Использование эхлементов ритмоплатики и логоритмики на музыкальных занятиях
материал

Петренко Ирина Владимировна

Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,
следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет
развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические
процессы, которые лежат в их основе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ritmoplastika_i_logoritmika_na_muz._zanyatiyah.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБ ДОУ Д\с КВ № 16

г. Ачинск.

Использование элементов ритмопластики логоритмики и

 на музыкальных занятиях в ДОО

                                                   Составила:

                                                                музыкальный руководитель

                                                                Петренко И.В.

2022 г.

Логопедическая ритмика - комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Три кита, на которых стоит логоритмика,- это движение, музыка и речь.

Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями:

  1. Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
  2. Развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды лоритмических игр и упражнений предлагаю детям в сочетании с какой- либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

На подготовительном этапе обычно я использую упражнения на развитие:

  • Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки.
  • Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;
  • Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);
  • Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. (Г. А. Волкова) Она является частью образовательной и коррекционно-развивающей работой на речевой группе.

Цель логоритмики: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии ребёнка.

Задачи:

  • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
  • формирование правильного дыхания;
  • развитие способности ориентироваться в пространстве;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
  • формирование навыка релаксации;
  • развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.

Музыкально-ритмические движения - одна из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Развивают внимание, ориентировку в пространстве, координацию движений, чувство ритма, речеслуховую память, помогают выработке правильного ритма дыхания

Например: чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

Небоскребы – избушки” (тема “Город”);

“Кусты, кустарнички” (тема “Деревья”);

“Животные, их детеныши” (тема “Домашние животные”).

Дыхательные упражнения: помогают выработке диафрагмального дыхания, увеличивают объем легких, продолжительность и силу выдоха.

Например: Гусь (тема “Домашние птицы”)

Вдох через рот, выдох через рот. На выдохе произнесение звука “Ш-Ш-Ш”

Упражнения для развития мелкой моторики.

Ученые установили прямую зависимость, существующую между развитием речи ребенка и координацией движений пальцев рук. Развивая пальчики – развиваем речь!

Например: Длинные клювы (тема “Перелётные птицы”)

Упражнение можно выполнять с прищепками.

Клювов длиннее не видывал я,
Чем клювы у аиста и журавля.
(О.И. Крупенчук)

Ритмичное сжимание и разжимание прищепок в правой и левой руках.

Игры на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.

Например: узнаешь птицу? (тема “Зимующие птицы”)

Хлопни в ладоши, когда услышишь правильное название зимующих птиц:

Съегирь снегиль снегирь

Воена волона ворона

Грухаль клухай

Мимические упражнения: способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры; развивают умение выражать эмоциональное состояние, используя невербальные средства общения.

Например: в Африке (тема “Животные жарких стран”):

Обезьянки - кривляки.

Сердитый тигр.

Испуганный тушканчик. (Е. А. Пожиленко)

Оркестр шумовых инструментов: включает в работу слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы, развивает чувство ритма, мелкую моторику рук.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений использую разнообразные оркестры детских инструментов:

Оркестр “Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки от киндер - сюрпризов)

  • “Ложкари” (ложки разных размеров)
  • “Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)
  • “Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики для рыболовных снастей)
  • “Копытца” (деревянные чурочки с выемками в середине, большие скорлупки от грецких орехов).

Пение: тренирует периферические отделы речевого аппарата: дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного. Песни сопровождаем движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

Чтобы добиться плавной и выразительной речи с детьми, имеющими речевую патологию, нужно много петь.
Если на I этапе разучивание песни происходит на 6-8 занятиях, то уже к концу II этапа дети быстрее запоминают слова, их пение становится выразительнее, дикция более четкой, многие дети удерживают дыхание до конца фразы. А к концу III этапа вокально-хоровые навыки становятся более совершенны и качественны.

Игры: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, эмпатию, позитивное самоощущение.

Слушание – релаксация: активизирует и развивает слуховое внимание, воспитывает умение контролировать дыхание, управлять мышечным тонусом; возвращает детей в спокойное состояние.


Танцы: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми по показу взрослого, а в последствии самостоятельно.

Опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого и музыкального развития дошкольников.

Использование элементов ритмопластики.

Музыкально – ритмические движения являются синтетическим видом деятельности,
следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет
развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические
процессы, которые лежат в их основе.
Поскольку речь идёт о развитии детей в процессе музыкально – ритмических
движений и содержание работы связано со спецификой этого вида деятельности,
рассмотрим более детально её особенности.

Во – первых, ритмика – это синтетический вид деятельности, в основе которого
лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют
основные средства музыкальной выразительности.

