«Использование фоновой музыки при проведении НОД по художественно эстетическому развитию»
консультация

Светлана Витальевна Кистанова

Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом»), на занятиях и в режимных моментах ДОУ. Так, например, во время утреннего приема детей, правильно подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон, а яркая, ритмичная музыка, звучащая во время утренней гимнастики, создает заряд бодрости и настроения на весь день. Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают методист, музыкальный руководитель, воспитатель. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23

Консультация

«Использование фоновой музыки при проведении НОД по художественно эстетическому развитию»

Выполнила: Кистанова Светлана Витальевна

музыкальный руководитель МБДОУ «Д С №23»,

высшая квалификационная категория

Чебаркуль 2021г

Использование фоновой музыки при проведении НОД

по художественно эстетическому развитию

Музыка – «самое эмоциональное искусство» (Д.Б.Кабалевский), её сила воздействия на человека удивительно огромна. Особенности музыкального искусства позволяют использовать его для развития всех психических процессов, в первую очередь, конечно, - творческого воображения и мышления дошкольника.

Ученые установили, что прослушивание музыкальных произведений оказывает воздействие практически на все умственные и физические

процессы. Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в

эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет.

Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами-классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, в том числе расширяют память и ускоряют процессы обучения. Музыка снимает стрессы, активизирует работу правого и левого полушарий головного мозга и хорошо влияет на развитие художественных способностей.

Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития ребенка-дошкольника.

Современные исследования доказывают целесообразность активного применения потенциала музыкального искусства в организации воспитательно - образовательного процесса в детском саду. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является важной составляющей воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, музыка является одним из прекрасных и очень сильных средств для воспитания и развития ребёнка в дошкольном учреждении. Поэтому она должна сопровождать детей в течение всего дня: не только вовремя непосредственно образовательной музыкальной деятельности, праздников, развлечений, но и в часы досуга, самостоятельных игр, во время утренней гимнастики, на других непосредственно организованных занятиях. Один из интересных вариантов использования потенциала музыкального искусства в детском саду связан с фоновой музыкой.

Фоновая музыка – это музыка, звучащая без установки на осознанное восприятие («вторым планом»), на занятиях и в режимных моментах ДОУ. Так, например, во время утреннего приема детей, правильно подобранная музыка создает положительный эмоциональный фон, а яркая, ритмичная музыка, звучащая во время утренней гимнастики, создает заряд бодрости и настроения на весь день. Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают методист, музыкальный руководитель, воспитатель, психолог, медицинский работник, инструктор по физическому воспитанию в соответствии с возрастными физиологическими и психическими особенностями детей. Это могут быть лучшие образцы классической музыки, музыка из детского «золотого фонда», т.к. именно эта музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

Являясь одним из доступных методов психолого – педагогического воздействия на ребенка в условиях ДОУ, фоновая музыка помогает решать ряд задач образовательно – воспитательного процесса:

1. Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранению здоровья детей.

2. Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности.

3. Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний.

4. Переключение внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости, утомляемости.

5. Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Естественное, непринужденное включение музыки в детскую деятельность делает жизнь ребенка ярче, разнообразнее, дает детям возможность применить знания, полученные ими в процессе обучения музыке в повседневной жизни. Используя музыку, воспитатель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности.

Одной из форм непосредственного отклика ребенка на музыку может являться детский рисунок. Л. С. Выготский считал, что ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование предоставляет ему возможность легко выразить то, что им владеет. Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы (балета), которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.         Отличительной особенностью занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации, которая отвечает запросам современных детей. Педагогу важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном приходу весны («Пришла Весна») интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему.

 Цели использования музыкальных фрагментов на занятиях по ИЗО:
-стремление  сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры,

-возможность дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности        детей.

        Предлагаемая современной педагогической практикой детям музыкальная палитра достаточно богата и разнообразна. Она включает в себя произведения И. С. Баха и В. А. Моцарта, А. Вивальди и Й. Гайдна, М. И. Глинки и П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и С. С. Прокофьева и др. Достаточно широко представлена и музыка современных композиторов: Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Кикты, В. Агафонникова, Р. Леденева и др. 

В процессе занятия, предполагающего синтез музыки и ИЗО, осуществляется выполнение ряда задач:

1.Формирование навыков восприятия произведений различных видов искусства.

2.Стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности.

3.Развитие воображения и ассоциативного мышления.

4.Формирование эстетического вкуса на лучших достижениях мировой культуры.

5.Развитие речи, обогащение активного словаря.

6.Обогащение положительного эмоционального опыта.

7.Развитие духовных качеств личности.  

8.Обеспечение обогащённого интеллектуально – творческого развития детей.

9.Создание и сохранение у ребенка целостной картины мира.

