Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТИКО-конструирование»
рабочая программа (старшая группа)

Гришина Александра Валерьевна

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления, конструкторских способностей, активизирует мыслительно-речевую деятельность, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko-konstruirovanie.docx39.02 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГУСЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»

238050, Россия, Калининградская область, г. Гусев, ул. З. Космодемьянской, д. 10 «А»

телефон 8 (40177) 2-18-03 факс 8 (40177)2-18-04

Принята на заседании

педагогического совета

от «___»_________________20___г.

Протокол №____________________

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ «Детский сад №6»

_________________ /Панкова Н.С./

«___» _______________ 20____ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

 «ТИКО-конструирование»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Разработчик:

Гришина Александра Валерьевна -

 воспитатель.

г. Гусев, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО-конструирование» имеет техническую направленность.

Актуальность программы

Конструирование как вид детского творчества способствует активному формированию технического мышления, конструкторских способностей, активизирует мыслительно-речевую деятельность, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «ТИКО-конструирование» обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для объемного моделирования.

Отличительные особенности программы

Дает возможность ребенку попробовать свои силы в разных направлениях конструирования. Не исключает организацию дополнительной образовательной деятельности в индивидуальном порядке. Значительная часть занятий носит практический характер с использованием игровой деятельности.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте 5-6 лет, посещающих МАДОУ «Детский сад № 6».

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется  36 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Набор осуществляется только из числа детей, посещающих дошкольную образовательную организацию, разместившую программу. Программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп: 6-8 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется  в академических часах: для детей 5-6 лет – 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час.

Возрастные и индивидуальные особенности детей 5-6 лет

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра; ведущая потребность в общении, творческая активность; ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

- общение со взрослым ситуативно — личностное;

- проявление произвольности всех психических процессов;

-  общение со сверстниками происходит от ситуативно - деловой формы к вне ситуативно — деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности;

- развитие фантазии;

- половая идентификация;

Новообразования:

- предвосхищение результата деятельности;

- активная планирующая функция речи;

Шестилетний ребенок становится самостоятельным. Формируется самосознание, которое проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний.

Педагогическая целесообразность, практическая значимость 

Важность развития навыков логического и пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. Предлагаемая система логических заданий, моделирование плоскостных и объемных объектов из деталей конструктора «ТИКО», позволяет педагогу формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.

Предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики, и окружающего мира. При этом имеется в виду не вооружение ребенка специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы. Так как во время моделирования «ТИКО-конструктором» ребята создают модели объектов реального мира.

Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: развитие способностей детей к конструированию и моделированию, творческих способностей.

Задачи:

1. Учить создавать объемные модели из конструктора, бумаги;

2. Способствовать формированию умения самостоятельно решать задачи в процессе конструирования моделей.

3. Совершенствовать умение создавать различные конструкции по образцу, схеме, условиям, словесной инструкции, объединенные общей темой;

4. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

5. Развивать наглядно-образное мышление, пространственное воображение, внимание, память, конструктивные навыки и умения, мелкую моторику рук.

Принципы отбора содержания:

-  принцип систематичности предусматривает непрерывность и регулярность занятий;

- принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;

-  принцип комплексности предполагает взаимосвязь разных видов деятельности (игровой, познавательной, речевой, конструктивной);

- принцип сотрудничества предполагает организацию совместной деятельности педагога и детей по освоению данной программы;

- принцип поддержки инициативы детей предполагает создание условий для самостоятельной творческой и познавательной деятельности по конструированию;

Основные формы и методы

Режимные моменты

Совместная деятельность с педагогом

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы, методы и средства организации детей 5-6 лет

Ситуация обобщения в процессе режимных моментов. Развивающие проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением поставленной задачи. Упражнения. Игра на прогулке. Дидактические игры. Проектная деятельность.

Вхождение в воображаемую ситуацию. Проблемные вопросы. Моделирование. Экологические загадки. Задачи-шутки, задачи в стихах. Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций, дидактические и подвижные игры по экологическому развитию, физминутки, считалки. Головоломки. Задачи на сообразительность.

Дидактические игры. Совместная игровая деятельность детей. Выполнение практических действий по получению необходимой информации: «Конструирование по образцу», «Конструирование по модели», «Конструирование по условиям», «Конструирование по наглядным схемам», «Конструирование по замыслу», «Конструирование по теме».

Подбор упражнений и игр, направленных на развитие интеллектуальных операций. День открытых дверей. Консультации. Беседы.

Планируемые результаты

В результате освоения программы обучения дети будут:

1. Различать и называть детали конструктора.

