Конспект открытого просмотра совместной познавательно – продуктивной деятельности в группе «Непоседы» компенсирующей направленности для детей от 6 – 7 лет Тема: «Волшебные капельки» (нетрадиционная техника рисования «Эбру»)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дмитриченко Лариса Николаевна

Создание единого пространства, обеспечило целенаправленную работу по развитию и поддержке детей с особыми образовательными потребностями, посредством инноваций - рисование в технике Эбру. Это техника рисования красками на поверхности воды, с последующим перенесением узора на бумагу, ткань, либо другие поверхности. Это способ душевной самопомощи на пути к себе, возможность освободиться от рамок и ограничивающих убеждений, испытать душевный подъем и открыть в себе новые способности. Позитивные изменения и внедрения в образовательной деятельности соответствуют ФОП ДО.

            Дети ощутили на себе волшебство создания рисунка на воде. Ни один рисунок не был похожим на другой, каждый из них неповторим и уникален.

Каждый маленький художник по достоинству оценил работы товарищей, отметив их прилётом бабочки к понравившейся картине, забрал с собой не только «волшебную картину», созданную собственными руками, но и море ярких и положительных эмоций от занятия творчеством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Рябинка»

Конспект открытого просмотра

совместной познавательно – продуктивной деятельности

в группе «Непоседы» компенсирующей направленности

для детей от 6 – 7 лет

Тема: «Волшебные капельки»

(нетрадиционная техника рисования «Эбру»)

Разработал: Дмитриченко Л.Н., воспитатель

Мегион, 24 октября 2023г.

Совместная познавательно – продуктивная деятельность тема: «Волшебные капельки» (нетрадиционная техника рисования «ЭБРУ»)

Цель: формировать у дошкольника способность к восприятию окружающего мира и выражению своих впечатлений через художественно - эстетическое творчество, совершенствовать интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить дошкольника с нетрадиционной техникой рисования – «Эбру».

2. Способствовать творческой активности в процессе изобразительной деятельности.

Развивающие:

1. Учить умению самостоятельно, вдохновенно реализовывать замысел в рисунке, используя совершенно новую технику рисования на воде.

2. Учить рисовать палочкой на воде.

3. Развивать образное мышление, восприятие, фантазию, воображение через продуктивную деятельность, раскрытие творческой индивидуальности детей.

4. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к творчеству, к экспериментированию с изобразительными средствами и материалами, желание создавать своими руками красивые и аккуратные рисунки.

2. Способствовать гармонизации эмоциональной сферы детей, раскрепощению, повышению способности к социальной адаптации.

Основная образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.

Интеграция: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование: лотки с вязкой водой; специальные краски 4 цветов; пипетки; палочки; акварельная бумага, салфетки; фартуки, проектор; интерактивная доска, ноутбук.

Виды деятельности:

- игровая

- продуктивная

- коммуникативная;

Методы:

- словесный

- наглядный

- игровой

- практический;

Приемы:

- беседа

- разъяснение

- повторение

- рассматривание иллюстраций

- показ

- вопросы к детям

Активизация словаря: эбру, гевен, лоток.

Ход ООД:

1 этап - организационный

Начало мастер-класса - 3-5 мин.

Педагог: (Заводит детей в зал под музыку)

- Ребята, проходите в группу, поздоровайтесь с нашими гостями, присаживайтесь удобнее напротив меня на ковер и выполняйте движения вместе со мной (Дети проходят в группу, здороваются и садятся на ковёр).

Приветствие. (Дети сидят на ковре)

Что за чудо — чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Чуткие руки спешат обнимать.

Умные руки хотят рисовать.

Педагог: Ребята, а вы любите рисовать?

- Можно ли рисовать на воде? (нет)

- Почему? (краски растворяются в воде)

- Давайте проверим.

Воспитатель просит одного из детей растворить краску в воде.

Педагог: Краска растворилась в воде?

- Правильно, ребята, краска растворилась в воде.

2 этап – мотивационный.

Основная часть. Теория и показ 5-7 мин.

- А мне один знакомый волшебник подарил волшебные краски (показать). Ими можно рисовать на волшебной воде и рассказал интересную сказку про цветные капельки, которую сейчас я вам расскажу!

(детям предлагается встать с ковра и сесть на стулья перед экраном)

Презентация «Эбру «Сказка про капельки»

«А дело начиналось так. Жили-были капельки, и решили они упасть в воду так, чтобы оставить после себя след. Да не простой след, волшебный. Упала в воду капелька красного цвета и появились роскошные красные узоры, упала капелька жёлтого цвета- вспыхнули жёлтые цветы- узоры, упала капелька синего цвета- образовались синие цветы- узоры, упала капелька зелёного цвета, выросли у цветов-узоров стебли и листочки, и такая заиграла на воде красота!».

