Картотека музыкальных игр
картотека (старшая, подготовительная группа)

Балашова Алла Владимировна

описание 23 музыкальных игр для старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотека музыкальных игр87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗА ПОДСНЕЖНИКАМИ

Цель. Развивать сосредоточенность внимания, быстроту реакции на речевой сигнал, фонематический слух.

Ход игры. Перед игрой дети повторяют слова и запоминают установку на выполнение действий.

За подснежниками в лес

Мы сейчас пойдём.

Как кукушечку услышим-

Подснежник мы сорвём.

Под спокойную музыку напевного характера русской народной песни дети гуляют свободно по залу. Услышав сигнал «Ку-ку!» - наклоняются, чтоб сорвать подснежник. Сигнал может быть неожиданным для активизации слухового восприятия и ритмичным для развития ощущения фразировки, метроритма

В дальнейшей работе речевой сигнал может заменяться звуковым – ударом в бубен, треугольник, барабан.

Г.И.Анисимова «100 муз/ игр для развития дошкольников»

ВЕСЁЛЫЕ ЛЯГУШКИ

Цель. Развивать быстроту реакции, двигательно–слуховую координацию.

Оборудование: мячик.

Ход игры. Стоя в кругу и проговаривая рифмованный текст, дети вспоминают  характер выполняемых действий.

У болота на опушке

Мы, лягушки – хохотушки,

Будем с мячиком играть –

Бегать, прыгать и скакать.

На музыку «Польки» (по выбору педагога) ребёнок с мячом, стоящий в центре круга, двигается внутри, в противодвижении. Он должен закончить бег с окончанием первого предложения и отдать мяч другому участнику, который стоит напротив него. Этот игрок начинает прыгать с мячом по кругу на второе предложение и  остановившись на окончание музыкальной фразы, передать мяч третьему ребёнку. Тот двигается поскоками на третье предложение внутри круга и окончанием его кладёт мяч  посредине круга на пол. На четвёртое предложение все дети хлопают в ладоши. Кто первым возьмёт мяч с окончанием четвёртого предложения, тот снова продолжает игру.

Г.И.Анисимова «100 муз/ игр для развития дошкольников» 

ЗМЕЙКА

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.

Ход игры. Ведущий ребёнок под плясовую музыку бежит на носках по залу между свободно стоящими детьми. На сильный акцент он берёт за руку того, кто стоит к нему ближе всех, и игроки уже бегут вместе.

Затем второй  бегущий на следующий акцент берёт  третьего, третий – четвёртого и т.д. игра продолжается до тех пор, пока все дети не будут двигаться змейкой, взявшись за руки.

Г.И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников»

СДЕЛАЙ НАОБОРОТ

Цель. Развивать наблюдательность и ориентировку в пространстве.

 

Ход игры. Дети строятся в две – три колонны. Взрослый приглашает ребят на игру:

Кто со мной  начнёт играть,

Чтобы ловкость показать,

И сноровку и уменье,

И вниманье, и терпенье?

Педагог показывает движения, а дети выполняют противоположные действия. Каждый двигательный элемент соответствует четырёхдольному такту ритмичного сопровождения песни А.Журбина «Смешной человечек».

Движения педагога:

1 т. – поднять руки вверх

2 т. – руки вытянуть вперёд

3 т. – руки вдоль тела

4 т. – руки отвести назад

5 т.– развести руки в стороны с поворотом направо

6 т. – развести руки в стороны с поворотом налево

7 т. – отвести обе руки вправо.

У МАЛАНЬИ.

Цель игры: Развивать творческие способности и координацию движений.

Ход игры. Дети идут по кругу.

У Маланьи у старушки,

жили в маленькой избушке.

Семь сыновей да семь дочерей (стоп).

Вот с такими вот ушами.

( показываем большие уши)

Вот с такими вот бровями.

( ладошки сложены дугой над бровями)

Вот с такой бородой,

( показываем длинную бороду до пола)

Вот с такой головой.

