Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Край родной»
план-конспект занятия

Цель.Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи.

  1. Формировать представление детей об истории своей малой Родины.
  2. Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.
  3. Приобщать дошкольников к культуре Донского края.
  4. Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.
  5. Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: любо, гутарить, здорово дневали; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.
  6. Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
  7. Побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в ИЗО деятельности.
  8. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Предварительная работа

 

  1. Беседы, компьютерные мини-презентации, показы фрагментов фильмов о природе России, о традициях русского народа;
  2. выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края;
  3. ознакомление с символикой страны, области, города;
  4. разучивание индивидуальных стихов о Родине, о Доне и о Донском крае;

Наглядный дидактический материал

  1. Презентация «Родом из Донского края»
  2. Аудиозаписи песен Георгия Струве «Моя Россия», казачьих песен «Разродимая моя сторонка», «Донцы –молодцы», «Всадники - други»,
  3. Палки с изображением коней
  4. Медали «Донцы»
  5. Ватман с изображением степи, реки Дон
  6. Заготовки для картины
  7. Клей
  8. Клеёнки
  9. Салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kray_rodnoy.odt23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Мы родом из Донского края»

Цель.Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края.

Задачи.

  1. Формировать представление детей об истории своей малой Родины.
  2. Развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков.
  3. Приобщать дошкольников к культуре Донского края.
  4. Расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом.
  5. Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: любо, гутарить, здорово дневали; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.
  6. Знакомить детей с казачьими песнями, учить видеть красоту донских напевов.
  7. Побуждать детей к творческому выражению своих впечатлений в ИЗО деятельности.
  8. Воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.

Предварительная работа

  1. Беседы, компьютерные мини-презентации, показы фрагментов фильмов о природе России, о традициях русского народа;
  2. выставки по ознакомлению с животным и растительным миром Донского края;
  3. ознакомление с символикой страны, области, города;
  4. разучивание индивидуальных стихов о Родине, о Доне и о Донском крае;

Наглядный дидактический материал

  1. Презентация «Родом из Донского края»
  2. Аудиозаписи песен Георгия Струве «Моя Россия», казачьих песен «Разродимая моя сторонка», «Донцы –молодцы», «Всадники - други»,
  3. Палки с изображением коней
  4. Медали «Донцы»
  5. Ватман с изображением степи, реки Дон
  6. Заготовки для картины
  7. Клей
  8. Клеёнки
  9. Салфетки.

Эмоциональный настрой
Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе собрались. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

  1. Организационный момент.

Звучит песня Георгия Струве «Моя Россия». Дети подпевают.

Ребята, присаживайтесь, устраивайтесь удобно. Какое настроение у вас вызвала песня, какая она по характеру?

- Верно, настроение хорошее. Музыка в этой песне плавная, напевная, нежная, лирическая, мягкая, душевная, светлая, воздушная, легкая. О чем в ней поется?

- Правильно, песня о нашей Родине – России. С кем сравнивается Россия?

- Россия сравнивается с самым близким человеком на земле – с мамой: «До чего ж на маму ты мою похожа! »

На кого еще похожа Россия в песне?

- Правильно, Россия похожа на вас самих: у нее такие же длинные косички, голубые глазки. Наша Россия – красивая страна, она хороша утренними росами, своими ливнями, радугой над речкой, березовыми рощицами!

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран есть на нашей земле, везде живут люди, но Россия – необыкновенная страна, потому что она – наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина?

Каждый человек должен знать, в какой стране он родился и живёт, в какой области, в каком городе, и, конечно, свой домашний адрес. Это называется Родина. Есть стихотворение, так и называется «Родина». Прислушайтесь к словам. Прочтёт его Лера.

Если скажут слово – Родина,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки берёзка – скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверное, вспомнится,

Свой родной любимый двор,

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная,

Но у всех она – одна.

Да, и это правда. Родина у всех одна. Родина для вас – это место, где вы живете, где живу ваши родители, друзья, где ваш детский сад, город, в котором вы живете.

  1. Основная часть.

А теперь, я предлагаю вам поиграть в игру « Продолжи, предложение».

- Наша страна называется …..( Россия).

- Наша страна очень большая. В ней много озёр, рек ……..( гор, лесов, морей).

- Люди, которые живут в нашей стране, называются ……( россияне).

- Нашего Президента зовут ……(В.В.Путин ).

Столица нашей Родины – город…..(Москва)

Станица, в которой мы живём, называется…(З-Кагальницкая)

Область, в которой мы живём, называется…(Ростовская)

Слайд "Карта Ростовской области" 
- Посмотрите на карту Ростовской области, как много здесь городов, в которых проживают люди разных национальностей.

