирает необходимые ему игрушки.  С удовольствием изобретает недостающие  заменители. Ведёт себя уверенно, без страха и застенчивости.   У него хорошо развито чувство безопасности: он игнорирует ситуацию, которая могла вызвать чувство тревоги (испачкал руки краской от штампа) и не испытывает побуждения прервать игру, чтобы вымыть запачканные руки. Когда он сломал игрушечный градусник – то воспринял этот факт без острых эмоциональных реакций, нашел градуснику замену в виде счётной палочки.

1) Распределение ролей

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2) Основное содержание игры

2 уровень — действие с предметом в соответствии с реальностью.

3) Ролевое поведение

2 уровень — роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

4) Игровые действия

2 уровень — расширение спектра игровых действий, игровые действия жестко фиксированы.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

4 уровень — использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6)  Использование ролевой речи

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

7) Выполнение правил

3 уровень — правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

Альбина Д. 5,6 лет

Альбине нравится играть вместе с другими детьми. Альбина присоединилась к играющим даже несмотря на то, что её не пригласили. Выбрала себе активную роль, часто лидирует. Если её кто-то обижает – умеет за себя постоять. К тихой девочке Жене Ш. относится с заботой и нежностью. Соперничает с Дашей Т., которую считает равной или сильнее себя.

1) Распределение ролей

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. 

3) Ролевое поведение

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

6)  Использование ролевой речи

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Женя Ш. 5,7 лет.

Женя Ш. активно применяет в игре собственное воображение, понимает язык и правила игры. Не испытывает затруднений с играми  «понарошку», используют заместители  предметов. Игрушками пользуется в соответствии с их назначением.

1) Распределение ролей

4 уровень — самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

4  уровень — выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

4 уровень — ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

6)  Использование ролевой речи

4 уровень — развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Рома С. 6 лет

В игре в той или иной степени проявляются черты эмоциональной неадекватности: конфликтность, эмоциональный дискомфорт. Роме трудно приспособиться к требованиям воспитателя, трудно участвовать в коллективных играх, т.к. трудно понять и соблюдать правила игры. Может игнорировать предложения.

Рома «захватывает» игровое пространство, трогает предметы, стучит по ним. Он толкает других детей, оскорбляет, обзывает, насмехается, забирает игрушки. Ограничений не признаёт, сопротивляется им или пытается избежать. Свои поступки часто списывает на кого-нибудь («Это он уронил», «он первый начал» и пр.). Рома непослушный, драчливый, ежедневно конфликтует с сверстниками.

1) Распределение ролей

2 уровень — распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль пациента? Кто хочет быть аптекарем?» и т. д.

2) Основное содержание игры

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью.

3) Ролевое поведение

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4) Игровые действия

3 уровень — игровые действия многообразны, логичны.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

2 уровень — самостоятельное прямое использование атрибутики (флакончики от лекарств).

6)  Использование ролевой речи

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

7) Выполнение правил

1 уровень — отсутствие правил.

Миша В. 5,8 лет.

Миша часто болеет, плохо адаптировался к саду, испытывает эмоциональный дискомфорт. Не хочет с утра расставаться с мамой, тревожится, может заплакать.  Застенчивый Миша не стремится освоить игровое пространство, находится в своих мечтах.

У Миши есть трудности взаимодействия как с детьми, так и со взрослыми.

1) Распределение ролей

3 уровень — самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю.

2) Основное содержание игры

3  уровень — выполнение действий, определяемых ролью.

3) Ролевое поведение

3 уровень — роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4) Игровые действия

2 уровень — расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы.

5)  Использование атрибутики и предметов-заместителей

3 уровень — широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

6)  Использование ролевой речи

3 уровень — наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

7) Выполнение правил

4 уровень — соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Уровень сформированности игровых навыков

Выявление уровня сформированности игровых навыков проводилось на базе ГБОУ Школа №1015 ДО № 2 (детский сад № 1800).  Диагностику проводила экспериментатор Пожидаева О.Н.

Цель диагностики: определить уровень сформированности игровых навыков у старших дошкольников. Для определения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников была использовалась  методика, разработанная Д.Б. Элькониным. Предлагаемая методика позволила осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников.

Задачи:

1. Подобрать необходимый диагностируемый материал.

2. Провести диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей.

3. Проанализировать полученные результаты.

Цель игры: Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах (на примере поликлиники). Вызвать интерес к профессии врача, стремление  больше узнать о медицинских работниках.

Атрибуты:

Медицинские карты, белые халаты, коробки из-под лекарств, набор «Больница» и т.д.

