КТП по взаимодействию с детьми младшего дошкольного возраста
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Пушкарева Евгения Александровна

Комплексно – тематическое планирование

Тема: «С желтой грудкою летит – что это за птица? Как наряжен её вид! Звать её синица!»

Итоговое мероприятие: «Выставка рисунков «Синичкин день», изготовление кормушек»

Цель: формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о зимующих птицах: синице, вороне, воробье, голубе, сороке, об особенностях внешнего вида и строения тела синицы, о питании зимующих птиц, особенностях жизни в зимних условиях в процессе совместной и самостоятельной игровой, художественно–эстетической, двигательной, социо-коммуникативной, речевой  деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно – тематическое планирование

Тема: «С желтой грудкою летит – что это за птица? Как наряжен её вид! Звать её синица!»

Итоговое мероприятие: «Выставка рисунков «Синичкин день», изготовление кормушек»

Цель: формирование представлений у детей младшего дошкольного возраста о зимующих птицах: синице, вороне, воробье, голубе, сороке, об особенностях внешнего вида и строения тела синицы, о питании зимующих птиц, особенностях жизни в зимних условиях в процессе совместной и самостоятельной игровой, художественно–эстетической, двигательной, социо-коммуникативной, речевой  деятельности.

Дата,

день недели

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Непосредственно-образовательная деятельность

Режимные моменты

11 ноября, понедельник

1.Познавательно-исследовательская деятельность (формирование целостной картины мира): «Птица-синица»

Программное содержание: уточнение и расширение представлений детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях;  расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закрепить понятие зимующие птицы, воспитывать заботливое отношение к птицам, активизировать в речи обобщающие слова «зимующие птицы», расширять словный запас.

Планируемый результат:  закрепление представлений о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.

Образовательная среда: фотографии и иллюстрации синиц, плакат с изображениями различных зимующих птиц, usb-колонка, аудиозапись пения синицы.

Среда взаимодействия: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: Отражение познаний в игровой и коммуникативной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Ход мероприятия:

  1. Иллюстрация синицы, зачитывание стихотворения о ней.
  2. Вопрос: «О чем говорится в стихотворении? Или о ком?», ответы детей.
  3. По иллюстрациям и фотографиям синицы воспитатель дает подробное описание её внешнего вида, питании, особенностей жизни в зимних условиях.
  4. По иллюстрациям сравнение синицы с другими зимующими птицами.
  5. Физ.минутка «Синичка прилетела и на ветку села»
  6. Прослушивание пение синицы и закрепление его с детьми с помощью произношения звуков.
  7. Закрепление полученных знаний.

2. Музыкальная деятельность по плану музыкального руководителя.

Первая половина дня

Утренний круг: метод трёх вопросов по теме «Зимующие птицы».

Утренняя зарядка.

Беседа «Птицы едят из кормушек».

Игры в лото.

Малоподвижная игра «Глухой телефон» - развития внимания у детей.

Индивидуальная работа по развитию речи – обогащения активного словаря (3чел).

Подвижная игра «Птички» - активизировать двигательную активность через прыжки.

Культурно-гигиенические навыки – полоскание рта после приема пищи.

Прогулка:

Наблюдение за небом, солнцем – выявление сезонных изменений.

Подвижная игра «Птички в гнёздышках» - повышать двигательную активность, скорость бега.

Эстафета «Кто быстрее?» - повышать внимание,  ловкость и скорость бега.

Вторая половина дня

Оздоровительная гимнастика после сна.

Рассматривание иллюстраций с перелетными и зимующими птицами.

Индивидуальная работа по развитию речи – развитие грамматически правильной диалогической и монологической речи (3чел)

Дидактическая игра «Дорисуй хвост птице» - закрепить знания о зимующих птицах.

Сюжетно-ролевая игра «Мастерская» - развитие мелкой моторики рук и фантазии детей.

Прогулка: игры по интересам детей.

Центр активности «Порисуй-ка» 

Рассматривание иллюстраций зимующих птиц – закрепление знаний

Центр активности «Познавай-ка»

Дидактическая игра «Кто, где зимует?» - закрепить умение классифицировать зимующих и перелетных птиц

Центр активности «Здоровей-ка»

Игры с тренажерами на развитие равновесия и формирования правильной осанки.