2. Конструировать по условиям заданным взрослым.

3. Конструировать по образцу, заданной схеме.

4. Самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы.

5. Работать в паре, коллективе.

6. Появится интерес к самостоятельному изготовлению объемных моделей, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

7. Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

8. Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

9. Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

- о деталях конструктора и способах их соединений;

- об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

- о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

- о связи между формой конструкции и ее функциями.

У детей сформируются:

-морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, - умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;

- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;

- качества самостоятельно договариваться друг с другом;

- конструкторские навыки и умения;

- разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.

Механизм оценивания образовательных результатов

Уровень теоретических знаний.

 1. Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

2. Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

3. Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Уровень практических навыков и умений.

1. Низкий уровень. Требуется контроль педагога за практическими заданиями. Требуются постоянные пояснения педагога.

 2. Средний уровень. Может работать при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.

3. Высокий уровень. Четко и самостоятельно выполняет практические задания.

        Формы подведения итогов реализации программы

- выставки детского творчества;

- конкурсы, соревнования, фестивали;

- коллективные и индивидуальные творческие работы;

- открытые занятия;

- мониторинг.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы  аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Исследование форм и свойств многоугольников

4

2

2

упражнения, выставка поделок

2

Сравнение и классификация

4

2

2

упражнения, выставка поделок

3

Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов

3

1

2

упражнения, выставка поделок

4

Пространственное ориентирование

3

1

2

упражнения, выставка поделок

5

Комбинаторика

2

1

1

упражнения, выставка поделок

6

Периметр

2

1

1

упражнения, выставка поделок

7

Выделение частей и целого

2

1

1

беседа, рефлексия

8

Исследование и конструирование сложных многогранников

4

2

2

упражнения, выставка поделок

9

Исследование и конструирование

предметов, имеющих форму призмы

4

2

2

упражнения, выставка поделок

10

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы

4

2

2

упражнения, выставка поделок

11

Тематическое конструирование

4

2

2

упражнения, выставка поделок

Итого

36

17

19

Задачи:

Образовательные:

  • обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа;
  • изучение и конструирование различных видов многоугольников;
  • обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • обучение различным видам конструирования.
  • знакомство с симметрией, конструирование узоров и орнаментов.
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников.

Развивающие:

  • развитие комбинаторных способностей;
  • совершенствование навыков классификации;
  • развитие умения мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое.
  • формирование целостного восприятия предмета;
  • развитие конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу, умения сотрудничать с другими людьми.
  • выделение многогранников из предметной среды окружающего мира;
  • изучение и конструирование различных видов многогранников;
  • исследование «объема» многогранников.
  • развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе организации и проведения совместных конструкторских проектов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 (36 часов, 1 час в неделю)

Тема 1. Исследование форм и свойств многоугольников (4 ч.)

Теория: Знакомство с конструктором ТИКО. Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников. Классификация геометрических фигур по    цвету. сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников.

Практика: Учить    детей соединять ТИКО-детали, конструировать ТИКО - фигуры по     образцу. Учить конструировать  плоскостные фигуры по контурной схеме.

 По завершении темы предусмотрена беседа.

Тема 2.  Сравнение и классификация (4 ч.)

Теория: Классификация геометрических фигур по    форме. Исследование        многоугольников. Общее        понятие: пятиугольник, трапеция, ромб, шестиугольник.

Практика: Составление дорожки из квадратов  и треугольников двух цветов с помощью чередования. Конструирование плоскостной фигуры на выбор "волк, медведь, заяц" по схеме. Осваиваем понятия «треугольник-четырехугольник», «большой-маленький».

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

Тема 3. Выявление закономерностей. Конструирование узоров и орнаментов. (3 ч.)

Теория: Понятия: «узор», «орнамент», «симметрия».

Практика:  Составление плоскостного узора на основе симметрии. Учить в работе использовать геометрические фигуры с аналогичными отверстиями. 

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

Тема 4. Пространственное ориентирование (3 ч.)

Теория: Ориентирование на плоскости. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Разные виды треугольников .

Практика: Игра «Лабиринт». Конструирование лесной дорожки для ежика с чередованием фигур разного размера и формы. Слуховой диктант «Цветок», конструирование по схеме «Еж», конструирование по образцу «Еж».

По завершении темы предусмотрена беседа «Сходство и различие геометрических фигур и фруктов».

Тема 5. Комбинаторика (2 ч.)

Теория: Многоугольники, их название. Свойства геометрических фигур.

Практика: Развить умения сравнивать геометрические фигуры и выделять  их свойства. Учиться конструировать по         схеме. Знакомство с приёмом «превращения»  плоскостной фигуры в объёмную конструкцию .

