Проект "Музыкально - литературная гостиная"
проект (старшая, подготовительная группа)

Копылова Мария Анатольевна

Цель: создание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально-творческой деятельности всех участников в "музыкально-литературной гостиной". Тематика гостиной расчитана на детей 5-7 лет.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Детский сад №59 «Золотой ключик»

Педагогический проект

Тема проекта: «Музыкально - литературная гостиная»

            Тип проекта: познавательно – творческий.

            Участники проекта: старшие дошкольники 5-7 лет.

       Срок реализации проекта: сентябрь 2021 г. -  май 2023г.

Ответственные: Гриловская Т.А

Копылова М.А

г. Улан –Удэ

2021 г.

Актуальность.

        Как отметил композитор Кобалевский: «Главной задачей  музыкального воспитания детей, является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие на весь духовный мир детей, прежде всего на их нравственность».

 В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

В настоящее время в новой социокультурной ситуации развития детства признается необходимость формирования личности через культуру и воспитание человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности культуры.

С этих позиций особое внимание уделяется содержанию образования, которое направлено на развитие универсальных культурных умений, формирующихся на основе  культурных практик: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной творческой деятельности.

Вызов нового времени актуализировал создание оптимальных условий для обогащения социального опыта  дошкольников  в процессе освоения ценностей культуры.

Одним из средств формирования личностных качеств ребенка, его духовного мира является музыка и литература.

Приобщаясь к культурному музыкальному и литературному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный, культурный опыт поколений.

Поэтому, идеальной средой для формирования культурных умений, в силу своей эмоциональности является восприятие художественной литературы и   музыкально – творческая  деятельность в «музыкальной и литературной гостиной», как одной из форм культурных практик, в процессе которой происходит формирование духовно - нравственных качеств.

Кроме того, «гостиная» уникальная возможность обеспечения единого пространства социокультурной преемственности между поколениями, основанном на  тесном  сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности.

Только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться  эстетическое отношение к окружающему миру,  система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

Тематика  гостиный рассчитана на детей от 5 до 7 лет. Предоставляемый материал в каждой гостиной состоит из четырёх блоков, который разработан с учетом новых подходов в рамках программно – методического комплекса: программы О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», являющейся инновационной технологией, позволяющей возможность найти свой неповторимый путь к сердцу ребенка, посредством классической музыки; программой Т.Э.Тютинниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», направляет на развитие творческого воображения дошкольников, музыкальности через объединение различных ощущений  в процессе музицирования, способность к построению ассоциативных аналогий; «Ладушки» - программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста И.Каплуновой, И.Новоскольцевой отличающейся творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей, учитывающей  их индивидуальные особенности, обеспечивающей  создание атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности.

Подбор литературы осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения, составляющих произведения разных жанров: фольклор, произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы. Большое внимание в организации творческих встреч в  гостиных уделяется  музыкально – художественному проектированию, в основе которого  составление оригинального сценария, отражающего смысл проводимого мероприятия. Сценарий, прежде всего,  обеспечивает включение в творческую деятельность максимального числа участников и создание непринуждённой творческой обстановки. Работа над сценарием предполагает  включение в деятельность педагогов – сотрудников, детей и родителей. Количество участников подобных мероприятий – не  превышает 25  человек, что обеспечивает индивидуально – личностный подход к участникам музыкальных гостиных.

Цель: создание условий для формирования культурных умений средствами восприятия литературы и музыкально – творческой деятельности всех участников в «музыкально-литературной гостиной».

Задачи:

  • Формировать представления об общепринятых культурных ценностях через лучшие образцы художественной литературы и музыкальной  культуры;
  •  познакомить детей и взрослых с системой эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных  и литературных произведений;
  • в совместной творческой деятельности детей и воспитывающих взрослых  развивать индивидуальные особенности, обращая внимание на  оригинальность и уникальность   действий каждого ребенка;
  • воспитывать интерес и любовь к классической и народной музыке;
  •  воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

Основные принципы музыкально-литературной гостиной:

  1. Инновационный подход, связанный с развитием универсальных культурных умений в ходе освоения культурных практик, одними из которых является литературная и музыкальная гостиная в процессе органичного сочетания обучения и воспитания, основанных  на  текущих  и  перспективных  интересах ребенка, поведения и опыта.
  2. Формирование у ребенка различных представлений об окружающем мире через восприятие литературных произведений,  музыку отечественных и зарубежных композиторов.
  3. Формирование нравственных качеств личности в процессе интересной познавательной музыкально – творческой деятельности у детей, способность любить и понимать искусство, бережно относиться к окружающему миру.
  4. Организованное целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через формирование культурных ценностей и достижений человечества.

Методы реализации проекта:

  • наглядно – слуховой;
  • наглядно – зрительный;
  • словесный;
  • поэтическое слово (загадки, стихи,  и т.п.);
  • литературный образ сказок;
  • описательные рассказы, беседы, постановки вопросов и заданий;
  • практический. 

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальный центр, мультимедийная установка, видео и аудио записи, компьютер, принтер, диски с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портреты композиторов, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература, сценарии совместных праздников и развлечений, детские музыкальные инструменты (ложки, колокольчики, бубны, погремушки, трещотки, металлофоны и др.).

Планируемый результат проекта:

Совместная творческая деятельность с помощью музыки объединит детей и взрослых, создаст обстановку общей радости, хорошего настроения;

Разработанные мероприятия предоставят возможность выбора и творческого поиска;

Сочетание разнообразных методических приемов, таких, как: сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами, использование поэтического слова, сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре, танцевальные и игровые импровизации - все это значительно обогатит процесс слушания музыки, сделает его интересным и увлекательным.

Планируемые продукты проектной деятельности участников:

  • фотоматериалы;
  • видеоматериалы;
  • конспекты;
  • информационный стенд  для родителей;
  • наглядно-дидактическое пособие для детей «Культурное наследие».

План реализации проекта

I Подготовительный этап. Планирование проекта.

  • Провести анкетирование родителей (имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование, играет ли на музыкальном инструменте, какую музыку слушают дома, какие темы музыкально – литературных вечеров могли бы заинтересовать их детей и т.п);
  • Изучение и анализ музыкально-педагогической  и художественной литературы;
  • Постановка цели, формулировка задач;
  • Определение круга тем и форм, подбор музыкального  и литературного материала, разработка сценариев;
  • Составление плана реализации проекта.

II  Основной.

Календарно – тематическое планирование 2021-2022 год.

Месяц

Тема

Формы и содержание

Ответственные

Сентябрь

«Воспоминания о лете в музыке, живописи и поэзии»

1.Фотовыставка «Летние мгновенья».

2.Создание мультимедиа презентации «Лето в живописи и музыке».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп, родители.

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель,

воспитатели.

Воспитатели, музыкальный руководитель

Октябрь

«Осенняя пора – очей очарование»

1.Пленер «Под звуки осени».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели

музыкальный руководитель

воспитатели групп

родители

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Ноябрь

«Люблю тебя, мой край родной Россия!»

1.Знакомство с историческими фактами празднования Дня нородного единства.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3. Создание мультимедиа презентации «День нородного единства»

3.Участие в челлендже «Россия объединяет»

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели  музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Музыкальный руководитель

родители

музыкальный руководитель, воспитатели групп.

