Самообразование
материал

Гананова Мария Даниловна
Речевое развитие детей раннего посредством дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_gananova_m._d.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№150 г. Иркутск

План самообразования

«Речевое развитие детей раннего возраста по средствам дидактических игр».

на 2023-2024г.

Разработала:

Гананова М.Д

г. Иркутск 2023 год.

Введение.

Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия  ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную  грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

        Дидактические игры - эффективный метод активизации словаря детей. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, например, закрепляет знание о цвете, пространстве, времени, счете и т.д. В связи с этим в программное содержание игры входит и определенная группа слов, которую должен освоить ребенок.

        Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. И так, дидактические игры - это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развития активной речи детей раннего возраста. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста. Игра способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

        

Цель – Повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по формированию речевого развития у детей раннего возраста.

Задачи:

1.Развивать у детей раннего возраста связную речь по средством дидактических игр.

2. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию.

3.Разработать и изготовить дидактические игры и пособия на развитие связной речи, оформить картотеку игр и пособий.

4.Вовлекать родителей в работу по развитию у детей связной речи и изготовлению дидактических игр и пособий.

Ожидаемые результаты:  

 1. Умение детей самостоятельно играть в игры.

2. Повышение уровня развития речи у детей раннего возраста.

3. Умение детей обратиться за помощью к взрослым.

4. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

5. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей.

Источники самообразования:

-Изучение методической литературы, журналов, информации в сети интернет.

-Участвовать в конкурсах.

-Проходить курсы повышения квалификации.

-Проводить и посещать открытые занятия.

План мероприятий по реализации программы

№ п/п

       Мероприятия

Цель

Сроки

Этап самопознания

1

Проведение диагностики

уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности

Л.Н. Бережкова

(Приложение 1)

Проанализировать

уровень саморазвития

2022 год

2

Изучение методической литературы по речевому развитию

Изучить направление работы по проблеме

Речевого развития

2022 год

(Приложение 2)

Создание нормативно-правовой базы для работы по речевому развитию.

Изучение опыта работы воспитателей через сеть интернет.

Повышение собственной профессиональной компетенции по проблеме

Этап реализации

3

Подобрать формы и методы работы, с детьми и родителями, соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.

(Приложение 4)

Обеспечение необходимых условий для реализации программы Повышение качества воспитательно-образовательного процесса

4

Внедрение в практику собственной профессиональной деятельности, современных педагогических технологий. Проводить работу с воспитанниками и их  родителями. Как правильно организовать дидактические игры  дома.

Развивать творческий потенциал воспитанников и создать необходимые условия для речевого развития.

Повышение качества образования посредством эффективного взаимодействия с семьёй.

5

Участвовать во всех профессиональных конкурсах на региональном, федеральном уровнях.

Принимать активное участие в работе муниципального педагогического совета и Районного МО воспитателей детских садов.

Организовывать мастер-классы, семинары-практикумы.

Повышение собственной профессиональной компетенции, профессионального уровня. Выступать с научными докладами о достижениях педагогической науки, передового педагогического опыта.

2022 год

Этап самоконтроля

6

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности

Видеть личностные недостатки и уметь организовать себя на их устранение, систематически заниматься самовоспитанием.

2022 год

7

Проводить психолого-педагогическую диагностику

Фиксировать уровень развития на каждом этапе воспитания и обучения. Выявление трудностей в профессиональной деятельности.

2023 год

Список литературы:

1.«От рождения до школы» под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

 2. В.В.Гербова « Развитие речи детей раннего возраста»

3. М.Монтессори «Игры для малышей»

4. Б.Н.Никитин «Ступени творчества или развивающие игры»

5. О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой»

6. А.Барто   «Сборник стихов».

7. Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»

8.А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей».

Приложение 2.

План работы с воспитанниками.

Месяц

Тема

Литература, автор

Сентябрь

Диагностика детей по развитию речи.

Октябрь

  1. Игры-занятия в адаптационный период.

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов;

развивать понимание речи: учить детей понимать

смысл целых предложений; развивать активную речь.

Д/И «Что как плавает?» 

 Д/И «Постираем кукле платье» 

Заучивание пальчиковой игры “Замок”

Ноябрь

Занятия с сюжетными игрушками.

Занятие с куклой.

«Кукла Катя поёт и пляшет».

Д/и «Волшебный мешочек» (мячики) 

Игровая ситуация «Кукла Катя и её подружки». 

Д/И «Спрячем мышку».

Заучивание пальчиковой игры “Капуста”

Декабрь

Игровая ситуация «Что нам заинька принёс?»

Игровая ситуация «Игрушки в гости к нам пришли».

Д/И «Разноцветная посуда».

Д/И «Подбери заплатку к одежде». 

Разучивание и проговаривание потешек.

Январь

Д/И «Подбери колеса к машине».

Д/И «Подбери пару варежек».

Д/И «Ловись рыбка».

Д/И «Достань шарик» (игры с водой)

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Февраль

Заучивание пальчиковой игры “Как живешь”.

Д/и : «Спрячь мышку от кошки».

Д/и «Угадай животное».

Беседа по картинкам.

Март

Развлечение “Путешествие по сказкам”

Д/и «Воздушные шарики».

Д/и «Курочка и цыплята».

Апрель

Май

Д/и «Найди цветок для бабочки».

Д/и «Большие и маленькие».

Игра на отчётливое произношение «Что в коробочке лежит»

Д/и «Собери картинку»

Диагностика.

 Приложение№3

План работы с родителями.

Месяц

Тема

Октябрь

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Беседа с родителями на тему: «Как играть с ребенком».

Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возраста»

Консультация: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Консультация для родителей:

«Дидактическая игра как средство развития детей раннего возраста».

Анкетирование родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников".

Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».

Декабрь

Консультация для родителей:

«Использование дидактических игр в жизни детей». 

Ситуативный разговор: «Всегда ли правильно звучит ваша речь, взрослые?»

Фотовыставка «Юные артисты».

Январь

Папка-передвижка для родителей на тему: «Дидактическая игра в жизни ребенка».

Консультация для родителей:

 «Речевое развитие детей раннего возраста»

Конкурс среди родителей на изготовление лучшего костюма или атрибутов к сказке «Теремок».

Февраль

Консультация для родителей :  «Я играю целый день, мне играть совсем не лень».

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля

Конкурс среди родителей :«Лучшая дидактическая игра своими руками».

Март

Консультации для родителей «Как говорят наши дети»,

 «Роль игры в развитии речи ребенка».

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марту.

Апрель

Май

Консультация для родителей:

 «Роль игры в жизни ребенка».

Оформление папки - передвижки на тему:  «Устное народное творчество. Потешки»

Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка».

Консультация «Дидактические игры –что это такое  ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...