Консультация наставника «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ»
материал

Ремизова Надежда Анатольевна

Консультация наставника

 

«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihomotorika_s_detmi_s_tnr.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация наставника

«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ»

                                1.СТИХИ И ПОТЕШКИ

ТЕМА: «МОРСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ»

Начните игру с таких слов: «Тот, кто бывал на море, конечно же, видел такую картину...»

Волны. Согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.

Ходят волны на просторе,

Вы узнали? Это — море.

 Чайки

Скрестите руки на уровне запястий и прижмите их друг к другу. Ладони расслабьте опустите, затем несколько раз взмахните ладонями, как крыльями.

Чайка над волной взмывает,

Чайка чайку догоняет.

 Пароход

Поставьте слегка скругленные ладони на ребра. Прижмите их к поверхности стола. Кончик указательных, средних и безымянных пальцев соедините. Большие пальцы поднимите — это труба парохода.

 Посмотрите, пароход по волнам плывет вперед.

 Бинокль

Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним.

 Подзорная труба

Еще раз сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры». Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт!

 Встал на мостик капитан, смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу — влево, вправо, за корму.

Пальмы

Поднимите кисти рук вверх, пальцы раздвиньте веером — это «листья». Соедините предплечья обеих рук — получится ствол пальмы.

 Смотрит, смотрит капитан. Что это там?

Там на берегу деревья. Деревья необычные.

 К южному солнцу привычные.                                        (Пальмы)

Кит

Скажите ребенку: «Ой, а это кто такой большой-большой плывет по волнам?» Вытяните руки вперед, переплетите пальцы. Руки слегка округлите, изображая овальное тело кита.

 Через море-океан Плывет чудо-великан,

Фонтаны пускает. Кто его узнает?                                    (Кит)

 Дельфин

Запястья прижмите к телу, ладони округлите, кончики пальцев соедините.

А рядом вижу чьи-то спины: Плывут в волнах ко мне... дельфины.

 Кораллы

Согните перед собой руки в локтях. Пальцы раздвиньте веером.

 А под водой подводные замки стоят. Это кораллы. Вы их узнали?

                                                               (Кораллы)

 Из книги: Е А Пожиленко "Артикуляционная гимнастика "

ТЕМА: "ПОСУДА, ПИЩА"

1. Развитие мелкой моторики - Выполнение действий в соответствии с содержанием стихотворений.

К Жене гости прибежали. Все друг другу руки жали.

— Здравствуй, Жора! — Здравствуй, Жанна!

— Рад, Сережа! — Рад, Снежана!

— Не хотите ль пирожок?

— Может коржика кусок? Иль рожок?

Вот драже вам на ладошку, Все берите понемножку.

С ручек все стряхнули крошки  И захлопали в ладошки.        

         Е. Карельская

  *   *  *

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки:

Мышонку — с капустой,

Мышонку — с картошкой,

Мышонку — с морковкой,

Мышонку — с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.            И. Лопухина

      *   *  *

Раз, два, три четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже Развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали —

Так мы маме помогали.                   Н. Нищева

 

2. МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - Выразить мимикой свое огорчение — разбили чашку, радость — купили новую посуду, неудовольствие — много грязной посуды. Показать состояние грязной посуды, которая была у бабушки Федоры в сказке К. Чуковского.

Чудесные превращения. Изобразить кипящий чайник; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.

 

3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ ШЕИ

Посмотрите, что в кастрюле?

Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повернуть голову вправо, влево с произнесением звуков а, э.

 

  4.УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНО - АРТИКУЛЯЦИОННЫХ МЫШЦ

 Жуем твердую морковь. Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.

 

5.  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЕК И ГУБ

Кувшины с узким и широким горлышком. Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой».

Самовар. Надувать обе щеки одновременно.

 

6.  УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

Подготовим чашечки для чая, кофе, сока.

Чья «чашечка» глубже?

Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.

Чашка и блюдце на столе.

Чередовать позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке».

Острый ножик и глубокий ковшик.

 Чередовать артикуляционные позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».

Ручка чайника.

Спинку языка прижать к нёбу, а кончик упереть в нижнюю десну.

Пирожок.

Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть язык в «трубочку».

 

7. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

Пьем коктейль через трубочку.

(Вдох.) Вытянуть губы узкой « воронкой ». (Выдох.)

Дуем на горячий чай.

Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох).

Пыхтящий чайник.

Произносить: «Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

 

8. РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА

Проговаривание загадки и чистоговорки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела. — Пейте чай, вода вскипела!      (Самовар)

      *   *  *

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос.

Мне Валерка тарелку  На подносе принес.

 

9. ПСИХОГИМНАСТИКА. ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ

Имитация действий  «Варим суп»

Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку разовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете? овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

Пластический этюд «Пельмени»

Слушать стихотворение и выполнять действия в соответствии с его содержанием.

Я три горсточки муки  Сыплю в миску из руки,

Подолью воды немножко, Размешаю тесто ложкой,

Все с яйцом я перетру, Тесто я руками мну.

Разделяю на кусочки, Делаю я колобочки.

Мясорубку покручу, Фарш мясной я получу.

Отделяю фарша горстку, На кружок кладу я горку,

Я края соединяю, Пальчиками их сжимаю,

Покажу свое уменье — Вылеплю я сто пельменей!           И.Лопухина

Пластический этюд «Мороженное»

Показать, как постепенно мороженное тает на солнце (происходит раскрепощение и снятие зажатости у ребенка)

Пластический этюд в парах «Встречи»

Детям предлагается изобразить эмоции при встрече:

  • с другом,
  •  с мамой,
  • с новой игрушкой,
  • в детском саду
  • с незнакомцем
  • в транспорте с бабушкой и др. ситуации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Сеспель» на тему: «Одежда»

Образовательные задачи:Уточнить и расширить представления детей об одежде, её  признаках, материалах, из которых она сделана; кто и где шьет одежду. Учить сравнивать, группировать, классифицирова...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа).Тема "Зоопарк"

Конспект занятия по логоритмической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). Тема "Зоопарк"...

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  для детей с  тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...