Декабрь

«Здравствуй, гостья зима»

1. Мастеркласс «Новогодняя игрушка своими руками».

2.Создание мультимедиа презентации «Зима в шедеврах русских композиторов, художников и  поэтов».

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп,

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

Музыкальный рководитель

воспитатели групп.

Январь

«Белая книга зимы»

1.Фотовыставка «Семейное Новогодье».

2. Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели и родители групп.

Музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Февраль

«По морям, по волнам».

1.Создание семейных коллажей с применением различных техник. Выставка.

2.Создание мультимедиа презентации «Наша Армия»

3.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители  воспитатели групп, музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

Музыкальный руководитель

воспитатели групп

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Март

«Детская игрушка в музыке, живописи и поэзии»

1.Выставка рисунков «Любимая игрушка».

2. Встреча в музыкально-литературной гостиной. Детская музыка в творчестве композитора П.И.Чайковского цикл произведений «Детский альбом» с иллюстрациями современных художников.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители, воспитатели

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Воспитатели  музыкальный руководитель.

Апрель

«Птичий гомон»

1.«Слушаем птиц, рисуем птиц».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной «Музыка рассказывает о птицах» с использованием произведений литературы и живописи по теме.

3.Выставка поделок из природного материала.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели музыкальный руководитель,

Музыкальный руководитель,

воспитатели

Родители, воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Май

«Зовёт нас музыка Победы»

1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны».

3.Акция «Георгиевская ленточка» изготовление поздравительных открыток для ветеранов Войны и детей военного времени.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели, музыкальный руководитель,

родители

воспитатели, музыкальный руководитель.

 Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Календарно – тематическое планирование 2022-2023 год.

Месяц

Тема

Формы и содержание

Ответственные

Сентябрь

«Летние радости»

1.Фотовыставка «Какого цвета лето?».

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп, родители.

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель,

воспитатели.

Октябрь

«Волшебные краски осени»

1.Выставка рисунков «Волшебные краски осени»

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели

музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Ноябрь

«От чистого сердца…»

1.Знакомство с историческими фактами празднования Дня матери

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной.

3. Создание мультимедиа презентации «День матери»

4.Выставки поделок «Мамины руки – не знают скуки»

5.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели  музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

родители

музыкальный руководитель, воспитатели групп.

Декабрь

«Зимние сказки»

1.Прочтение сказки П.Бажова «Серебряное копытце»

2. Экскурсия в библиотеку

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели групп,

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

Январь

«Сказка о снежинке»

1.Литературное творчество Сочинение сказки о Снежинке.

2. .Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели и родители групп.

Музыкальный руководитель,

музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Февраль

«Карнавал животных» Шарль – Камиль Сен-Санс

1.Чтение стихов и рассказов о животных

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

3.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители  воспитатели групп,

Музыкальный руководитель,

Музыкальный руководитель

воспитатели групп

Март

«Весеннее преображение»

1.Экскурсия в библиотеку.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Родители, воспитатели

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Апрель

«Мой любимый дом»

1.Выставка «Герб моей семьи»

 2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели музыкальный руководитель,

Музыкальный руководитель,

Воспитатели, родители

Май

«Зовёт нас музыка Победы»

1.Экскурсия и возложение цветов к мемориальному комплексу.

2.Встреча в музыкально-литературной гостиной по теме «Стихи и песни Войны».

3.Выпуск праздничной газеты.

4.Пополнение родительских стендов музыкально-литературным содержанием по теме.

Воспитатели, музыкальный руководитель,

родители

воспитатели, музыкальный руководитель.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

Музыкальный руководитель,

воспитатели групп.

III Заключительный этап. Итоги.

  • Оформление фотовыставки «Музыкально – литературная гостинная»;
  • Создание презентации о работе «Музыкально – литературной гостинной»;

Приложение №1

Анкета для родителей

Имеет ли кто-то из членов семьи музыкальное образование?_________________________

Какую музыку слушаете дома?___________________________________________________

Имеете ли Вы возможность выезжать в культурные центры города?

«Да» - в какие?________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Нет» - причина?______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Как часто читаете своему ребёнку? В какое время?__________________________________

_____________________________________________________________________________

Обсуждаете ли прочитанное?____________________________________________________

Посещаете ли с ребёнком библиотеку?____________________________________________

Рассказывает ли вам ваш ребёнок о художественных и музыкальных произведениях, прочитанных и прослушанных в детском саду?____________________________________

Ваши пожелания:

Список литературы:

1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.

2. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.

3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.

4. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.

5.Мир праздников для дошкольников: Сценарии мероприятий/авт.сост. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова.- М.:5 за знания, 2006.

6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия»;

7. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.

8. Радынова О. П. Музыкальное воспитание детей, - М., 1994. - 288 с.

9.Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. Для воспитателя и музыкального руководителя дет.сада.- М.: Просвещение, 1990.

10.Тельчарова Р.А. «Музыка и культура»;

11. Интернет – ресурсы: nsportal.ru; maam.ru; musical-sad.ru.



Предварительный просмотр:

Литературнро – музыкальная гостиная

«Волшебные краски осени»

C:\Documents and Settings\Loner\Рабочий стол\ключики\8028b0d63786t.jpg

                                  

Цель:  обобщение знаний детей о времени года «осень»  средствами музыки, литературы и живописи.         

Задачи:

  • формировать представления об осени, ее признаках и красках;
  • развивать певческие и танцевальные способности детей, их творческие фантазии;
  • воспитывать интерес к таким видам искусства, как музыка, литература и живопись.

Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин и иллюстраций о времени года «осень»; работа над интонационной выразительностью разученных песен и стихотворений.

Развивающая среда: столики для реквизита, клубочки с нитками, блюдечко для клубочка, нотки из цветной бумаги, осенние листья из цветной бумаги, фортепиано, музыкальный центр, нотный стан, портрет П.И.Чайковского.

Раздаточный материал: осенние листья, разноцветные нотки.

     

 Ход занятия:

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Музыкальное приветствие (создание эмоционального положительного фона занятия).

Муз.рук: Ребята, как я рада вас видеть! Сегодня на занятии в нашей музыкальной гостиной  мы будем слушать прекрасную музыку, читать стихи, рассматривать картины художников и узнаем много интересного про чудеса, которые нам дарит матушка-природа. Она ведь постоянно меняет свои наряды: наступает осень – и вспыхивают листья деревьев, краснеют ягоды. Осень сменяет зима – и нас завораживает сверкающий снег и напевы метели. Весной мы любуемся первой листвой и нежными цветами. А лето с его красками и жаркими деньками – чудо из чудес. Послушайте  песню, которая так и называется – «Разноцветная песенка».

 «Разноцветная песенка» Н. Мурычевой

Муз.рук: Вы поняли, дети, о каких клубочках поется в этой песне? (дети отвечают). Конечно, это четыре времени года. Вот у нас на столе разноцветные клубочки. Какого они цвета? (дети отвечают: красного, зеленого, желтого и белого).

Молодцы! А  сейчас послушаем песню еще раз, чтобы подобрать к каждому времени года подходящий цвет и в нужном порядке положить клубочки. Подсказка – в песенке. 

Дети называют цвета: белый, зеленый, красный, желтый.

