Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях
статья

Кассихина Надежда Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx20.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Кассихина Н.В.

МБДОУ д/c №44

Основным фундаментом полноценного развития личности ребенка является хорошее здоровье: физическое, соматическое, психологическое. Именно поэтому одной из важнейших профессиональных функций педагога является обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей. Особенно остро эта задача стоит перед дошкольными образовательными учреждениями, активно внедряющими современные развивающие средства и технологии обучения детей.

Организуя здоровьесберегающую деятельность, необходимо помнить о том, что здоровье ребенка представляет собой не только отсутствие болезней и хорошее физическое развитие в соответствии с возрастными нормами, но и ряд других составляющих - психическое, психологическое, нравственное благополучие. Именно поэтому я считаю, что одинаково важно уделять внимание как физическому, так и психологическому самочувствию ребенка.

Музыка-это одно из средств физического развития детей. Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Наш детский сад работает по программе музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста Э.П.Костиной. Программа соответствует современным требованиям. В ней учтен оздоровительный компонент, содержание программы сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор: в задачах по обучению детей пению учитывается охрана голоса ребенка, а при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья. [1, 4 c.] Ведущей организационной формой музыкальной деятельности   в ДОУ традиционно остаются музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. [2, 23 с.]На занятиях, прежде всего, осуществляется системное приобщение детей к миру музыки, содействие им в овладении всеми видами музыкальной деятельности. Продумывается   логика последовательности включения видов музыкальной деятельности на занятии и обязательно предусматривается чередование активной и пассивной музыкальной деятельности, чтобы предупредить чрезмерную физическую нагрузку на детей.  Так же необходимо учитывать сложность или степень новизны различного репертуара, поскольку более новый музыкальный материал должен проходить на занятии в первую очередь. [2, 124-125 с.] Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учёте индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, его интересов.

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Результатами этой работы являются: 
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
4. Повышение уровня речевого развития
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий. Среди которых   песенки-распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, оздоровительные и фонопедические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия.

Песенки-распевки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.  Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников.  Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом.  Кроме того, дыхательная гимнастика через движения диафрагмы  и  мышцы живота  осуществляет  массаж  внутренних органов,  тренирует  сердечно-сосудистую  систему,  повышая  устойчивость  к гипоксии  (недостатку  кислорода). Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой  оказывает  на  детей  психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие.

Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают музыкальную память, запоминание текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения с ребёнком) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. При отборе упражнений надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Ритмопластика (музыкально-ритмические движения). Музыкально-ритмические движения как средство профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата предпочтительнее детьми всех остальных форм работы. Главная причина такого предпочтения – в эмоциональности этих упражнений, в том, что они благотворно влияют на психическую сферу человека.  Дети с большим удовольствием занимаются веселыми упражнениями, чем упражнениями заведомо известными как лечебные. Например, движения русских танцев, хороводные шаги, присядка, различные дроби, перетопы, тройные шаги, улучшают осанку, укрепляют мышцы конечностей, способствуют увеличению подвижности суставов.

Музыкотерапия     -  метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Специально подобранная музыка позволяет дозировано тренировать эмоциональный мир ребёнка и повышать уровень иммунных процессов в организме, что, в свою очередь, приводит к значительному снижению заболеваемости. Музыка приводит к улучшению психофизического состояния организма ребёнка и рождает ощущение здоровья и счастья в момент игры. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей (утренняя гимнастика – 5 мин, на занятиях, как физкультминутка - 5 мин, музыкальные занятия - 5 мин, прогулка - 5 мин, после сна - 5 мин). Таким образом, в течение дня дети поют 25 минут. Процесс эмоционально-дыхательного музыкального тренинга является хордой развития личности, за счёт вокально-речевой деятельности возникает эффект стимуляции работы правого полушария мозга, что изменяет межполушарные взаимоотношения и приводит в результате к творческому развитию личности.

Физкультминутки - это   кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность.  Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.

Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены средствами ТСО и ИКТ.  По моим рекомендациям, воспитатели следят за временем звучания музыки в группе. Весь музыкальный материал, электронные презентации тщательно подбирается мною в соответствии с возрастом детей, их музыкальными предпочтениями. Воспитатель отслеживает активность детей в среде. По итогам года делаются выводы, происходит пополнение среды.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.   Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

Список литературы.

1. Костина Э.П. Камертон : Программа муз. образования детей раннего и дошк. возраста / Э.П.Костина. – М.: Просвещение, 2004.- 223 с.- ISBN 5-09-011659-8

2. Костина Э.П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет. Учебное пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Н.Новгород: ООО Издательство «Пламя», 2008 г. - 424 с. с ил. – (Здоровьесберегающая педагогика).

3. https://uchitelya.com/music/153608-zdorovesberegayuschie-tehnologii-na-muzykalnyh-zanyatiyah-v-dou.html

4. https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskoie-posobiie-muzykal-no-ozdorovitiel-naia-rabota-s-diet-mi-v-dou-pr.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....