конспект интелектуальная игра "Что?Где? Когда? подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по нескольким образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_na_konkurs_igra_chtogdekogda.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда

Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей по нескольким образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:
Образовательные
:
1.Продолжать учить детей играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки.
2.Закреплять знания детей о математических представлениях, природном и предметном окружении.

3.Обогащать и активизировать словарь детей словами: интеллектуальная игра, раунд, волчок, сектор, песочные часы.

4.Доставить воспитанникам удовольствие от интеллектуальной игры.
Развивающие:
1.Продолжать развивать у старших дошкольников любознательность, коммуникативные качества, речевую активность и мыслительные способности.
2.Продолжать формировать у детей психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, мелкую моторику пальцев рук.
3.Побуждать детей выражать эмоциональный отклик на выполненные задания (восторг, радость, удовлетворённость и др.).

Воспитательные:
1.Продолжать воспитывать у старших дошкольников интерес к интеллектуальным играм, творческим заданиям.

2.Формировать личностные качества детей: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

3.Продолжать воспитывать у детей любовь к русскому фольклору (сказкам, загадкам, песням); нравственные качества: гостеприимство, доброту,

взаимопомощь, уважение, чувство коллективизма и др.

Предшествующая работа:

1.Чтение старшим дошкольникам познавательной информации из детских энциклопедий: «Всё обо всём», «Большая энциклопедия животных», «Большой атлас животных», «Растительный мир», «Животный мир», «Тайная жизнь животных».
2.Отгадывание загадок.

3.Рассказывание детям русских народных сказок, просмотр советских мультфильмов.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением: сказочных героев, животных разных поясов, лекарственных растений, предметов народного костюма.
5.Беседы с дошкольниками о нравственной культуре (общение, поведение, внимание), помощи взрослым на занятии (трудовое воспитание).
6.Разучивание физкультурной минутки, подвижной игры-разминки, музыкальной разминки-танца.

7.Проведение дидактических игр с детьми: «Узнай и назови», «Кто, где живёт?», «Найди на атласе», «Четвёртый лишний», «Путаница», «Нарисуй узор».
8.Проведение со старшими дошкольниками познавательных комплексных и интегрированных занятий (ООД), дидактических игр и бесед на разные темы.
9.Подбор познавательной и энциклопедической литературы детям 5-6 лет для самостоятельного изучения.
10.Проведение занятий (ООД) с детьми по изобразительной деятельности (декоративное рисование и беседы по русскому народному костюму

Оборудование:
Демонстрационный материал
: оформление музыкального зала; столы для участников игры, ведущих и жюри; игровой стол-круг, разделенный на 12 секторов с сектором «блиц» и «музыкальная пауза»; волчок со стрелкой; вопросы в конвертах с номерами; чёрный ящик с зеркалом; знак музыкальной паузы - скрипичный ключ; два комплекта эмблем (Знайки и Умники) участникам команд; опознавательные знаки на столы со словами «Знайки» и «Умники»; опознавательные знаки для капитанов - эмблемы; музыкальные заставки для начала игры, для момента вращения волчка, для музыкальных пауз; песочные часы; глобус; отрывки мелодий из мультфильмов Винни-Пух, Буратино, Бременские музыканты, Львенок и черепаха, Кот Леопольд, Мойдодыр;  иллюстрации людей в традиционных русских костюмах с орнаментом; мультимидийное оборудование, презентация, 2 конверта с разрезными картинками-пазлами (мать и мачеха, ромашка лекарственная); шоколадные медали для сюрпризного момента

Раздаточный материал: карточки для заданий по математике в форме домика с цифрами на каждого игрока;  простые карандаши на каждого игрока, лист белой бумаги на каждого игрока

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку и выстраиваются по краю зала в две шеренги друг напротив друга.

Воспитатель: Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь!

Улыбнитесь всем вокруг,

И скорей вставайте в круг.