( Руки над головой сцеплены полукругом)

Ничего не ели,

(пальчик в щёчку и полочка)

целый день сидели (поменять руку),

На неё глядели (ещё раз поменять руку)

И делали вот так:

Взрослый указывает на любого ребенка, и он выполняет любое танцевальное движение, а все остальные за ним повторяют.

Затем игра продолжается.

РАЗ – ДВА!

Цель. Развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.

Ход игры. Ритмическая игра проводится под музыку «Летка–енка» Р.Лихтенене.

На первую и третью четверти нечётных тактов дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!». На чётные такты – действия по тексту.

1 т. – Раз, два!

2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп.

3 т. – Раз, два!

4 т. – Топ-топ-топ!

5 т. – Раз, два

6 т. – Шлёп-шлёп-шлёп

7 т. – Раз, два!

8 т. – По-во-рот!

Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются спиной в круг.

Г.И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников»

А НУ-КА ПОВТОРИ!

Цель игры: Развитие ритмического и звукового восприятия  музыкальных инструментов.

Оборудование: Набор любых музыкальных инструментов, попарно.

Ход игры: Участвуют двое детей.

Один придумывает ритмический рисунок, и исполняет его на одном из инструментов, а другой должен правильно его повторить.

Если справился, то право придумывать свой ритм переходит к нему. Можно усложнить задачу, и отгадывание может проходить из-за ширмы.

СОЛНЫШКО ИЛИ ДОЖДИК?

Цель игры: Развитие мажорного и минорного лада.

Оборудование: Карточки по количеству детей в группе, на которых с одной стороны нарисовано солнышко, а с другой - тучка, дождь.

Ход игры: Музыкальный руководитель раздаёт карточки и вразбивку играет мажорные и минорные (трезвучия) песни, предлагая  определить характер, настроение и показать карточку соответствующей стороной, заменяя тем самым словесный ответ.

КУРОЧКИ И ЛИСА

Цель: Развивать речевой слух, слуховое внимание, учить реагировать  на речевой сигнал.

Ход игры. Дети, изображающие курочек, в первом куплете выполняют движения в соответствии с текстом, а «лиса» сидит в стороне.

На пение второго куплета «курочки» гуляют под пение «петушка». «Лиса» незаметно подкрадывается. На пение «петушка»: «Ку-ка-ре-ку!» - «курочки» убегают от «лисы».

Курочки:        Зёрна, зёрнышки клюём,

Воду из ручья мы пьём,

Петушок, не отставай,

К нам сюда скорей шагай.

Петушок:        Я на страже здесь стою,

Во все стороны гляжу.

Как увижу я лису,

Закричу: «Ку-ка-ре-ку!»

Движения:

Дети, стоя свободно, наклоняются 4 раза.

Дети жестами зовут петушка.

Ребёнок поднимает и опускает руки через стороны.

Ребёнок смотрит из-под ладошки. Сильно машет руками и убегает.

Г.И.Анисимова  «100 муз. игр для  развития дошкольников

ЧАСЫ

 

Цель. Развивать распределение внимания, ощущение метроритма.

Ход игры. Дети стоят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.

Вот часы идут – «Тик-так».

Вот часы бегут – «Тик-так».

Будем дружно мы играть

И часы изображать.

Под размеренную музыку, дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук, хлопок соответствует метрической доле. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не изобразят тиканье часов.

.

Г.И.Анисимова «100 муз. игр для развития дошкольников

ЗДРАВСТВУЙ ОСЕНЬ!

Цель. Развивать творческие способности, чёткости произношения текста с движением.

Материал: Венок Осени и накидка дождя.

Ход игры. Дети встают вокруг Осени и делают движения по смыслу текста.

Здравствуй Осень, здравствуй Осень,

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы Осень спросим

Что в подарок принесла?

--Принесла я вам муки

Значит будут пироги (пекут пирожки)

--Принесла я гречки.