Много сказочных мест у России 
Городов у России не счесть.
Может, где-то бывает красивей, 
Но не будет роднее, чем здесь. 

А кто знает, как называется край, в котором мы живём? (Донской край)

А почему возникло такое название? (Потому что мы живём в Ростовской области, а наша главная река – Дон)

И название главного города – столицы нашей области также связано с названием реки Дон. Назовите, пожалуйста, столицу Ростовской области. ( Столица Ростовской области город Ростов – на – Дону)

Ростовская область находится на Донской земле, где всегда жили, живут и будут жить казаки. Поэтому мы сегодня поговорим о том, как у нас было на Дону, как жили казаки в старину. Начнём же наше путешествие.
Ростовская область, край Донской - это наша с вами малая Родина. Если ты родился и вырос на Дону, отсюда начал свою жизнь, ты никогда не перестанешь любить и гордиться этим необъятным краем.

1-й ребенок

Любимый край степной... 
Любимый край Донской.
И луг цветущий здесь весной... 
И степь Донская всегда со мной. 
И вся вот эта красота … 
Казачья Родина моя! 
В родной степи шумят моря и реки, 
Цветут сады, колышутся поля. 
Очаровала ты меня навеки 
Моя Донщина, Родина моя!

Слайд «Река Дон» (Песня "Донская сторона")

Река Дон самая крупная в Ростовской области, ее длина 1870 км. Она широкая, тянется по всей нашей области. По берегам Дона расположены станицы, деревни, сёла, города.

Как видите, всё в нашем краю связано с Доном Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону. Самый любимый и уважаемый герой казачьей песни - Тихий Дон - символ вольной жизни, батюшка-кормилец. Дон давал и сейчас даёт своим поселенцам всё: еду, питье, жилье.

Дон называли в казачьих сказаниях и песнях «Ивановичем». Послушайте одну из сказок, что сочиняли казаки про Дон.

Было у старика Ивана два сына: одного звали Шат, другого Дон. Шат был старше, сильнее, Дон, меньшой сын, послабее. Поначалу они жили дружно, но подрастали, и пришло время расставаться. Вывел их отец за околицу, велел его слушать и дорогу каждому указал. Только Шат отца не послушался, стал искать тропки полегче, с пути сбился, да и заблудился в болотах. А Дон шел туда, куда отец указал и всю Россию прошел, стал знатен да славен.

Писатели и поэты в своих произведениях также прославляли реку Дон.

Дети читают отрывки из стихотворений.

2-й ребенок

Ой, ты, Дон, ты наша Родина

Вековечный богатырь.

Дон ты вольный и раздольный,

Разлился и вдаль, и вширь.

Про тебя, Дон, вспоминали

Наши деды и отцы.

Про твои станицы вольны,

Про любимый край родной.

3-й ребенок

Ой, да ты широкий и глубокий

Величавый Тихий Дон,

Край казачий, край раздольный,

Низкий мой тебе поклон!

Ты не только тихий, плавный

И широк, среди всех рек.

Дон привольный, необъятный

Дон наш – батюшка навек.

4-й ребенок

Степью вольной и равнинами,

Вьётся, льётся Тихий Дон

Полон сказками, былинами

Многолетний его сон.

Славен Дон наш атаманами,

Славен конницей лихой,

И казачками румяными,

И легендой боевой.

(На фоне тихо звучащей казачьей песни) слайд «Степь»

- Степь - как много в этом слове музыки, поэзии, истории. Много лет тому назад, на сотни вёрст, вдоль и поперёк тянулась бескрайняя равнинная степь. Подует ветер и заколышется «море» ковыля, да и в небе прокричит дикая птица, да пронесётся табун диких лошадей. «Дикое поле» - так назывался наш Донской край. Вот на этой земле и появились первые постоянные поселения донских казаков. Заговорила степь, наполнилась птичьим щебетом, ржанием лошадей, детскими голосами, стали образовываться и заселятся станицы. «Земля Донская - мать родная» - так, гласит народная мудрость.

Давным-давно царь Иван Грозный отдал реку Дон казакам в вечное пользование за победу в Казанском походе. Казаки крепко обосновались на песчаных берегах Дона. Отсюда и название – донские казаки! Для казаков, земля, на которой они родились и «батюшка Тихий Дон» являлись святыней.

Слайд «Казаки»

- Продолжим наше путешествие.

Казаки были люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые. Главная задача казаков – оберегать границы государства, ведь слово «казак» означает «защитник», «воин». Во главе войска находился войсковой наказной атаман.