Руку дайте другу слева,

А затем соседу справа,

Передай ему тепло, 

Чтоб везде всегда везло.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру «Что, Где, Когда?». Может, кто - то из вас видел её по телевизору? (ответы детей). Знаете ли вы какая птица является символом игры Что? Где? Когда? (символ сова). Как вы думаете, почему именно эта птица? Сова, считается символом мудрости, знаний.                                                    

Сначала нам надо разделиться на команды. У каждого из вас на груди звёздочка (красная, синяя), . Красная – «Умники», синяя – «Знайки»

— А, теперь, поприветствуйте друг друга (команды игроков произносят девизы).

1-ый капитан: — Команда «Знайки». 

    — Наш девиз:

Участники команды «Знайки»: 

Знайки мы, а это значит

Нас ждет успех и ждет удача!

2-ой капитан: — Команда «Умники». 

— Наш девиз:

Участники команды «Умники»:

Мы умные и смелые,

А в деле мы умелые.

Воспитатель:  Спасибо командам.

Прошу вас занять свои места за игровыми столами.

  - Вам уже пора идти в школу, вы много знаете и сейчас покажете свои знания. А играть с вами будут герои знакомых сказок и мультфильмов. Они подготовили для вас разные задания.

Воспитатель:  Я хочу познакомить вас с правилами нашей игры. Вы видите на игровом поле стоит волчок со стрелкой, и лежат конверты. В каждом конверте находится вопрос или задание, на которые вы должны ответить или выполнить. Мы крутим волчок, когда стрелка останавливается, мы вскрываем конверт и выполняем задание. Если вдруг стрелочка укажет на пустое место, то мы будем брать следующий конверт по часовой стрелочке.

Игра будет идти на очки, если вы правильно выполняете задание, даже часть из вас, то вы получаете очко. Пока счет у нас 0:0. Если вдруг вам не удастся выполнить задание,  то очко достанется героям.   

В начале игры нам необходимо провести разминку. Для неё отводится всего 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. Итак, вы готовы? (Готовы). 

Разминка

Команда: «Знайки»

1.Сколько этажей в 5-этажном доме?(5)                                                                                                           2.Что длиннее неделя или месяц?(месяц)

3.Сколько в пустом стакане клубники?(пусто)

5Кто с цветов собирает пыльцу? (Пчелка)

6.Маленькая девочка, живущая в цветке? (Дюймовочка)

Команда: «Умники».

1.Почему нельзя пить морскую воду? (Она соленая.)

2.После чего обычно бывает радуга? (После дождя)

3.Где кенгуру носит своих детенышей? (В сумке)

4.Какой подарок принесли Мухе-Цокотухе блошки? (Сапожки)

5.У какой фигуры нет ни начала, ни конца?(круг)

6.В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

Воспитатель:  Разминка прошла блестяще, можно приступать к игре.

Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?».

Воспитатель: — Внимание, I раунд! 

 Капитан команды крутит волчок. (Музыка).

 (Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
Воспитатель: - Внимание на экран! С вами играет Незнайка.

«Назови лишнее»
1. Зима, среда, весна, лето. (объясни)
2. Один, два, круг, четыре.
3. Плюс, минус, пятница, равно.
4. Круг, квадрат, март, треугольник.

«Назовите противоположные слова»
1. Лед на реке зимой толстый, а весной - (тонкий)

2. Высокая – (низкая)

3. Длинная - (короткая)

4. Глубокая - (мелкая)

5. Тяжелый - (легкий)

6. Веселый – (грустный)

7. густая - жидкая

«Исправьте ошибку»

1. Червяк клевал скворца.

2. Песня пела соловья.

3. Мохнатая гусеница съела синицу.
4. В цветке стояла ваза.

Очко зарабатывает команда знатоков. (За правильное выполненное задание получайте очко.).

Воспитатель: — Внимание, 2 раунд! 

 Капитан команды крутит волчок. (Музыка).

 (Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
Воспитатель: - Внимание на экран!  Против вас играет Почтальон Печкин

Ко мне на почту залетел маленький листочек,

А на нём я разглядел чей-то странный подчерк

Обращусь я к вам – это конкурс телеграмм.

