«Я ребенок, и я имею право».
план-конспект занятия (старшая группа)

Занятие – развлечение, которое помогло познакомить детей с их правами и обязанностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я ребенок, и я имею право».

Цель: Формирование правовой культуры через ознакомления с основными

правами, изложенными в конвенции о правах ребёнка. 

Задачи:  

Занятие

Тема: «Я ребенок, и я имею право».

Виноградова О. А.

Цель: Формирование правовой культуры через ознакомления с основными правами, изложенными в конвенции о правах ребёнка.

Задачи:

  1. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  2. Развивать умение, называть свои  права и анализировать поступки других.
  3. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование: плакаты, знаки к игре, «Декларация прав ребенка», иллюстрации к сказкам, магнитофон, ручки, памятки.

Оформление:   

  1. Плакаты «Что такое право», «Что такое закон»,  «Конвенция».
  2. Рисунки детей.
  3. Выставка детский книг.
  4. Звучит музыка из песни «Чему учат в школе».

Ход занятия:

  1. Вступительная часть
  • Беседа
  • Чтение стихотворения «Право детей».

     II.         Основная часть

  • Игра «Разрешается-не разрешается.
  • Викторина «Право».
  • Разбор ситуаций.
  • Дискуссия «Я имею право»
  • Рисунки детей «Я имею права» (предшествующая работа).

      III. Заключительная часть

  • Чтение детьми стихов о правах
  • Чтение стихотворения воспитателем
  • Памятка для детей «Твои права и обязанности.

Материал к занятию:

  1. Вводная часть.

Звучит песня «Чему учат в школе». Воспитатель не сообщает детям темы занятия, беседует и зачитывает стихотворение по которому дети сами определяют тему занятия.

Воспитатель:  давным –давно, тысячи лет на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:

  • Что люди могут делать и чего не могут?
  • Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  • На что они имеют права и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогли устранить кошмар и неразбериху.

- Что же такое закон?

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Главный закон нашей страны, это конституция. Она была принята 12 декабря 1993 г.

Чтение стихотворения:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный теплый дом

Видеть тихий мирный сон

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить и быть любим

Он на свете не один

Воспитатель:  Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?  

                                                       (Ответы детей).

Воспитатель: Что такое право (Ответы детей)

Право – это правила, по которым живут люди, они определяют отношение людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

не только знать,

но соблюдать

Тогда легко нам будет жить

Играть, дружить и не тужить

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (ответы детей).

А есть ли какие-нибудь права у детей? (ответы детей)

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенной Нации (ООН).

Почему же был принят этот документ, защищающий права ребенка? Потому что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Дети нуждаются в особой защите. Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. К сожаленью, в мире очень много проблем. Эти проблемы касаются и детей. Страшной бедой являются сиротство и инвалидность. Конвенция стоит на страже детей. И в ней говорится, что ребенок имеет право знать свои права.

Воспитатель вывешивает плакаты «Права ребенка», дети знакомятся.

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы вам было легче запомнить права, предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается»

Д/Игра  «Разрешается – запрещается»

  1. «Посмотри на этот знак

     Человек поднял флаг

      Слушать мнение ребенка (разрешается).

  1. Вот в углу стоит мальчонка

Плачет, надрывается

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается).

  1. С мамой дети должны жить

Ей цветы всегда дарить

Это (разрешается)

  1. Эта гнать обозначает

Мать с ребенком разлучают

Это (запрещается).

  1. Рисовать и петь, учиться

Если заболел-лечиться

Это (разрешается)

  1. Этот трудится ребенок

Мало у него силенок

В детстве тяжкая работа

(запрещается).

  1. Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить-

Это (разрешается)

  1. Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

Молодцы ребята с заданием вы справились отлично. Познакомились с некоторыми правилами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежи. В сказках добро побеждает зло. Мы сейчас с вами узнаем, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Викторина по сказкам.

Воспитатель: Ребята сейчас мы проведем небольшую викторину.

На доске и у вас на карточках написаны

с левой стороны названия сказок, с правой нарушенное право.

1.

«Гарри Потер»

Нарушение прав на неприкосновенность

2.

«Золотой ключик»

Нарушение прав на жизнь

3.

«Золушка»

Нарушение прав на отдых

4.

«Три поросенка»

Нарушение прав на неприкосновенность жилья

5.

«Колобок»

Нарушение прав на жизнь

6.

«Красная шапочка»

Право на личную неприкосновенность

7.

«Дюймовочка»

Право на личную неприкосновенность

На доске 3 листа:

  1. Право на бесплатное образование
  2. Право на свободный труд, защита от безработиц
  3. Право на неприкосновенность жилья.

         Ребята, давайте поговорим о героях сказки «Приключения Буратино». Какие конституционный права были нарушены в этой сказке?

