Английский язык для дошкольников и первоклассников. Из опыта работы.
статья (подготовительная группа)

Популярность английскиго языка растет и все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. А так как спрос на изучение иностранного языка на рынке образовательных услуг велик, возникает проблема качественного языкового обучения детей. Учебный план школы предусматривает  обучение только со второго класса. Обучение и программа отличаются интенсивностью, поэтому и  ребенку и родителям приходится прикладывать огромные усилия для достижения результатов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл populyarnost_angliyskogo_yazyka_1.docx351.7 КБ

Предварительный просмотр:

Английский язык для дошкольников и первоклассников. Из опыта работы.

Популярность английского языка растет и все больше родителей стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам. Общеизвестно, что спрос рождает предложение. А так как спрос на изучение иностранного языка на рынке образовательных услуг велик, возникает проблема качественного языкового обучения детей. Учебный план школы предусматривает  обучение только со второго класса. Обучение и программа отличаются интенсивностью, поэтому и  ребенку и родителям приходится прикладывать огромные усилия для достижения результатов.

Проработав достаточный период в средней и старшей школе, и уже неплохо разобравшись в системе требований новых стандартов, я стала обращать свое внимание на младшую школу, и даже детский сад, ибо хотелось понять, насколько это возможно выстроить единую траекторию обучения для достижения цели овладения иностранным языком и сдачи выпускного экзамена. Как гласит пословица "A stitch in time saves nine" (один стежок, сделанный вовремя, стоит девяти). Эту пословицу можно с успехом отнести к ситуации, которая сейчас складывается в нашем образовании в отношении изучения иностранных языков. Проблема раннего обучения заключается в необходимости изыскивать резервы в организации обучения, чтобы не упустить и воспользоваться преимуществами сензитивного периода  - это период, наиболее благоприятный для воздействия факторов среды и усвоения иностранного языка в раннем возрасте. Экспериментальные исследования указывают на то, что после 9 лет у ребенка частично утрачивается гибкость речевого механизма. Оптимальный возраст для начала обучения – 4 года. Данный возраст наиболее благоприятен для овладения иностранными языками в силу ряда психологических особенностей, характерных для ребенка. Обучение второму языку в раннем возрасте, когда дети еще не умеют читать и писать, преследует практические и образовательно-воспитательные цели.

Рассмотрев все за и против, я пришла к выводу, что практическая  цель состоит в том, чтобы научить детей основам речевой деятельности на  неродном языке в устной форме. Основной образовательно-воспитательной целью обучения неродному языку на начальном  этапе выступает личностное  развитие  каждого ребёнка  средствами  второго языка. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на психическое, эмоциональное и творческое развитие ребенка. Обучение младших школьников основам  иностранного  языка является отправной точкой для дальнейшей более углубленной  работы над языком.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой учителям дана возможность самостоятельного выбора моделей построения обучения иностранным языкам, выбора учебных пособий и разнообразных технологий. Изучив огромное количество пособий, я, к сожалению, в силу разных причин, не нашла одного идеального пособия. Поэтому пришлось перерабатывать и адаптировать материал к конкретному курсу. Так для детского сада я выбрала, так называемые, «договорки». Такие стихи для детей на английском языке помогают лучше усвоить язык, произношение; они формируют словарный запас и английскую речь ребенка. В интернете возможно найти огромное количество «договорок», осталось лишь организовать их по темам. Таких тем набралось 28. В них вошли: «Овощи. Семья. Фрукты. Ягоды. Цвета. Цифры. Посуда. Игрушки. Школа. Транспорт. Одежда. Мебель. Дикие животные. Домашние животные.  Птицы и насекомые. Люди. Парк. Еда. Природа. Времена года. Праздники. Город. Дом. Части тела. Спорт. Движение на дороге. Что мы делаем. » Приведу лишь некоторые «договорки», которые я использовала в своей работе.

ОВОЩИ

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

ЦВЕТА

Суп не станет кушать Аня,

Если в супе будет ONION. (аньен)

У Наташи нашей бант

Такого цвета, как EGG-PLANT. (эг-плант)

Нам признался мальчик Алик —

Он совсем не любит GARLIC. (галик)

Вы мне подскажете, ребята,

Какого цвета наш TOMATO? (тэматоу)

Быстро кролик наш проверит,

Где растёт на даче CARROT. (кэрот)

 (пампкин)

Осень. Ветер злой подул.

В чаще воет серый WOLF. (вулф)

На сосне сидит задира —

Метит шишкой в зайца SQUIRREL. (сквирел)

На лесной поляне — бокс,

А боксёры — ёж и FOX. (фокс)

Осень быстро пролетела.

Скоро сменит шубку HEAR. (хэа)

Нрав сердитый у него.