Вопрос: Назовите героя сказки, который мог отправить телеграмму и дать объявление в газету. Вспомните, как называется литературное произведение.

-Спасите! Моих детей съел серый волк.

-Рыбалка закончилась хорошо, только хвост остался в проруби.

 -Очень расстроена.

-Нечаянно разбила яичко.

-Лиса заняла мой домик, а меня выгнала. Помогите!

-Прибыть на праздник не смогу, от меня сбежали брюки.

На обсуждение 1 минута.

Внимание – правильный ответ: (Коза. «Волк и семеро козлят»), (Волк. «Лисичка сестричка и серый волк»), (Мышка. «Курочка Ряба»), (Заяц. «Заюшкина избушка), (Грязнуля. «Мойдодыр»).

Воспитатель: — Внимание, 3 раунд! 

Игрок  команды крутит волчок. (Музыка).

 (Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)

- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)
Воспитатель: - Внимание на экран! Вопрос от Мальвины. «Угадайте мелодию»  Кто поёт эту песню? - проводится сидя за игровыми столами.

У вас есть 30 секунд  на обсуждение ответа на вопрос. (Дети обсуждают ответ).
Еще раз прослушайте фрагмент песни. (Включается фрагмент песни).

 Звучат мелодии: Винни-Пух, Буратино, Бременские музыканты, Львенок и черепаха, Кот –Леопольд, Мойдодыр, Крокодил Гена и Чебурашка.

Знатоки поочередно отгадывают из какой сказки или мультфильма мелодия.

Воспитатель: — Внимание, 4 раунд! 

Игрок команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Блиц - турнир «Веселые задачки»

Воспитатель: -Внимание на экран! Этот вопросы от «Человека – паука»  (по 10 секунд на размышление) 

1 вопрос. - Сколько рогов у двух коров? (4)
2 вопрос. - Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2-х ногах? (столько же)
3 вопрос. - На столе лежало 3 груши. Одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (три)
4 вопрос. - Жених курицы? (Петух)
5вопрос. - У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (круг)
6вопрос. - На одном берегу утята, а на другом - цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова? (утята, цыплята не умеют плавать)
7 вопрос. - В горшке у Винни-Пуха? (мед) (вопросы для знатоков).
8 вопрос.- Борщ на первое, котлеты …….(на второе).
9 вопрос.- У стены стоят кадушки, в каждой было по лягушке. Если было 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (семь).
10 вопрос.- Сколько пальцев у перчатки? (ни одного).
11 вопрос.- Сколько в пустом стакане земляничек? (ни одной).
12 вопрос.- Куда идет цыплёнок, переходя дорогу? (на другую сторону дороги).

Воспитатель: - Внимание, 5 раунд!      

Игрок  команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

-Внимание! Черный ящик! От Крокодила  Гены. (Задание проводится сидя за игровыми столами.)
(Вносят черный ящик.)
- Угадайте, что в черном ящике? (Дети говорят предполагаемые ответы.)

 --Хвост во дворе. Нос в конуре. Кто хвост повернёт, тот в дом войдёт.

Воспитатель: А теперь правильный ответ (открывает ящик и достаёт ключ).

-Что лежит в ящике?

- Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
 
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка

Ответ знатокаМатрешка.

Воспитатель: А теперь правильный ответ (открывает ящик и достаёт матрешка).

Воспитатель: Внимание, 6 раунд!
(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает: конверт-загадка)
Ведущий: - Угадайте сказочного героя по загадке:
Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … .
Дети: Айболит.
Ведущий: - Верно, Доктор Айболит!
(Ведущий ставит знак музыкальной паузы.)
Сюрпризный момент - приходит Доктор Айболит. Проводит с детьми оздоровительную гимнастику. Физкультурная минутка «Зарядка».
Воспитатель: - Внимание, 7 раунд! 

