конспект образовательного события "сказки"
методическая разработка (старшая группа)

Анастасия Кебедова

конспект образовательного события в детском саду в старшем дошкольнм возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazki.docx46.12 КБ

Предварительный просмотр:

  сценарий образовательной ситуации с использованием сказок для старшего дошкольного возраста

Сказки обладают большим воспитательным потенциалом, а герои сказок часто выступают образцом для подражания для дошкольников, поэтому именно данный вид художественного творчества был взят в основу образовательного события.

Предполагается поэтапная реализация образовательного события:

  1. этап – запуск образовательного события.

В качестве вводного занятия с целью развития у дошкольников представлений о внутренней красоте человека и красоте поступков было проведено занятие на тему "Что такое красота и красота поступков?".

Данное занятие позволило развить первичные представления о красоте поступков, что характеризует внутреннюю красоту человека.

До начала реализации образовательного события была проведена следующая предварительная работа: чтение сказок "Сказка о коровке Зорьке и добрых делах" (Н. Болтачева ), "Пятеро добрых друзей" (Бирманская добрая сказка), " Сказка о добрых делах" (Ю. Котенева), " Доброе дело на солнечном берегу" (И. Ревю), "Добрые дела", "Лесной помощник" (М. Шкуркина) и их обсуждение.

Нами были подобраны сказки о добрых поступках и добрых делах, потому что из поговорок и пословиц известно и на нравственном уровне принято считать, что добрые дела красят человека, "человек красив добрыми делами".

Во время обсуждения каждой сказки педагог обращает внимание дошкольников на поступки главных героев, оценивает их. Далее педагог наблюдает за детьми и их эмоциями, отношением к данным героям, запечатлевает высказывания, их оценку.

Педагог предлагает детям на основе прочитанных сказок составить собственную сказку о "красоте" поступков, внутренней красоте человека.

  1. этап – выбор темы, инсценировка, определение тематики.

Педагог предлагает выбрать самую понравившуюся сказку и инсценировать ее. Происходит распределение ролей. Во время инсценировки каждый ребенок учится подражать выбранному герою, испытывать на себе его качества, ощущения.

Далее педагог предлагает детям обсудить сказку и подумать, какую бы они могли придумать сами сказку. Здесь начинается проявление воображения и фантазии дошкольников. Идет активное обсуждение, предложения детей о возможных какие будут вариантах сказки.

  1. этап – проживание события.

На данном этапе дети придумывают название сказки, главных героев, продумывают сюжет, определяют, какие будут совершать "красивые" поступки.

После готовности сюжета сказки, педагог предлагает создать книгу со сказкой собственными силами дошкольников. Так как дети старшего дошкольного возраста не умеют писать, предлагается, что сказка будет нарисована. Происходит распределение заданий, кто и что будет рисовать. Происходит реализация образовательного события. Текстовый материал оформляется педагогом.

  1. этап – презентация сказки.

На данном этапе предполагается, что организуется представление по сюжету сочиненной детьми сказки. Дети готовят инсценировку сказки, готовятся декорации силами детей и с привлечением родителей. Далее дети выступают со своей сказкой перед детьми других групп разных возрастных категорий.

Примеры конспектов образовательных ситуаций

Конспект ситуации "Что такое красота и красивые поступки?"

Образовательная ситуация: НОД.

Цель: создание условий для понимания детьми нравственной красоты человека.

Задачи:

1. Обсудить с детьми смысл слова «поступок», научить отличать хорошие поступки от плохих; убедить детей в том, что большую пользу приносят дела, а не слова;

2. Развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения;

3.Содействовать развитию доброжелательности, уважения друг к другу, стремления совершать хорошие поступки.

Контекст ситуации для педагога: Проведение беседы с дошкольниками на тему "Что такое красота и красота поступков?".

Конспект ситуации для детей

Сообщение темы и целей занятия.

Сегодня мы с вами поговорим о человеке: о качествах души, о понимании красоты.

– Что такое красота?

Вывод: Красота – всё красивое, прекрасное.

Красота – это то, что приятно и нравится всем людям, это всё прекрасное, что окружает человека и вызывает в нём радость.

– Что бывает красивым?

Вывод: Человек может сам быть красивым.

Может творить красоту своими руками.

И, конечно, много красоты в природе.

– Какая бывает красота? (внешняя и внутренняя)

– О чём будет идти речь на занятии?

– Сегодня мы поговорим о красоте души. Наше занятие называется «Красота человека отражается в поступках».

– Как вы думаете, что такое поступок человека?
(Поступок – это совершённое кем–нибудь действие. Ожегов)

– Как вы думаете, кто или что влияет на поведение и поступки людей?

– А сейчас послушайте одну историю и подумайте о какой красоте идет в ней речь.

"В одном доме жили две девочки-подружки – Карина и Даша. Карина считала себя очень красивой девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась самой красивой ученицей.

Даша же была девочкой скромной, стеснительной.