Лучше не встречаться с BOAR. (бо)

Голова его красива. Мощные рога у DEER. (диэ)

Учить цвета я стала
Цвет по-английски … 
colour.
У меня сомнений нет
Красный цвет конечно … 
red.
Облизнувшись кошка съела
Желток желтый. Желтый … 
yellow.
Я тону, иду ко дну
Синий цвет конечно … 
blue.
Очень черный негр Джек,
Черный по-английски … 
black.
Коричневое платье купила эта фрау,
Мы знаем очень точно, коричневое … 
brown.
Ох, не спелый мандарин.
Он зеленый, просто … 
green.
Мышонок серый, убегай быстрей!
Серый по-английски … 
grey.

В детском саду я преподаю 1 урок в неделю (напоминаю, что для малышей это всего лишь 30 минут). Это вносило свои коррективы в работу, поэтому к каждому занятию было разработано домашнее задание, в котором дети имели возможность повторить и закрепить пройденный материал не только заучив рифмовки, но и разукрасив изученные предметы. Одно из таких домашних заданий я предлагаю Вашему вниманию.

Урок 27 / Lesson 27

   Движение / Traffic      

Вон кафе! Там кола, спрайт.http://www.playing-field.ru/img/2015/051800/0016699

Не забудь про TRAFFIC LIGHT! (трэфик лайт) 

Повредила буря провод,http://www.playing-field.ru/img/2015/051723/2512395

И фонарь погас на ROAD. (роуд)

Вправо, влево посмотри,http://www.supercoloring.com/sites/default/files/styles/coloring_full/public/cif/2010/07/main-road-coloring-page.jpg

Если переходишь STREET! (стрит)

Дождь. На улице — потоп! http://2static2.fjcdn.com/comments/5682770+_980a9bb382add02af6a2abca004b7127.jpg

Без зонта ни шагу! STOP! (стоп) 

Светофор мигает, Кейт! Загорелся жёлтый. WAIT! (вейт)http://pikchyriki.ru/raskraski/nu--pogodi/kartinki/nu--pogodi-3.jpg

Через час начало шоу.http://www.ustltd.com/img/images/3_9.gif

До театра близко. GO! (гоу) 

Преподавая иностранный язык в старших классах, я, естественно, обратила внимание на то, что приёмы и методы обучения, которые приемлемы для школьников, не «подходят» для дошкольной группы. Изучая методическую и психологическую литературу, я выяснила, что подходы к обучению иностранным языкам делятся на преимущественно когнитивные и преимущественно интуитивные.

При обучении английскому языку дошкольников целесообразно использовать первую стратегию, включающую следующие методические приемы, которые способствуют развитию интуитивного способа овладения материалом:

  • жесты, мимизация, ассоциация, ритмизация, пропевки
  • распределение ролей-масок;
  • блочная или тематическая подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм взаимодействия (пары, группы, и т.д.);
  • создание образов: визуальных, музыкальных, пластических. Как следствие – доминирование таких средств обучения на занятиях как картинок, образов, музыки, танцев
  • использование учебных игр, мини-спектаклей, стихов, песен, рифмовок, загадок и т.д.

  • Для запоминания лексического материала можно проводить игры:
  • сюжетно-ролевые игры («Магазин», «У доктора», «Готовим обед», «Экскурсия по зоопарку», «Мои веселые друзья») и т.п.;
  •  настольно-печатные (лото, домино, путеводители, путешествия) и т.п.;
  •  эмоционально-мимические игры (изображение предметов
  • и животных с помощью мимики и жестов);
  •  пальчиковые игры (сопровождение стихов и песен движениями пальцев рук);
  •  магнитные игры с фруктами, овощами, цифрами;
  •  динамичные (подвижные) игры.

"What is missing?", «Съедобное - несъедобное» и т.д. Например, игра "What is missing?" заключается в том, что на полу раскладываются картинки с изображением продуктов и напитков. Дети закрывают глаза, а учитель прячет в это время одну из этих картинок за спину и спрашивает: "What is missing?" Дети отгадывают с помощью вопроса: "Is it an apple?" и т.д.
Возможность двигаться во время урока, менять вид деятельности - непременное условие занятий иностранным языком с маленькими детьми. Мы играем, прыгаем, ползаем и бегаем. А еще танцуем и делаем зарядку. Поэтому урок английского языка становится увлекательнейшим занятием.

После окончания дошкольников детского сада и с приходом их в школу возник спрос со стороны родителей и у нас интерес к новому курсу который был назван «Первоклассный английский». Был разработан курс на основе коммуникативных технологий с применением ИКТ технологии. Обучение, как дошкольников, так и младших школьников иностранному языку должно носить коммуникативный характер, когда ребенок овладевает языком, как средством общения, то есть не просто усваивает отдельные слова, но учится конструировать высказывания по известным ему моделям в соответствии с возникающими у него коммуникативными потребностями.