Игрок команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Воспитатель: - Внимание на экран! Этот вопросы от  Гены из «Барбоскиных .

«Отгадайте загадки и нарисуйте отгадки на листе бумаги»: (Дети рисуют ответы, на загадки располагая их на листке в заданном воспитателем порядке)

1. Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины. (квадрат)

2. Нет углов у меня

И похож на блюдо я. (круг)

3. Четыре угла и четыре стороны,

Мои стороны разной длины:

Две длинные, и две короткие. (прямоугольник)

4. Три стороны и три угла,

И столько же вершин. (треугольник)

5. На круг похож я,

Только вытянут слегка, (овал) Молодцы! И ещё одно задание:

Дидактическая математическая игра «Засели жильцов в домики» – проводится сидя за игровыми столами.

Каждому игроку дается карточка-домик с заданием. Под крышей домика – ответ. В самом домике – математические примеры. Необходимо дописать в примерах недостающие цифры, чтобы добрать сумму, указанную в карточке.
Подводятся итоги данного этапа занятия.

Воспитатель: - Внимание, 8 раунд! 

Игрок команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

- Внимание! Конкурс капитанов.
Задание «Волшебные конверты» ( проводится стоя за игровыми столами.)
В конвертах лежит объект живой природы, что бы угадать какой – нужно ответить на вопрос: Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то траву, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Как называются эти растения? (ответы игроков: лекарственные, целебные)
Конверты отдаются капитанам команд.
- И, так, задание «Узнай целебную траву».
- Нужно собрать картинки-пазлы, узнать траву, назвать её и кратко рассказать о применении травы.
Правильные ответы:
1.мать-и-мачеха - собирают летом, полезно пить отвар этой травы при простуде и сильном кашле;
2.ромашка (лекарственная) или аптечная - цветы собирают летом, отваром полощут горло при ангине, применяют как бактерицидное и противовоспалительное средство при болезнях горла, желудка.
Воспитатель: - Внимание, 9 раунд! 

Игрок команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Воспитатель: - Внимание на экран! Этот вопросы от Фиксиков 

Вопрос 1: - Почему белые медведи не едят пингвинов?

Правильный ответ: Медведи не могут охотиться на пингвинов, потому что эти животные живут далеко друг от друга. Медведи – на Северном полюсе в Арктике, а пингвины - на Южном полюсе в Антарктиде.

Воспитатель: - Прошу знатоков доказать свой ответ с помощью глобуса.
(Дети показывают на глобусе: Северный полюс и Арктику; Южный полюс и Антарктиду.)
Воспитатель: Вопрос 2:- Почему орнаменты в русском костюме располагались по краю подола, рукавов, ворота?

(Ведущий кладёт на столы игроков картинки с изображением русских костюмов - подсказка)

Правильный ответ: Вышивали орнамент не просто для красоты. Узор в орнаменте идет по кругу. В старину люди верили, что круг - символ солнца. А солнце даёт тепло, свет, урожай, защищает от холода, темноты, болезней, бед. Поэтому орнамент вышитый по кругу костюма был оберегом - оберегал людей от зла, сглаза.

Воспитатель: - Внимание, 10 раунд! 

Игрок команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Воспитатель: - Внимание на экран! Этот вопрос от работников «Бюро находок»

Внимание знатоки, перед вами картинки с изображением предметов.  Вы должны внимательно посмотреть и назвать героя сказки, которому этот предмет принадлежит, а также из какой он сказки (на интерактивной доске показываются слайды – правильные ответы)

-скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»)

-самовар («Муха – Цокотуха».)

-стрела (Иван царевич «Царевна – лягушка»)

-градусник («Доктор Айболит»)

-пирожки («Красная шапочка», «Машенька и медведь»)

Объявляется счёт.

Воспитатель: - Внимание, 11 раунд! 