Однажды подружки, весело болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти через дорогу.

Карина собиралась пройти мимо, но Даша остановилась и спросила:

– Вам помочь?

– Помоги, пожалуйста, добрая девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти дорогу.

Даша взяла старичка за руку и заботливо перевела через дорогу.

– Спасибо тебе, девочка. Ты красивая как солнышко.

«Какая же она красивая, я намного красивее её», – подумала Карина, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она спросила:

– Откуда вы знаете, что она красивая, вы же не видите?

– Красоту этой девочки сможет увидеть даже слепой, потому что её красота идет от сердца, – ответил дедушка.

– О какой красоте говорил дедушка?

– Как вы считаете, кого из двух девочек можно считать красивой?

– Почему?

– Действительно, не красивое лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для окружающих, а его поступки, мысли, дела.

Подведение итогов, рефлексия.

- Мы сегодня вели сложный разговор о том, как правильно поступать, почему нужно всегда, в любой ситуации обдумывать свои решения и не торопиться совершать поступки, чтобы потом не было мучительно больно, стыдно за свой выбор. Много говорили о красоте души.

- К какому выводу пришли? (Красив тот человек, кто красиво поступает; добр и трудолюбив).

Конспект ситуации "Знакомство с добрыми сказками"

Образовательная ситуация: НОД.

Цель: знакомство детей со сказкой о доброте и красоте поступков.

Задачи:

  • Обогащать и расширять представления детей о содержании понятия "красота".
  • Развивать представление старших дошкольников о красоте поступков.
  • Развивать умение рассуждать и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Контекст ситуации для педагога: чтение сказки "Доброе дело на солнечном берегу" (И. Ревю). Обсуждение прочитанного.

Педагог читает сказку детям после дневного сна, во время НОД во второй половине дня. Такое время выбрано для того, чтобы вызвать у дошкольников эмоции, впечатления, которые они смогут обсудить с родителями дома. Рассчитана долгосрочная перспектива воздействия сказки на эмоциональную и нравственную сферу дошкольников для развития образовательной ситуации.

Конспект ситуации для детей

Дети садятся на стульчики полукругом. Педагог садится перед ними и начинает читать сказку.

В.: Ребята, сегодня я хочу прочитать Вам очень интересную сказку. Она не про волшебство, не про чудеса, а про доброту. Но капелька волшебства в ней все-таки существует. Называется сказка "Доброе дело на солнечном берегу". Давайте внимательно послушаем сказку и скажем, про какое же чудо говорится в сказке.

Педагог зачитывает сказку и после прочтения организует совместное обсуждение сказки.

Педагог задает детям следующие вопросы:

  • Почему ребята подсмеивались над маленьким старичком в круглых очках?
  • С кем разговаривал странный старичок?
  • Какое доброе дело делал старичок?
  • Почему ребята стыдливо опустили глаза?
  • Почему ребята решили помогать старичку?
  • Делал ли ты в своей жизни добрые дела?
  • Хотели бы вы совершать еще больше добрых дел? Каких?
  • Подумайте дома, какие вы можете делать добрые дела и завтра мне об этом расскажете.

Последний вопрос задается для того, чтобы дошкольники не забыли прочитанное, чтобы вызвать у них положительные эмоции и сформировать настрой на дальнейшую работу по данной теме.

Конспект ситуации "Инсценировка сказки"

Образовательная ситуация: художественно-творческая деятельность.

Цель: развитие актерских способностей, формирование умения брать на себя роль героя и передавать его эмоции, чувства.

Задачи:

  • Развитие умения через жесты, мимику передавать настроение героев.
  • Развитие умения у дошкольников действовать в соответствии с ролью.
  • Развитие речи, коммуникативных навыков.

Контекст ситуации для педагога. Педагог предлагает детям инсценировать сказку. Происходит распределение ролей. Во время инсценировки каждый ребенок учится подражать выбранному герою, испытывать на себе его качества, ощущения.

Конспект ситуации для детей:

В.: Ребята, помните мы вчера читали с вами сказку о добрых делах.

Помните как она называется?

Ответы детей.

В.: Давайте вспомним сказку еще раз и расскажем ее. По желанию один из детей пересказывает сказку.

В.: Скажите, красиво поступил старик? А дети?

Ответы детей.

В.: Как вы думаете, какие чувства испытывал старик, когда собирал мусор? А когда над ним смеялись дети?

Ответы детей.

В.: Как вы думаете, почему ребята стали почему ребятам стало стыдно и они стали собирать мусор?

Ответы детей.

В.: С вами случались такие ситуации? Давайте вспомним и поделимся.

Ответы детей.

В.: Давайте мы с вами сейчас превратимся в актеров и сыграем эту сказку. Происходит распределение ролей, подготовка атрибутики (разбрасывание мусора на полу, "скалы").

Дети инсценирует сказку.

В.: Молодцы ребята! Скажите, что вы чувствовали, когда играли свои

роли?