Муз.рук:  Вот и получилась у нас волшебная палитра времен года. Каждый цвет – особенный, он несет свое настроение. Наше сегодняшнее занятие в музыкальной гостиной  проходит осенью. Какой волшебный клубочек нам нужен?

Дети: Желтый.

Муз.рук: Правильно. И открывает нашу музыкальную гостиную  литературная страничка. Мы приглашаем (называет имена детей).

                       

Дети выходят и читают стихи

  1. Какая красивая осень,

Какой золотистый ковер

И в гости сегодня, ребята,

         К нам праздник осенний пришел.

  1. Осень за окошком бродит не спеша,

Листья на дорожки падают, шурша.

Тонкие осинки в лужицы глядят,

 На ветвях дождинки бусами висят.

  1. Красива осень, погляди,

И желтый лист, и красный!

Леса, и роща, и кусты

         Наряд надели разный.

Посмотрите, ребята, наш клубочек покатился по блюдечку. Волшебство начинается.

                    Звучит в записи «Осенняя песнь» П.И.Чайковского.

Муз.рук:  П.И. Чайковский назвал свое  произведение «Осенняя песнь», а разве здесь есть слова? А почему мы можем назвать эту музыку песней? (певучая, напевная). А какая эта музыка по характеру? Какое настроение у этого произведения?

А что вы представили себе, когда слушали его? Листья кружатся и медленно ложатся на землю. В этом произведении можно даже услышать порывы ветра. Вы слышали? Мелодия звучит неторопливо, с остановками, медленно, уныло. О какой осени написал Пётр Чайковский? (поздняя осень).

Муз.рук: Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы. И вновь наш клубочек покатился по блюдечку. Ой, на блюдце появились слова: «Волшебная песня про осень». Чтобы это значило? (дети отвечают). Да,  это значит, что нам нужно показать свои вокальные способности и исполнить песенку про осень.

Исполняется песня «Наш художник осень».

Муз.рук:  Молодцы! Ребята,  не только композиторы писали музыку на осеннюю тему, но и поэты сочиняли прекрасные стихи. В нашей гостиной – литературная страничка.  Приглашаем Соню. Она прочитает стихотворение «Осень».

                                     Стихотворение «Осень»

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клены,

 В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

 Утешает осень:

- Не жалейте лето!

  Посмотрите – роща золотом одета!

                                                                автор З. Федоровская.

Муз.рук: Композиторы писали музыку на осеннюю тему, поэты сочиняли прекрасные стихи, а художники рисовали чудесные осенние пейзажи. Посмотрите на эти картины и постарайтесь почувствовать настроение художников. Какие цвета используют художники? (дети отвечают). Да, действительно, разноцветная осень. А какого цвета все - таки больше? Да, конечно, желтого (рассматривание репродукций картин, беседа).

И вновь  - литературная страничка.

                          Стихотворение «Желтый лист» Автор неизвестен.

Желтый лист в окно стучится,

Плачет, просится к нам в дом.

Ветерок свистит и злится,

Лист уносит за листом.

 Поднимает над осиной,

 И внизу кладет пластом.

Желтый листик тополиный

Плачет, просится к нам в дом.

Муз.рук: Спасибо, Анечка! Замечательное стихотворение! А сейчас наши девочки превратятся в осенние листочки и  покажут под музыку свои танцевальные фантазии. А мальчики будут осенними ветерками, которые кружат листики и уносят далеко-далеко.

Танцевальная фантазия «Осенние листья»

Муз. рук:  Замечательно у вас получилось! Мне хочется напомнить, что хотя осенью и бывает немного грустно, но это – замечательное время года. Потому, что земля отдает нам свои плоды и всем радостно собирать урожай и любоваться прекрасныии осенними красками матушки-природы.

Исполняется хоровод инсценировка «Урожай»

Муз.рук:  Ребята, вы уже знаете, что музыка состоит из музыкальных звуков. И каждый звук имеет свое название (дети называют). Да, правильно. Это ноты. Перед вами нотный стан, который открывается скрипичным  ключом. Но где же ноты? Вот они, на нашем волшебном блюде. Я предлагаю каждому  из вас взять  волшебную нотку и поместить ее на нотном стане.

 Игра – фантазия «Юные композиторы»

Муз.рук:  Как замечательно у вас получилось! А сейчас я исполню то, что мы с вами видим на нотном стане (играет мелодию на инструменте). На что похожа эта мелодия? Правильно, это мелодия из песни «Прохладная погода».

 Исполняется песня «Прохладная погода»

Муз. рук:  Чудесное исполнение! Спасибо, ребята! Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего? Петь, танцевать или фантазировать (дети отвечают). И вновь клубочек катится по блюдечку. Что же здесь написано? «Золотая осень дарит вам волшебные осенние нотки».

                   Музыкальный руководитель прощается с детьми.

                                                     

          

        



Предварительный просмотр:

«От чистого сердца…»

Встреча в литературно –  музыкальной гостиной

        Дети с цветами входят в музыкальный зал.

Исполняется композиция  с цветами.

Вед:   От чистого сердца

Простыми словами

Давайте, друзья,

        Потолкуем о маме.

Реб1: На свете добрых слов

        Живёт не мало, но всех добрее

        И нежней одно: из двух слогов

        Простое слово «мама», и нету слов

        Роднее, чем оно!

Реб2: Спасибо, мама, за то, что я есть!

        За ночи бессонные, их ведь не счесть.

Реб3: Спасибо тебе за терпенье и ласку,

        За вкусную кашу, вечернюю сказку!

Реб4: Спасибо, мамулечка, я говорю,

        Что самый красивый я здесь вот стою.

Исполняется песня «Нет дороже мамочки»

        Дети садятся на стульчики.

Вед:  Тысячи шедевров мирового искусства посвящены великому предназначению женщины — материнству. Поэты, композиторы, скульпторы и художники всех времен и народов воспевали женщину-мать, ее подвиг и безграничную силу ее материнской любви. Образ матери с ребенком на руках вдохновляет своей нежностью, чистотой и святостью. Взгляните на эти трепетные, светлые, исполненные любви образы, увековеченные великими художниками!

Презентация «Образ матери в изобразительном искусстве»

Вед: Можно бесконечно долго рассматривать и обсуждать увиденное в нашей гостиной, и поверьте, мы ещё предоставим вам такую возможность, но сейчас я открою вам один секрет. Дело в том, что сегодня в нашу гостиную заглянул корреспондент телеканала «Мама ТV», и у него есть к вам кое-какие вопросы.

        Выходит корреспондент с бейджем  «Внештатный корреспондент телеканала «Мама ТV» Ф.И.О.» с микрофоном в руках.

Корреспондент: Добрый день, дорогие мамы и дети. Вот уже несколько лет я являюсь внештатным  корреспондент телеканала «Мама ТV». Сегодня по просьбе главного редактора, для праздничного выпуска программы, мне необходимо взять у вас интервью.  Вы готовы?  (Ответы детей).

Вопросы для интервью:

  • Какие самые тёплые слова вы бы сказали своей маме?
  • Какая у вас мама?
  • Любимое занятие вашей мамы?
  • Вашу маму можно назвать «супер - мамой»? А почему?
  • Можно ли считать вашу маму модницей?
  • Ваше любимое совместное занятие с мамой?