Слайд «Атаман»

Слайд «Казачий Круг»

Все жизненные вопросы казаки решали все вместе, сообща, собираясь на большой казачий Круг. Там казаки принимали важные решения, связанные с выбором атамана, сборы в поход и на войну, решение земельных и иных вопросов, связанных с личной и общественной жизнью. Одобряя какое-либо решение на Кругу, казаки кричали громко и дружно: «Любо».

А, вам «любо» наше путешествие!

Слайд. «Флаг и знамя»

- Посмотрите на флаг казачьего общества. Флаг состоит из трёх продольных полос равной ширины . Синего цвета – цвета чистого неба и чистой воды, жёлтого – цвета степи, красного – цвета крови, отваги, храбрости. А указом президента Российской Федерации в 2010 году было официально учреждено знамя войскового казачьего общества «Всевеликого войско Донского», на котором изображен герб.

Что изображено на гербе? Бегущий олень раненый стрелой. Казаки считали себя такими же сильными, свободными как олень, никогда не сдавшимися врагу живыми.

Гербов немало есть на свете.

Но ты, наш раненый олень, Напомнил, что твои мы дети

Пронзён стрелой наш прошлый день.

Да, нам досталась доля злая,

Стрела в нас накрепко вошла,

Но, даже мучась и страдая, В свои мы верили дела .

Слайд «Печать»

На печате также изображен олень, раненый стрелой.

Главной и основной обязанностью казака — была защита своего Отечества. Казаки, верой и правдой служили царю и должны были защищать границы России. 25 лет они проводили в седле, участвуя в боях и походах. Каждому казаку для несения службы нужен был боевой конь, шашка.

Главное оружие донского казака – сабля, шашка, кинжал, огнестрельное оружие.

Слайд «Оружие»

Слайд «Казак на лошади»

Казаки издавна любили лошадей. Конь для казака – первый друг, товарищ. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней, те плыли вслед. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней. Казаки воевали на лошадях, устраивали гонки, состязания (джигитовка).

Слайд

- Рождение мальчика считалось большим счастьем, сразу же для него приобретали коня. Сажали ребенка на лошадь с раннего возраста, с двух лет. Мальчиков – казачат в три года начинали обучать верховой езде и военному делу. Пятилетний казачонок уезжал с отцом на охоту, покос, рыбную ловлю и там помогал уже всерьез. С весны до осени казачата, жили в степи со стариками: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат ежедневно учили стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться. В юных казаках воспитывали смелость, храбрость, воинскую честь, доблесть. Лет с тринадцати мальчики участвовали в скачках.

- Вот и мы сейчас поиграем в народную забаву казаков, будем всадниками.

Народная забава «Всадники»

- Оседлайте коней, казаки! (мальчики выходят, берут коней, садятся верхом).

- Вот вам в руки по сабле. (На определённом расстоянии кладёт на пол по папахе).

-А девочки, с помощью игры на ложках будут изображать нам цокот копыт ваших лошадей (показывает девочкам, пробует с ними, девочки начинают отстукивать ритм вместе с педагогом).

- Спасибо, казачки. Как только девочки вместе со мной начинают отстукивать ритм, мальчики — участники, скачут на своих лошадках и на скаку стараются саблей поднять папаху. Понятно?

- Итак, начали! (игра проводится 2-3 раза).

-Молодцы ребята, настоящие казаки, да казачки, такие же ловкие и умелые.

Присаживайтесь на свои места.

- Однако казаки умели не только воевать. Поселившись на землях «дикого поля», они быстро научились строить жилые дома и содержать скот. Кроме того, они ловили рыбу сетями, пахали землю и разводили сады.

Я, предлагаю вам продолжить наше путешествие в прошлое. Давайте посмотрим, где и как жили наши с вами предки.

Слайд «Курень»

Жили они в избе, которая называлась курень. На Дону самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом. Позднее стали строить двухэтажные курени. Их строили на сваях, чтоб в половодье вода не затопила. Первый этаж в них хозяйственный, второй – жилой.

Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее.

Слайд «Убранство комнат»

Горница всегда выглядела очень красиво и торжественно. Самым главным в горнице был красный угол, где располагались иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками.

Также стояла горка с праздничной посудой, «комоды» где хранилось бельё, стол застеленный скатертью, стулья, на стене висело зеркало, часы, семейные фотографии. У глухой стены размещали кровать. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь.

Вот как в основном жили казаки.

Слайд «Старинная одежда казаков»

- А теперь посмотрите на старинную одежду донских казаков.

- Старинный наряд низовых казачек сочетал в себе элементы русского, турецкого и татарского костюма. Сходство с турецким костюмом ему придавало наличие штанов из атласа, а также длинную рубаху, верхняя часть которой изготавливалась из шелка, рукава и оплечья - из парчи, а подол - из полотна. Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки.

