консультация "Развитие речи"
консультация (младшая группа)

Ушакова Елена Алексеевна

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся друг с другом, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»

Речь – важнейшая психическая функция человека. При помощи речи мы общаемся друг с другом, обозначаем свои состояния, называем предметы и явления, побуждаем к действиям себя и других. Почему важно развивать речь у детей? Владение речью помогает ребёнку строить отношения со сверстниками и взрослыми, свободно высказывать свои мысли, дружно играть и заниматься другими совместными делами. Развитие речи в первые годы жизни – одна из важнейших образовательных задач, от решения которой зависит обучение ребёнка на следующих возрастных этапах. В данном возрасте происходит переход от ситуативно-делового к внеситуативно - познавательному общению и развитие речи у детей осуществляется в процессе диалога. В первые три года жизни речь формируется в процессе жизнедеятельности - в режимных моментах, в самостоятельной игре, в процессе непосредственно-образовательной деятельности. В младшем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия на детей. Общение – это взаимоотношение взрослого и ребёнка, которое включает обращение взрослого к ребёнку и ответную реакцию ребёнка взрослому. Третий год жизни является главным периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи ребенка разнообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, формировать грамматический строй речиразвивать речевое общение с взрослыми и сверстниками и расширять активный словарь. Ребёнок в данном возрасте учатся понимать и выполнять поручения воспитателя и родителей, просьбы сверстников, формулировать собственные высказывания. Дети в этом возрасте учатся воспроизводить интонации и темп речи, расширяется словарный запас детей. В этот период необходимо уделять особое внимание на выговаривание детьми звуков. Помимо существительных, вводятся прилагательные («белая чашка», глаголы, наречия («чашка стоит на столе», предлоги («Оля подошла к столу»). Обращается внимание малышей и на словообразовательные возможности языка («половичок лежит на полу»«погремушка гремит», обобщения («игрушки»«одежда»«посуда»). Звукоподражательные и облегчённые слова («ав-ав»«би-би») уже заменяются общеупотребительными («собака»«машина»). В раннем возрасте у детей начинает развиваться грамматический строй речи. Малыши начинают, изменят существительные по числам и падежам«одна ложка и много ложек»глаголы по лицам и числам«я иду, ты идёшь, мы идём»временам«мишка идёт, мишка пришёл». Учатся использовать повелительное наклонение глагола («зайчик, попляши»); образуют уменьшительно-ласкательные наименования («куколка»«машинка»); строят простые и сложные предложения («кукла захотела спать, и я положила её в кроватку»).

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению и зависят успехи малыша в усвоении языка. Для своевременного развития речи ребенка имеет важное значение отношение взрослого к развитию ребенка. Внимательное, бережное и доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций ребенка. Без этого невозможно устанавливать тесный контакт с малышом и развивать его речь.

Педагогу и родителям необходимо проводить беседы с детьми о том, что находится в поле их зрения. Развитие речи происходит на специально организуемых мероприятиях в детском саду, в ходе которых развиваются действия с предметами, движения, а так же и в повседневной жизни (режимных моментах, самостоятельной деятельности). В процессе наблюдения за живыми объектами необходимо знакомить детей с особенностями внешнего вида, с повадками, как и что они едят. В процессе наблюдений так же следует не только констатировать то, что происходит, но и развивать мыслительные способности детей : обучать сравнивать предметы и устанавливать между ними сходство и различия.

Для того чтобы развитие речи детей раннего возраста, было успешным, усилий воспитателя недостаточно. Многое зависит от родителей и близких ребенку людей. Педагоги советуют мамам, папам и близким ребенку людям чаще разговаривать с детьми, обсуждать различные вопросы "почему растёт цветок?", "какого цвета небо?", "чем покормим котика?" и т. д. Речь взрослого должна быть чёткой и умеренно громкой. Нельзя копировать высказывания ребёнка и произносить слова так, как это делает малыш. Родители могут разыгрывать кукольные спектакли по сюжетам знакомых произведений и сказок, заучивать короткие стихотворения. Следует внимательно относиться к детским вопросам. Если не получается сразу удовлетворить любознательность малыша, то ответ можно дать позже, поискав нужную информацию в книгах. При этом ребёнку обязательно надо сказать,почему сразу не можем ответить на вопрос. Обсуждайте с малышом все, что видите вокруг на прогулке, в магазине, дома. Спрашивайте его, и пусть поначалу ответы будут односложными. Чем больше практики, тем лучше результат! Следует обратить особое внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым, поэтому в процессе совместной деятельности взрослым необходимо самим ставить больше вопросов. Очень скоро ребенок привыкнет к тому, что вопросы и ответы – это часть его жизни, и начнет интересоваться окружающим миром уже сам.

Общение ребенка с взрослыми и с другими детьми способствует тому, что он учится более сложным формам общения, не только просит или помогает, но и соотносит свои действия с действиями других. Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все слова и фразы, ведь при повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даём верные образцы для усвоения. Этот приём играет важную роль в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Важными так же являются приёмы договаривания и подсказывания нужного слова (ребёнок в ходе пересказа или чтения наизусть может испытывать затруднение в употребления какого-то слова, необходимо вовремя помочь ему). В случае отсутствия систематической деятельности контакт между детьми и взрослыми практически не устанавливается.

К речи ребёнка нужно относиться очень внимательно, выполнять рекомендации воспитателя, при необходимости обращаться к логопеду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...