Прогулка:

Игровая и экспериментальная деятельность детей по интересам.

Игры с выносным материалом.

Центр активности «Построй-ка»

Постройка кормушек из лего мелкого и крупного

Центр активности «Поиграй-ка»

Сюжетно-ролевые игры по интересам детей.

Разместить в приемной информацию об акции «Поможем тем, кто рядом!» с целью привлечь родителей к изготовлению кормушек и благотворительной помощи по сбору корма для птиц.

Беседы с родителями по запросу.

12 ноября, вторник

1. Изобразительная деятельность (лепка): «Птичка»

Программное содержание: учить рассматривать птиц в скульптуре малой формы, на иллюстрациях, выделять форму частей (шар), характерные признаки (клюв, хвост, крылья); продолжать учить лепить птицу по частям, передавать форму частей, характерные признаки, движение (клюет, пьет воду, поет, взмахивает крыльями и т.д.); плотно соединять основные части (голову, туловище) оттягивать клюв, хвост, намечать крылья или лепить отдельно для передачи движения; стекой передавать мелкие детали (глаза, перышки), ритмично располагая их на поверхности; дополнять изображение.

Планируемый результат: готовая птичка синица в движении.

Образовательная среда: скульптура малой формы, иллюстрации с изображением синицы, пластилин, стеки, доски, салфетки,  

Среда взаимодействия: «взрослый – ребенок» - совместно-последовательное; «ребенок-ребенок» - эмоционально-практическая.

Ход мероприятия:

  1. Прочтение потешки с движениями к словам, высказывания детей.
  2. Рассматривание синицы – скульптуру малой формы и иллюстрации, уточнить форму частей, строение, приемы лепки, показать движения рук в воздухе
  3. Пальчиковая гимнастика.
  4. Вылепливание синички из пластилина.
  5. Оформление выставки поделок.

2. Двигательная активность по плану инструктора ФК.

Первая половина дня

Утренний круг: метод трёх вопрос по теме «Синичка. Какая она?».

Утренняя зарядка.

Рассказывание стишков о птицах.

Дидактическая игра «Собери всех птенцов в гнездо» - закрепление счета до 5, развитие логического мышления.

Строительные игры из различных конструкторов.

Подвижная игра «Собираем зёрнышки» - активизация физической активности, развитие умения выполнять действия с словами.

Малоподвижная игра «Летает – не летает» - закреплений знаний о птицах.

Воспитание культуры поведения за столом: следить за осанкой, пользоваться ложкой, не разговаривать с набитым ртом.

Прогулка:

Наблюдение за деревьями и кустами – сбросили листву.

Подвижная игра «Птички-невелички» - активизация физической активности.

Народная игра «Ловлю птиц на лету» - развитие внимания, быстроты внимания.

Индивидуальная работа по ФИЗО – прыжки с места в длину (3-4 чел.)

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Сюжетно-ролевая игра «Чаепитие»

Самостоятельная художественная деятельность – рисование цветными карандашами птиц.

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Посчитай птиц на ветках» - развитие внимания и устного счета.

Прогулка: игры с выносным материалом (возжи, мячи)

Центр активности «Познавай-ка»

Рассматривание перьев птиц

Центр активности «Порисуй-ка»

Самостоятельная лепка по желанию детей.

Центр активности «Здоровей-ка»

Упражнения с малыми мячами - развитие моторики, ловкости.

Центр активности «Дом»»

Игры малыми группами по выбору детей.

Прогулка:

Подвижная игра «Кто быстрее» - удовлетворять потребность в движении.

Подвижная игра «Птички-невелички» - повышать двигательную активность.

Центр активности «Стена творчества»

Развитие мышления и логики – собирание фигур из разных плоскостных детей из флиса.

Центр активности «Здоровей-ка»

Подвижные игры по интересам детей.

Заинтересовать родителей поучаствовать в акции «Поможем тем, кто рядом!»

Беседы с родителями по запросу.