Каша будет в печке (гладят ладонью живот)

--Принесла я овощей-

И для супа и для щей (разводят по очереди руками в разные стороны)

--Принесла и мёду.

Полную колоду (перед собой округлённые руки).

--А дождику вы рады? (в круг выскакивает «дождик»)

Не хотим, не надо.

--Кто под дождик попадёт,

--Тот сейчас домой пойдёт!

Ведущий-дождик пытается догнать детей, а они от него убегают на стульчики.

ЗАЯЦ С БАРАБАНОМ

Цель. Развивать зрительную и двигательную  память.

Ход игры. Педагог читает стихотворение, вызывающее у детей интерес к запоминанию текста и подражанию.

Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по-разному играл,

Зайчихе-маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под весёлую музыку «Польки» (по выбору педагога) он показывает порядок движений в соответствии с муз. предложениями:

 1 пр. – имитируется игра на барабане одной рукой.

 2 пр. – имитируется игра на барабане другой рукой.

3 пр. – имитируется игра на барабане поочерёдно     каждой рукой.

4 пр. – имитируется игра на барабане одновременно двумя руками.

При повторении игры порядок движений может меняться.

Г.И.Анисимова  «100 музыкальных игр для развития дошкольников

ПО ВОДИЦУ

Цель. Развивать слуховое внимание и ощущение соотношений четвертных и половинных длительностей. 

Ход игры. Под русскую народную песню «Соловьём залётным» дети двигаются по кругу хороводным шагом, неся на коромыслах вёдра с водой. Перед движением проговаривают текст:

Воду в вёдрах мы несём

И не капли не прольём.

По дорожке мы шагаем,

Как устанем – отдыхаем.

 На четверти дети шагают, на половинные длительности в конце фраз приседают.

Г.И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников

ФОТОАППАРАТ

Цель. Развивать зрительную память, быстроту запоминания.

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы: одна сидит у стены на стульях, другая – получает задание запомнить порядок сидящих.

Под музыку спокойного характера дети второй подгруппы начинают ходить по залу. В это время дети первой подгруппы меняются местами. По окончании музыки каждый ребёнок второй подгруппы называет на ушко педагогу тех детей, которые пересели. При повторении игры состав подгрупп меняется.

Г.И.Анисимова «100 музыкальных игр для развития дошкольников»  

ЁЖИКИ И ЛИСА.

Цель игры: Способствовать развитию слухового внимания и перевоплощения.

Материал: шапочка лисы.

Ход игры. Под лёгкую музыку дети на четвереньках передвигаются по ковру. На акцентах в музыке - переворачиваются через спинку (накалывают яблочки и грибочки) и продолжают движение. Затем звучит музыка для выхода лисы, а ежики, сворачиваясь в комочек, замирают. Лиса ходит между ними, смотрит, кто шевелится и того «съедает». Кто лучше всех замер-тот и будет лиса.

К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ.

Цель игры: Развитие ритмического восприятия.

Оборудование: игрушки (медведь, зайчик, лошадка, птичка), инструменты (бубен, металлофон, колокольчик, бубенцы или кастаньеты).

Ход игры. Из-за ширмы или из-за двери по очереди приходят игрушки и просят им подыграть на соответствующем инструменте. Медведь под медленные удары бубна, заяц - под металлофон, лошадка -  под бубенцы или кастаньеты, птичка- под колокольчик.

Дети должны правильно выбрать инструмент.

ВОЛШЕБНАЯ ПОСЫЛКА.

Цель игры: Развитие тембрового восприятия музыкальных инструментов.

Оборудование: Большая коробка с различными музыкальными инструментами, небольшая ширма.

Ход игры: Муз. рук. говорит, что в дет. сад пришла посылка. но не простая, а волшебная.

«Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой педагог играет поочерёдно на каком-либо инструменте, а дети его должны угадать. Если угадали - инструмент переходит детям. В завершении игры можно сыграть в «Оркестр» под любую весёлую мелодию

РИТМИЧЕСКИЕ СМАЙЛИКИ

Цель игры: закреплять знания о длительности звуков

Вот веселый смайлик – ТА,

Ну а это смайлик  - ТИ

Ты послушай-ка меня

И попробуй – повтори.

Оборудование: фланелеграф, ритмические картинки на липучке

Ход игры:  

Вариант 1: педагог проигрывает на инструменте мелодию, ребенок должен выложить ритм на фланелеграфе

Вариант 2: Участвуют двое детей. Один придумывает ритмический рисунок, и исполняет его на одном из инструментов, а другой должен правильно его выложить на фланелеграфе.

Вариант 3: участвуют двое детей. Один выкладывает ритмический рисунок на фланелеграфе, второй проигрывает его на любом инструменте

ТЕРЕМОК


Цель игры: развитие чувства ритма

Оборудование: плоскостной теремок с окошечками, фигурки или изображения животных.

Ход игры: Дети выбирают себе героев сказки, и придумывают ритм кто как стучится в теремок, остальные дети повторяют этот ритм (простукивают или прохлопывают)

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПАРОВОЗ

Цель игры: развивать тембровый слух

Оборудование: пособие «Паровоз», детский музыкальные инструменты, карточки с изображением детских музыкальных инструментов.

Ход игры:

Вот смотрите паровоз

Он вагончики повез.

Путь у него дальний

Ведь поезд музыкальный.

Вариант 1: Педагог включает детям мелодию, дети вкладывают в окошечки поезда изображения инструментов, которые они услышали в музыке.

Вариант 2: Участвуют две команды детей. Педагог за ширмой играет на инструменте. Каждая команда должна определить, какой инструмент звучит, и вставить в окошечко «Поезда» соответствующую картинку. После заполнения всех окошечек все вместе проверяют правильность ответов.

ДВА БЫЧКА

Цель игры: развивать ладовое чувство, закреплять названия музыкальных ладов

Оборудование: магнитная доска, изображения бычков – грустного и веселого, смайлики – магнитики.

Ход игры:

Педагог поет песенку про бычков  (см. Праздник каждый день. Подготовительная группа. И. Каплунова,  И. Новоскольцева, с. 8)

Выставляет их изображения на доске. Объясняет, что грустный бычка зовут «Минор»,  а веселого -  «Мажор». В ходе занятия педагог просит определить характер (лад) звучащей музыки и выложить грустный смайлик к грустному бычку – минору, веселый смайлик к веселому бычку – мажору.

ВЕСЕЛЫЙ КУБИК

Цель игры: развивать интерес к игре на музыкальных инструментах

Оборудование: пособие «Кубик» с изображениями музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Дети, стоя в кругу, под веселую музыку передают кубик.

Подскажи нам поскорей,

Кто начнет игру быстрей.

Ребенок, у которого с окончанием музыки оказался в руках кубик, бросает его и называет инструмент на верхней картинке кубика. Берет соответствующий инструмент и играет на нем под сопровождение педагога знакомую мелодию. В конце возвращает инструмент на стол, игра продолжается сначала.

НУ-КА ВСЕ, ВСТАЛИ В КРУГ

Цель игры: развивать быстроту реакции, коммуникативные навыки, координацию движения

Оборудование: магнитная доска, магнитные кружки: розовые и голубые.

Ход игры: Розовые кружки обозначают девочек, голубые – мальчиков. Взрослый выкладывает на доске схему построения из кружков, например круг, полукруг, парами по кругу, в шеренги, в колонны и др. Дети должны за время звучания музыки успеть построиться в соответствии со схемой. Можно разделить детей на команды, чья команда выполнит задание быстрее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений

картотека музыкальных игр для развития музыкально-ритмических движений...

Картотека музыкальных игр. Игры с музыкальными инструментами

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкальных игр. Музыкально-дидактические игры.

Материал в копилку педагогам: воспитателям, музыкальным руководителям...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....