Проект «Салат из сказок»
проект

Актуальность – проблема формирования речи у детей дошкольного возраста, особенно с общим недоразвитием речи (ОНР) является важной и трудно задачей.

Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная (монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy_proekt.docx26.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»

Краткосрочный проект

«Салат из сказок»

Тип проекта- познавательно-творческий, коррекционный.

Вид проекта: групповой, краткосрочный, творческий

Длительность проекта- месяц

Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учитель-логопед, воспитатели.

Автор: Титова Валентина Алексеевна, учитель-логопед

Паспорт проекта «Салат из сказок»

«Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.» Г. Гегель.

Вид проекта: краткосрочный, групповой, творческий.

Участники проекта – дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР, учитель-логопед, воспитатели.

Сроки реализации проекта – месяц.

Актуальность – проблема формирования речи у детей дошкольного возраста, особенно с общим недоразвитием речи (ОНР) является важной и трудно задачей.

Речевой опыт наших детей весьма ограничен, языковые средства, которыми пользуются являются несовершенными. Они далеко не полностью удовлетворяют потребность устного общения. Отсюда разговорная речь у указанной категории детей оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определенной ситуацией. Вне этой ситуации она становится часто понятной. Связная (монологическая)речь, без которой не может быть полноценного усвоения приобретенных детьми знаний, либо полностью отсутствуют, либо развиваются с большими отставанием.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только – что услышанное. Педагогу нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях. Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы учителя – логопеда на занятиях по развитию речи старших дошкольников с ОНР. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемам, нами был использован нетрадиционный приём работы по речевому развитию «Салат из сказок» по технологии ТРИЗ.

Проблема проекта: у детей недостаточно развито воображение, бедный словарный запас, наблюдаются затруднения в составлении предложений для высказывания собственных мыслей.

Цель проекта: развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством игровых приёмов «Салат из сказок».

Задачи: 

Коррекционно – образовательные:

  • расширить представление детей о сказках;
  • формировать умение детей рассуждать;
  • обогащать и расширять словарный запас детей.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
  • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать культуру речи.

Новизна проекта обусловлена поиском новых игровых форм и  методов, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников с ОНР.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения нетрадиционного приёма «Салата из сказок» в коррекционно–логопедическом процессе достаточно эффективна. Сложные и порой малоинтересные логопедические задания становятся для ребенка увлекательным занятием. Дети, увлечённые составлением сказки, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с различными трудностями при выполнении задания. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты.

Нетрадиционный приём «Салат из сказок» помогает усвоить материал и сохранить его надолго в памяти, способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Предполагаемый результат: Повышение интереса к логопедическим занятиям у детей, повышение эффективности коррекционной работы, используя сказочные сюжеты.

У детей:

  Овладение навыками выразительной, правильной речи.

 Развитие связной речи, памяти, мышления, фантазии, познавательной активности ребенка посредством сказки.

У педагогов

  Помощь педагогам ДОО в определении игровой технологии «Салат из сказок» по развитию связной речи.

 Разработка методического и практического материала по проекту.

Продукт проекта: Театрализация «Необычная сказка»

Этапы реализации проекта:

1 Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов для «методической копилки», планирование основных направлений проекта.

2 Организационный: разработка плана мероприятий, объявление о проекте, консультирование педагогов, инструктаж для родителей по участию в проекте.

3 Практический: реализация основных направлениям проекта.

4 Итоговый: анализ результатов проекта.

План мероприятий

 

мероприятие

 ответственные

Первая неделя месяца

1.Сбор материала по теме проекта

2.Объявление о теме проекта

3.Блиц-опрос для детей «Любимые сказки воспитанников»

4.Чтение сказок, просмотр мультфильмов.

5.Рисунки «Мой любимый сказочный герой»

Учитель-логопед

Воспитатели

Вторая неделя месяца

1.Фронтальное занятие по развитию речи по теме «Салат из сказок» (авторов С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто)

2. Занятия в микрогруппах Сказка «Наизнанку»

(дети учатся менять характер персонажей и сюжет сказки)

Учитель-логопед

Учитель-логопед

Третья неделя месяца

1.Фронтальное занятие по развитию речи по теме «Салат из сказок» (авторов С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто)

2. «Необычная сказка» (дети сочиняют сказку попредложенным им картинкам)

Учитель-логопед

Воспитатель

Четвертая неделя месяца

1.Фронтальное занятие по развитию речи по теме «Салат из сказок» (авторов С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, С.В. Михалков, А.Л. Барто)

2. Театрализация «Необычная сказка» (сказка придуманная детьми)

Учитель-логопед

Воспитатели, учитель-логопед

Выводы по проекту:

Реализация игровой технологии «Салат из сказок» осуществлялась в соответствии с поэтапным планом реализации проекта. Поставленные задачи выполнены в полном объеме, что позволило достичь целей проекта, где целенаправленная разнообразная работа учителя – логопеда с детьми с помощью игровой технологии «Салат из сказок» привела к положительной динамике показателей развития детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Такая положительная динамика наблюдается в связи с проведением логопедических занятий по развитию речи с использованием игровой технологии, тесном взаимодействии учителя – логопеда с воспитателями.

Данный проект способствовал повышению профессиональных компетентностей педагогического коллектива в вопросах развития речи детей, мышления, памяти, фантазии с использованием игровой технологии «Салат из сказок».

Используемые источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности на развитие творческого воображения на тему: «Салат из сказок»

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изна...

Сценарий театрализованной игры по сказкам К.И. Чуковского "Салат из сказок"

Данный вид игры позволит детям   включаться в коллективную драматизацию; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации; понимать юмор произведений К.И. Чуковского...

Конспект занятия-развлечения для занятия русского языка "Салат из сказок"

В ходе занятия  развивается  умение детей  фантазировать,  диалектику мышления в работе со сказками используя  методы  и приемы  элементов ТРИЗа. Воспитывать  л...

План - конспект занятия "Салат из сказок"

Занятие по русским народным сказкам с использованием элементов ТРИЗ...

НОД № 3. Сочинение сказок «Салат из сказок» Цель: развитие детского словесного творчества

Задачи:1. Формировать умение детей совместно придумывать сказочный сюжет, используя морфологическую таблицу;2. Развивать воображение, мыслительные операции;3.Воспитывать интерес к совместной творческо...