13 ноября, среда

1.Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП + конструирование): «5 синичек на ветке»

Программное содержание: познакомить детей с образованием числа 5,  учить их считать до 5; закрепить умение сравнивать предметы по длине, пользоваться словами длиннее, короче.

Планируемый результат: знание цифры 5, умение считать до 5, умение пользоваться словами длиннее, короче.

Образовательная деятельность: подставка с двумя полочками, 4 вида игрушек (один вид синицы) – по 5 штук каждого, у каждого по две полоски разного цвета и разной длины, подносы с мелкими игрушками (желтые и белые кружочки).

Среда взаимодействия: «взрослый – ребенок» - ситуативно-деловое, совместно-последовательное; «ребенок-ребенок» - эмоционально-практическая.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: интерес к математике.

Ход мероприятия:

  1. На доске нарисовано дерево и на ветках его сидят 5 синичек. Дети смотрят и считаю их в слух.
  2. На основе сравнения двух количеств предметов воспитатель показывает детям образование числа 5: на одну полоску ставит 3 кружочка желтых, на другую - 4 белых. С помощью наводящих вопросов приходят к образованию числа 5.
  3. Упражнения с тренажером для глаз.
  4. Детям предлагают сосчитать пальцы на левой и правой руке. При этом задается вопрос: «По сколько пальцев на каждой руке? Покажите 1, 2,3,4,5 пальца!».
  5. Работа с раздаточным материалом: полоски разной длинны, разного цвета кружочки.
  6. Закрепление материала: «Сколько кружочков на длинной полоске? Сколько – на короткой?» - ответы детей. Дети хором пересчитывают синичек на дереве.

2. Двигательная активность по плану инструктора ФК.

Первая половина дня:

Утренний круг: метод трех вопросов по теме «Синичка в нашем городе»

Утренняя зарядка.

Образовательный диалог: «Как помочь Синичке не голодать поздней осенью» - активизировать связную речь детей по теме.

Малоподвижная игра «Передай мяч» - формирование навыков держания мяча двумя руками, быстроте реакции.

Дидактическая игра «Как поет синичка» - звуковая культура речи, уровень громкости – тихо и громко.

Подвижная игра «Забрось в корзину мяч» - развитие меткости у детей.

Культурно-гигиенические навыки – закрепление навыков намыливания рук.

Прогулка:

Наблюдение за поведением птиц (птицы склевывают последние ранетки с деревьев).

Подвижная игра «Птички в гнездышках» - повышать двигательную активность, скорость бега.

Спортивная игра «Передача мяча в колонне над головой» - воспитание скоростной и силовой выносливости, ловкости, точности и координации движений.

Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине»

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Дидактическая игра «Оркестр» - игра на музыкальных инструментах.

Игры со строителем по выбору детей.

Народная игра «Птицелов» - развивать двигательную активность детей, быстроту, ловкость.

Индивидуальная работа по звуковой культуре речи: разучивание скороговорок по теме недели.

Прогулка: игры с выносным материалом по выбору детей.

Центр активности «Познавай-ка»

Рассматривание фотографий с изображением синиц.

Дидактическая игра «Найди пару» - развитие внимание.

Центр активности «Построй-ка»

Игры со строителем по желанию детей.

Центр активности «Поиграй-ка»

Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.

Центр активности «Развивай-ка»

Эксперимент с перьями и гуашью.

Прогулка:

Центр активности «Здоровей-ка»

Подвижные игры по выбору детей.

Центр активности «Театр»

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей.

Центр активности «Развивай-ка»

Игры в настольные игры по выбору детей.

Центр активности «Почитай-ка»

Разучивание стишков о птицах и закрепление слов активного словаря.

Разместить информацию для родителей на стенде «Профилактика простудных заболеваний у детей».

Раздать родителям памятки «Если у ребенка признаки Простуды или ОРВИ»

14 ноября, четверг

1.Двигательная активность по плану инструктора ФК.