- Затем казачки носили кофточки с баской (оборкой по нижнему краю). Они имели длинные рукава и застежку на мелкие пуговицы, располагавшуюся спереди. Такие кофточки называли – кираса. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось четыре, пять.

- У казаков длинный слегка приталенный мундир темно-синего цвета имел разрез для облегчения посадки в седло и застегивался на крючки левой полой наверх. На стоячем воротнике и обшлагах рукавов мундира вшивалась красная окантовка. Темно-синие шаровары, отделанные красным кантом, заправлялись в сапоги. Головными уборами служили папахи и фуражки.

Слайды

Продолжим наше путешествие в преданья старины глубокой.

В суровой жизни казачества находилось место и отдыху. В короткие мирные периоды, которые всё же случались на Дону, отдых занимал немалую часть времени.

И тогда Дон гулял: то не гуси гогочут, а удалые молодцы веселятся. Так гутарили (говорили) казаки. А приветствовали они друг друга так: «Здорово дневали казаки и казачки! » и получали ответ: «Слава Богу»!

В часы отдыха, в праздники собирались казаки и казачки, вместе с детьми на посиделки.

Вот здесь и узнавали казачата о дальних походах, чужих странах, о войне, о казачьей отваге и свободолюбии. Молодые казаки играли в шахматы, шашки, устраивали разные состязания: «кулачные бои», «фехтование на шашках», «борьба на ломку», «рубка мишеней в пешем строю», «фехтование на пиках».

Слайд.

Молодые казачки любили петь песни и под эти напевы плясали. Пляска была похожа на русскую. Здесь казачата учились петь и танцевать. И сейчас Дон славиться своими песнями и плясками.

У нас в городе Зернограде на протяжении многих лет существует ансамбль песни и пляски «Вольный Дон».

Слайды

- Ребята, интересно жили казаки?

- Казаки любили свой Донской край, почитали предков, воевали, пахали, сеяли, любили петь, плясать, играть.

Сегодня, мы с вами узнали о Донском крае, о его просторах, о людях, души которых — бескрайние как сама степь и щедры как матушка земля.

- Давайте, на этом полотне изобразим донской пейзаж: яркое солнце, голубое небо, бескрайнюю степь, ковыль, птиц, лошадей. Я приготовила заготовки, подходите, рассмотрите детали и подумайте: куда, какую деталь наклеить.

На фоне спокойной казачьей песни «Разродимая моя сторонка», дети составляют общую картину.

- Какая чудесная у нас получилась картина. Она станет украшением нашей группы.

- Ребята, заданием на дом вам будет творческий рисунок. Зарисуйте то, что вы узнали сегодня на занятии. Может быть, это будет рисунок о том, как казаки уходили или возвращались из военного похода, как казаки сажали и убирали урожай, или о том, как казаки отдыхали.

Вот и подошло к концу наше путешествие в преданья старины глубокой. Мы доказали сегодня, что традиции донского казачества не умирают, а передаются из поколения в поколение. И это дает уверенность, что самобытный народ – казаки не исчезнут с этой земли.

За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.

На фоне казачьей песни «Донцы – молодцы» раздаю медали.

Дон широкий, Дон любимый,

Урожайный, вольный край!

Богатей, наш Дон родимый,

Алым цветом расцветай!

Мы живём в краю свободном,

Расцвела кругом земля!

Дон - красавец полноводный,

Напоил наши поля.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты образовательной деятельности в подготовительной группе по теме недели «Братья наши меньшие» (неделя животных). подборка старшего воспитателя Руденко Ольги Васильевны

Цель Закрепить знание детей о диких животных;Задачи:Коммуникативно-личностные  задачи:активизировать словарный запас по теме "Дикие животные"; учить отвечать на вопросы полными ответам...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему : «Хлеб всему голова».

Задачи:Образовательные задачи:  Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.  Развивающие задачи:  Р...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Чтение художественной литературы и рисования «Зимняя сказка»».

продолжать знакомить с творчеством русских поэтов; учить воспринимать художественное слово в сочетании с живописью и музыкой, приобщать к изобразительному искусству, развивать у детей эстетическо...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: " Край, где выпало счастье нам жить! "

Формирование интереса к национальной культуре родного края, основ национального сознани...

План-конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «В группе дружно мы живем, для игры мы строим дом».

Тема: «Дом моей мечты». Цель: Создание дома из картонной коробки для сюжетно-ролевых игр. Задачи:Обучающие: Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включ...

Конспект Образовательной деятельности В средней группе «Мордовия – мой край родной»

Формирование нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города....