Предполагаемые итоги работы по теме:

  • Дети узнают жанры искусства.
  • Имеют навыки восприятия произведений различных видов искусств.
  • Дети умеют сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии.
  • Выражают собственное мнение о предмете.
  • Отвечают на вопрос: «Почему нравится?».
  • Умеют сравнивать противоположности, называть признаки.
  • Умеют передавать свои чувства в разных вариантах при помощи средств разных видов искусств.
  • Умеют выбирать из большого количества музыкальных отрывков программной музыки, различной по характеру, образы и показывать их в пантомиме или танце, могут передать образ в рисунке.

        Мы можем предложить педагогам старшей и подготовительной к школе групп, в процессе закрепления иллюстративного материала, использовать музыкальное оформление при рассматривании имеющихся в наличии картин. А именно, для пейзажей, отражающих времена года, мы предлагаем использовать альбом П. И. Чайковского «Времена года». Произведения рекомендуем включать как фон во время беседы по картине, так и во время рассматривания, как интегрированное восприятие.

      - Для восприятия картин Айвазовского - симфоническую картину Н.А. Римского-Корсакова «Садко» («Море»), музыкальные пейзажи К. Дебюсси («Море», «Лунный свет», «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» и др.).

      - Для картины «Богатыри» В.В.Васнецова хорошим сопровождением будет пьеса М.П. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки».
- К картине «Заморские гости» Н.К. Рериха пьеса М.П. Мусоргского «Лиможский рынок» из цикла «Картинки с выставки».

       - К портрету А.С. Пушкина – вступление к опере М.Глинки «Руслан и Людмила».
У искусства свой особый предмет для «Разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов, музыка – языком интонаций, танец – движением, поэзия играет смыслами, заключёнными в созвучиях языковых форм. Само же чувство, передаваемое разобщёнными художественно-эстетическими средствами, на зрительные, слуховые и двигательные ощущения не разложимо. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает фон образами визуальными, а тот, кто смотрит картину, подстраивается к её изображению.
Помните, что только в детстве человек способен ощущать мир звуков, красок, движений всеми органами чувств. А мы можем помочь детям, подтолкнув вперёд, удивив новизной, успокоив обещаньями в случае неудач.

Следующим вариантом использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом» во время проведения НОД по художественно-эстетическому воспитанию (раздел «Лепка).    Музыкальный репертуар для фонового звучания подбирается из высокохудожественных произведений и детской музыки, соответствующие возрастным особенностям детей. Можно включать спокойную, тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.   На занятиях по лепке можно использовать песни соответственно времени года: «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку П.И. Чайковского, А. Вивальди из циклов «Времена года».

Подбор музыкальных произведений (я сейчас немного повторю о значении использования фоновой музыки на занятиях) Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому. Музыка должна звучать фоном, степень звучания «не громко». Музыка не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт. Ее нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Объём прослушиваемой музыки увеличивается постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Классические произведения в оригинальном исполнении, лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т. е. музыка, где аранжировка (обработка звучания) сделана специально для малышей. (Например, СD «Моцарт для малышей»)

             Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса.

Примерный перечень музыкальных произведений:

        Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария"

А. Вивальди. "Времена года"

С. Прокофьев. "Марш"

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент"

В.-А. Моцарт. "Гроза"

В.-А. Моцарт. Симфония № 40

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор

П.Чайковский. "Времена года"

        Детские песни

 «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

 «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

 «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

 «Где водятся волшебники» (Ю. Энтин, М.Минков).

 «Если добрый ты» (М. Пляцковский).

 «Крылатые качели» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

 «Лучики надежды и добра» (сл. и муз. Е. Войтенко).

 «Настоящий друг» (М. Пляцковский, Б. Савельев).

 «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

 «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

 «Песня смелого моряка» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

А также и другие песни Владимира Шаинского, Алексея Рыбникова, Григория Гладкова, Евгения Крылатова, Георгия Струве, современных авторов. Музыка из мультфильмов и детских фильмов. Классическая музыка в обработке для малышей. Разнообразные формы детского и материнского фольклора (колыбельные, пестушки, потешки). И, конечно, звуки природы!

Вывод: влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки во время проведения НОД по художественно-эстетическому воспитанию   развивает воображение в процессе творческой деятельности, повышает творческую активность, а так же помогает детям достичь состояния психологического комфорта.

Используемая литература:

  1. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: учебник для студентов высших и средних педагогических заведений Издательский центр «Академия», 2000. 
  2. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей – М.: Просвещение, 1997.
  3.  Радынова О.П. Произведения классической музыки в работе с детьми // Дошкольное воспитание. 1991. № 2, 10.
  4. Сидельников Р. Организация музыкально-игровой деятельности детей вне занятий, 1979. 
  5. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства – М., 1994
  6. Фадеева С. «Фоновая музыка в жизни детского сада» Журнал «Дошкольное воспитание» №6, 2007

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка) с детьми подготовительной к школе группы на тему «Рябины грозди красные» с использованием нетрадиционной техники пластилинографии

Задачи:развивать у детей эстетическое восприятие осенней природы, желание передать её красоту в лепке,совершенствовать навыки лепки из пластилина: раскатывание, сплющивание, сглаживание,учить композиц...