Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа)

Звягинцева Елена Анатольевна

познавательно - творческий проект "Скоро в школу" по направлению социально - коммуникативное развитие для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skoro_v_shkolu.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе

«Скоро в школу»

Автор: Звягинцева Елена Анатольевна

Воспитатель МКДОУ «Детский сад №11» ст. Новомарьевской

2022 – 2023

Паспорт проекта.

1. Название проекта: проект «Скоро в школу»

2.Автор проекта: воспитатель подготовительной группы Звягинцева Е.А.

3. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: дети подготовительной группы 6-7 лет.

4. Участники: дети, родители и педагоги группы, учитель начальных классов.

5. Тип проекта: познавательный, краткосрочный (1 неделя).

6. Сроки проведения проекта: 15.05.2023г. – 19.05.2023г.

7. Форма проведения: групповая.

Актуальность проекта:

Подготовка к школе - сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно - развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителем начальных классов.

Таким образом, вся эта работа может быть отражена именно в краткосрочном проекте «Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

Задачи:

Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

Снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

Повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

Реализация проекта через образовательные области:

Познавательное развитие:

ОД, беседы о школе, дидактические игры, совместная деятельность. Просмотр видеороликов и мультфильмов и др.

Речевое развитие:        

чтение художественной литературы, заучивание стихов

Социально – коммуникативное развитие:

тематические беседы о школе       

Художественно – эстетическое развитие:        

изобразительная деятельность, записи музыки и песен, посвященных школе и детскому саду

Физическое развитие:                                                                                           

подвижные, спортивные игры, игры – соревнования.

Предполагаемые результаты:  

Сформированность у детей подготовительной группы «внутренней позиции школьника», предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования; накопление большого багажа знаний о школе; снижение тревожности у детей связанной со школьным обучением; повышение компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. У детей сформируется учебно-познавательный мотив, произвольность поведения. Подготовка руки к письму; обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Продукт проектной деятельности:

Выставка рисунков «До свидания детский сад»

Видео «Сценки из жизни детского сада»

Музыкальный праздник «До свиданья детский сад»

План реализации проекта:

  1. Подготовительный этап:

Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (подготовка конспектов образовательной деятельности, бесед, дидактических игр и т.д.);

Подготовить необходимую информацию для родителей, собрать и оформить её;

Помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно - печатных игр на школьную тематику;

Сотрудничество со школьной библиотекой, музеем и учителями начальных классов.

  1. Основной этап. Реализация проекта: (таблица)

Название мероприятий

Ответственный

Понедельник

15.05.2023г.

1. беседа: «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника)

2. ОО Речевое развитие. Художественная литература

«Филиппок» Л.Н. Толстой (чтение)

3. подготовка к театрализации (распределение ролей, подбор муз. сопровождения и костюмов)

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Вторник

16.05.2023г.

1. беседа: «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

2. Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»

3. изготовление декораций и атрибутов к театрализации

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Среда

17.05.2023г.

1. рисование «До свидания детский сад»

2. сюжетно – ролевая игра «Детский сад».

3. дидактическая игра: «Математическое лото» 

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Четверг

18.05.2023г.

1. Рассматривание картины «Опять двойка» Ф. Решетников

2. консультация для родителей на тему «Кризис семи лет» 

3. репетиции театрализованных сценок

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

Пятница

19.05.2023г.

1. съёмка видео нарезок о школе и детском саде

2. экскурсия в школьный музей

3. подвижная игра «Собери портфель»

Звягинцева Е.А.

Симян Л.А.

  1. Заключительный этап (анализ результатов работы):

В результате реализации проекта у детей сформировалась мотивация готовности к обучению школе; произвольность поведения; снижен уровень тревожности у детей связанный со школьным обучением; повышены компетенции родителей по вопросам подготовки детей к школе. Дети нашей группы свободно ориентируются в полученных знаниях, используя их в играх и ОД. Мы считаем, что задачи проекта решены в полном объеме.

Продукт проекта:

Выставка рисунков «До свидания детский сад»

Видео «Сценки из жизни детского сада»

Музыкальный праздник «До свиданья детский сад»

Использованная литература:

1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал «Воспитатель ДОУ» 2022

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2023

Приложение №1

Беседа «Будьте добры»

(вежливые слова в жизни будущего школьника)

Цель: воспитывать умение быть вежливым, активизировать в речи детей добрые, вежливые слова. - обратить внимание детей на то, как добрые поступки помогают преодолеть трудности.