Корреспондент: Сколько светлых надежд, тревог и опасений в материнском сердце! Нет ничего теплее, нежнее, надёжнее, чем руки матери. Одним своим прикосновением мама может утешить боль, успокоить, спеть тихо колыбельную. А ведь мамам тоже порою хочется вернуться в детство и услышать колыбельную.

Вед:  Машины времени у нас, к сожалению, нет,  но колыбельную для своих мам мы можем исполнить.

Исполняется «Колыбельная»  из к/ф  «Человек родился»

Корреспондент: Много пословиц и поговорок о матери родилось в народе. Я начну, а вы заканчивайте.

  • Куда мать, туда и …(дитя)
  • Птица радуется весне, а младенец…(матери)
  • Мать кормит детей, как земля (людей)
  • При солнышке тепло, а при матери…(добро)
  • Нет лучше дружка, чем родная …(матушка)
  • Материнская забота в огне не горит и в воде …(не тонет)
  • Какова мать, таковы и …(детки)
  • Мать всякому делу…(голова)
  • Слепой щенок  и тот к матери …(ползёт)
  • Сердце матери греет лучше …(солнца)
  • Материнский гнев, что осенний снег:  и много его выпадает, да скоро…(растает).

Вед: Наши мамы -  мастерицы на все руки и не боятся трудностей. Предлагаю мамам выбрать музыкальные инструменты, и исполнить праздничный  оркестр.

Исполняется «Наш  оркестр»

Корреспондент: Мамы наши очень рады,

                          А детишек ждут награды

                         За упорство и за труд –

          Карусели их всех ждут.

Проводится игра «Карусель»

Ход:  дети встают вокруг карусели –парашют. Мамы стоят рядом. Звучит музыка и дети начинают движение по кругу. Мамы машут им рукой. После окончания музыки дети должны быстро найти свою маму и обнять.

Вед: Какое счастье, что все дети нашли своих мам!

«Что такое счастье?» Наталья Широбокова

Что такое счастье?   
Таким простым вопросом
Пожалуй, задавался
Не один философ.
А на самом деле
Счастье это просто.
Начинается оно
С полуметра роста.

Это распашонки,               
Пинетки и слюнявчик,
Новенький описанный
Мамин сарафанчик.
Рваные колготки,
Сбитые коленки,
Это разрисованные
В коридоре стенки.

Счастье это мягкие 
Теплые ладошки,
За диваном фантики,
На диване крошки.
Это целый ворох
Сломанных игрушек,
Это постоянный
Грохот погремушек.
Счастье это памперсы,
Мокрые штанишки,
Бабушкины сказки,
Порванные книжки.

Это самодельная
Первая открытка,
Это неподдельная
Беззубая улыбка.
Счастье это пяточки      
Босиком по полу.
Градусник под мышкой,
Слезы и уколы.
Ссадины и раны,
Синяки на лбу,
Это постоянное
Что? да почему?

Счастье это санки, 
Снеговик и горка.
Маленькая свечка
На огромном торте.
Это бесконечное
«Почитай мне сказку»,
Это ежедневные
Хрюша со Степашкой.

Это теплый носик 
Из-под одеяла,
Заяц на подушке,
Детская пижама.
Брызги по всей ванной,
Пена на полу.
Кукольный театр,
Утренник в саду.

Что такое счастье?
Это очень просто,
Начинается оно
С полуметра роста.
Смысл слова «счастье»
Един на всей планете -
Это, когда в доме
Всегда смеются дети.

Исполняется песня «Свою маму обниму»

Корреспондент: Символом праздника «День матери» стала незабудка. Этот легендарный цветок, по поверьям, обладает чудесной силой. Он возвращает память людям, забывших своих родных и близких.

Наши дети приготовили для своих мам поделки с изображением этого символа, которые могут стать семейной реликвией.

Корреспондент: Мы просим вас,

Любите маму, маленькие дети,

Ведь без неё так трудно жить на свете,

Её внимание и, ласку и заботу,

Вам не заменит посторонний кто-то.

Любите маму, взрослые и дети,

Родней её - нет никого на свете!

Мы говорим «спасибо» всем, кто заглянул в нашу музыкально-литературную гостиную. До новых встреч!



Предварительный просмотр:

«Зимние сказки»

Дети под музыку заходят в музыкальный зал.

Звучит «Декабрь» из цикла «Времена года» П.Чайковского

Вед: Добрый вечер, друзья! Добро пожаловать в музыкальную гостиную. Темнеет, наступает зимний вечер. И для сегодняшней нашей встречи в преддверие Нового года я приготовила для вас сюрприз. Но только вы должны закрыть глаза, чтобы произошло зимнее чудо.

        На столике под колпаком стоит ёлочка. Ведущая снимает колпак, зажигает свечу. Дети открывают глаза.

Вед: (читает стихи):

        Сугробы в сумерки упали,

        На окнах выткалась парча.

        Рисуя тени на рояле,

        Играет пламенем свеча.

        В уютной комнате, все вместе

        При этом маленьком огне

        Тихонько петь мы будем песни

        И сказки слушать в тишине…..

        Конечно, самые лучшие зимние – и сказки, и песни – новогодние, потому что Новый год и Рождество – необыкновенное время, когда сбываются мечты, и царит волшебство. Готовы ли вы вместе со мной открыть для себя эту страну чудес, постичь волшебную тайну звуков?

        Дети отвечают.

Вед: (достаёт четыре клубочка: белый, зелёный, красный, желтый). Какой же клубочек должны мы выбрать для этого времени года?

        Дети отвечают: белый.

Вед: Да, вот он, белый клубочек, и сейчас я покатаю его по волшебному блюдечку.

        Звучит «Вальс» В.Ребикова из оперы – сказки «Ёлка».

Вед: Под этот вальс так хорошо мечтать, так хорошо кружиться! Сегодня я – Волшебница – фея и приготовила для вас ещё одно – чудо вот эти фигурки (показывает и раздаёт свечки - фонарики). Сейчас я сыграю на волшебном треугольнике, погаснет свет, а вы нажмите на кнопочки, и посмотрим, что произойдёт. Но не спешите, сначала все вместе произнесём заветные слова: «Крекс – пекс - фекс».

        Дети повторяют слова, ведущий стучит по треугольнику, свет гаснет, и зажигаются фонарики.

Вед: О, как красиво! Сколько разноцветных огоньков! Теперь мы можем их оживить, пусть они станцуют свой танец.

Под музыку «Звёзды в твоих очах» Поля Мориа дети импровизируют.

Вед: (ударяет по треугольнику три раза). Слышите, дети, волшебный звон вновь нас приглашает на встречу со сказкой.

        На кукольной ширме появляется Дарёнка. Возле ширмы лежит кошка.

Вед: Кто ты, девочка? И как к нам попала?

Дарёнка: Я – Дарёнка, а  это моя кошечка – Мурёнка. Я живу с дедушкой в лесу, в сторожке….Вдруг раздались какие –то звуки, я увидела танцующие огоньки – и вот я оказалась здесь.

Вед: Вот так чудеса! Дарёнку перенесли к нам сюда лучики ваших фонариков и звон волшебного треугольника. Дети, вы узнали, из какой сказки пришла к нам Дарёнка?

        Дети отвечают: из сказки П.Бажова «Серебряное копытце».

Вед: Что ж, Дарёнка, расскажи нам, как тебе живётся в глухом лесу.
Встречала ли ты еще раз Серебряное копытце?