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

 

Тема 6. Периметр (2 ч.)

Теория: Закреплять умения выделять и называть свойства геометрических фигур. Рассказывание  сказки с использованием ТИКО– конструкций.

Практика: Учиться конструировать плоские и объёмные ТИКО- фигуры  по образцу. Развивать умения  использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

Тема 7. Выделение частей и целого (2 ч.)

Теория: Чередование геометрических фигур по форме и по размеру. :  Выделение 3 свойств геометрических фигур.

Практика:  Использование ТИКО-конструкции  по выбранной иллюстрации. Выбор деталей для конструирования по представлению. Конструирование треугольных призм, имеющих в основании прямоугольный треугольник, из развертки.

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

Тема 8. Исследование и конструирование сложных многогранников (8 ч.)

 Теория: Понятия: «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали». Закрепить понятие призма.

 Практика: Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Конструирование треугольных призм, имеющих в основании прямоугольный треугольник, из развертки.

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

Тема 9. Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы (4 ч.)

Теория: Интеллектуальная игра «Угадай рыбку!». Закрепить понятие призма.

Практика: Конструирование четырехугольных призм, имеющих в основании прямоугольник, из развертки.

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

Тема 10. Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы (4 ч.)

Теория: Беседа «Мои любимые игрушки». Классификация геометрических фигур по форме. Познакомить с древними постройками. Сравнить их современными

Практика: Использование ТИКО-конструкции              по выбранной иллюстрации

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

Тема 11. Тематическое конструирование (4 ч.)

Теория: Сравнение образцов по форме, цвету, деталям.

Практика: Использование геометрических фигур с аналогичными отверстиями. «Город мастеров».

По завершении темы предусмотрено оформление выставки ТИКО-поделок.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «ТИКО -конструирование»

1

Начало учебного года

01 сентября

2

Продолжительность  учебного периода в году

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Количество занятий в учебном году

36 занятий

5

Количество часов всего

36 часов

6

Окончание учебного года

31 мая

7

Период реализации программы

01.09.2021-31.05.2022

Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «ТИКО-конструирование» обеспечивается за счет:

− доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;

− наличия комфортной развивающей образовательной среды;  

− наличия качественного состава педагогических работников, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала; − применение современных педагогических технологий.

Кадровое обеспечение реализации программы

Педагог дополнительного образования, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Материально-технические условия реализации программы

 Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет, оборудованный современной мебелью соответственно возрасту детей, и рабочее место педагога, оснащенное компьютером с выходом в сеть интернет.

Материально-техническое обеспечение:

- ноутбук;

- интерактивная доска и мультимедийный проектор;

- музыкальный центр;

- конструктор ТИКО для плоскостного и объемного моделирования ( 8 наборов)

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Методическое обеспечение программы

Содержание программы обусловливает необходимость использования разных форм и методов обучения: творческие задания, проблемные ситуации, игры – общения, занятие-путешествие;

Методы, в основе которых располагается уровень деятельности обучающихся:

1. исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся;

2. репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

3. частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

4. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию.

 Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

− наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

− практический (выполнение работ по инструкциям, схемам и др.);

− словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.).

Для эффективной реализации программы используются современные образовательные технологии:

− личностно-ориентированное обучение;

− здоровьесберегающие технологии;

 − информационно-коммуникационные технологии;

− коллективная творческая деятельность.

Применяются следующие формы контроля:

Методы педагогического мониторинга:

- опрос;

- наблюдение;

- практическое задание.

Формы педагогического мониторинга:

- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);

- собеседования.

Информационное обеспечение реализации программы

Программное обеспечение: Операционная система: Windows (XP или выше). Для работы с интернет-порталом необходим любой из перечисленных ниже браузеров: Internet Explorer; Mozilla Firefox; Google Chrome

        Список литературы:

Нормативно-правовые документы:

1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

2. Конституция РФ.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

Литература для педагогов:

1. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.метод. центр образоват. робототехники. – М: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013 г.

2. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

3. Колесникова Е.В. Я решаю логические задачки: М.: ТЦ Сфера, 2008 г.

4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. – М,: ТЦ Сфера, 2014 г.

5. Куцакова Л.В. Оригами.- М: Владос, 2008 г.

6. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.-М: Академия, 2010 г.

7. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008

Литература для обучающихся:

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006 г.
  2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.  – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности "ТИКО-конструирование" для детей 5-6 лет

Развитие конструктивных способностей детей 5-6 лет через использование конструктора ТИКО....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....