Статья "Зачем дошкольнику эксперименты?"
статья (младшая группа)

Штер Мариана Николаевна

экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачем дошкольнику эксперименты?

Очень любопытны и любознательны дети дошкольного возраста. Ребенок в день может задать десятки вопросов.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность. Одним из ведущим видом деятельности является детское экспериментирование.

Достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В момент эксперимента идет обогащение памяти, активизируется его мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном и формулировать обнаруженные закономерности, а также делать выводы.

Дошкольникам присуще наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания.

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, не стоит забывать о том, что главным является не приобретение ребенком заученных знаний, а формирование у него эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Во все не нужно стремиться к тому, чтобы дети запоминали больше сложных терминов и фраз. Гораздо важнее воспитывать у детей интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать и понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Вывод является таковым, экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах. А также развивает самостоятельность у ребенка. Задает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса к восприятию окружающего мира.

 Экспериментирование вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Организация и условия экспериментальной деятельности дошкольников

В нашей группе есть уголок для экспериментирования. Перед началом любого эксперимента или опыта мы с ребятами сначала знакомимся, с оборудованием и правилами поведения. Работа в уголке предполагает превращение детей в ученых, которые проводят опыты, эксперименты. Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Это золотые слова! Воспринимается все основательно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?».

Чем наполнен наш уголок экспериментирования:

  • увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, магниты;
  • Прозрачные и не прозрачные сосуды разного объема: пластиковые стаканы, ведерки, воронки;
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, песок (разный по цвету), ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки.
  • Бросовый материал: мех, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные палочки, пластмасса, металлические предметы;
  • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, газеты.
  • Гуашь, акварельные краски;
  • Прочие материалы: зеркала, пуговицы, макароны, гречка, пшено, соль, формочки, стейки, нитки, веревки.

В ходе опытов и экспериментов дети:

  • Проявляют интерес к предметам и явлениям;
  • Пытаются объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
  • Учатся выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире;
  • Самостоятельно составляют схемы и фиксируют результаты;
  • Применяют свои знания в жизни.

В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Вывод: у детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...