Дарёнка: Лес я люблю, и он мне дарит своё тепло: баюкает, когда спать ложусь, будит треньканьем синички да стуком дятла по утрам, угощает летом грибами и ягодами, орехами, зимой радует сверкающим снегом. А встречу с Серебряным копытцем мне никогда не забыть! Так всё кругом переливалось из-за каменьев разноцветных! Как бы мне хотелось это ещё раз увидеть! Да только Серебряное копытце лишь однажды  появляется….

Вед: Может, волшебница – музыка поможет нам оживить для Дарёнки её воспоминания? Давайте представим, как скакал Серебряное копытце, как кругом рассыпались драгоценные камешки. И исполним танец Серебряного копытца с помощью волшебных палочек.

        Звучит «Танец феи Дражже» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского

Дарёнка: Вот бы дедушка мой это увидел, вот бы удивился! Спасибо вам, дети, пора мне к нему, а то дедушка искать нас с Мурёнкой надумает, да и расстроится, заболеет ещё.

Вед: Какая ты умница, Дарёнка, заботливая внученька! Конечно, возвращайся домой.

        Дарёнка уходит.

Вед: Какая удивительная встреча! Жаль, что она закончилась, правда, ребята? Но ещё много встреч с нашими любимыми героями сказок может подарить новогодний праздник.

        Исполняется любая новогодняя песня.

Вед: Давайте устроим новогодний карнавал: вы будете перевоплощаться  в героев сказок, а я отгадаю, какая это сказка.

        Проводится игра «Сказочный герой на месте замри!»

Вед: Наша встреча в музыкальной гостиной заканчивается, но не заканчивается зимняя сказка. Она всегда рядом с нами: и в напевах зимней вьюги, и в сверкании снега, и в узорах на стекле, и в тёмном бархате зимнего вечера. Придумайте свои зимние сказки, нарисуйте их, а потом мы будем рассказывать их друг другу.

        Дети под музыку покидают музыкальную гостиную.



Предварительный просмотр:

«Сказка о снежинке»

Встреча в литературно – музыкальной гостиной

Дети  под музыку заходят в музыкальный зал.

Вед: (показывает красивую, объёмную снежинку).

Жила – была красавица снежинка. Родилась она среди звёзд, в заоблачных высотах. Вместе со своими подружками – сестричками любила она кружиться на волнах ветра.

Звучит  музыкальное произведение «Снежинки» А.Стоянова

Вед: Танец этот был необыкновенный, очень красивый. Снежинки чувствовали, что все любуются ими: и облака, и ветер, и звёзды – и закружились они ещё быстрее. Что это за танец?

Дети: Вальс.

Вед: Как вы догадались, что это вальс? Как он звучал?

Дети: Плавно, быстро. Нежно, воздушно, волшебно и т.п.

Послушайте его еще раз и попробуйте руками показать плавные движения музыки.

Дети  изображают руками музыкальные фразы.

Вед: Много путешествовали снежинки по свету, побывали в царстве Снежной королевы, любовались там северным сиянием и на конец одна из Снежинок прилетела к нам.

        Светло – пушистая, снежинка белая,

        Какая чистая, какая смелая!

        Дорогой звёздною она проносится –

        Не в высь лазурную, на землю просится.

                                        К. Бальмонт

Ребята, как вы думаете, почему Снежинка решила спуститься на землю?

        Дети отвечают.

Вед: А я знаю, что она пришла к нам за помощью! Ведь не кружатся больше в небесной вышине Снежинки – подружки, не дарят свою красоту ветру, звёздам, облакам, а день и ночь спорят, кто из них самая красивая.  Опечалилась наша Снежинка, не сумела помирить  сестричек и полетела к нам, людям, а советом. Может, мы сможем ей помочь? А пока послушайте, что видела Снежинка по пути – нам об этом расскажет музыка.

Вед:  Интересно, куда же попала Снежинка?  Чтобы вам было легче понять, я покажу вам картинки,  а вы подберите ту,  которая больше всего подходит к музыке, которую мы сейчас услышим.

Ведущий предлагает картины с разными сюжетами, на одной из которой изображён заснеженный лес; дети выбирают подходящую картину.

Звучит пьеса М. Крутицкого «Зима»

Вед: Как вы догадались, что Снежинка попала в заснеженный лес? Какая звучала музыка?

Дети: суровая, холодная, таинственная и т.п.

Вед: Действительно, Снежинка оказалась в большом густом лесу среди огромных елей. Они стояли тихо, торжественно и слушали суровую музыку зимы.

        Деревья обрадовались появлению Снежинки, потому что снег, когда его много, словно опускает своё покрывало на веточки, и им не так холодно. Лес пел песенки Снежинке. Послушайте одну из них и подумайте, как мы можем её называть.

        Ведущий напевает без слов колыбельную (на выбор музыкального руководителя) – дети называют варианты названий.

Вед: А хотите спеть свою колыбельную песенку красавице Снеждинке?

Исполняется «Колыбельная» из к/ф «Человек родился».

Вед: Хорошо было Снежинке в лесу! Днём, когда светило солнышко, она вместе с другими Снежинками начинала искриться, сверкать и петь своим хрустальным голоском, весь лес наполнялся звоном, как будто звучали маленькие колокольчики.

Исполняется пьеса В.А.Моцарта «Колокольчики звенят»

Вед: Но как бы хорошо не было Снежинке, её всё же мучил вопрос: как же помирить своих подружек, как попасть к людям?

        Давайте поможем Снежинке выбраться из леса и полететь дальше. Что для этого нужно?

Дети: Ветер.

Проводится пальчиковая гимнастика

Ветер тучу-мельницу          - «моторчики»
Крутит во весь дух,

И на землю стелется           - встряхивать ладошки сверху вниз
Белый-белый пух.

Щиплет уши, щиплет нос,   - щипать названные части тела

Щиплет щёчки всем мороз.

Вед: На крыльях ветра Снежинка и прилетела к домам, где живут люди, стала заглядывать в окна и увидела много интересного. И на конец Снежинка заглянула и в наше окно и решила спросить у нас, как же помирить снежинок – сестричек и что такое настоящая красота. Что мы скажем Снежинке?

Дети:  Не нужно спорить кто красивее. Настоящая красота светится изнутри. Надо быть ласковым и добрым. И всегда дарить всем улыбку. Давайте подарим Снежинке  песенку «Улыбка», пусть она споёт её своим подружкам, вот они и перестанут ссориться.

Исполняется песня «Улыбка» В.Шаинского

Вед:  А на прощание станцуем  красивый танец снежинок – вальс, которым любовались и ветер, и звёзды, и небо, чтобы стать такими же лёгкими, грациозными и никогда не ссориться.

Исполняется «Вальс снежинок»

Вед: Наверное, было бы интересно нарисовать путешествие Снежинки. Пусть каждый нарисует, что ему больше всего запомнилось на сегодняшнем занятии.



Предварительный просмотр:

Музыкальная гостиная по пьесам

К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных»

Задачи:

  • познакомить с творчеством французского композитора Камиля Сен-Санса;
  • развивать музыкальные и творческие способности на произведениях с помощью различных видов музыкальной деятельности;
  • способствовать формированию общей духовной культуры;
  • вызывать сопереживание от прослушанной музыки, воспитывать эстетические чувства;
  • развивать музыкальное мышление, творческое воображение детей.

