Познавательно-исследовательская деятельность «Тайны воздуха» (подготовительная группа)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности "Тайны воздуха"  в подготовительной группе построено в виде экспериментально-познавательной деятельности, в ходе которой дети выполняют опыты с воздухом, что способствует развитию наблюдательности, умению анализировать и делать выводы. Также занятие направлено на развитие  речи детей, умение высказывать своё мнение, правильно, грамотно говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_tayna_vozduha.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение      «Детский сад №15» города Алейска Алтайского края

Сценарий познавательно-исследовательской деятельности «Тайны воздуха»

(подготовительная группа)

D:\Downloads\Без названия (38).jpeg

                                                                                 Составила и провела

                                                                                 воспитатель Заздравных Т.М.

                                                г. Алейск, 2023 г.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

«Тайна воздуха» в подготовительной группе

Цель: создать условия для развития интереса у детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

 - расширять представления детей о свойствах воздуха;

 - учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи;

 - учить выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем.

 - обогащать словарный запас детей;

 - развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;

 -  развивать связную речь;

 -  воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.

Словарная работа:
Обогатить словарь детей словами: атмосфера, опыты, эксперименты.
   
Предварительная работа: беседа с детьми про свойства воздуха, наблюдение за ветром, изготовление вееров.

Методы и приемы: введение игрового персонажа – кота Матроскина, загадывание загадок, экспериментирование, вопросы к детям, физкультминутка.

Материал и оборудование: игра «Мыльные пузыри»; тарелочки с лимоном, луком и чесноком, накрытые салфетками; веера на каждого ребенка; воздушные шары по числу детей; стаканы с водой и трубочки по числу детей; краски по числу детей; листы белой бумаги и трубочки по числу детей; полиэтиленовые пакеты по числу детей; пластиковая бутылка и таз с водой; карточки-символы; свеча; аудиозапись «звук ветра»

Ход НОД:

    Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
    Воспитатель: -Дети, чтобы узнать, о чем у нас с вами сегодня пойдет речь, я предлагаю прочитать письмо.

    Воспитатель (зачитывает письмо): «Здравствуйте, ребята! Сегодня моему любимому дяде Федору, моему лучшему другу, в школе задали домашнее задание, которое мы затрудняемся выполнить. Вот я и решил обратиться к вам за помощью, т. к. почтальон Печкин, который все про всех знает, мне рассказал, что ребята группы «Подсолнышки» очень отзывчивые, умные и сообразительные. Помогите отгадать загадки – фокусы. Ждем ответа.»

Воспитатель: - Ребята, давайте поможем коту Матроскину и дяде Федору сделать домашнее задание и отгадаем загадки – фокусы.

Дети: - Да, конечно, поможем.

Воспитатель: - Вот первая загадка.

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас всегда,

Мы им дышим без труда.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

     Дети: - Воздух.

Воспитатель: -  Ребята, в загадке говорится: он невидимый, воздух невидимый. Давайте это проверим! Посмотрите вокруг себя. Кто-нибудь видел воздух? (Нет). А теперь посмотрите, в этой бутылке что-нибудь есть?

Дети: - Нет, ней ничего нет.

Воспитатель: - Давайте опустим ее целиком в воду. Что мы видим?

Дети: -  Из горлышка поднимаются пузырьки.

Воспитатель: - Откуда они там? Кто такой невидимый сидит в бутылке?

Дети: - Воздух.

Воспитатель: - Да, воздух – невидимый, без него не было бы жизни на Земле. Мы разгадали с вами загадку и первый фокус: воздух – невидимый. Ребята у меня есть картинки – символы, какой символ сюда подойдет? (дети выбирают)

Воспитатель: -  Ребята, а как вы думаете, что такое воздух?

Ответы детей.
     
Воспитатель: -  Правильно, дети, воздух – это то, чем мы с вами дышим. Воздух - это смесь газов. Мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
     Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли, которая называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос – воздух, сфера – шар.
     
Воспитатель: -  Дети, как вы думаете, кому нужен воздух?
     
Дети: - Воздух нужен человеку, животным, растениям, птицам, деревьям.
     
Воспитатель: - Правильно, молодцы. Воздух необходим для жизни всем живым существам.
     
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, какими свойствами обладает воздух? Назовите.
      Дети: - Он прозрачный, мы его не видим,
     
Воспитатель: - Ребята, давайте продолжим наши исследования и узнаем, какими еще свойствами обладает воздух.

Воспитатель. Дети, скажите, чем пахнет воздух?
     
Ответы детей

      Воспитатель: - Сделайте, пожалуйста, глубокий вдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах?
     
Дети: - Нет

      Воспитатель: Значит, воздух не имеет запаха. А сейчас мы поиграем в игру.

Дидактическая игра «Чей это запах»?

       Воспитатель: -  Давайте подойдем к столу, на котором стоят тарелочки, накрытые салфетками. Что лежит на тарелочках мы не знаем, но вы должны угадать по запаху, что там находится. (На тарелочках лежат лежат: пластик лимона, долька лука и чеснока)
     
Ответы детей

Воспитатель: -  Послушайте следующую загадку:

Рассыпался горох по сто дорог,

никто его не соберет:

ни царь, ни царица,

ни красна девица,

ни бела рыбица. (Воздух)

Ответы детей.