2. Коммуникативная деятельность (речь и речевое общение + ЧХЛ): «Синичкин день»

Программное содержание: составление описательного рассказа о синице; уточнить понятия «перелётные» и «зимующие» птицы; упражнять в изолированном произношении звуков «з» и «с»; упражнять в произношении фраз с разной силой голоса, с понижением и повышением силы голоса в конце фразы; ввести в активный словарный запас детей прилагательные-синонимы (маленький – небольшой – короткий, подвижный – шустрый – быстрый) и синонимичные словосочетания (маленькая – небольшая – не очень крупная).

Планируемый результат: короткий описательный рассказ о синице.

Образовательная деятельность: подборка иллюстраций «Птицы России», запись документального учебного фильма «Покормите птиц», 2 пера (маховое и пуховое), схемы пуховых перьев синицы (в цвете), книга с изображением времен года на обложке, кормушки и корм для синиц.

Среда взаимодействия: «взрослый – ребенок» - ситуативно-деловое; совместно-последовательное; «ребенок-ребенок» - эмоционально- практическая.

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: уточнить знания о синице, ее окрасе, питании зимой.

Ход мероприятия:

  1. Воспитатель: «Ребята, утром, когда собиралась в детский сад по телевизору сказали, что сегодня отмечается особый добрый праздник. Только вот какой я не дослышала. Сейчас посмотрим по календарю. Вот только какое выбрать время года?» ответы детей. В календаре находят праздник «Синичкин день». Находят схемы перьев. Рассматривают их и определяют что это схемы перьев. Взмахивает перышком и дети превращаются в птичек.  
  2. Физкультминутка «Птичка».
  3. «Скажите, птички, кто из вас оставил эти перышки?» Определяют где, какие перья и чьи они. Закрепляем знания о внешнем виде синички. Воспитатель рассказывает почему птицу зовут синичка, поют песенку про синичку – громко, тихо, отвечают друг другу синичкиным щебетом.
  4. Дидактическая игра «Отгадай загадку про птичку».
  5. Уточняют вместе, что за птицы «перелетные» и «зимующие», рассуждают какого размера птички, закрепляют знания о синичке.
  6. По желанию дети вслух составляют небольшой описательный рассказ о синице.

 

2. Музыкальная деятельность – по плану музыкального руководителя

Первая половина дня:

Утренний круг: метод трех вопросов по теме праздник «Синичкин день»

Утренняя зарядка.

Наблюдение за ростом картофеля в разном грунте.

Чтение стихотворения «Синичкин день»

Дидактическая игра «Собери синичку» - собирание разрезных картинок.

Малоподвижная игра «Летает – не летает» - уточнение знаний названий птиц.

Игры с музыкальными инструментами.

Воспитание культуры поведения: при встрече говорить «Здравствуйте» взрослому человеку, при прощании «До свидания» взрослому человеку.

Прогулка:

Наблюдение за работой дворника.

Подвижная игра «Птички-невелички» - активизация физической активности.

Спортивные упражнения: ходьба по низкой лавочке (5-6 чел).

Трудовые поручение: уборка мусора и листьев на веранде и участке.

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Развлечение в группе «Синичкин день» - театрализованное представление по стихотворению «Синичкин день».

Рассматривание иллюстраций зимующих и перелетных птиц – классификации птиц.

Сюжетно-ролевая игра «Больница».

Индивидуальная работа по природе – уточнять знания детей об изменениях в жизни деревьев в разные времена года (3 чел).

Прогулка: игры по интересам детей.

Центр активности «Почитай-ка»

Рассматривание книг с рассказами о птицах.

Центр активности «Познавай-ка»

Экспериментирование с почвами.

Дидактическая игра «Кто что ест?» - развивать мышление и внимание.

Центр активности «Развивай-ка»

Настольные игры - лото, пазлы, разрезные картинки.

Прогулка:

Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.

Центр активности «Здоровей-ка»

Лазание по шведской стенке, игры по желанию в «Лошадки»

Центр активности «Поиграй-ка»

Сюжетно-ролевые игры по желанию детей с удержанием роли.

Центр активности «Стена творчества»

Рисование гуашью на стене по желанию детей.

Центр активности «Порисуй-ка»

Рисование по трафаретам цветными карандашами.

Привлечение родителей к размещению кормушек на групповом участке.

