Материал выступления на городских педагогических чтениях на тему: «Музыкально-ритмическое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических пособий и игр».
статья

Клименко Тамара Николаевна

Материал статьи посвящен разработанным мной играм и пособиям для развития музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста.

В статье раскрыты актуальность, цель, задачи, практическая значимость пособий и игр, а также принципы, в соответствии с которыми осуществлялась их разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_klimenko_na_pedagogicheskih_chteniyah.docx48.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение:

«Детский сад № 13»

Материал выступления на городских педагогических чтениях на тему:

«Музыкально-ритмическое развитие

детей дошкольного возраста

средствами дидактических пособий и игр».

автор: музыкальный руководитель

Клименко Т.Н.

г. Миасс

2023 г.

Содержание

№ п.п.

Наименование раздела

№ стр.

Вступительное слово ……………………………………..

2

Описание разработок музыкально-дидактических игр и пособий ……………………………………………………

2

2.1.

Дидактическое пособие «Мнемокартинки» …….............

2

2.2.

Музыкально-дидактическая игра «Говорим и поём ритмослогами» ……………………………………………

3

2.3.

Дидактическое пособие «В нашем оркестре» …………..

5

2.4.

Мультимедийная игра «Весенний оркестр» …………….

6

3.

Заключительная часть ……………………………………

6

4.

Список использованных источников …………………..

7

  1. Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада Вас видеть.

Своё выступление я посвящаю теме музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста средствами дидактических пособий и игр.

Музыкально-дидактические игры помогают мне решать целый спектр задач по развитию музыкально-ритмических способностей, музыкальности, речи и личности ребенка во всех его проявлениях.

Разработка игр и пособий осуществляется мной на основе принципов педагогической концепции немецкого композитора и педагога Карла Орфа, а именно:

  1. Обучение в действии в игровой форме.
  2. Нацеленность на детей с разным уровнем развития навыков и способностей, даровитых и менее способных за счет:
  • элементарного музицирования – простого, доступного каждому, но не примитивного, когда настроение и ритм музыки воспроизводятся с помощью элементарных инструментов - звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы) и простейших музыкальных и шумовых инструментов.
  • несложных ритмоформул.
  • простейших поэтических форм – считалок, попевок, загадок, малых жанров народного фольклора (заклички, дразнилки и т.п.).
  • элементарных танцевальных движений.

При этом, именно совместное элементарное музицирование позволяет наиболее естественно, пусть и не в полной мере, но «сгладить» различие между детьми в уровне развития.  

  1. Синтез музыки, слова и движения, ведь ритм осознается и осваивается только в движении.

Поэтому, характер, высота, динамика, тембр, гармония музыкального произведения отображается через слово и движение.

  1. Описание разработок музыкально-дидактических игр и пособий.

2.1 Дидактическое пособие «Мнемокартинки».

Первый вид разработанных мной пособий - это комплекты мнемокартинок для разучивания песен и стихотворений.

В переводе с греческого мнемотехника означает «искусство запоминания».

Актуальность мнемотехники обусловлена тем, что у детей в дошкольном возрасте преобладает зрительно - образная память.

Ребёнку гораздо проще запомнить какую-либо информацию, если он сможет ее с чем-то ассоциировать.

Применение мнемокартинок позволяет значительно облегчить процесс запоминания и разучивания песен и, в целом, сделать привлекательным процесс обучения малышей дошкольного возраста и максимально ускорить темпы развития детской связной речи за счёт обогащения зрительного восприятия красочными изображениями образов песни или стихотворения, которые представлены в доступной для понимания детьми форме.

Мнемокартинки решают также такие задачи, как:

  1. Развитие слуховой и зрительной памяти, ассоциативного мышления, воображения, внимания, наблюдательности.
  2. Обогащение словарного запаса, формирование связной речи.
  3. Формирование положительного эмоционального настроя и раскрепощение детей.
  4. Формирование предпосылок к самообучению, самоанализу.

Последовательность разучивания песни по мнемокартинкам:

  1. Прослушивание музыкального произведения.
  2. Беседа педагога с детьми о характере и содержании произведения.
  3. Определение соответствия мнемокартинок тексту и персонажам произведения.
  4. Разучивание произведения, с последующим исполнением при помощи соответствующих тексту картинок.
  5. Самостоятельное выкладывание детьми дорожки из хаотично расположенных мнемокартинок в соответствии с содержанием произведения.

