Консультация «Занимательные игры в индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений»
материал

Наталья Михайловна Марченко

Консультация для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Консультация «Занимательные игры в индивидуальной работе с детьми по формированию элементарных математических представлений»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. 

Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

 Все мы знаем с вами авторов  Колесникову, Новикову,Помораеву, Петерсон.

Естественно все они отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.

То есть мы, воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит наша цель сформировать умение  ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят, что их чему – то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, дошкольники учатся считать, складывать и вычитать – более того они решают разного рода логические загадки, учатся мыслить творчески. А роль взрослого в этом процессе – поддерживать и направлять интерес детей.

 Например использование сказок в индивидуальной работе с детьми «Белоснежка и семь гномов»

Белоснежка заблудилась. Дать детям задание описать местность, где она очутилась. Задать вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от Белоснежки, слева и др. вопросы, которые помогают закрепить пространственные отношения между объектами.  

На этом же занятии дети играют в прятки с гномами, то есть, выполняют упражнение «Которого по счету гнома не стало?» Причем в данном упражнении попутно закрепляем названия дней недели и их последовательность, так как имена гномов звучат также, как и названия дней недели.

Затем дети помогают Белоснежке испечь ягодный пирог, то есть выполняют упражнение на повторение заданной последовательности.

Следующие задание: Ребята, поможем гномам, разберем вход в пещеру, но поднять камень можно только решив задачу или ответив на вопрос».Чтобы помочь сказочному персонажу перебраться через речку нужно сложить мостик из камешков, где на камушках нарисованы цифры  и т.д.

Можно применять задачи-загадки. (читаю, дети решают)

Внуку Шуре добрый дед

 Дал вчера шесть штук конфет.

Две конфеты вмиг съел внук.

 Сколько же осталось штук? (4)

В кружку сорвала Марина

 Пять ягодок малины,

Три дала своей подружке.

Сколько ягод стало в кружке? (2)

А можно и геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать в воздухе пальчиком .

 - У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо

- Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.

- У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.

Есть и  занимательные игровые задачи, с математическим смыслом. Попробуем.

Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)

Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (положить на угол стола)

На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кто выше всех? (Таня)

Ленту разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (два)

За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

Игра «Раньше- позже» целью  данной игры  является формирование умений определять линию развития объекта.

 Было числом 4, а стало числом 5. Что произошло?
Было числом 5, а стало числом 3.Что вы сделали, чтобы получилось число 3?
Чем станет число 6, если из него вычесть 1? Что вы сделали?

«Что где живет?»

 В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок), в каблуке.

 Где живет цифра 3? В днях недели, в месяцах года.

 Где живет цифра 5? В днях рождениях, в номерах наших домов, обозначает количество пальцев на руке, в телефонном номере и т.д.

Все вы знаете игру «Раз, два, три- ко мне беги!» (играть лучше с 3 - летнего возраста, так как сравнение систем у детей развито после 3-х лет).

 Правила игры: Воспитатель раздает всем играющим картинки с изображением различных предметов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, а в старших группах - это объекты более сложного содержания. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце группы и по определенной установке воспитателя подбегают к нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.
Ход игры: "Раз, два, три, все, у кого предметы округлой формы, ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке предметы округлой формы: тарелка, шарик и другие.) Остальные дети стоят на месте.
Далее могут выбирать любые геометрические фигуры.
 В дальнейшем, фигуру можно либо только показать и сказать: «У кого такая фигура, или предмет такой формы, ко мне беги», в дальнейшем можно просто называть фигуру, например: у кого треугольники, ко мне беги.

Другой вариант игры: Показать детям цифру, дать задание, у кого столько предметов, ко мне беги. Или, у кого 5 предметов ко мне беги. Варианты можно разнообразить и усложнить. Использовать ориентировку в пространстве, знание действий на сложение и вычитание и другие. Вы можете придумать свои варианты игры.

 Очень интересная игра для детей старшего дошкольного возраста  «Защити фигуру»  Цель : упражнять в нахождении ресурсов объектов, увидеть в объекте положительные и отрицательные качества, уметь их защитить. Игру можно построить как диалог двух детей или провести как диспут между двумя группами. Каждая сторона должна защитить свою фигуру, (цифру, число, знак.)называя положительные качества своего объекта , либо указав на отрицательные качества соперника. Давайте с вами разделимся  на две команды, одна будет защитой  круга, другая квадрата.   (круг лучше квадрата, от него больше пользы, он катится, поэтому и колеса у автомобилей круглые, а на квадратных колесах с места не сдвинешься. 

зря так считаешь, что квадрат бесполезен, если б не было его, то наши дома давно укатились, если б не его углы и т.д.)

Игра «Угадай, что загадала»  формировать умение по предложенным признакам угадывать задуманную фигуру. Развивать логическое мышление.

Предложить детям определенный ряд фигур разного цвета и размера. Затем сообщаются следующие признаки (цвет, размер, место расположения) , по которым нужно отыскать фигуру ( например, сообщается следующая информация : эта фигура расположена не с краю , она не самая большая, не красная и не зеленая, с 4- мя углами) .

Игра «Теремок».

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Перед этой игрой предварительно немного потренировать детей в назывании общих признаков цифр в игровых упражнениях «чем похожи?» или «Чем отличаются?»

Каждый ребенок получает цифру и играет за нее. Выбирается один хозяин теремка, остальные подходят к теремку( любая часть групповой комнаты, стол или шкаф) тук, тук и проводят с хозяином следующий диалог:
- Тук, тук, кто в теремочке живет?
- Я, ( цифра 1). А ты кто?
- А я - (называет себя, например, - цифра 2). Пустишь меня в теремок?
- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Ребенок должен сравнить обе цифры, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у цифры 1 и у цифры 2 есть палочка и  т.д. пока все не зайдут в теремок.   Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком в индивидуальной работе. Тогда воспитатель и ребенок попеременно становятся хозяином и гостем теремка.

 Конечно огромные помощники в развитии ФЭМП наши дидактические игры:

 На веревочку одеть 10 бусинок, цвет на ваш вкус, можно это сделать и с детьми, этой игрой дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.

Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

Разнообразные игры  со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)

Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат. Выложите квадрат и прямоугольник.  Сколько палочек понадобилось для того чтобы выложить квадрат? А сколько для того чтобы выложить прямоугольник?

Положите желтую палочку между красной и синей. Над синей положите 5 зеленых, под желтой – 4 красных и т.д. Вариантов в игре множество.

И в заключении хочется сказать, что хоть математика это один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Занимательные формы работы с детьми для формирования элементарных математических представлений"

Занимательный материал по практическим занятиям в старшей группе для формирования элементаарных математических прдставлений у детей...

Формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Все чаще педагоги дошкольных учреждений стали указывать как основное достижение – ис...

Выступление на конференции "Использование ИКТ в работе с детьми по формированию элементарных математических представлений".

Современный этап развития Российского образования характеризируется широким внедрением компьютерных технологий в учебный процесс....

Перспективное планирование работы с детьми по формированию элементарных математических представлений в второй группе раннего возраста (2-3 года)

МесяцТемаПрограммное содержаниеИсточникСентябрьЗанятие 1.МониторингЗанятие 2.Занятие 3.Развитие предметных действийПомораева И.А., Позина В.А., стр. 10Занятие 4.Развитие предметных действийПомораева И...