Ход занятия:

В зале оформлены пять уголков с картинками животных (лев, черепаха, аквариум,

слон, лебедь). Выложенные дорожки от одного уголка к другому. Всё это напоминает

детям зоопарк.

 Дети заходят в зал.

Муз.рук: Посмотрите, у меня на ладошке птичка. О чём она чирикает? Прислушаемся.

О, в зоопарке карнавал! Давайте вспомним, что такое карнавал? 

Дети: Карнавал - это такой праздник, на котором все обязательно должны изменить свой облик. Можно надеть маску, карнавальный костюм или просто разукрасить себя. Главное, чтобы тебя не узнали.

Муз.рук: Карнавал, на который я вас приглашаю, будет совсем необычным. Во-первых, это карнавал не людей, а животных. Во-вторых, он музыкальный. 

Муз.рук: Давным-давно родился во Франции, в Париже в семье музыкантов мальчик – Камиль Сен-Санс, будущий композитор. Он с самого раннего детства любил вслушиваться в шумы, звуки природы. И, конечно же, маленький мальчик Камиль, прислушиваясь к звукам природы, повзрослев, смог передать их в своей музыке. Но не только звуки природы удалось композитору передать в своих произведениях. Он очень любил животных – диких, домашних. Наблюдал за ними, заботился о них, любил и защищал. И в итоге исполнилась его давняя мечта - он сочинил очень интересное произведение, в котором очень остроумно, с юмором рассказал о животных. Но рассказал не с помощью слов и музыки, как в песнях, где слова помогают раскрыть суть и характер произведения, а одними только музыкальными звуками. При помощи музыкальных инструментов. 

        Послушайте, как эти инструменты звучат по отдельности: рояль, ксилофон, фисгармония, челеста, контрабас, флейта, кларнет, скрипка, альт и виолончель.

Давайте полетим за птичкой и заглянем в зоопарк.

Звучит пьеса «Птичник»

Муз.рук:  А вот и первая клетка.

Как водится, любой праздник обычно открывают самые знатные гости. Отгадайте, по загадке, кто первый придёт на карнавал.

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост - с кисточкою длинный хвост

Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.

Ведь не зря он –царь зверей в жаркой Африке своей.

Кто же это, ребята?

Конечно, это Лев.

Переворачивают картинку со львом)

Слушание отрывка «Королевский марш льва»

Муз. рук: Опишите, как звучала музыка? (Громко, грозно, устрашающе, величественно).

Музыка напоминала нам марш, а также прослеживалось рычание льва. А помогли

композитору изобразить походку льва и его рычание музыкальные инструменты:

 фортепиано, контрабас и виолончель (показываю на картинке).

Кто из вас хотел бы прошагать так же важно, гордо, как лев? (дети импровизируют).

 Муз.рук: Посмотрите, перед нами огромный аквариум.

Звучит пьеса «Аквариум»

Муз.рук: Закройте глазки, и представьте себе красивых золотых рыбок, как они плавают в воде.

А помогли композитору изобразить аквариум фортепиано, флейта и струнные инструменты.

По характеру: волшебная, плавная, загадочная, прозрачная, переливающаяся.

Теперь мы представим, что наш зал, это аквариум, а вы все изящные рыбки и купаетесь в солнечных лучах.

Муз рук: Следующая подсказка …

Очень медленно ползет,

Долго, говорят, живет.

Голову втянув от страха,

Скрылась в панцирь …(Черепаха).

 Слушание отрывка «Черепахи»

 Муз рук: ребята, опишите музыку, которую мы только что прослушали.

Дети: Музыка в очень медленном темпе, изображает неповоротливость, медленные движения черепахи.

Муз. рук: Какие инструменты вы услышали в этом отрывке?

Дети: Струнные и два фортепиано

Муз. рук: На карнавале принято веселиться и шутить, переодеваться и перевоплощаться. Вот и следующий персонаж решил нарядиться балериной. Кто же это?

Белеют бивни, словно снег,

Животного сильнее нет

Огромный, серый, с добрым нравом

Идет по джунглям величаво,

И длинным носом, как рукой

Поднять он может нас с тобой.

Он весит, очень много тонн.

Друзья, конечно, это …..(Слон!).

Слушание отрывка «Слон»

Муз. рук: Как вы можете описать эту часть сюиты?

Дети: Слон, точнее, слониха, решила стать балериной и, надев легкую юбочку, тяжеловесно закружилась в вальсе.

Муз.рук: Какие инструменты вам удалось услышать?

Дети: Тему вальса исполняет самый большой струнный инструмент - контрабас. В результате получается не танец, а пародия на него. Контрабас и два фортепиано.

Муз.рук:  И вот, наконец, мы приблизились к большому озеру. Кто же здесь живёт?

Мы послушаем музыку, а вы догадайтесь сами.

Звучит пьеса «Лебедь»

Муз. рук: Музыка бархатная, плавная, спокойная, гладкая, прозрачная, задушевная.

На озере она живёт,

Лебедь белая плывёт.

Виолончель – изображает партию лебедя.

 Муз.рук: В группе или дома нарисуете красиво понравившихся вам животных, которые вы видели в нашем зоопарке.

На этом путешествие наше закончилось, а чтобы вернуться нам в детский сад, нужно спеть песенку.

Исполняется песня по желанию детей.

Дети прощаются, уходят в группу.



Предварительный просмотр:

«Весеннее преображение»

Программное содержание.

  • Воспитывать в детях чувства красоты природы, музыки;
  • Учить различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях;
  • Учить детей выражать свои впечатления в слове, рисунках, движении.

Материал и оборудование: 

  • Запись музыкального произведения П. И. Чайковского  «Апрель. Подснежник», «Жаворонок».
  • Репродукции картин и иллюстрации.
  • Листы бумаги, краски, кисточки.

Ход занятия: Дети входят в зал. Музыкальное приветствие.

Музыкальный руководитель предлагает детям посмотреть в окно и говорит:

Светлее небо, тает снег,
Я расскажу вам о весне:

Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,-
Значит к нам пришла... весна

 

Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая -
Значит, к нам пришла... весна
( И. Некрасова).

Правильно наступила ВЕСНА. Давайте вспомним пословицы и поговорки о весне.
1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
2. Апрель с водой май с травой.
3. Весна красна делами, осень пирогами.
4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Муз.рук: Ребята, какие признаки весны вы знаете?

Дети: Солнышко греет теплее, снег чернеет, снег тает, сосульки тают, звенит капель.

Муз.рук: Правильно. Молодцы. Весна – замечательное время года. Весной природа просыпается, оживает. 

Исполняется песня «Весенняя» О.Фроловой

 Если солнечным днём выйти в поле или на лесную опушку, прислушаться,  то можно услышать звонкую песню, похожую на нежный перезвон колокольчиков, на мелодичные переливы флейт. Песня звучит с высокого голубого неба….Кто же певец? 

Дети: Это жаворонок.

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Она прилетает к нам в марте.  Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.

Слушание «Песня  жаворонка»  П. Чайковский «Детский альбом»

Муз.рук: Какое настроение в этой музыке? Я буду произносить слова о настроении и характере произведения, а вы выбирайте подходящее (игривая, звонкая, светлая, тяжёлая, тёмная, лёгкая, прозрачная, хмурая, солнечная, сверкающая, резвая.)

