«Музыкально- творческая деятельность оздоровительной направленности»
консультация

Сергеева Елена Юрьевна

В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает музыку неосознанно, так же

как и речь и движения. Музыка, речь и движения становятся главными

в развитии дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов20.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

   Здоровье ребенка, это не только отсутствие болезни и физических дефектов,

но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.     

  В дошкольном возрасте ребёнок воспринимает музыку неосознанно, так же

как и речь и движения. Музыка, речь и движения становятся главными

в развитии дошкольника. 

  О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники.

Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает

нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач

всех времен и народов Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных

нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло

распространение музыкотерапии в Европе. 

Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на 

эмоциональное, 

но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные 

с изменением кровообращения, дыхании. 

В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение 

организма. П. Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного 

лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии мелодического 

и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

 В начале ХХ века большое распространение получила система ритмического

воспитания Э.Жак-Далькроза. Его методика музыкально-ритмического воспитания

с лечебно-педагогическими целями сформировали особое направление

-логопедическую ритмику. Музыкально- логоритмическое развитие детей

решает задачи активизации высшей психической деятельности через развитие

зрительного и слухового внимания; развитие артикуляционного аппарата,

формирование двигательных навыков, развитие правильного дыхания и

певческого диапазона, увеличение объёма памяти. 

 Цель

музыкально-оздоровительной работы:  укрепление психического и физического 

здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, 

формирование привычки к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

-Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных 

видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, 

исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка,

 звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.

-Формировать начала музыкальной культуры.

-Совершенствовать практическое употребление языковых единиц в речи 

детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

-Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования 

гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

-Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, 

к своей семье, сверстникам, самому себе.

-Развивать у детей позитивную оценку действительности, взглядов, вкусов, 

идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических 

особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности.

-Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, 

родного города; создавать положительную основу для воспитания 

патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

-Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.

-Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие 

каждого ребенка.

-С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные 

возможности детского организма (активизировать защитные свойства, 

устойчивость к заболеваниям).

-Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

Результатами музыкально-оздоровительной работы являются:

-Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей 

детей.

-Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.

-Повышение уровня речевого развития.

-Стабильность физической и умственной работоспособности 

во всех сезонах -года независимо от погоды.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА

Условия  для развития музыкальных и творческих способностей 

детей и укрепления их психофизического здоровья

Гигиенические требования к музыкальному залу:

-Просторный музыкальный зал для музыкальных занятий и проведения 

праздничных утренников, детских спектаклей, развлечений и т. д.

-Занятия и мероприятия в музыкальном зале организуются не более чем 

для двух групп детей.

-Полы в зале должны быть гладкие, нескользкие, плотно пригнанные,

 без щелей и дефектов.

-Стены музыкального зала гладкие и имеют невоспламеняемую отделку 

светлых тонов, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

-Музыкальный зал должен быть достаточно освещен, в зимнее время 

утеплен радиаторами со съемными деревянными решетками.

-Помещение должно регулярно проветриваться в отсутствие детей, 

тщательно убираться 2 раза в день влажным способом.

  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 

          1 этап. Организационный

          Накопление методического материала, изготовление пособий.

          2 этапПрактический. 

          Перспективное планирование музыкальных занятий. Разработка цикла 

          музыкальных и логоритмических занятий с использованием 

          здоровьезберегающих технологий, сборника валеологических песен, 

          пальчиковых и речевых игр с музыкой, комплексом игрового массажа, 

          артикуляционной и дыхательной гимнастики, оздоровительных упражнений.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Основная форма музыкальной деятельности - музыкальные занятия, в ходе 

которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее 

воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Виды занятий - индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. 

По содержанию - типовые, доминантные, тематические, комплексные, 

интегрированные.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование 

на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки

          С них начинаются все музыкальные занятия. 

Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, 

поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего 

мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают

          голос к пению.

Дыхательная гимнастика

  Дыхание- один из основных факторов голосообразования. 