Роли: медицинская сестра регистратуры, процедурная медсестра, врач-лор, врач-окулист, врач-терапевт, фармацевт, гардеробщица, пациенты.

Игровые действия (их последовательность):

Для пациента: снять верхнюю одежду и сдать в гардероб, в регистратуре получить медицинскую карту, по приглашению врача войти в медицинский кабинет, выслушать рекомендации доктора, в аптеке купить нужное лекарство.

Для врача: выслушать жалобы больного, посмотреть его медицинскую карту, послушать сердце и лёгкие, проверить зрение, осмотреть горло, уши, кожу, выписать рецепт, пожелать  больному здоровья.

Дети по желанию выбирают себе роли и занимают рабочие места, остальные-пациенты.

Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников

необходимо организовать ролевую игру в группе из 6 дошкольников. Тема игры задавалась экспериментатором, который совместно осуществлял диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешиваясь в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Была выбрана тема игры «Поликлиника».

Экспериментатор предложил детям: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в поликлинику». Сначала на это предложение откликнулась одна девочка, затем присоединилось еще 5 детей. В случае необходимости оказывалась минимальная помощь в организации игрового процесса. Также проводились наблюдения и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществлялся по 7 критериям:

1. Распределение ролей;

2. Основное содержание игры;

3. Ролевое поведение;

4. Игровые действия;

5. Использование атрибутики и предметов-заместителей;

6. Использование ролевой речи;

7. Выполнение правил.

Каждый критерий оценивался по 4 уровням.

1 уровень - низкий,

2 уровень - ниже среднего,

3 уровень - средний,

4 уровень - высокий.

Несмотря на то что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня:

1 уровень - от 2,0 до 3,5 лет,

2 уровень - от 3,5 до 4,5 лет,

3 уровень - от 4,5 до 5,5 лет,

4 уровень - старше 5,5 лет.

1) Распределение ролей

1 уровень - отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел наряд именинника).

2 уровень - распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль именинника? Кто хочет быть мамой?» и т. д.

3 уровень - самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к взрослому.

4 уровень - самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций.

2) Основное содержание игры

1 уровень - действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем).

2 уровень - действие с предметом в соответствии с реальностью.

3 уровень - выполнение действий, определяемых ролью.

4 уровень - выполнение действий, связанных с отношением к другим людям.  Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая».

3) Ролевое поведение

1 уровень - роль определяется игровыми действиями, не называется.

2 уровень - роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий.

3 уровень - роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка.

4 уровень - ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия

1 уровень - игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, угощение).

2 уровень - расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, угощение, организация развлечения), игровые действия жестко фиксированы.

3 уровень - игровые действия многообразны, логичны.

4 уровень - игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.

5) Использование атрибутики и предметов-заместителей

1 уровень - использование атрибутики при подсказке взрослого.

2 уровень - самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, игрушки-подарки и т. д.).

3 уровень - широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей  на предметное оформление игры уходит значительная часть времени.

4 уровень - использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом).

6) Использование ролевой речи

1 уровень - отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени.

2 уровень - наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «мама» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя.

3 уровень - наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение.

4 уровень - развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил

1 уровень - отсутствие правил.

2 уровень - правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают.

3 уровень - правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации.

4 уровень - соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры.

Таким образом, необходимо предпринять меры, способствующие повышению уровня сформированности игровых навыков у старших дошкольников.

Результаты наблюдения заносились в сводную таблицу

Уровень сформированности игровых навыков в старшей группе

Результаты наблюдения отображены в таблице.

Напротив фамилии каждого ребенка отмечался уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, клеточка закрашивалась в зеленый цвет, если отстает - не значительно (3 уровень) в синий, если отстает значительно (1-2 уровни) в красный. Возрастная норма детей нашего исследования соответствует 4 уровню сформированности игровых навыков.

4 уровень

Уровень игровых навыков соответствует возрастной норме

старше 5,5 лет

3 уровень

отстаёт не значительно

от 4,5 до 5,5 лет

1-2 уровни

отстаёт значительно

1 уровень-от 2,0 до 3,5 лет; 2 уровень от 3,5 до 4,5 лет

Результаты наблюдения заносятся в сводную таблицу. В таблице отмечается уровень игровых навыков по каждому критерию, который демонстрирует ребёнок в игровой деятельности.

Уровень сформированности игровых умений у детей 5,6-6 лет на май 2019 г.