 А  теперь давайте закроем глаза и представим, что мы с вами в лесу на весенней полянке. Ласково пригревает солнышко, тает снег, появляются проталинки, а из них выглядывают первые весенние цветы. Кто мне скажет, как они называются?                                                                                                                            

Дети: Подснежники.                                                                                                                                

Муз.рук: Правильно. Самый первый вестник весны это – подснежник!

Даже не верится, что когда в лесу кроме снега ничего еще нет – ни травы, ни цветов, они первыми смело пробиваются сквозь холодный снег.

А сейчас послушайте стихотворение об этом удивительном цветке.                                            

ПОДСНЕЖНИК.
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.

Наверно сильно припекало
Сегодня солнышко с утра,
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора.
 
И вылез. А кругом все тихо...
Соседей нет. Он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.
 
Потом, наверно, пожалела:
Уж больно тонок ты, дружок.
И вдруг пошел пушистый, белый,
Холодный мартовский снежок.  
Он падал, заносил дорожки,
Опять зима, а не весна.
И от цветка на тонкой ножке
Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,
Головку слабую склоня,
Сказал: « Ну что ж, я не жалею,
Ведь началась весна с меня!»

Ребята, это стихотворение написала замечательная русская поэтесса Зинаида Александрова.

                                                                                                                            Муз.рук: Подснежник - первый весенний цветок, который из-под снега тянется к солнцу.

Проводится пальчиковая гимнастика «Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула — (Протягивают руки вперед)

В снег ладошку окунула (Руки внизу, перпендикулярно корпусу)

И расцвел там нежный, (Руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник (Медленно раздвигают пальцы «цветок раскрылся»)

Муз. рук: Произведение, которое мы будем сейчас слушать так, и называется "Подснежник". Музыку написал композитор  Петр Ильич Чайковский. В ней переданы разные настроения, вызванные картиной весенней природы. Послушайте ее.

 Звучит произведение П. И. Чайковского «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года».

Муз.рук:   Скажите мне, ребята, какой характер музыки, какое настроение передано в этом музыкальном произведении?

 Дети: Музыка по настроению разная:

- спокойная и взволнованная;

- трепетная и беспокойная;

- ласковая, светлая.

Муз.рук: Да эта пьеса трепетная, по весеннему взволнованная, хотя в этой музыке нет слов она очень выразительно рассказывает нам о весне, об апрельском нежном подснежнике.

Педагог: Скажите, а звучит соло или оркестр?

Дети: Оркестр.

Педагог: Правильно.

 Педагог: Ребята, а услышали ли вы в этом произведении повторы? Повторялась ли какая-либо мелодия в этом произведении?

Дети: Да!

Педагог: Правильно, первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая. Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?

Дети: 3-х частное.

Муз.рук: А на какой танец похожа  эта пьеса?

Дети: На вальс.

Муз.рук: Правильно. Здесь ярко чувствуется вальсовость.         

 А сейчас, давайте все вместе сделаем красивое панно, которое мы назовём «Подснежник»
Дети под руководством педагога выполняют совместное панно и слушают музыку П.И. Чайковского.
Муз.рук: (После рассматривания панно). Какие красивые, нежно-голубые, волшебные подснежники – первые вестники весны! Очень красиво! Давайте повесим это панно в музыкальном зале, чтобы оно напоминало нам о красоте весны, о чудесной музыке, о весне П.И. Чайковского.      

Игра на д.м.и. «Музыкальные  деревья»

Все ребята разбирают себе по одному музыкальному инструменту, они превращаются в музыкальные деревья,  а воспитатель  становится ведущим – птичкой. Пока звучит музыка, все деревья играют, птичка между ними летает, как только музыка остановилась, птичка должна сесть на одно дерево, взяться сзади за плечи, и это дерево будет звучать одно. 

Муз.рук: Вот и подошло к концу наша встреча.  Предлагаю вам дома вместе с родителями почитать стихи о весне, если дома есть компьютер, послушайте эти произведения вместе с родными и расскажите им всё, что узнали сегодня.

               



Предварительный просмотр:

«Мой любимый дом»

Встреча в музыкально – литературной гостиной

         Дети под музыку Ю. Антонова «Под крышей дома моего» заходят в музыкальный зал.

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас замечательная, особенная вечер – мы будем говорить о семье и о доме. И поскольку собрались мы под крышей нашего общего дома – детского сада, то можем считать себя одной большой дружной семьей. Вы согласны? Сейчас зажгу свечи, огонь которых будет освещать нашу встречу, и пусть для нас звучит песня об отчем доме. 

        Музыкальный руководитель зажигает свечи.

Неожиданно раздаются звуки: стук, чихание, кашель…

Муз. рук: Ребята, мне страшно. Кто это, как вы думаете?

Появляется домовёнок Кузя.

Муз.рук: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, кто вы?

Кузя: А вы что не узнали меня? Я домовёнок Кузя – хозяин этого дома, охраняю его покой и благополучие. Ещё я люблю шутить и играть.

Муз.рук: А мы, Кузя, о тебе песню знаем. Вот послушай.

Исполняется «Песенка про Кузьку» Конопелько О.С.

Кузя: А вы зачем здесь собрались?

Муз.рук: Мы собрались, чтобы поговорить о семье, о доме; поговорить об уважении и любви к маме, папе, бабушке, дедушке.

Кузя: А что значит любить свою семью?

Дети читают стихи:

  1. Если маму я люблю,

Значит, маме не грублю,

Маме я не возражаю,

Потому что уважаю.

  1. Вместе с папой мы мужчины,

Это – важная причина,

Чтобы женщины не знали

В жизни горя и печали.

  1. Послушанием мы старшим

Сможем каждый день помочь.

Это должен сын запомнить,

Знать должна об этом дочь.

  1. Буду доброте учиться,

Буду над собой трудиться,

Чтоб характер исправлять,

В семье старших уважать.

Муз.рук: Молодцы, дети. Вы правильно понимаете уважение и любовь к своим родителям, к своей семье.

Кузя: Ребята, как вы думаете, что означает слово «дом»? Вот оно написано большими буквами (показывает на стену). Подумайте.

Ведущий выслушивает ответы детей.

Кузя: Как хорошо вы объяснили смысл этого слова! Но сегодня я хотел предложить вам разгадать еще и значение каждой буквы – может быть, там зашифровано что-то очень важное? Дети, назовите эти буквы.

         Я тоже долго думал над значением и хочу предложить свой вариант. Первая буква в слове «Дом» - «Д»- на мой взгляд,  означает «дети», которые растут под крышей дома, наполняя его счастьем и радостью, как пелось в песне. Смотрите, даже сама буква своим очертанием похожа на домик!

Муз. рук: Ребята, давайте исполним весёлую песню.

Исполняется песня «Дружат звёзды»

Муз.рук: Следующая буква – буква «О». Мне кажется, что она обозначает слово «Отец», он – покровитель  и защитник дома. Говорят, что все большое через букву «О»: поле, море, простор. Вот и слово «отец» начинается с этой буквы. Отец - глава семьи ее опора. И сама буква  написана непрерывной линией, как бы замыкая и охраняя все, что находиться в нутрии ее.

Кузя: Последняя буква – буква «М». Она, конечно же, обозначает слово «мама». Оно понятно без перевода всем людям на земле. Мама, мать – хранительница дома, семейного очага, теплом своего сердца она поддерживает  этот огонь, чтобы не погас. Посмотрите, буква «М» соединяет несколько линий воедино, так и мама объединяет своей заботой всех членов семьи.

