Мнемотехника как средство развития внимания
материал (старшая группа)

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание. Значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной нами темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_mnemotehniki_dlya_razvitiya_vnimaniya.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

Курсовая работа

«Мнемотехника как средство развитие внимания»

 

 

 

Таракановой  Наталии Евгенъевны

 

Санкт-Петербург

2023

 

Оглавления Введение        4  

1.  Внимание  как  психический  познавательный         

процесс        7  

1.1 Особенности развития внимания дошкольника        11  

2.  Мнемотехника: понятие, история, значение        13

3. Использование приёмов мнемотехники при работе над развитием внимания у детей дошкольного возраста        19

Заключение  

Список Литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.  Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у дошкольников, как никогда вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание. Значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста с так называемым синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Этим и определяется актуальность выбранной нами темы.  

Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мышление. Зато оно обеспечивает успешную и четкую работу нашего сознания. Каждый познавательный процесс есть единство образа и деятельности. Внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется внутри восприятия, мышления.

Среди познавательных процессов внимание занимает особенное место, поскольку оно не имеет собственного содержания, а обслуживает другие психические процессы. Внимание во многом определяет успешность их функционирования. От уровня развития свойств внимания

(устойчивости, концентрации, объёма, распределения, переключения) и от уровня сформированности произвольного внимания, по-видимому, во многом зависит и успешность любой деятельности ребенка в целом.

Внимание у детей дошкольного возраста имеет ряд качественных особенностей. Оно отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание. Ребенок постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно - сам ставит цель и контролирует свои действия.  

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально. Он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. В процессе занятий проводимых в детском саду, ребенок приучается к дисциплине. У него формируется усидчивость, способность контролировать свое поведение. При развитии произвольного внимания формируются новые внутренние действия, начинающие управлять вниманием изнутри, удерживают его на предметах, которые могут быть не интересны для человека в данный момент, еле заметны по силе своего раздражения. Чтобы справиться с проблемами развития внимания, очень важно привить ребенку навык запоминания и логического мышления, на что и рассчитан приём использования мнемотехнических таблиц. 

Цель: изучение использования мнемотехники как средство развития внимания у детей дошкольного возраста.  

Задачи:

  1. Проанализировать научную и методическую литературу.
  2. Раскрыть понятия «внимание», «развитие внимания», «мнемотехника».
  3. Выявить особенности внимания детей дошкольного возраста.
  4. Раскрыть мнемнотехнические методы и приемы для развития внимания дошкольников.

 

Словарь  

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности.

Мнемоте́хника — совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций

Непроизвольное внимание — это наиболее простой вид внимания, который возникает под воздействием интенсивного раздражителя без участия сознательного волевого действия.

Послепроизвольное внимание — это такой вид внимания, который подобно произвольному носит целенаправленный характер, но не требует для реализации постоянных волевых усилий.

Произвольное внимание — это самостоятельное управление всеми структурами сознания: эмоциями, мыслями, процессами, состояниями. Не в ответ на внешний раздражитель, а исходя из собственного желания, намерения.

Зрительное внимание – это определение, в психологии отсутствующее. Его не рассматривают отдельно, а относят к сенсорным видам внимания, то есть тем, что связаны с восприятием разных раздражителей.

 

 

        1.         Внимание как психический познавательный

процесс 

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

С психическими явлениями дело обстоит так, точно они взаимно вытесняют друг друга или угнетают, ведут между собой борьбу за сознание, которого не хватает одновременно для всех. Впрочем, эта взаимная борьба или угнетение имеет место лишь в том случае, если психические явления не связаны для нас в одно целое, а, напротив, представляют независимые друг от друга мысли, чувствования и желания.  [11, с. 6]

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Некоторые специалисты даже сомневаются в существовании внимания как особой самостоятельной функции, считают его только стороной или моментом других психических процессов. Проблема развития внимания получила достаточную разработку в трудах психологов и педагогов. Различные психологические и психофизические аспекты внимания изучали Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др. Отдельные свойства внимания рассматривались в трудах Н.Ф. Добрынина, И.В. Страхова и др.  

Открытие нейронов внимания, клеток-детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно независимы от сенсорных процессов.

 Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо». Поэтому внимание следует рассматривать как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательных процессов.  

Внимание и обусловливает избирательность, сознательный или полусознательный отбор информации, поступающей через органы чувств.

[7]  

Человек имеет способность концентрироваться как на наружных предметах, так на внутренних состояниях и переживаниях. В зависимости от такого объекта, на который направлено сосредоточение, находящегося в поле внимания, называют три вида: сенсорное или перцептивное, интеллектуальное и моторное или двигательное внимание.