 Задачи:

 Систематизировать правила вежливого поведения;

  Упражнять детей в анализе своих поступков и поступков товарищей;

  Продолжать формирование грамматически правильной речи;

  Познакомить детей с понятием "вежливость", "доброта", показать необходимость употребления в речи "вежливых" слов;

 Развивать у детей познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь детей, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

 Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.

 Предварительная работа: беседа с детьми об этикете, чтение и заучивание поговорок и пословиц о «вежливости», беседа о том, как с помощью мимики лица мы можем показывать свое настроение.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! - Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!

Вступительное слово.

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по удивительным местам вежливых слов и добрых дел.

 -Дети, у каждого вашего поступка есть лучи, как у солнышка: от хорошего поступка тепло, светло и радостно на сердце, от плохого становится темно и холодно.

 -Посмотрите, какое сегодня яркое солнце, сколько тепла и радости излучает каждый его лучик. А как вы думаете, почему?

Ответы детей.

 - Ребята, и людей хороших, и внимательных, добрых – больше, чем плохих. Вы, конечно, догадались, что разговор у нас пойдёт о доброте, вежливости, внимательном отношении к людям.

- А каких людей мы можем назвать внимательными и отзывчивыми? Ответы детей. (Тех, кто умеет посочувствовать, старается помочь другим).

- А сейчас я вам прочту рассказ Л. Воронковой «Андрейка», вы внимательно его послушайте. (Чтение) -Как вы думаете, сколько Андрейке лет?

-Почему про этого маленького человека написали рассказ?

-А как бы вы поступили на месте Андрейки?

Ответы детей.

- Я рада, что вы поступили бы так же, как Андрейка – ведь животные и птицы нуждаются в защите человека.

Дидактическое упражнение: «Кулачок-сундучок волшебных слов»

- В правой руке у нас живут 5 вежливых мальчиков, а в левой- 5 вежливых девочек. Соберите их в кулачок-сундучок, пусть пошепчутся, и послушайте, о чем они говорят, как они здороваются друг с другом. А теперь, расскажите, какими волшебными словами они приветствовали друг друга.

- Я вам давала задание на дом: нарисовать рисунки о хороших поступках, которые вы наблюдали или о которых вы читали. Ещё раз внимательно рассмотрите свои рисунки, вспомните, о чем вы рисовали и составьте рассказ по своему рисунку (1,2 рассказа из личного опыта детей)

- А плохие поступки вы когда-нибудь наблюдали? (1,2 рассказа из личного опыта).

- Ребята, я думаю, что вы всегда будете совершать только хорошие поступки и никогда плохие. Ведь жизнь дана на добрые дела.

А сейчас мы отправимся с вами в путешествие по удивительным местам вежливых слов и добрых дел. 1 остановка: «Вежливые слова»

- Все вежливые люди пользуются в своей речи волшебными словами. Послушайте стихотворение, в котором пропущены эти слова, вы должны их правильно вставить (чтение стихотворения «Дорогие слова»).

 - Почему мы эти слова называем «волшебные»?

Ответы детей: - (Потому что они вежливые и когда мы произносим- улыбаемся, говорим их доброжелательно).

- Какие пословицы и поговорки о вежливых и добрых словах вы можете назвать? Ответы детей:

- «Не дорого ничто — дорого невежество». «Ласковое слово — что весенний день» (молодцы).

Отправляемся дальше. 2 остановка: «Хорошее настроение»

- На этой остановке мы можем с вами отдохнуть и повеселиться (исполнение частушек).

- А теперь займите свои места, отправляемся дальше в путь. Мы уже долго с вами едем в автобусе, а все ли вы хорошо знаете правила поведения в транспорте? Давайте-ка их вспомним. Достаточно ли только знать эти правила?

 Ответы детей: 3 остановка: «Добрые дела»

 - Как вы понимаете пословицу «Худо тому, кто не делает добра никому»? Ответы детей.

 - Правильно ребята. Добрые люди делают нашу жизнь ещё прекрасней. А кто делает не доброй, тому в жизни трудно.

- А сейчас мы с вами попробуем обыграть отрывок из произведения А. Л. Барто «Вовка - добрая душа». Как вы думаете, почему мальчишку называют «Вовка - добрая душа»? Назовите, какие добрые дела сделал Вовка?

Ответы детей.

 - Какие пословицы и поговорки о добрых делах вы знаете?

Ответы детей.

«Делай другим добро — будешь сам без беды». «Делая зло, на добро не надейся» (молодцы).