Ответы детей.

В.: Хотели бы вы, чтобы в мире стало больше добрых людей и, чтобыони делали больше добрых дел?

Ответы детей.

В.: Я предлагаю вам сочинить свою сказку про добрые дела и показать ее другим ребятам, чтобы они тоже стали добрыми и делали только добрые дела. Согласны?

Ответы детей.

Далее идет обсуждение, какую бы сказку дети могли придумать сами. Здесь начинается проявление воображения и фантазии дошкольников. Идет активное обсуждение, предложения детей о возможных какие будут вариантах сказки. Интерес детей на данном этапе достигает высокого уровня.

Конспект ситуации "Рисование доброй сказки"

Образовательная ситуация: художественно-творческая деятельность (рисование).

Цель: развитие умения отражать свои мысли и идеи на бумаге, развитие устойчивых представлений о красоте поступков, внутренней красоте человека.

Задачи:

  • Расширение        представлений        о        понятии        "красота"        и        "красота поступков".
  • Нравственное воспитание старших дошкольников.
  • Развитие художественно-творческих способностей.

Контекст ситуации для педагога. Педагог предлагает детям предлагает создать книгу со сказкой собственными силами дошкольников.

Конспект ситуации для детей

В.: Ребята, мы с вами придумали свою добрую сказку. Чтобы как можно больше людей о ней узнали, нам надо ее как-то оформить. Какие у вас есть идеи, как мы можем сделать так, чтобы нашу добрую сказку узнали и увидели много ребят?

Ответы детей.

В.: Правильно, ребята, мы можем ее сами рассказывать своим друзьям, братьям и сестрам. Но мы не всегда бываем рядом с друзьями. Для этого надо чтобы нашу сказку могли читать или видеть без нас, например, перед сном. Как мы можем это сделать?

Ответы детей.

В.: Да, мы можем сделать книгу со своей сказкой. Давайте мы сделаем ее красочной, яркой и нарисуем ее.

Происходит распределение между детьми героев сказки, кто и кого будет рисовать.

Реализуется изобразительная деятельность.

В.: Ребята, обратите внимание на лиц своих героев. Какие они? добрые или злые. Как мы будем это изображать на рисунке, чтобы другим тоже было понятно, какой это герой?

Ответы детей.

В.: Верно, с помощью мимики, улыбки мы покажем, какое настроение у наших героев.

Продуктивная деятельность детей и педагога.

Дошкольники рисуют, педагог готовит основу для книги и оформляет текстовый материал.

Конспект ситуации "Оформление книги"

Образовательная ситуация: художественно-творческая деятельность.

Цель: развитие умения работать в команде, коммуникативных навыков, развитие умения совершать красивые поступки во взаимоотношениях и ежедневной деятельности у старших дошкольников.

Задачи:

  • Развитие умения договариваться, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
  • Развитие умения уступать другим.
  • Развитие        волевых        качеств,        терпеливости,        толерантности        к сверстникам.

Контекст ситуации для педагога. Педагог предлагает детям книгу с доброй сказкой.

Конспект ситуации для детей

В.: Ребята, на прошлом занятии мы с вами подготовили героев нашей сказки. Книга со сказкой готова, осталось только украсить ее вашими рисунками. Предлагаю вам сейчас сделать это и, тогда нашу книгу смогут прочитать и посмотреть много ребят и стать еще добрее, начать совершать добрые дела.

Ответы детей.

Коллективная работа педагога и детей по оформлению книги.

В.: Посмотрите, ребята, какая замечательная, красивая, яркая, красочная, а самое главное – добрая сказка у нас получилась. Я думаю, всем ребятам будет интересно ее почитать.

Ответы детей.

В.: Ребята, я считаю, что нашу сказку лучше нас не сможет рассказать никто. Давайте мы с вами подготовим сценку по нашей сказке. Помните, мы такое уже делали?

Ответы детей.

В.: Вы – авторы этой сказки и только вы сможете передать настоящие чувства, эмоции, переживания своих героев.

Идет обсуждение деталей, каким образом дети смогут инсценировать сказку. Дети активно включаются в обсуждение и предлагают свои варианты.

Ситуация "Презентация сказки"

На данном этапе организуется представление по сюжету сочиненной детьми сказки. Дети готовят инсценировку сказки, готовятся декорации силами детей и с привлечением родителей. Далее дети выступают со своей сказкой перед детьми других групп разных возрастных категорий.

Результаты эмпирического исследования также показали, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно развито умение видеть красоту природы, красоту искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .

Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию  для детей подготовительной группы «Зимние чудеса»  Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...

Конспект образовательной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие» с использованием современных образовательных технологий с детьми средней группы

Конспект заняти ставит своей целью формирование представлений деьей о защитниках страны в годы Великой отечественной войны, воспитание уважения и чувства благодарности к тем, кто защищал Родину....

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа

Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра  «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»

Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...

Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.

Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа,  рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...