Внешнее внимание - сенсорно-перцептивное нацелено на информацию из внешнего мира, что выступает необходимым обстоятельством в познании и изменении окружающего мира. Возникает при воздействии объектов на органы чувств. Гарантирует четкое отображение предметов и их качеств в ощущениях и в восприятии человека. С помощью сенсорного внимания, появляющиеся в сознании образы предметов, приобретаю конкретность, становятся ясными и четкими. Сенсорное внимание бывает зрительным, слуховым, обонятельным и т.д. Преимущественно у человека преобладают зрительное и слуховое внимание.

Внимание внутреннее (интеллектуальное) в отличие от сенсорного напротив обращено на объекты субъективного мира человека, что выступает как непременное обстоятельство становления самопознания и самовоспитания. Оно обеспечивает преимущественно результативность деятельности таких познавательных процессов как: память, воображение и мышление. Следствием данного вида вниманию человек лучше сохраняет и воспроизводит запомненную информацию, формирует достаточно конкретные картины при помощи воображения, понятно и продуктивно думает.

Моторное (двигательное) внимание обеспечивает движения и действия, производимые человеком. Оно позволяет преимущественно конкретно и понятно совершать приемы и способы, позволяющие осуществляться практической деятельности. Моторное внимание управляет и регулирует движения и действия, нацеленные на предмет, в особенности тогда, когда требуются движения особо ловкие и четкие.  

По характеру возникновения и по способам исполнения обозначают непроизвольное, произвольное внимание.

Произвольное внимание помогает добиться установленной поставленной и находящейся в достижении цели. Произвольное внимание присуще только исключительно человеку и может быть установлено как управляемая при помощи сознания концентрация на предмете. Такое внимания прочно взаимосвязано с волей. Условием становления произвольного внимания обязательно предъявляется наличие цели деятельности. У детей сначала формируется непроизвольное внимание, и только потом, в процессе их развития начинает становление произвольное, целенаправленное внимание. С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин считают, что при произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что необходимо делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания взаимосвязано с постановкой цели деятельности и волевым усилием. При этом волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил, направленная на достижение поставленной цели

Непроизвольное внимание – это вариация внимания, возникающая по причине воздействия на анализаторы раздражителя и заключается в воспроизведении образа, явления, предмета без приложения волевого усилия. Данная вариация внимания считается наиболее элементарной его разновидностью, свойственной также животным.  

Процессы внимания играют чрезвычайно важную роль во всей нашей психической жизни. С ними особенно необходимо считаться именно педагогу. На обозрении данных, добытых по вопросу о внимании современной психологией, могущих представлять интерес для педагога, мы сейчас и остановимся.  

С другой стороны, педагог в большинстве случаев не ошибается, когда упрекает в невнимательности к его рассказу ребёнка, то и дело смотрящего  по сторонам и болтающего ногами и руками. Мы вправе поэтому сказать, что с внешней стороны состояние внимания характеризуется двоякого рода изменениями в наших движениях. Вопервых, имеет место ряд движений приспособительного характера, в результате которых привлекший внимание раздражитель может успешнее воздействовать на наш воспринимающий орган.  Во-вторых, когда мы внимательны, мы задерживаем все движения, не носящие подобного приспособительного характера; задумываясь, всматриваясь или прислушиваясь, мы обычно перестаем двигать руками, перестаем говорить, замедляем шаги.  Кроме того, состояние внимания сказывается и на внутренних двигательных процессах нашего организма, прежде всего на дыхании. При внимании дыхание затормаживается. С внутренней стороны внимание характеризуется повышенной ясностью и отчетливостью восприятия тех предметов, на которых оно сосредоточено. Поэтому-то многие психологи и любят говорить о внимании как о фиксационной точке нашего сознания. .  [11, с.9]    

Задача педагога состоит в том, чтобы вызвать у детей интерес к занятию. Для этого он должен использовать уже имеющиеся естественные интересы их, всячески ассоциируя с ними то новое, что составляет предмет обучения. [11, с. 11]  

 

 

1.2. Особенности развития внимания дошкольника  

Признаки развития произвольного внимания начинают проявляться приблизительно после 10 месяцев. Когда мама показывает ребенку игрушку и называет ее, а потом указывает на нее жестом, тем самым помогая ребенку выделить данный предмет из окружающей его среды, начинается перестройка внимания. Оно перестает подчиняться только естественным ориентировочным реакциям, которые управляются либо силой, либо новизной раздражителя, и начинает подчиняться слову или жесту. На протяжении всей дальнейшей жизни непроизвольное внимание будет сосуществовать с произвольным.