Фамилия, имя ребёнка

Возраст

Распределение ролей

Основное содержание игры

Ролевое поведение

Игровые действия

Использование атрибутики

Использование ролевой речи

Выполнение правил

Итог

1

 Дарья Т.

5,6

4

4

4

4

3

4

4

высокий

2

 Ибрагим А.

5, 9

3

2

2

2

4

3

3

средний

3

Альбина Д.

5, 6

4

4

4

3

3

4

4

высокий

4

Женя Ш.

5,7

4

4

4

3

3

4

4

высокий

5

Рома С.

6

2

3

3

3

2

3

1

ниже среднего

6

Миша В.

5,8

3

3

3

2

3

3

4

средний

В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой — воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Средства реализации:

Анализ.

 Замысел игры, постановка игровых целей и задач.

Дети активно обсуждают замысел, у них появляется длительная перспектива игры. Плановость игры сочетается с импровизацией. Некоторые дети молчат.

Содержание игры. Содержание игры очень разнообразное.

Сюжет игры. У детей экспериментальной группы наиболее полно проявляется умение совместно строить, творчески развивать сюжет игры. Заболела дочка Жени Ш., надо идти с ней в поликлинику к врачу или нужно взять анализ крови в лаборатории.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Все дети передают характерные особенности персонажей, у детей наблюдаются особенности ролевого диалога. Используются соответствующие медицинские термины. Дети использовали развёрнутую ролевую речь на протяжении всей игры. При вопросе: «Ты кто?», называли свою роль. Лишь Рома неохотно ответил на этот вопрос, сразу прекратил игру и спрятал игрушку.

Игровые действия, игровые предметы. Все дети используют в игре предметы заместители. Например, карандаши вместо пробирок, счетную или ушную палочку, вместо иголки для взятия крови и т.д. В игре дети используют игрушки; белый халат или рубашка; сумка врача с инструментами: медицинский шпатель, бинт, сантиметровая лента (для измерения роста), шариковая ручка без стержня (чтобы делать уколы), небольшие наушники с проводами (в качестве стетоскопа); палочка от мыльных пузырей (чтобы проверять глаза и уши).

Игровые правила. Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли. Они следят за выполнением правил другими детьми.

Особенности конфликтов в игре.

У детей контрольной группы чаще возникают конфликты при распределении ролей и выполнении правил.

Роль взрослого в руководстве игрой. Дети обращались к взрослому с просьбой о помощи: «А кто будет аптекарем».

Итак, анализируя наш эксперимент по обучению дошкольников в средней группе в связи с недостатком знаний по этой теме вели себя растерянно и неуверенно, чаще вступали в конфликт, нарушали правила игры и чаще обращались за помощью к воспитателю.

Сюжетно строить диалоги, поэтому необходимо обращать внимание на диалогическую речь.

Выводы: у детей развиваются умения выбрать роль, игровые умения-действия с предметами и взаимодействия с партнёром.

Выявление умения разыгрывать простейшие сюжеты в сюжетно-ролевой игре.

Альбина  Д., Даша Т., Женя Ш.-высокий уровень.

Миша В. и Ибрагим А.-средний уровень.

Рома С.-ниже среднего.

Высокий уровень. Ребёнок проявляет яркие эмоциональные действия в игровом взаимодействии со сверстниками и взрослым. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими; называет себя именем героя; использует предметы-заместители, самостоятельно подбирают игровой материал.

Средний уровень. Ребёнок проявляет  эмоциональные действия в игровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Отражает в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов-заместителей, не всегда может самостоятельно подбирать игровой материал.

Низкий уровень. Ребёнок Достаточно сдержан в эмоциях, с трудом взаимодействует с окружающими. Пытается отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения с окружающими. Затрудняется в использовании предметов-заместителей, не всегда может самостоятельно подобрать игровой материал.

Выводы.

Выводы по итогам изучения  сформированности игровых навыков у дошкольников.

Как показало наше исследование, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности.

Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка. Используя их, педагоги легко смогут определить, на каком уровне развития игры находится каждый ребенок, что позволит им индивидуализировать задачи руководства и определить эффективность осуществляемого воспитателем руководства 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пределы вмешательства взрослых в игры детей.(сюжетно - ролевая игра)

Консультация для педагогов,всех возростных групп ДОУ....

Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры

  Статьи из плана работы клуба по интересам "Семейная академия". Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут ока...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Проект "Сопровождение игры детей.Сюжетно ролевая игра "Семья"

Срок реализации 2 недели .Возрост старший дошкольный...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «КАК Я УЧУ ДЕТЕЙ ИГРАТЬ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ»

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качест...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...