Помимо единства художественного образа, настроения и характера исполнения,
музыка и движение тесно взаимосвязаны также и тем, что это временные виды
искусства, при этом движение, протекающее в пространстве, как бы делает зримым,
ощутимым течение времени. Музыка и движения, таким образом, имеют много
общих параметров, к которым относятся:

• все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм;
• динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения;
• форма произведения и композиционная структура двигательной композиции.

В связи с этим ставлю перед собой следующие задачи обучения и воспитания детей.

1. Развитие музыкальности:

• развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать её настроение
и характер, понимать её содержание;
• развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха,
чувства ритма;
• развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству
звуков;
• развитие музыкальной памяти.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

• развитие ловкости, точности, координации движений;
• развитие гибкости и пластичности;
• воспитание выносливости, развитие силы;
• формирование правильной осанки, красивой походки;
• развитие умения ориентироваться в пространстве;
• обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3. Развитие творческих способностей:

• развитие творческого воображения и фантазии;
• развитие способности к импровизации: в движении, в изобразительной
деятельности, в слове.

4. Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и
пантомимике;
• тренировка подвижности нервных процессов;
• развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления

5. Развитие нравственно – коммуникативных качеств личности:

• воспитания умения сопереживать другим людям и животным;
• воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование
чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения
с друзьями и взрослыми.

Практическая работа:

Основу для музыкально-ритмических композиций составляют простые, но
вместе с тем разнообразные движения (имитационные, танцевальные,
общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру
эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных
произведений.

1. «Плюшевый медвежонок» муз. В.Кривцова.
Задачи: развитие чувства ритма, выразительности движений, воображения.

2. «Марш» муз. Г Свиридова
Задачи: развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы,
развитие ритмического слуха (чувства сильной доли), ловкости и точности
движений.

3. «Птички и Ворона» муз.А.Кравцович.
Задачи: развитие музыкальности, выразительности движений, способности
к импровизации, воображения и фантазии.

4. «Осенний парк» муз. Е.Доги «Вальс»
Задачи: развитие музыкальности. Пластичности и выразительности движений рук.

5. «Танец Месяца и Звёздочек» Композиция на пьесу Поля Мориа «Звёзды
в твоих очах»
Задачи: развитие музыкальности, пластичности, мягкости движений, образного
мышления, памяти и внимания.

6. «Птичий двор», Песня «Ки – ко – ко» в исполнении Пипо Франко
Задачи: развитие чувства ритма, координации движений, воображения,
способности к импровизации.

    Приступая к разучиванию танца с детьми, страдающими нарушением речи, стараюсь подбирать материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей. Большое значение имеет музыкальное сопровождение.

     Произведения, используемые для музыкально- ритмических движений должны обладать рядом особенностей:

  - музыка должна быть художественная, яркая, вызывающая эмоциональный отклик у детей;

  -доступность содержания музыкального произведения. Произведение должно быть близко и понятно дошкольникам, их жизненному опыту.

  - моторность звучания (физиологическое воздействие, побуждающее к действию). Это свойство ярко выражено в танцевальных мелодиях, современных песнях (В.Шаинского, Б.Савельева и т.д.);

  -объем музыкального произведения (2-3 мин.)

  -доступность для двигательной интерпретации соответственно возрастным возможностям. Определение доступности движений связано с анализом следующих параметров:

    1.координационной сложности;

    2.объема движений;

    3.переключаемости движений;

    4.интенсивностью нагрузки.

    Начинаю разучивание танца

  1. с прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля;

  2.разучивание отдельных движений, входящих в танец;

  3.разучивание всей композиции.

Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко  показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним. Дети должны видеть художественное воплощение музыкально- двигательного образа - это будит воображение. Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух успевающих детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение. Так же необходимо поддерживать интерес у детей, постоянно внося в задание занимательные элементы, будить воображение, возбуждать творческую фантазию.

  Методика обучения детей с ОНР музыкально - ритмическим движения имеет ряд особенностей:

   1.обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры;

   2.в работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям;

   3.каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание;

   4.необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста;

   5.общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.

    

   

     

Список литературы.

  1. «Поиграем, потанцуем» Г.П.Федорова  С-Пб, Издательство «Акцидент» 1997год.
  2. Логоритмика» О.А.Новиковская  С-Пб «Корона принт» 2005год.
  3. «Ритмическая пластика для дошкольников» А.И.Буренина  С-Пб. 1994год.
  4. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Учебно-методическое пособие для воспитателей и педагогов.   Москва 1997год.
  5. М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

«Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Задачи:Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях с использованием логоритмики.Показать значимость применения логоритмики для речевого развития до...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Консультация «Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)

Консультация«Использование логоритмики на музыкальных занятиях», (для музыкальных руководителей, воспитателей старшего дошкольного возраста)...

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"

Консультации для педагогов "Речь и логоритмика. Использование логоритмики на музыкальных занятиях"...