По-настоящему о наличии произвольного внимания у ребенка можно говорить лишь по достижении им возраста 6—7 лет. Этому есть

физиологическое объяснение. [6, с. 13]

Детское внимание во всех отношениях уступает вниманию взрослых. Оно не бывает столь интенсивным. Оно более отвлекаемо. Мы хорошо знаем, как маленькие дети постоянно переходят от одного занятия к другому, с тем чтобы, не окончив его, приняться за третье и т. д. Дети в общем очень мало способны и распределять свое внимание. Если годовалому ребенку, держащему в одной руке что-либо, предложить игрушку в другую ручку, он обычно роняет первое, не будучи в состоянии осуществлять два импульса в одно и то же время.  

Объём внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Кроме того, объем внимания - это количество объектов (или их элементов), воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Объем внимания детей, в смысле возможности схватывать большее или меньшее количество впечатлений в одном направлении внимания, у детей также меньшее, чем у взрослых. Внимание детей, наконец, более медленно приготовляется к новому впечатлению и с меньшей скоростью может по произволу переходить от одного к другому. У детей преобладает расплывающийся или блуждающий тип внимания. Таковы особенности детского внимания с формальной его стороны. Особенности его по его содержанию сводятся к своеобразию детских интересов. [11, с. 16]  

         Внимание         выступает         как         значимый         процесс         среди психологических         явлений,         но,         следует         подчеркнуть,         что         оно         не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. Наряду со сказанным, необходимо понимать, что всегда входит         в         содержание         практической         деятельности         и         совершение познавательных процессов, что обусловливает проявление интересов и направленности личности.  

Внимание дошкольника тесно связано с восприятием. Выделение предмета из фона, выделение деталей, сопоставление с эталоном – все перцептивные действия включают внимание и ведут к его развитию. Это видно по качественным изменениям: нарастает устойчивость и сосредоточенность внимания. Дошкольник подолгу может рисовать, «исследовать» песок, играя в куличики или строя домики. Под влиянием новых требований в новых видах деятельности возникает задача не отвлекаться, рассмотреть детально и т.п. тогда начинают формироваться специальные действия внимания, оно приобретает произвольный преднамеренный характер – новое качество [3, с.312].

Рассмотрим основные характеристики внимания и специфику его развития в дошкольном возрасте. Внимание как когнитивный процесс представляет собой «особый вид психической активности человека», который проявляется в сосредоточении сознания на значимых объектах окружающей действительности или внутренних переживаниях. При этом, относясь к сквозным психическим процессам, он пронизывает любую деятельность, соответствует ее требованиям и поддерживает ее процессы (необходимые операции). В контексте детской психологии, внимание рассматривается и в качестве фактора усвоения учебного материала, освоения познавательных действий и развития навыков самоконтроля. [1, c.

37-40]

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. В ходе игры развиваются психические процессы, в частности произвольное внимание и память, но также есть возможность развития внимания с использованием мнемотаблиц.

 

 

 

        2.         Мнемотехника: понятие, история, значение

Мнемотехника, или мнемоника, — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи и зрительного внимания, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Главная задача этого искусства заключается в том, чтобы указать способы для запоминания в короткое время такого большого числа данных, которое без каких-либо вспомогательных приемов было бы очень

затруднительно, а иногда и совсем невозможно запомнить. [5, с.10]

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.  

Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п. [8, с. 350]

Овладение мнемотехникой - это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться.

Некоторые люди могут подумать, что мнемотехника появилась недавно, однако существует она несколько тысячелетий и окружает нас повсюду.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Слово мнемотехника имеет однокоренное слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти и матерью 9 муз, а переносный смысл этого существительного – память. Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, причем часто бессмысленный материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях.

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дорогие материалы для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст.

Первые известные тексты по мнемотехнике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху средних веков, когда знания стали считаться силой, способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. [8, c. 350]

Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал Джордано Бруно, ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью, основанной на приёмах мнемотехники, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт.

К основным элементам мнемотехники относятся: ассоциации, размещение, воображение.

Ассоциации — это связь между отдельными фактами, событиями, предметами или явлениями, отражёнными в сознании человека и закреплёнными в его памяти.

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации.  