Стук в дверь и входит почтальон с письмом:

- Ой, подождите, не уезжайте, я столько за вами бегу. Вот вам письмо – заказное. Ну а я побежал дальше, у меня еще много в сумке таких писем, их должны получить вовремя. До свидания! - Интересно, от кого же оно? А вот и обратный адрес: «От ребят 1-го класса «А» школы № 4» - от наших друзей. «Через несколько месяцев вы пойдёте в школу, и вам полезно будет решить эти задачи. В этом письме несколько интересных задач на школьную тему». Дети решают: (решения задач).

- Ребята ведь и правда мы готовимся к школе, и уже знаем, как надо вести себя на уроке. Давайте вспомним это правило. (Чтение стихотворения «Парта - это не кровать»). Парта – это не кровать, и нельзя на ней лежать. Ты сиди за партой стройно, и веди себя достойно. Учитель спросит – надо встать, когда он сесть позволит, – сядь, ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. - Но вот ребята и закончилось наше путешествие. И мне хотелось бы с вами еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?

Ответы детей.

 - «О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.

 - А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?

 Ответы детей.

-«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и ласковым быть».

 - Я предлагаю всем встать в круг взяться за руки и закончить наше путешествие песней “Дружат дети всей земли.

Приложение №2

Беседа с детьми:

 «Чем школа отличается от детского сада.

Что мы знаем о школе»

Цель: Систематизирование и расширение представления детей о школе. 

Задачи:

-Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг другу.

-Развивать связанную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов).

- Демонстрационный материал: карточки с изображением школьных принадлежностей.

Воспитатель помещает на стенд картину «В школу». Задаёт вопросы:

-Как можно назвать эту картину? Придумайте ей название.

-Почему?

- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?

- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники).

- Что находится у школьников в портфелях?

- Как можно назвать все эти предметы одним словом?

- В какое время года дети идут учиться?

- Послушайте слова – «учить», «учитель».

 - Какая часть у слов - родственников общая?

 - А у слова «школа» есть родственные слова. (школьник, школьная, школьница).

- Чем отличается школа от детского сада?

- Как вы думаете в школе дети дружат между собой?

- Да. В школе тоже дети дружат между собой.

- Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.

- А зачем друзья нужны в школе? Пословицы о дружбе

-Давайте вспомним пословицы о дружбе. Гусь свинье не товарищ. Друга ищи, а найдешь — береги. Друг познается в беде. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты. Сытый голодному не товарищ. Друзья — не разлей вода. Старый друг лучше новых двух. Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Воспитатель: ребята, я совсем забыла. Сегодня со мной в детский сад пришел портфель. Шла я утром в детский сад и увидела его на дороге, на нашей улице… Как она называется? Дети: улица Кузьминовская. Воспитатель: ребята, кто хочет открыть наш портфель?

Воспитатель: (достает из портфеля пенал) что это такое? (Это такая сумочка, где носят карандаши, ручки, ножницы) Это пенал. Это такой важный предмет, он нужен всем школьникам. Пенал они носят в портфеле. В нем лежат авторучки, ластик, линейка, фломастеры. Все они имеют свое место. Это так удобно. Не надо искать ручку по всему портфелю, а можно просто вынуть пенал и достать ее.

Воспитатель: Следующий школьный предмет мы узнаем, отгадав загадку: Я – в клетку, то в линейку. Написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я? Дети: Тетрадь! (Воспитатель достает из портфеля тетрадь) Воспитатель: Отгадаем следующую загадку не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга). Воспитатель: (достает из портфеля книгу). Правильно. В портфеле есть и книга. Школьники по ним учатся.

Воспитатель: все вы готовы идти в школу. Сегодня вы еще раз показали, отгадываете загадки, играете и отвечаете на вопросы. Воспитатель с портфелем и дети садятся на ковер.

Воспитатель: (достает из портфеля мягкий мяч). Портфель мне шепнул, что он хочет, чтобы вы составили о нем рассказ. Составление рассказа Воспитатель говорит первое предложение и передает мяч соседу. Тот говорит второе предложение и передает мяч сидящему рядом и т. д Воспитатель: Какой интересный рассказ у вас получился. Спасибо вам, ребята. Игра «Что лежит в портфеле»

 - Предлагаю поиграть и узнать, что же может лежать в школьном портфеле. Воспитатель вешает портфель за спину, подходит к одному ребенку и говорит: «Я портфель, а ты кто?»

Ребенок: Я – пенал.

Воспитатель: Идем вместе. Друг за другом дальше. Воспитатель хлопает его по плечу и говорит: «Я - портфель». Затем ребенок хлопает его по плечу и говорит: «Я - пенал, а ты кто?». Ребенок отвечает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети паровозиком не сделают круг по ковру.