  1. Полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Право на неприкосновенность жилья).
  2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы).
  3. Буратино продал свою азбуку, и не воспользовался каким правом? (Право на бесплатное образование).

          Переходим к другой сказке. Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  • Право на жизнь
  • Право на получение образования
  • Право на владение имуществом

          Рассмотрите рисунки. Сказка – «Лиса и заяц». К какой сказке относится правая иллюстрация? Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке:

  • Право на жизнь
  • Право на неприкосновенности жилья
  • Право на справедливый суд
  • Право на труд

          К какой сказке относится вторая иллюстрация? Лягушка-путешественница? Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

  • Право на свободное передвижение
  • Право на образование
  • Право на труд

          Ребята, читайте книги, они помогут вам, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свое право. Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных детей. Все мы понимаем друг друга, у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Что общее у всех людей? (Права человека).

Воспитатель: в нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам школьникам.

Воспитатель: какие права есть у вас, школьников?

  • Право на учебу
  • Право на отдых между уроками
  • Право на каникулы
  • Право на занятия в кружках и секциях

Воспитатель: Дети у вас есть не только права, но и обязанности. Какие обязанности у школьников? (ответы детей).

  • Уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников).
  • Культурно вести себя в классе, школе и за их пределами.
  • Ходить опрятными.
  • Выполнять устав школы.

Воспитатель: Вы имеете обязанности перед обществом, в котором возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека, следя за тем, чтобы каждый человек уважал других и другие уважали его.

Разбор ситуации- 1,2,3,4 (ситуации прилагаются)

             Мы с вами рассмотрели ситуации. Чтобы вы не делали, вы всегда должны помнить, что живете на свете не одни. И должны вести себя так, чтобы окружающим было легко и приятно с вами общаться. Хотите, чтобы все считали вас самостоятельными и ответственными людьми? Выполняйте свои права. Права есть у всех людей. Права человека никто не дает, человек получает право от рождения. Все мы люди, и мы равны, а значит у нас всех одинаковые, равные права. Все основные права записаны в документе- Всеобщей декларации прав человека.

Декларация – это основные принципы, к которым стремится государство.

Сейчас прошу выйти всех детей и прочесть:

  1. Как хорошо, что есть права.

Закон на строго защищает

И в нем важны нам все права,

Они великой силой обладают.

  1. В своих правах мы все равны

И взрослые и дети

Все расы, веры, языка –

Все люди на планете.

  1. На любовь имеют право

Все ребята на земле

На заботу и на ласку

Право жить в своей семье.

  1. Сохранить свое здоровье-

Право есть у нас такое,

Заболев, когда случиться –

Каждый вправе полечиться.

  1. В школу ходят все детишки,

Это право есть у нас

Пишем там, читаем книжки

Всему учат в школе нас.

  1. Никто не может вас пытать

Делать больно, обижать

Вы запомните одно –

Бить детей запрещено.

  1. О правах своих послушав,

Ты запомни крепко их

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

Воспитатель:                        Этих прав лишить не может,

Вас никто и никогда.

    Право каждое поможет.

             Быть счастливым вам всегда.

В итоге хочу закончить наше занятие, стихотворение «Право»

Очень много стран на свете

Это знает каждый.

Кто, скажите в странах этих

Самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент.

Главных много-выбирайте

Там король, здесь президент!

Про царей и про вождей,

Но главней, нужней, важней

Для страны-ребенок.

Кем он станет завтра

Маленький и нежный

Всей земли права его-

Право на надежду

Воспитатель раздает памятки «Твои права и обязанности».

Ход занятия:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я ребенок ....и я имею право

Я ребенок .... и я имею право...

Совместная деятельность по правовому воспитанию «Я ребенок и я имею право»

Совместная деятельность по правовому воспитанию  «Я ребенок и я имею право»...

Проект "Я-ребенок и я имею право!"

Конспект театрализованного занятия  в подготовительной и логопедической группах...

Конспект ОД «Я - ребенок и я имею право» в подготовительной к школе группе

Обобщение знаний детей по правовой культуре .Закрепить знания детей о Конвенции ООН, об оcновных правах, перечисленных в ней;помочь детям понять, что наравне с правами у них есть обязанности....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я ребенок, и я имею право…!»

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек счита­ется взрослым.У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности. Права — это уста...

Консультация для родителей «Я – РЕБЕНОК и я имею ПРАВО»

Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Обеспечение прав ребёнка сегодня &nd...

Рабочая программа кружка «Я – ребенок, и я имею право…» по формирование нравственно - правовых представлений посредством дидактической сказки

С наступлением XXI века во всем мире проблема защиты детей обострилась. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях. Растут беспризорность, наркомания, наси...