Для развития способности к творчеству, импровизации возможны дальнейшие варианты использования пособия - исполнение песни по мнемокартинкам в сопровождении звучащими жестами, музыкальными и шумовыми инструментами, образными движениями.

Хочу Вас предостеречь, что не нужно злоупотреблять мнемокартинками и использовать их в том случае, когда понять и запомнить содержание стихотворения или музыкального произведения слишком легко, так как это будет препятствовать развитию мыслительных процессов и самостоятельности ребенка.

2.2 Музыкально-дидактическая игра «Говорим и поём ритмослогами».

Следующее дидактическое игровое пособие «Говорим и поём ритмослогами» я изготовила и использую для воспроизведения ритма стихотворений и музыкальных произведений ритмослогами.

В целом дидактические игры с ритмослогами облегчают запоминание текста песен, стихов и ритма музыкального произведения, активизируют к ним интерес и позволяют развивать:

  • музыкальный слух.
  • навык точного воспроизведения ритмического рисунка.
  • зрительно-моторную координацию.
  • связную речь, внимание, волю, память, ассоциативное мышление.
  • творческие способности, в том числе моделирование собственных ритмических формул.

Дидактический материал игр представляет собой ритмические карточки с изображениями звуков разной длительности в виде определенных образов (предметов, музыкальных инструментов) и геометрических фигур.

Пособие состоит из двух комплектов.

Первый комплект представлен карточками с готовой ритмической формулой в виде изображений нескольких звуков разной или одинаковой длительности, расположенных в определенной последовательности и с определенным интервалом.

Они позволяют распознавать по ритму мелодию или песню, а также облегчают их разучивание.

Под изображениями звуков размещен текст в виде отдельных слогов, который нужно произносить в определенном темпе, выделяя сильную  и слабую долю.

Каждому звуку соответствует свой слог.

Для первого комплекта я изготовила карточки:

  1. Для разучивания отрывка придуманного мной стихотворения «Маленький гномик»:
  • «Дудочки» с ритмослогами на основе долгих звуков «Ду», коротких «Ди»:

Ду-ду, ди-ди-ди.

Ту-ту, ти-ти-ти.

  • «Музыкальные колокольчики» с ритмослогами на основе долгих звуков «Динь», «Бам», коротких «Дон», «Бом»:

Динь-динь, дон-дон-дон!  Бам-бам, бом-бом-бом!

  1. «Мяч» для отрывка из песни «Мяч», музыка Ю. Чичкова, слова З. Петровой с ритмослогами: Прыг-скок, Прыг-скок, Не-по-се-да мя-чик!
  2. «Барабанщик» для отрывка из песни «Барабанщик», музыка М. Красева, слова Н.  Найдёновой.

Тра-та-та! Тра-та-та! Дай-те па-ло-чки вы мне.

Второй комплект состоит из карточек, на каждой из которых изображен только один звук определенной длительности.

Например, это карточки с изображением цветочков красного цвета и колокольчиков. Здесь для повышения интереса детей к разучиванию репертуара я использую ситуацию соревнования в воспроизведении ритма разными командами детей. Карточки с красными цветочками для первой команды и колокольчики для второй команды.

Использование карточек с изображением одного звука позволяет детям самостоятельно выкладывать ритмическую формулу прослушанной мелодии.

Также отдельные карточки с изображением звука определенной длительности активизируют детей к творчеству, позволяя моделировать, придумывая собственные ритмические формулы.

Вообще, вариативность игр с ритмическими карточками заключается в сочетании ритмослогов с движениями тела, «звучащими жестами» (хлопками, шлепками, щелчками и т.д.), музыкальными инструментами.

2.3 Дидактическое пособие «В нашем оркестре».

Для развития навыка ансамблевого музицирования я использую музыкально-дидактическую игру «В нашем оркестре».

Эта игра помогает решать такие задачи:

  1. Закрепление знаний детей об инструментах (название, внешний вид, звучание).
  2. Формирование навыка правильного звукоизвлечения разными приёмами.
  3. Развитие навыка точной передачи ритмического рисунка.
  4. Формирование умения одновременно начинать и заканчивать игру.
  5. Формирование умения исполнять музыкальное произведение от начала до конца в едином темпе.
  6. Формирование умения своевременно вступать и заканчивать свою партию.
  7. Формирование навыка игры на различных музыкальных инструментах.

Дидактический материал включает  карточки с  изображением музыкальных и шумовых инструментов. Размер изображения на карточках соответствует звуку определенной длительности для выкладывания ритмической формулы.