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса

Основные мнемотехнические понятия

  • Искусственная         ассоциация.         Несколько образов, мысленно соединенных так, чтобы их можно обвести одной непрерывной контурной линией, называются искусственной ассоциацией. Мозг запоминает эти образы как одну картинку. В искусственную ассоциацию можно связать от двух до пяти образов одновременно.
  • Естественная ассоциация. Видимые нами объекты окружающего мира взаимосвязаны. Взаимосвязи между предметами фиксируются мозгом автоматически. Если вы видите стоящую на окне вазу с цветами, эта комбинация соединенных образов (окно, ваза, цветы) есть естественная ассоциация и запоминается мозгом без вашего сознательного участия. Естественные ассоциации активно применяются в мнемотехнике (метод Цицерона, метод свободных ассоциаций, запоминание фотографий и иллюстраций)
  • Опорный образ. Опорный образ - это образ, к которому привязываются другие образы и ассоциации. Точная последовательность опорных образов, припоминаемых без труда, используется для запоминания последовательности закодированных в ассоциациях сведений. Цепочка опорных образов является носителем информации.
  • Основа ассоциации. Основой ассоциации называется образ, вокруг которого формируется ассоциация. Этот образ всегда следует мысленно представлять более крупным, чем другие входящие в ассоциацию образы. Последовательность ассоциаций запоминается по их основам. Другие образы ассоциации называются элементами ассоциации. [8]

Технический арсенал современной мнемотехники состоит из набора унифицированных приёмов запоминания, позволяющих запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).

Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных слов (чисел) можно запомнить последовательно с интервалом в среднем в 6 секунд.

В современной трактовке мнемоника обозначает всю совокупность приёмов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов, определённых в данной конкретной мнемонике.

Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации;
  • Рифмизация;
  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных;
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией;
  • Метод Цицерона на основе пространственных мест;
  • Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти;  Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

 Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают         объём         памяти         путём         образования         дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:  

  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение
  • внимательность
  • развивает кругозор
  • развивает все стороны речи

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны.

Начинайте с мнемоквадратов.

  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

 

 

 

3. Использование приёмов мнемотехники при работе над развитием внимания у детей дошкольного возраста 

Память и внимание являются взаимосвязанными функциями мышления человека. Без умения сконцентрироваться на объекте запоминания и получить эмоциональную отдачу от изучения этого объекта невозможно качественно выучить необходимый материал. По сути, внимательность и заинтересованность являются главными факторами его кратковременной памяти. 

Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладению связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Мнемотаблица – это схема, в которой отражена определенная

информация.  [4, с. 18-20]

В дошкольном образовании используются развивающие и обучающие мнемотаблицы. Развивающие мнемотаблицы направлены на развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного и логического мышления. Детям показывается таблица и расшифровывается закодированная информация. Устанавливаются логические связки, количественные и качественные характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица убирается, и дети воспроизводят ее графически по памяти. Обучающие мнемотаблицы могут использоваться в работе в любой образовательной области, они позволяют продуктивнее запоминать материал по лексическим темам, облегчают обучение рассказыванию, грамоте (запоминание букв, правил), заучиванию стихотворений, пословиц, способствуют коррекции нарушений

звукопроизношения, работе по дифференциации звуков.  [4, с. 18-20] В настоящее время разработано большое количество методов и приёмов, облегчающих запоминание.

Методы мнемотехники:

  • Метод «крокирования» (от франц. croquis- чертеж, схема, набросок) - метод символизации или метод рисуночного письма.

Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов.

Приём символизации - один из наиболее распространённых приёмов мнемотехники, который используют практически все. Приём символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы. Символизация или кодирование – это подготовка информации к запоминанию.

  • Метод, использующий образное мышление (эйдетизм или эйдотехника)  

Это своеобразная разновидность образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого наглядного образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств.

  • Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»)

Он заключается в том, что слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причём связываются слова 1-ое со 2-м, 2-ое с 3-им и т.д., не перескакивая. В такой игре дети быстро запоминают цепочку слов.

  • Метод Цицерона (увязка информации в пространстве)  

Суть метода Цицерона в воображаемом размещении образов в конкретном месте или комнате.

  • Метод опор (численно-буквенный метод)

Дети запоминают информацию при помощи связывания по смыслу определенных слов, звуков, цифр и т.д. Один из самых простых приемов для запоминания чисел, дат, номеров телефонов. Надо закрепить за каждой цифрой букву, запомнить их.