 Воспитатель: молодцы, ребята, скоро вы пойдете в школу, а сейчас вы еще в детском саду, но мы с вами еще много раз будем говорить о школе, а сегодня наша встреча подошла к концу. Я хочу отметить старание, хорошую работу, активность… (воспитатель называет имена детей).

 

 

Приложение №3

Консультация для родителей: Кризис 7 лет

       Переход ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития — кризиса 7 лет.  Развитие малыша происходит неравномерно и представляет собой чередование кризисных и спокойных(литических) периодов, которые поочередно сменяют друг друга. Каждый новый этап развития неизменно начинается с нормативного возрастного кризиса, который проходят практически все дети соответствующего возраста. Кризис 7 лет не первый: в своем развитии ребенок уже прошел несколько подобных кризисов — кризис новорожденности, кризис первого года и трех лет.

        Начало кризиса семилетнего возраста обычно совпадает с моментом поступления ребенка в школу. Обычно старшие дошкольники стремятся поскорее начать обучение в школе и всячески торопят этот момент. Благодаря занятиям в детском саду, ознакомительным посещениям школы и общению с друзьями, которые уже стали школьниками и демонстрируют перед малышами свою взрослость, дети к б—7 годам хорошо знакомы с особенностями и правилами школьной жизни. Ребенок понимает, что обучение в школе накладывает на него новые обязанности, но он готов выполнять их, поскольку ему хочется скорее почувствовать себя взрослым.

        Стать школьником означает для него прикоснуться к жизни взрослых, через это он получает возможность почувствовать себя полноценным членом общества.

С приближением момента поступления в школу ребенок начинает воспринимать себя не просто как Таню или Сережу, у него появляется восприятие себя как ученика, участника школьной жизни, то есть малыш впервые начинает осознавать свое общественное Я. Все это определяет появление у ребенка новой психологической характеристики — уважения к самому себе. Однако некоторые дети не проявляют желания учиться в школе, не хотят уходить из детского сада, желая по-прежнему оставаться маленькими и беззащитными.

        Почему же это происходит? С одной стороны, причиной этого явления может стать позиция взрослых, окружающих ребенка. Ни для кого не секрет, что многие из нас недовольны сегодняшней жизнью и своим местом в ней. Нередко это чувство недовольства родители пытаются компенсировать с помощью детей. Как часто можно услышать от мам, приводящих своих малышей на консультацию к психологу перед поступлением в школу: Мой ребенок очень умный и сообразительный мальчик, я думаю, что он будет учиться лучше всех в классе! Нередко такие родители не видят имеющихся проблем развития ребенка, не воспринимают даваемые учителями и психологами рекомендации, считая, что их малыш лучше всех. При этом они ругают ребенка, когда он делает что-то не так, не понимая, что малыш не может научиться всему и сразу, ему надо приложить массу усилий, чтобы в действительности оказаться таким, каким его хотят видеть мама и папа.

Конечно, неплохо, когда родители поддерживают своего сына или дочку, формируя у него положительную оценку. Хуже, когда эта поддержка абсолютизируется, когда ребенок в самом деле начинает воспринимать себя особенным, самым хорошим и умным. В этом случае у малыша может сформироваться боязнь оказаться несостоятельным, страх не оправдать те огромные надежды, которые на него возлагаются.

        С другой стороны, причиной снижения стремления детей учиться в школе может стать и то, что современные программы обучения и воспитания в детском саду становятся все более приближенными к школьным. Уже в садике ребенок начинает привыкать к урокам и учительнице, которая приходит заниматься к ним в группу, к школьному режиму дня. В этом случае поступление в школу перестает восприниматься ребенком как нечто особенное, он теряет интерес к этому, у него снижается стремление примерить на себя новую роль — роль школьника.

       Итак, самоуважение — основное новообразование кризиса 7 лет.

Старший дошкольник начинает стремиться к участию в жизни не только своей семьи, но и общества в целом, а наиболее близкий и доступней в его восприятии способ реализации этого стремления — поступление в школу. Вот почему большинство детей с нетерпением ждут этого момента, с удовольствием играют в школу и по несколько раз в день перебирают купленные мамой и папой школьные принадлежности. Шести-семилетний ребенок стремится всячески продемонстрировать, что он уже стал взрослым, что он многое знает и понимает, он хочет постоянно участвовать в разговорах взрослых, высказывать свое мнение и даже навязывать его окружающим. Дети этого возраста любят надевать взрослую одежду, часто примеряют мамины туфли или папину шляпу, девочки, когда поблизости нет мамы, пытаются использовать ее косметику.