Муз.рук:  Ребята, мы сегодня поиграем в игру «Угадай по голосу». Послушайте пьесу, называется она «Папа и мама разговаривают». Ясно, что голоса у них разные. Каким голосом говорит папа?

Дети: Низким

Муз.рук: А мама? (музыкальный руководитель предлагает детям подобрать антонимы).

Дети: Высокий.

Исполняется пьеса М. Арсеева «Мама и папа разговаривают»

Муз.рук: Выхожу я в коридор,

       А за дверью разговор.

                Слышу – мама говорит,

                Слышу – папа говорит.

                Без труда могу я сам

                 Их узнать по голосам.

                 Мамин звонкий, серебристый,

                 Папин – низкий и басистый.

А о чем могут разговаривать мама с папой?

Пьеса прозвучит еще раз, а вам вот такое задание – когда будет звучать мамин голос, руку поднимут девочки, когда папин – мальчики.

Муз.рук:  Кто был внимательным, тот услышал, что в конце пьесы два голоса звучат одновременно. В музыке это называется многоголосие.

Кузя: Посмотрите ещё раз на эти буквы, ведь они теперь они по  - иному воспринимаются. Но как же так, а как же другие члены семьи: бабушки, дедушки?

Муз.рук: Конечно, вы правильно ответили, ведь бабушки и дедушки – тоже мамы и папы для ваших родителей, любящие и заботливые. Поэтому слово «дом» вбирает в себя всех членов семьи, где каждый находит тепло и  внимание. Особенно это важно людям старшего поколения – вашим бабушкам и дедушкам. 

Муз. рук: В нашей большой семье и радость, и песня на всех одна. Сейчас мы сочиним мелодию радости и любви. В руках у меня – волшебный колокольчик, под его звон я начинаю сочинять нашу общую песенку, пусть пока будет без слов.

Музыкальный руководитель на мотив «ля-ля-ля» напевает свою мелодию и передает свой колокольчик рядом стоящему ребенку, чтобы он продолжил напев и,  в свою очередь, передал колокольчик дальше. Можно просто позвенеть в колокольчик. Так колокольчик обходит круг и возвращается к ведущему.

Муз. рук: Понравилось вам сочинять музыку дома, музыку дружной семьи? Пусть песенка дома постоянно звучит на семейных праздниках, в различных ситуациях, и приносит счастье всем его обитателям.

Муз.рук: К сожалению, Кузя, наша встреча подходит к концу. И прежде чем расстаться, мы приглашаем тебя на вернисаж. Каждый ребёнок со своим мамой и папой с любовью нарисовали герб своей семьи.

        

                       



Предварительный просмотр:

«Песни, опаленные войной»

Сценарий музыкально-литературной гостиной

Под «Марш славянки» дети входят в зал, выполняют перестроения.

Вед: Сегодня будет день воспоминаний

        И в сердце тесно от высоких слов.

        Сегодня будет день напоминаний

         О подвиге и доблести отцов.

Добрый день, ребята! Мы рады видеть вас в нашем музыкальном зале. Сегодня мы будем слушать, и говорить о песнях военных лет.

Песня военных лет…. Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Она помогала народу выстоять и победить. И помогла! И победили!

Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели они, и сегодня в строю. Сколько их прекрасных и незабываемых. Каждая из военных песен – истинный шедевр, с собственной жизнью и историей.

Я бы с песни начала рассказ…

Пусть узнают в ХХI веке,

Как в суровый предрассветный час

Песня стала боевым солдатом.

Дали ей по росту сапоги,

Песне никакой размер не тесен…

И шагали к западу полки

В четком ритме наших грозных песен…

С песни “Священная война” все и началось –

Первые сражения и беды…

Сколько их нам петь не довелось,

Эта песня с нами до Победы!

История создания песни “Священная война” очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А. В. Александрову, подошел политработник с газетой “Известие”:

– Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню? Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни  и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…

Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…

Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941 года. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.

Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.

Слушание песни «Священная война»

Вед: Я бы с песни начала рассказ,

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, стужу сколько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

(На фоне мелодии “Темная ночь”.)

История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.

Исполняется песня “Темная ночь” (воспитатели)

Ушедшего на фронт солдата со своей семьей, со своими родными связывали письма. Они были, как незримый мост между теми, кто ушёл на фронт и теми, кто остался их ждать. Дома, в тылу письма с фронта ждали с нетерпением, каждый день высматривали почтальона, который должен был доставить долгожданную весточку-солдатский треугольник.

На фоне музыки ведущий читает:

«Мам, здравствуй! Ну, как вы? Как дома дела? Сестрёнка уже не болеет?

Ты пишешь, что вишня в саду зацвела и яблоки скоро поспеют.

Ты только не плачь! Верь, надейся и жди! Фашистов добьём и приеду.

К Отцу на могилу пойдёшь-расскажи, что память его я не предал»

И к нам сегодня заглянула почтальон, что за весть она принесла.

Почтальон:  Я принес нашим гостям военные треугольники - письма. А знаете ли вы, что с фронтовым письмом связана история создания еще одной популярной песни. Битва под Москвой – первое победоносное сражение Великой Отечественной войны. Здесь, в суровых снегах Подмосковья, родилась песня “В землянке”. Советский поэт, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где “до смерти четыре шага”. После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его. И солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. Она стала необычно популярной на фронте и в тылу. Авторы песни А. Сурков и К. Листов не мечтали о такой популярности. В годы войны песню исполняли Леонид Утесов, Лидия Русланова – знаменитые певцы тех лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых. 

Исполняется песня «В землянке»

Вед: Привезли солдата в медсанбат…

  Врач сказал: не доживет до ночи…

  – Мне бы… песню, – прошептал солдат, –

Я до песен с давних пор охочий…

Боль не выносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело…

И сестра, усталая сестра,

До рассвета над солдатом пела:

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

Дети исполняют вальс «Тучи в голубом»

За долгие четыре военных года было написано много разных песен- патриотических, призывных, лирических, горьких. Песни посвящали солдатам разных родов войск и даже военной технике.

Исполняется Песня «Три танкиста» 

Реб: Все мы любим милую “Катюшу”,

Любим слушать, как она поёт

Из врага выматывает душу,

А друзьям отваги придаёт!

Исполняется песня «Катюша» 

Вед:  Освободив от фашистов свою землю, русские войска не остановились и продолжили гнать фашистов из других стран. Русские воины являются национальными героями многих стран мира.

Вед: Эти песни в суровое время рождались,

Над Россией война грохотала тогда

И за Родину храбро солдаты сражались,

Чтобы злых оккупантов изгнать навсегда.

В текстах песен военных сплелись воедино

Неудач наших горечь и радость побед,

С оккупантами схваток жестоких картины

И любви негасимый, приветливый свет.

Годы шли. Там, где битвы тяжёлые были,

Расцветают сады, зеленеет трава;

Только мы, несмотря ни на что, не забыли

Этих песен чудесных родные слова.

Фальши, пошлости всякой они не подвластны;

Как в лесном роднике ключевая вода,

Эти песни правдивы, светлы и прекрасны -

Будет помнить российский народ их всегда.

Исполняется песня «День Победы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Литературная гостиная "В гостях у сказки"

Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу  вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...