Повышение профессионального уровня через взаимодействие педагога и наставника.
материал

Абалян Аида Владимировна

Помогая молодому специалисту, я с уверенностью могу сказать, что мне наставничество помогает развивать свои профессиональные качества.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение профессионального уровня через взаимодействие педагога и наставника.

Второй год я являюсь наставником молодого специалиста.  Это  мой первый опыт наставничества. И, на мой взгляд,  ответственно, интересно и полезно.

Начинающий педагог с началом своей трудовой деятельности имеет те же обязанности, что и опытный, несет ту же ответственность и от него все участники образовательного процесса ожидают профессионализма и поэтому руководство  не должно забывать о том, что процесс адаптации неизбежен и наставничество это форма, которая поможет решить все проблемы данного процесса. Моя задача как наставника создать все условия для профессионального роста, более легкой адаптации молодого специалиста.

 Для себя я определила, что наша работа будет заключаться во взаимодействии, и главное не поучать, не указывать, не только демонстрировать свой опыт работы, а вести диалог, выявлять проблемы и совместно их решать.

Учрежденческие документы требовали  разработки плана работы на три года,  но сразу хочу отметить, что план корректируется, вносятся изменения и дополнения. Изначально была проведена диагностика, которая помогла выявить первые трудности.

Несколько обозначу:

  • профессиональная этика;
  • нормативные документы (ведение, заполнение);
  • сложность и многозадачность профессии;
  • возможные трудности в общении с родителями.

Исходя из вышеуказанных проблем, были намечены этапы работы.

1 этап «Изучение локальных нормативных актов»

  • Устав, кодекс этики и служебного поведения, положение о конфликте интересов т.е документы, которые помогли понять суть профессиональной этики и как их применять в трудовой деятельности.

Много вопросов возникло по ведению документации педагога – психолога. Все ответы нашли в Положении о работе педагога-психолога, где в соответствии с нормативными документами, касающимися психологического сопровождения в детском саду,  обозначены основные виды деятельности, направления  и определена документация, необходимая  педагогу-психологу в нашей организации.  Это как вы понимаете, облегчило работу специалиста, подробно каждый журнал, каждая строчка и столбец были рассмотрены и  проанализированы.

На данном этапе мною сделан вывод, что я как наставник  должна научиться ясно, выражать свои мысли,  обладать способностью, понимать и реагировать на чувства и эмоции молодого специалиста, чтобы в условиях сложности и многозадачности не напугать, не загрузить, а помочь правильно расставлять приоритеты в работе.  

Особенности проведения занятия с детьми, продуктивное взаимодействие педагога с родителями воспитанников, с коллегами, привлечение их к сотрудничеству, проведение диагностического обследования это более широкие вопросы, решение которых планировалось не на  один год.

Поэтому второй этап это как раз применение теоретических знаний на практике,   отработка профессиональных умений, поиск лучших практик, методов, приемов работы. Повышение своего мастерства через взаимопосещение занятий, консультации, беседы с коллегами, общение с родителями.

Сложность и многозадачность работы педагога психолога в образовательной организации пугала молодого специалиста и чтобы он не растерялся, рекомендовано было   спланировать работу по трем основным направлениям это: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.         

Именно на этом  этапе  у неопытного специалиста  возникли вопросы как:

– Как помочь ребенку адаптироваться в группе?

– Каким образом педагог может помочь замкнутому ребенку?

- Как помочь воспитателю в работе с гиперактивным ребенком? 

Выявление и обсуждение причин, и возможные варианты ответов на вопросы  разрабатывались совместно, и мне как опытному специалисту нужно было предвидеть разные ситуации и предложить несколько вариантов их решений.          Возникали разные ситуации, например, законные представители отказывались идти на контакт с психологом. Разобрав ситуацию, поняли, что родители не понимают, сути проблемы. Поэтому моя задача стояла научить педагога донести до родителей необходимую информацию доступно и понятно. И только тогда, поняв проблему, у родителей возникло желание выполнять рекомендации педагога. Для меня это было самым трудным, потому что я знаю как должно быть, но как научить этому молодого педагога, вызвало трудности. Поэтому  понадобилось время, чтобы и самой освоить некоторые практики, изучить дополнительно литературу, опыт других педагогов т.е можно сказать, что возникшие трудности  пополнили и мою копилку знаний. 

Третий этап работы подразумевает определенную систему работы педагога, которая будет складываться из собственных наработок,  это время когда придет осмысление проблем выявленных и ранее, но уже решенных. На данном этапе будет проведена повторная диагностика, которая покажет: снизилось ли  количество затруднений в сравнении с первоначальным периодом,  удовлетворенность работой и взаимоотношениями с коллегами. Как взаимодействует педагог со всеми субъектами образовательного процесса. Появились или нет профессиональные достижения, присутствует ли уверенность в правильности своего профессионального выбора.

На данном этапе планируется включить педагога в работу методического объединения, представление опыта на личном сайте, в сообществах детского сада.

        Своим опытом  наставничества планирую поделиться   на муниципальном уровне в рамках территориальных объединений. Хочу отметить, что сопровождение молодого педагога это не только работа педагога и наставника, это система работы целого коллектива, и она  носит  характер выявления скрытых возможностей педагога, создание условий для его развития. Помогая молодому специалисту, я с уверенностью могу сказать, что мне наставничество помогает развивать свои профессиональные качества.  

Свое выступления я хочу закончить словами  римского философа Луция Аннея Сенеки «Уча других – мы учимся сами».



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение профессионального уровня через взаимодействие педагога наставника Педагог- психолог Абалян Аида Владимировна Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

Слайд 2

Цель наставничества - создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Задачи наставника: Обеспечить наиболее легкую адаптацию молодого специалиста в коллективе. Обеспечить доступность и информативность для овладения профессиональными знаниями. Поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.

Слайд 4

Этапы работы наставничества: Изучение локальных нормативных актов; 2. Отработка профессиональных умений; 3. Совершенствование собственного опыта.

Слайд 5

1 этап «Изучение локальных нормативных актов» Устав; Кодекс этики и служебного поведения в МКДОУ «Сказка»; Положение о конфликте интересов; Положение о работе педагога-психолога; Программа педагога-психолога.

Слайд 6

2 этап «Отработка профессиональных умений» Изучаем опыт работы коллег своего учреждения и других ДОО; Посещения открытых мероприятий; Консультации и беседы с коллегами; Совместное планирование занятий; Беседы с родителями.

Слайд 8

3 этап «Совершенствование собственного опыта» Саморазвитие педагога; Своя система работы; Умение применять теоретические знания в практической работе; Внедряются в работу собственные наработки.

Слайд 9

«Уча других – мы учимся сами» А. Сенека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение профессионального уровня педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников.

Формы и методы обогащения педагогического опыта родителей в условиях дошкольного учреждения....

Индивидуальный план работы повышения профессионального уровня Тема: «Развитие логического мышления и математических представлений через использование универсального математического материала»

Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей дошкольного возраста в современной жизни приобретает все больше значение. Дети с самого раннего возраста связаны с математикой...

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду" План профессионального развития (самообразования) педагога на межаттестационный период.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 181 комбинированного вида»Советского района г. Казани    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕ...

План индивидуального повышения профессионального уровня по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»

План индивидуального повышения профессионального уровня  по теме «Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с ФГОС ДО»...