       Как правило, все это вызывает недовольство родителей, они постоянно одергивают малыша, призывая его не мешать маме или папе, вести себя прилично. Таким образом, мы с вами, уважаемые родители, вольно или невольно подавляем потребность ребенка ощущать себя взрослым и уважать самого себя. Это происходит потому, что взрослые в своем внутреннем восприятии малыша, как правило, отстают от его реального развития, т. е. наш малыш кажется нам более слабым и менее самостоятельным, чем он есть на самом деле. Бессознательно мы с вами хотим, чтобы ребенок все время оставался таким же маленьким и беззащитным, каким он был, когда лежал в своей колыбельке, и мы стремимся всячески оградить его от трудностей и превратностей жизни, подавляя его способность и потребность быть самостоятельным.

       Таким образом, в восприятии ребенка себя и восприятии его родителями имеется довольно значительный разрыв. Не получая со стороны взрослых возможности быть самостоятельным, демонстрировать окружающим свое мнение, ребенок ищет новые способы реализации возникшей потребности. Он обнаруживает, что не может просто так выразить и высказать то, что он думает, поскольку, делая это, он вызывает чувство недовольства у взрослого. Не получая возможности говорить прямо, ребенок начинает кривляться, капризничать, привлекая к себе внимание взрослых доступными ему способами.

Здесь проявляется еще один разрыв, характерный для кризиса 7 лёт.

С одной стороны, ребенок хочет казаться взрослым и самостоятельным, с другой, — использует для этого детские формы поведения (кривляние, капризы и т. п.).

Такие реакции психологи называют регрессивными формами поведения.

       Если вы стали замечать, что ваш 6-7 - летний ребенок все чаще привлекает к себе внимание, становится капризен и раздражителен, при этом стремится участвовать во всех ваших делах и разговорах, можно предположить, что малыш вступает в очередной кризисный период своего развития.

       Мы думаем, что вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, уже имеете определенный опыт общения с ребенком в периоды кризиса и знаете, что все эти явления абсолютно нормальны и, более того, необходимы для дальнейшего психологического развития малыша.

       Тем не менее мы возьмем на себя смелость дать вам несколько несложных рекомендаций, как общаться с ребенком в этот непростой для него период, и они, мы надеемся, помогут вам наиболее быстро и безболезненно преодолеть имеющиеся трудности.

• Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не запретителя. Помогайте ребенку в сложных ситуациях.

• Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.

Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Возможно, в том, что говорит ребенок, есть рациональное зерно.

Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

• Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.

Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

• Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

Покажите ребенку способ достижения желаемого и не забудьте похвалить его в случае успеха.

• Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели. Это поможет ему укрепить веру в себя, почувствовать себя сильным и самостоятельным.

• Отвечайте на вопросы ребенка.

Не отмахивайтесь от вопросов малыша, даже если вы неоднократно отвечали на них.

Ведь 6—7-летний возраст — это возраст почемучек, ребенку интересно буквально все, его любознательность не знает границ. Возможность получить ответы на все возникающие вопросы дает сильный толчок для интеллектуального и социального развития малыша.

• Будьте последовательны в своих требованиях.

Если вы что-то не разрешаете ребенку, то стойте на своем до конца.

В противном случае слезы и истерики станут для него удобным способом настоять на своем мнении. Следите за тем, чтобы все окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Иначе то, что не разрешают папа с мамой, будет очень легко выпросить у бабушки — и тогда все усилия пойдут насмарку.

• Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения. Не демонстрируйте при нем обиду и раздражение, недовольство другим человеком. Соблюдайте культуру диалога. Помните, что ваш малыш в общении во всем подражает вам, и в его поведении вы можете увидеть зеркальное отражение своих привычек и способов общения.

Источники:

1. Блонский П.П. психология младшего школьника / под ред. А.И. Липкиной, Т.Д. Марциновской. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 575 с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1997. – 225 с.

3. Корнеева Е.Н. Детские капризы: Что это такое и как с этим справиться. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 177 с.

                           Как справиться с кризисом семи лет

                                (рекомендации для родителей)

1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

       Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом — не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности. Если закономерных изменений в развитии самосознания не происходит, это может свидетельствовать об отставании в социальном (личностном) развитии. Разумеется, не всегда послушание и покладистость 6-7-летнего ребенка являются показателями задержки в развитии, это может быть проявлением флегматического типа темперамента либо результатом продуманного мудрого воспитания.

      Дети 6-7-летнего возраста с отставанием в личностном развитии характеризуются некритичностью в оценке себя и своих действий. Они считают себя самыми хорошими (красивыми, умными), в своих неудачах склонны обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознают свои переживания и побуждения.

       Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?).

      Содержательный и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...