В повседневной жизни дыхание осуществляется непроизвольно, 

а певческое дыхание требует волевых усилий. Оно состоит из вдоха, 

задержки дыхания и выдоха.

  По типу вдоха различают верхнерёберное (ключичное), 

нижнерёберно- диафрагмальное (грудобрюшное) и диафрагмальное

 (брюшное) дыхание. Наиболее целесообразным для пения

 является грудобрюшное дыхание.

  Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, 

которые подразделяются на дыхательные упражнения без звука, 

звуковые дыхательные упражнения, упражнения под музыку. 

Эти упражнения помимо привития навыка правильного певческого 

дыхания, способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, 

осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, 

укрепляют нервную систему. Однако, чрезмерное увлечение 

дыхательными упражнениями может привести к гипервентиляции лёгких.   

Вокально-артикуляционные упражнения

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, 

полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, 

В.Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, 

ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. 

В результате этой работы повышаются показатели уровня развития 

речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по 

рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления 

хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, 

профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки 

В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового,

 диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе 

используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют 

фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, 

игры со звуком.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. 

Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать 

в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает 

положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны 

не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной 

части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная 

уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношению к собственному 

телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового 

массажа А. Умайской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные 

свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует 

вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и 

эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных 

путей снижается.

Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры 

и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под 

музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, 

повышают координационные способности пальцев рук (подготовка 

к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным

 мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

Речевые игры

Музыкальное воспитание в детском саду имеет большое значение 

для развития речи ребёнка. Чёткое произношение ритмического текста 

и простых фольклорных потешек с движением , а затем - исполнение

 под музыку не только формируют правильное произношение ребёнка,

но и развивают музыкальный слух, воображение. Речевой материал,

эмоционально окрашенный и закреплённый движением под музыку,

воспринимается ярче, быстрее и эффективнее. Игры и упражнения,

основанные на музыкальной. речевой и двигательной деятельности

ребёнка, стимулируют его психическую и мыслительную деятельность.

При этом ставятся задачи: развивать речь дошкольника,

музыкальность, двигательные навыки, психические процессы,

творческое воображение и фантазию, нравственно -коммуникативные

качества ребёнка.

У речи и музыки общие выразительные средства: интонация, ритм, 

структура, тембр, регистр, артикуляция, звуковысотная линия,

 динамика, темп, фактура. Речевое музицирование позволяют детям 

овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое 

музицирование начинается  с игр фонемами, фонемными слогами. 

Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса, 

в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. В музыкально- 

речевых пьесах удачно сочетаются речь, музыкальные инструменты, 

звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства, 

звукоподражания.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения 

эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей 

каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия 

строятся на планировании, направленном на усвоение детьми 

определенного содержания, и педагогической импровизации, 

варьирующей ход занятия, его содержание и методы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«На цирковой арене»

1.     Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движения и темп выполнения упражнений с ритмом музыкального сопровождения;2.     Соверше...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема: «Прыгаем, играем – здоровье укрепляем»

1. Совершенствовать  навыки и умение при выполнении упражнений в лазании, подлезании, в ходьбе по ограниченной поверхности.2. Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Первоцветы"

 -  Создать условия для уточнения представлений об основных признаках весны : солнце греет , наступает тепло, снег тает, превращается в воду .  - Формировать познавательный интер...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления . Тема:«Люблю берёзку русскую "

-  Создать условия для уточнения представлений о Родине, как месте, где мы  родились и живём. - Формировать познавательный интерес к последующим наблюдениям  за  природ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности оздоровительного направления

1.Совершенствовать  навыки и умение при выполнении упражнений в лазании, подлезании, в ходьбе по ограниченной поверхности.2. Продолжать разучивать упражнения на степ - досочке, согласовывая движе...

«Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности» отчёт по самообразованию

Освоение здоровье сберегающих технологий в работе с детьми, организация музыкально-оздоровительной работы в процессе ежедневной деятельности детей дошкольного возраста, связанная с формированием...