Комплект карточек включает следующие карточки: колокольчик, металлофон, бубен, ложки, цветы.

Варианты игры различны:

  1. Выбор детьми карточки с изображением инструмента при:
  • отгадывании загадок про инструменты.
  • определении инструмента по звучанию.
  1. Выбор детьми инструмента и начало своей партии в оркестре в соответствии с изображением на карточке, показываемой педагогом.
  2. Воспроизведение детьми ритма по карточкам.
  3. Поисковая деятельность:
  • составление детьми рассказа про инструмент, изображённый на карточке.
  • моделирование ритма знакомой мелодии и последовательности вступления музыкальных инструментов.

       Игра на музыкальном инструменте всегда связана у детей с чувством радости и удовольствия, а желание играть в оркестре настолько велико, что дети не замечают той большой учебной работы, которая проводится в процессе музицирования, и от которой они не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями.

2.4 Мультимедийная игра «Весенний оркестр».

Ещё один вариант музыкально - ритмического развития детей в игровой форме -  это мультимедийные игры.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает преимуществ:

- представление информации на экране в игровой и образной форме, вызывающей огромный интерес и понятной дошкольникам.

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

Всё это позволяет повысить мотивацию к обучению,  облегчить усвоение детьми материала и сформировать их эстетический вкус.

Мной разработана мультимедийная игра для детей старшего дошкольного возраста «Весенний оркестр».

Эта игра направлена на развитие:

  • музыкального слуха, чувства ритма.
  • навыка воспроизведения ритма на музыкальных инструментах и совместного музицирования в оркестре.
  • умения соотносить визуальный ряд с речевым.
  • артикуляции, моторики, координации.
  • памяти, внимания, речи, ассоциативного мышления.

Игра представлена в форме электронной презентации, последовательность слайдов которой соответствует содержанию песни.

Птички приглашают детей к совместному музицированию в оркестре на мелодию к песне «Мамин день» (автор музыки А. Тиличеева).

На слайдах в определённой последовательности изображены музыкальные инструменты, на которых дети воспроизводят мелодию музыкального произведения.

  1. Заключительная часть

Закончить свое выступление хотелось бы на том, что музыкально-дидактические игры являются трамплином от развития музыкально-ритмических способностей до общего развития, предоставляя шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а, следовательно, обогатить духовно-нравственный мир, стать творческой личностью с собственной позицией, которая способна применять полученные знания и сформированные способности в ходе дальнейшего обучения и в жизненной практике.

Список использованных источников.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155.
  3. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  4. Роот З. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для музыкальных руководителей — М.: Айрис-пресс, 2005.
  5. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников - М, Просвещение. 1982.
  6. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
  7. Радынова О.  Беседы о  музыкальных  инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.
  8. Каплунова И.М. Наш веселый оркестр: Метод. пособие. - СПб.: Издательство «Невская НОТА», 2013.
  9. Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.
  10. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах - М, Просвещение, 1990.
  11. Тютюнникова Т. Э.  Уроки музыки. Система Карла Орфа  - М, АСТ, 2000.
  12. Электронные образовательные ресурсы: https://www.consultant.ru/, https://fgos.ru/, https://www.orff.ru/, https://muz-rukdou.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педагогической конференции по теме "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Данная публикация содержи тматериал о проектах, которые реализовывались в рамках темы "Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста"...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК"

Современная система дошкольного образования, предъявляет высокие требования к выпускнику дошкольных учреждений. Это связано с внедрением федерального государственного стандарта дошкольного образования...

Обобщенный педагогический опыт по теме: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» (Презентация)

Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных компонентов современного стандарта дошкольного образования и направлено на развитие ребенка как субъекта познания: его любознатель...

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"

Доклад: "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста (средствами дидактических игр)"...

Презентация «Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»

В современном мире возросла потребность в выборе эффективных  методов воспитания дошкольников, как возможность формирования интеллекта и  творческих  музыкальных способностей ребёнка-до...

Развитие музыкально-ритмических способностей у детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Как важно музыкальное воспитание в дошкольном возрасте, ведь именно с музыкального воспитания начинается развитие гармонически развитой личности. Истоки закладываются именно в раннем детстве.Развивая ...

Конспект родительского собрания группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Цель:Рассказать родителям детей подготовительной группы о том, как дидактические игры помогают развивать речь у дошкольников. Объяснить, почему важно регулярно играть с ребенком дома, чтобы улучшить е...