Игрок команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Воспитатель: - Внимание на экран! Этот вопрос от Винни-Пуха 

Внимание вопрос:   по правилам дорожного движения. 
- Что обозначают света светофора? (красный – стой, желтый – приготовься, зеленый – иди). 
- Где ездят машины? (по трассе, по дороге). 
- Как называется дорога, по которой ходят пешеходы? (тротуар). 
- Где можно переходить улицу пешеходам? (по пешеходному переходу – зебра). 
- Как нужно переходить улицу? (сначала посмотреть влево, а потом вправо и переходить). 
-  Как называются люди, которые едут в автобусе или в трамвае? (пассажиры). 

У вас есть время на обсуждение ответа на вопрос. (Дети обсуждают ответ).

Воспитатель: - Внимание, 12 раунд! 

Игрок команды крутит волчок. (Музыка)  

(Звучит музыка «вращение волчка», игрок вращает волчок.)
- Над каким номером конверта остановился волчок? (игрок отвечает)

Воспитатель: - Внимание на экран!  Вопрос от «Домовенка»  (игра «Угадай по звуку»)

Задание для обеих команд одинаковое: прослушать звуки и в соответствии с ними разложить картинки по порядку. (лай собаки, дождь, гудки машин, крик петуха, пение птиц, барабан).

Воспитатель:– Вот и закончились все задания, все вопросы у наших добрых мультипликационных героев. Давайте посчитаем, какое количество баллов заработала каждая команда. 

Воспитатель: Внимание на экран.

Голос Совы: Дорогие ребята, вы показали отличные знания. Спасибо вам за игру. За отличную игру вручаю вам медали. До свидания. До новых встреч.

Награждения игроков. Дети под музыку выходят из зала.

Самоанализ:

В ходе игры в комплексе решались поставленные цель и задачи, которые

соответствуют возрасту детей и их индивидуальным возможностям. Предложенные задания подобраны с учётом раннее полученных представлений, умений, навыков. Организация самой игры носит развивающий характер, так как решение предложенных заданий требовало от детей логики мышления, творческого воображения. Использование разнообразных форм, методов и познавательной деятельности (игровые, речевые, наглядные, практические) обеспечили динамичность игры, максимальное удовлетворение потребностей детей, повышение речевой активности, заинтересованности в выполнении сотрудничеству между детьми и, включение каждого ребенка в деятельность по достижению цели. В ходе игры активизировались у детей различные анализаторы: двигательные, слуховые, зрительные,  что помогло создать благоприятную обстановку к выполнению заданий.

Во время игры использовался различный дидактический и демонстрационный материал. Он соответствовал требованиям техники безопасности, был рационально расположен и оптимально использован, а также соблюдены все гигиенические требования к проведению данного мероприятия. В течение всей игры присутствовала благоприятная психологическая атмосфера: доброжелательность друг к другу и к окружающим, хорошее настроение. Дети были активны, правильно отвечали на вопросы, выполнили все задания. С поставленными задачами дети справились. Взаимоотношения детей со мной на протяжении всего занятия были дружескими, эта позиция привлекала и дисциплинировала детей.  По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:

Детям нравятся такие игры. Это вызывает у них азарт соперничества и, конечно же, проявляется интерес к деятельности. Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была хорошая. Дети активно и с воодушевлением работали на всех этапах занятия. Они получили максимум положительных эмоций. Считаю, что занятие прошло в оптимальном темпе, в доброжелательной психологической атмосфере.

Итог подвела, оценила участие детей в занятии. Считаю, что мне удалось достичь цели занятия, через реализацию всех поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интелектуальный конкурс для подготовительной группы

Область: коммуникацияЦели:Обучающие: Отрабатывать умение работать по схеме-карте; учить использовать знаки-символы, умение следовать инструкции. углублять, расширять и закреплять знания детей о ...

Сценарий интелектуального марафона в подготовительной группе

Марафон расчитан на детей 5-7 лет. Проводится между 3 командами. Даются задания на внимательность, быстроту мышления, логику  и различных знаний, накопленных за их период жизни....

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...

Конспект занятия в логопедической подготовительной группе «Речевички» на тему: «Мой город». план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину. Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной....

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....