Воспитатель: - Правильно, это опять про воздух. Давайте попробуем его собрать. Для этого я сейчас вам раздам вот такие пакетики. Всем хватило? Сейчас я покажу вам, как нужно ловить воздух (поворачивается вокруг себя и зажимает пакет).

Воспитатель: - Попробуйте все поймать воздух. Все поймали? У всех в пакете воздух? А где мы его взяли?

Дети: Вокруг нас.

Воспитатель: - Ребята, когда мы поместили воздух в пакеты, какую форму приобрел воздух?

Дети: - Воздух приобрел форму пакета.

Воспитатель: - А если я помещу воздух в другую емкость, форму чего приобретет воздух?

Дети: - Воздух приобретет форму того сосуда, куда он попал.

Воспитатель: - Давайте, проверим (Воспитатель и дети надувают  воздушные шарики). Скажите, форму чего приобрел воздух?

Дети: - Форму шарика.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, имеет воздух свою форму или не имеет?

Дети: - Воздух форму не имеет.

Воспитатель: - Правильно. А где можно применить это свойство воздуха?

Дети: - Надувать спасательные круги, надувные матрасы.

Воспитатель: - Да, значит, воздух не имеет своей формы и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

Мы разгадали еще одну загадку и еще один фокус. Выбираем картинку – символ.

Воспитатель: - А вот, ребята, следующая загадка, послушайте:

Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.

Дети: - Ветер.

Воспитатель: - Правильно, друзья, это ветер.

Проводится физкультминутка «Воздух невидимка»

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! 
(«зовут»)
Воздух-невидимка, 
(руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? 
(Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, 
(бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! 
(Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, 
(шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! 
(Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, 
(тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! 
(«фонарики»)

   Воспитатель: - А вы знаете, что воздух может двигаться? Следующий опыт со свечой сделаю я. А вы внимательно смотрите. Отчего колышется пламя свечи? Правильно, его приводит в движение воздух. Движение воздуха – это ветер.
 
Воспитатель: - А мы можем с вами сделать ветер? А как мы это сделаем? Нам помогут веера.  

   Воспитатель: - Помашите веером перед лицом. Что вы чувствуете? Для чего люди изобрели веер? А чем заменили веер в нашей жизни? (Вентилятором, кондиционером).

   Воспитатель: - Проведем опыт с водой. Помашите веером над водой. Почему появились волны?

Ответы детей.

    Воспитатель: - Ветер движется и сдвигает верхний слой воды, увлекая его за собой. Так образуются волны.

Воспитатель: - Отлично, ребята, мы с вами отгадали загадку и фокус, и теперь мы знаем, что воздух двигается. Выбираем символ – картинку.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы отгадали все загадки, и кот Матроскин вам приготовил сюрприз – это мыльные пузыри. Давайте разойдемся на небольшое расстояние и подуем пузыри, но будьте осторожны, чтобы мыльные пузыри не попали в ваши глаза.

Игра с мыльными пузырями

Воспитатель: - Ребята, что было внутри мыльных пузырей?

Дети: - Внутри был воздух.

Воспитатель: - Скажите, когда вы надували пузыри, откуда мы брали воздух?

Дети: - Мы брали воздух изнутри нас.

Воспитатель: - Значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас? Давайте это проверим. Подойдите к столам, посмотрите, какие специальные приспособления я для вас приготовила. Как же мы будем проверять, есть ли внутри нас воздух? Попробуйте предположить.

Дети: - Подуем в трубочку.

(Дети дуют в стакан с водой при помощи трубочки)

Воспитатель: - Что мы с вами наблюдали, когда дули в водичку?

Дети: - Мы наблюдали пузыри.

Воспитатель: - Какие это были пузыри?

Дети: - Это были воздушные пузыри.

Воспитатель: - Это были воздушные пузыри. Мы выдыхали воздух, и он в виде пузырей выходил из воды. Давайте еще немножко подуем. Молодцы! Ребята, какой вывод мы можем сделать?

Дети: - Воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас.

Воспитатель: - Правильно. А теперь мы с вами попробуем не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?

Дети: - Нет, без воздуха можно умереть.

Воспитатель: - Да, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он не может прожить всего несколько минут.

Воспитатель: - Ребята, вам понравился сюрприз от кота Матроскина?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Я предлагаю вам тоже сделать ему сюрприз. Давайте нарисуем Матроскину рисунки с помощью воздуха.

Посмотрите перед вами листы бумаги, краски и пластиковые трубочки. Капаем на наш листок разноцветные капельки воды и берем трубочки. Дуем через трубочку на капельки. Вот такая красота получается у нас. Ребята, как вы думаете, что вы нарисовали (ответы детей)? Я предлагаю вам отправить по почте в письме наш сюрприз коту Матроскину и символы отгадки.

А пока наши рисунки высыхают сядем в кружок и поговорим о том, что интересного мы сегодня узнали.

Рефлексия (ответы детей) 

Мы узнали, что:

воздух – невидимый;

воздух вокруг нас и не имеет своей формы, приобретет форму того куда он попал;

ветер — это движение воздуха и теперь мы знаем, что воздух двигается.

Воспитатель: -  Ребята, вы помогли Матроскину и дяде Федору отгадать загадки — фокусы и выполнить домашнее задание, отправляем письмо и огромный привет от нашей дружной и сообразительной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...