Игровые и образовательные технологии в процессе обучения.
статья

Дуденкова Наталья Владимировна

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые и образовательные технологии в процессе обучения.

В последние годы растёт число последователей и приверженцев в использовании игр в образовательном процессе. Применение педагогических игр является основой игровых образовательных технологий. Это понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме различных игр. Игровая форма взаимодействия педагога и обучающихся подразумевает реализацию какого-либо сюжета: игры, сказки, постановки в театре.  

При этом образовательные задачи включаются в само содержание игры. В учебном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, компьютерные игры.

Прежде чем говорить об играх в педагогике давайте разберёмся с понятием игры вообще.

Играм характерны 4 главных признака:

  • это свободно развивающая деятельность, которая начинается с интереса и желания обучающегося. Она организуется ради удовольствия от процесса, а не от результата, процедурное удовольствие;
  • это творчески активный характер этого действия или «поле творчества»;
  •  это эмоциональность деятельности, соперничество, развлекательность, как внешнее проявление содержания;
  • это правило, отражающие содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Этапы реализации игры:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • реализация;
  • рефлексия и анализ результатов, как самим обучающимся, так и педагогом.

При этом в игре у обучающихся прежде всего возникает именно субъектная позиция. Активность при игре помогает достигать высоких результатов освоения и закрепления новых знаний. Групповой характер взаимодействия служит способом выстраивания взаимоотношений и развитие коммуникативных компетенций. Мотивация к игре обеспечивается добровольностью, возможностью выбора и соревновательностью, удовлетворению потребностей самореализации.

Структура игры.

  • Роли. Каждый из участников игры берёт на себя одну роль, которая накладывает определенный отпечаток на его способности и возможности в игре.
  • Игровые действия.
  • Игровое употребление предметов. Т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными. Всё это подчинено дидактическим задачам и реальной учебной ситуации.
  • Отношения между игроками в реальности. Такие как отношения педагога и обучающегося и обучающихся между собой.
  • Сюжет или содержание игры.

Значение игры неисчерпаемо. Не следует его оценить только развлекательными возможностями. В том и состоит её уникальность. Являясь развлечением, она способна перерасти в обучение.

Функции игровых технологий:

Игровая деятельность выполняет несколько функций. Среди которых можно выделить.

  • Развлекательная функция. Это всё-таки основная функция игры.
  • Коммуникативная функция. Во время игры дети постоянно оказываются участниками человеческих отношений и вступают в общение, коммуникацию.
  • Функция самореализации. С помощью игры происходит включение ребёнка в систему общественных отношений, усвоение им богатства культуры, что так же актуально в 21 веке, когда необходимо развивать навыки коммуникации и умение работать в команде.
  • Терапевтическая функция. Игра используется как средство преодоления трудностей, возникающих в общении, обучении и воспитании.
  • Диагностическая функция. Игра позволяет педагогу проводить мониторинговые срезы, выявлять интеллектуальные, творческие и эмоциональные проявления. Так же с помощью игры можно проводить мониторинг на универсальные учебные действия.
  • Функция межнациональной коммуникации. Игры позволяют узнавать и принимать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, это особенно актуально для РФ, которая представляет собою многонациональную страну.
  • Коррекция. С помощью игровых методов педагог вносить позитивные изменения в структуру личности, те или иные качества, которые необходимо развивать у ребёнка.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель предстаёт в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчинена правилам игры;
  • учебный материал и содержание используется в качестве игрового материала;
  • в деятельность вводится элемент соревнования;
  • успех в игре является результатом выполнения задания на занятии.

Виды игр:

  • обучающие;
  • тренировочные;
  • контролирующие;
  • обобщающие;
  • познавательные;
  • воспитательные;
  • развивающие;
  • репродуктивные;
  • продуктивные;
  • творческие;
  • коммуникативные;
  • диагностические;
  • психотехнические.

Специфика игры определяется игровой средой. Бывают игры с предметами и без, настольно-печатные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий в педагогике является решение задач.

Дидактические: расширение кругозора обучающихся, формирование определённых учебных действий.

Развивающие: развитие памяти, внимания, речи, разных типов мышления: образного, понятийного, пространственного, системного и др. творческих идей, умение находить оптимальные решения и т.д.

Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировозренческих ценностей; воспитание сотрудничества, умение работать в команде, не конфликтность и т.д.  

Социализация: приобщение к нормам и ценностями в обществе.

Игровые технологии широко применяются в обучении дошкольников. Потому что игра является основным видом деятельности в это возрастной период. У ребёнка формируется воображение и допонятийное мышление, которое позволяет ему переносить свойства. одних предметов на другие. Ребёнок учится понимать собственные чувства и их выражать. Активно включается в коллективную деятельность и общение. Результатом применения игровых технологий в дошкольный период формирует готовность к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»

Доклад из опыта работы на тему: "Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию"...

Использование социоигровых технологий в процессе обучения детей составлению загадок в подготовительной группе

Программное содержание:1. Учить детей отгадывать и составлять загадки, опираясь на модель.2. Формировать умение самостоятельно рассматривать предмет, находить его существенные видовые признаки, устана...

" Весна"(Республиканский семинар на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»)

Воспитателем Гимадиевой Г.З. разработано интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, которое включает в себя: релаксационные паузы, просмотр слайд фильма, гимнастику дл...

Система работы по использованию современных мультимедийных технологий в процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста

Система работы по использованию современных мультимедийных                    технологий в процессе обуче...

Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...

Статья Совершенствование информационно-образовательной среды дошкольного учреждения: Создание оптимальных условий для организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В современном обществе  развитие коммуникационных и информационных технологий идёт огромными темпами. Обучение и образование современных детей и родителей тесно переплетается с компьютерными техн...