Ведение урока в начальной школе на иностранном языке, постоянное использование фраз классного обихода, частые повторения различных структур в речи учителя приводят к улучшению запоминания, узнавания знакомых фраз и выражений.
При предъявлении зрительного ряда я всегда пользуюсь правилом «Учебника не достаточно!» и готовлю к каждому уроку наглядность (в электронном варианте или печатном для презентации на доске). На данный момент у меня собрана довольно внушительная коллекция картинок по различным темам, изучаемым на уроках английского языка в начальной школе. В современных условиях все большее значение при визуализации материала приобретают средства ИКТ: интерактивная доска, компьютер, проектор. Но и в данном случае важно учитывать особенности восприятия детей. Конечно, им нравится всё яркое и броское, но необходимо помнить, что мы предъявляем прежде всего учебный материал, а не просто набор красивых картинок или слайдов.

Таким образом, при переходе от дошкольного обучения иностранному языку к обучению в начальной школе, когда интенсивно развивается учебная деятельность, требуется осмысление (обобщение, систематизация, анализ) речевого и языкового материала. Подобный переход от преимущественного использования приемов в русле интуитивного подхода к преимущественному применению приемов когнитивного плана в процессе раннего обучения иностранному языку позволяет повысить эффективность занятия, так как учитываются закономерные взаимосвязи в обучении говорению на иностранном языке и условия обучения ему дошкольников и младших школьников.

При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. «Составить из слов предложение», «Составить из букв слова», - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко-буквенный состав слов,  порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.

Обучение фонетическому строю можно производить как на новом, так и на знакомом материале; можно отрабатывать звук, слово, фразу или использовать для фонетической зарядки короткие стихотворения. Главное, чтобы данный вид работы был интересен ученикам. Мне более импонирует работа от звука к фразе, т.е. при знакомстве с новым или повторении уже знакомого звука мы с ребятами сначала повторяем звук, затем слово с ним, затем фразу с этим словом и так по нарастающей: [w] – why – Why do you cry? и т.д. 

Игровые приемы вообще должны присутствовать на всех уроках для маленьких детей. Это не означает, что на каждый урок придумываются какие-то сложные костюмы и прочие атрибуты. Порой достаточно небольших игровых приемов, чтобы активизировать работу на уроке, удержать или привлечь внимание учеников. 

При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. «Составить из слов предложение», «Составить из букв слова», - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко-буквенный состав слов,  порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.

Формы обучения могут быть различными, но должны быть направлены не на усвоение как можно большего количества лексических единиц, а на воспитание интереса к предмету, развитие коммуникативных навыков ребенка, умение выразить себя. Важно добиться определенных качеств владения материалом, что должно позволить ребенку при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц в его компетенции, использовать их ситуативно и осмысленно.

Литература:

1. Белокурова А.В. Обучение малышей иностранному языку: можно нельзя или нужно? // Дошкольное воспитание. 2006. - №4. – С.113-116.

2. Гуревич Т.В. Развитие речи детей на родном и иностранном языках // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. - №4. – С.97-103.

3. Елистратова О.В., Левшина Н.И. К вопросу реализации интегративного подхода в образовательном процессе ДОО // Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск, 2014. С. 42-47.

4. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.

5. Левшина Н.И. Развитие языковой способности дошкольников // Дошкольная педагогика. 2015. № 3. С. 10-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Значение изучения английского языка для дошкольников

Вы хотите чтобы ваш малыш начал знакомство с английским языком в детском саду , но сомневаетесь. Не волнуйтесь! Это консультация ответит Вам на все ваши вопросы....

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по английскому языку с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы)

Сохранение здоровья дошкольников – приоритетное направление образования. Учет индивидуальных особенностей дошкольников, дифференцированный подход к детям с разными...

Программа по изучению английского языка для дошкольников . "Игровой английский язык".

Программа по изучению иностранного языка "Игровой английский язык". для детей от 4 до 6.5 лет...

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников» за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательной услуги: Рзаева Оксана Минниахматовна

Отчет о работе по дополнительной платной услуге по изучению иностранного языка «Английский язык для дошкольников»  за 2015–2016 учебный год Руководитель дополнительной платной образовательно...

Программа "Английский язык и дошкольник" для дошкольников изучающих английский язык

В связи с возрастающей учебной нагрузкой в детском саду, с одной стороны, и заинтересованностью родителей в изучении их детьми английского языка с другой, а также исходя из заботы о здоровье ре...

Методические рекомендации "Работа с магнитными карточками " на занятиях по английскому языку с дошкольниками

Методические рекомендации по работе с дошкольниками на занятиях по английскому языку...

«Работа с магнитными карточками» на занятиях по английскому языку с дошкольниками

Во многих книжных магазинах имеются в продаже наборы магнитных карточек на английском языке по разным темам. Это очень функциональное учебное пособие для работы с детьми дошкольного возраст...