Индивидуальные беседы по запросам родителей.

15 ноября, пятница

1.Изобразительная деятельность (рисование): «Синичка на ветке»

Программное содержание: рисование птицы синицы; формировать умение рисовать птицу (синицу, передавая характерные особенности наружного строения и окрас); углублять знание о зимующих птицах; развивать технические навыки в рисовании красками; развивать чувство цвета; развивать бережное отношение и любовь к птицам.

Планируемый результат: рисунок с изображением синицы.

Образовательная среда: наглядные пособия, кисти, краски, стаканчики для воды, кисточки, клеенки, салфетки.

Среда взаимодействия: «взрослый-ребенок», «ребенок-ребенок»

Среда отношений к миру, другим людям, к себе: развитие самостоятельности и воображения у детей.

Ход мероприятия:

1. Отгадывание загадки.

2.  Рассматривание иллюстрации с изображением синицы, вспоминая еще раз окрас и структуру тела.

3. Пальчиковая гимнастика: «На ладонь посадим птичку»

4. Работа с красками и кисточками, рисуем с уточнениями синичку

5. Оформление выставки рисунков детей.

2. Музыкальная деятельность по плану музыкального руководителя.

Первая половина дня:

Утренний круг: метод трёх вопросов – закрепление полученных знаний о синице.

Утренняя зарядка.

Рассматривание иллюстраций с изображением синицы (строение тела и окрас).

Игры в лото и домино.

Малоподвижная игра «Ровным кругом» - развитие внимание, моторной и двигательной памяти.

Подвижная игра «Птички в гнездышках» - повышать двигательную активность, скорость бега.

Культурно-гигиенические навыки: правильно держать ложку во время еды.

Прогулка:

Наблюдение за синицами на деревьях во время их питания из кормушек – расширять и углублять знания о связи живой и  неживой природы.

Игра-эстафета «Кто быстрее допрыгает до цели» - воспитание командного духа, скорости движения.

Индивидуальная работа по ФИЗО: прыжки на двух ногах (4 чел).

Вторая половина дня:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Рефлексивный круг: закрепление знаний о зимующих птицах, о синице в отдельности.

Игры с правилами в лото и домино.

Самостоятельная художественная деятельность по интересам детей.

Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей» - развивать умение принимать роль и удерживать ее, применяя игровые действия и игровую речь.

Индивидуальная работа по ИЗО – закрепление навыков рисования синицы (3 чел).

Прогулка: сюжетно-ролевые игры по интересам детей.

Центр активности «Почитай-ка»

Рассматривание энциклопедии о птицах.

Центр активности «Построй-ка»

Постройки по желанию детей из мягких модулей.

Центр активности «Порисуй-ка»

Рисование по трафаретам по желанию детей.

Прогулка:

Центр активности «Здоровей-ка»

Подвижные игры по интересам детей.

Игры с выносным материалом.

Центр активности «Порисуй-ка»

Рисование кисточкой и гуашью по желанию детей.

Центр активности «Развивай-ка»

Эксперименты по запросу детей.

Центр активности «Поиграй-ка»

Подвижные игры по выбору детей.

Размещение в приемной выставки рисунков «Синичкин день», стенд-газеты с фотографиями синиц с помощью родителей.

Индивидуальные беседы по запросу родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное взаимодействие воспитателя с детьми младшего дошкольного возраста.

Конспескы интегрированного взаимодейтвия с детьми по лепке. Проводятся как итоговые занятия в конце учебного года....

Циклограмма взаимодействия педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Удобная форма планирования работы с детьми на учебный год, в которой учитываются все виды детской деятельности....

Проектная деятельность как форма организации образовательного взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в рамках экологического воспитания в ДОО.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического взаимодействия у детей дошкольного возраста можно сформировать основы экологической культуры, правильного и осознанного отноше...

Тема «Организация взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Тема «Организация взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО»Автор: воспитатель Крюкова Светлана НиколаевнаМАДОО МО "Детский сад №216...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста

     Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...

Консультация для родителей на тему: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста»

Речевому развитию детей дошкольного возраста придается особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного зап...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....