Патриотическое воспитание дошкольников
статья (старшая группа)

Задачи патриотическое воспитание подрастающего поколения являются самыми важными в современном мире. За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения. Это касается и нравственных ценностей, и отношения  к событиям нашей истории. У многих детей искажены представления о доброте, великодушии, патриотизме. В нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными. Однако эти трудности не должны стать причиной остановки патриотического воспитания. Именно в нравственно-патриотическом воспитании лежит основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Без уважения к духовным ценностям невозможно формирование личности дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedchteniya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальные педагогические чтения

руководящих и педагогических работников образовательных организаций МО г. Саяногорск

«Развитие современного образования в единстве теории и практики»

Групповая работа как способ формирования у дошкольников ключевой компетенции – кооперация

Турусова Татьяна Владимировна,

воспитатель МБДОУ д/с  № 3 «Фонарик»

Задачи патриотическое воспитание подрастающего поколения являются самыми важными в современном мире. За последние годы в нашей стране произошли огромные изменения. Это касается и нравственных ценностей, и отношения  к событиям нашей истории. У многих детей искажены представления о доброте, великодушии, патриотизме. В нашем современном мире материальные ценности доминируют над духовными. Однако эти трудности не должны стать причиной остановки патриотического воспитания. Именно в нравственно-патриотическом воспитании лежит основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Без уважения к духовным ценностям невозможно формирование личности дошкольника.

Опираясь на требования ФГОС, мы стремимся к построению модели духовного развития малышей, которые отвечают следующим требованиям:

-Процесс нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к себе.

- Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер и охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм это повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Мы выстраиваем деятельность детей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС — через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.

- Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством переход от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, детям важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС, должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной.

- Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, которая позволяла бы каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Мы приобщаем детей к празднованию памятных дат, участвуем в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогаем выработать формы поведения, которые соответствуют образу будущего сознательного гражданина.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе мы используем новейшие методики и технологии для решения этих важных задач. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря о современных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего:

Проектная деятельность.

Является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Она обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.
Я считаю, что проектная деятельность позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности.

Компьютерные технологии

  • Электронные энциклопедии, справочники, словари.
  • Книги и статьи из газет, журналы, карты и т.д.
  • Компьютерные презентации – наиболее удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить и качественно обновить образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Мини - музеи.

Здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, но и сами читают стихи, беседуют, задают вопросы. Ведь в продуктах материальной и духовной культуры возникают патриотические чувства.

Результаты, которые мы выявили в ходе использования мини-музеев, позволяют нам сделать выводы, что этот метод является действенным и эффективным.

Игровая технология.

Все мы знаем, что игра имеет очень большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать патриотическое воспитание и игру.

Сегодня очень большую популярность имеет игра – квест. В этой игре предполагается наличие задания, в котором необходимо что то разыскать – подсказку или предмет, чтобы можно было дальше двигаться. В детских квестах задания затрагивают разные области знаний и умений.

Главное преимущество такой игры в том, что квест в игровом, занимательном  виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией и закрепить  уже имеющуюся, отработать на практике умения детей.

Таким образом, сегодня в процесс воспитания детей необходимо внедрять современные технологии. Ведь воспитание гражданственности очень важно не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Уровень жизни создает сегодня помехи, которые значительно влияют на прогресс нравственно-патриотического воспитания. Но, не смотря на трудности-задача воспитателя воспитать достойного человека, гражданина, который любит и гордится своей Родиной, городом, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Хоровод дружбы"Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родно

Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, се...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...