Примерами использования метода «крокирования» могут служить мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, коллаж.  [10, c. 52]

Таким образом, можно увидеть, что использование приемов мнемотехники в работе с дошкольниками разработаны для развития памяти и связной речи детей. Однако, в некоторых случаях косвенным образом она направлена также на развитие внимания. Основная суть мнемотехники, о чём было сказано раннее, это показ таблиц с ассоциативными картинками к рассказу, который они должны повторить, то есть главный принцип это предоставление информации через визуализацию.  В данном случае начинает работать зрительное внимание, которое развивается через концентрацию детей на последовательности изображений.  

 


Заключение

Проанализировав научную и методическую литературу по данной теме исследования, мы раскрыли  понятия «внимание», «развитие внимания», «мнемотехника» и выяснили, что вниманием в дошкольном возрасте занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Было выявлено то, что внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах.  

Поэтому необходимо искать пути решения развития внимания. Одними из таких эффективных приёмов является использование приёмов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.  

В своей исследовательской деятельности были раскрыты различные методы и приёмы мнемотехники и выявлено, что она развивает напрямую память, но косвенно также развивает зрительное и слуховое внимание.

В своей работе мы очень много внимания уделяли работе над развитием внимания ребенка с помощью приёмов мнемотехники. Мы изучили теоретический материал, исходя из которого можем сделать вывод, что применение приёмов мнемотехники является также допустимой техникой для развития внимания.

Таким образом, поставленные задачи реализованы, цель достигнута.

 

 

 

Список литературы:  

Базарова, М. С. Развитие внимания дошкольников посредством дидактических игр / М. С. Базарова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/378/15944/ (дата обращения: 30.05.2021).

 В.С. Мухина Детская психология: 2-е издание / В.С. Мухина – М.: Книга по Требованию, 2013. – 272 с.

Хрестоматия по вниманию под ред. Леонтьева, А.Н., Пузырея, А.А., Романова, В.Я. – М:Просвещение, 1976. - 312 с

Волкова, В. Е. Использование методов мнемотехники в обучении детей дошкольного возраста / В. Е. Волкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). — Москва : Буки-

        Веди,         2018.         —         С.         18-20.         —

URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/279/14285/ (дата         обращения: 30.05.2021)

Г. С. Абрамова Психология развития и возрастная психология/ Издательство «Прометей», 2018

 Г. Челпанов, «О памяти и мнемонике»/ Издание редакции журнала "Мир божий" С. –Петербург Типография И. Н. Скороходова.

-2016. 10 с.

                 Как развивать внимание и память ребенка / Л. В.

Черемошкина. — М. : Издательство Юрайт, 2019  

Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джор-дано». М.: Самиздат, 2016. — 350 c.  

Л. Д. Столяренко./ Основы психологии - Ростов-на-Дону : Проспект, 2017

 Матюгин И.Ю., Рыбникова И.К. Методы развития памяти, образного мышления, воображения: Издательство «Учитель». – Волгоград, 1999.– 52 с. – URL:https://obuchalka.org/20190812112367/metodirazvitiya-pamyati-obraznogo-mishleniya-voobrajeniya-matugin-i-uribnikova-i-k-1996.html (дата обращения: 30.05.2021)

 Марат Зиганов, Владимир Козаренко «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления»/На базе учебного курса Школы рационального чтении; М.: Школа рационального чтения, 2016

 Общая психология. В 7 томах. Том 4. Внимание. / Под редакцией Б.С. Братуся. - М.: Академия, 2015. - 480 c.

                 Романова, В. Я. Психология внимания / Под редакцией

Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: АСТ, Астрель, Времена 2, 2016.

         Розова,         Юлия         Евгеньевна         Использование         приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе / Розова Юлия Евгеньевна. - М.: Форум, 2016. - 228 c

 Ткаченко Т. А. Составление описательных рассказов по опорным схемам Метод. руководство, картинный комплект. — М.: Книголюб,

2014

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2017  - 336 с.

         Феноменальная         память:         Методы         запоминания информации / Станислав Матвеев. — М.: Альпина Паблишер, 2016 —

41 с.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения....

Мнемотехника как средство развития познавательных процессов у дошкольников.

Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие внутренних психических процессов и расшир...

Из опыта работы "Итоги реализации проекта «Чудо–мнемотехника» или мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников"

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми....

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «МНЕМОТЕХНИКА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:«МНЕМОТЕХНИКА, КАК  СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ » ЧТО ТАКОЕ-МНЕМОТЕХНИКА?...

Проект по развитию речи "Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

В материалах представлен опыт работы использования мнемотаблиц в речевом развитии детей при разучивании стихов, физминуток, пословиц, отгадывании загадок...