Просмотр готовых работ в презентации.

- Вам понравилось? Завораживающе красиво, правда?

- Оказывается, можно рисовать на воде!

- Хотите научиться? Я знала, что вам понравится и все приготовила для рисования в технике Эбру. Искусство такое необычное зародилось в стране, которая называется Турция.

- Любой человек может создавать чудесные, очень необычные рисунки на воде, которые у всех получаются красивыми!

- Да что я вам рассказываю, есть такая пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

- Давайте лучше один раз посмотрим!

3 этап – практический.

Пошаговый показ воспитателя:

- Я приглашаю вас к столу. Посмотрите сюда, пожалуйста.

- Вот, что нам понадобится для работы: лоток, в лотке вода, но не простая вода, которая течет из-под крана - в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен.

- Потрогайте пальчиком и сравните, чем отличается наша волшебная вода от обычной воды? (липкая, скользкая, тягучая)

- Краски тоже необычные, они плавают на поверхности воды и не растворяются, а смешиваются между собой, словно живые, образуя причудливые узоры. А потом эти узоры переносятся на лист бумаги или ткань.

- Нам понадобится вот такая острая палочка, чтобы рисовать на воде.

Вспоминаем правила работы с острыми предметами и краской.

И обязательно нам нужна салфетка, потому что при соприкосновении с водой краска должна быть всегда чистая. Поработали одной краской, протираем палочку и работаем дальше с краской другого цвета. Работать надо на поверхности воды, не прокалывая воду. Краски добавляем в любой последовательности.

1)Сначала кисточкой набираем краску и слегка постукивая по кисточке разбрызгиваем немного краски по поверхности воды. 2-3 цвета, не больше.

- Так мы получаем фон, на котором будем рисовать цветы и узоры.

2) Пипеткой набираю краску и опускаю ее на воду, только, чуть прикасаясь к воде, капля краски растекается по поверхности воды. Затем промываем пипетку и опускаем в краску другого цвета и повторяем эти же действия.

На один цвет ложится другой. Это похоже на магию. Цветные капли не растворяются в воде, а лишь расплываются, кружатся, словно танцуют.

У нас получилось несколько цветовых кругов и, мы уже сможем сделать узор. Двигая палочкой слева направо, сверху вниз мы заставляем краски еще больше двигаться, кружиться, они переплетаются между собой, создавая удивительные узоры. Эти узоры послужат фоном нашего рисунка!

  1. Подготовлю основу для изображения цветка (рассказываю детям алгоритм действий)
  2. Чтобы цветы были более интересными, необычными, придадим им форму с помощью тонкой палочки, отведем краску от края круга к центру. Посмотрите, какой у меня получился рисунок. Красивый? Теперь можно сделать для цветка стебель и листья. (показ) Мы с вами говорили, что краски «живые», повторить этот рисунок уже нельзя, потому что в следующий раз краски могут двигаться по другому направлению.
  3. Теперь мы эту красоту отпечатаем на листе бумаги. Для этого аккуратно опускаем альбомный лист в лоток, и произносим в слух волшебные слова:

«Лети, лети, лепесток.

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты воды —

Быть, по-моему, вели!»

7) Вынимаю лист, строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.

- Смотрите, что у нас получилось.

- Как называется техника рисования на воде? Давайте повторим вместе (дети повторяют за воспитателем Эбру).

- Вы бы хотели стать маленькими волшебниками и рисовать волшебные рисунки на воде?

- Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные слова:

«Топ, топ, хлоп, хлоп, вокруг себя повернёмся, волшебниками обернёмся!»

- Вот вы и превратились в волшебников.

- Давайте наденем фартуки, чтобы одежда осталась чистой.

Дети надевают фартуки.

Проводится физминутка.

Но сначала выполним упражнение «Цветы» (физкультминутка).

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

-Во время рисования я вам буду помогать, если будет нужна моя помощь. Работу выполняйте аккуратно. У вас обязательно получатся красивые рисунки!

- Ну, что, готовы рисовать волшебные узоры?

Дети начинают рисовать, включается релаксационная музыка.

- Сначала делаем фон, разбрызгивая краску.

- Разбрызгиваем краску по воде- стучим кисточкой об палец. Затем

промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой.

Цвета могут быть такие, какие тебе нравятся.

Самостоятельная работа детей. Практика 10- 15 мин.

(индивидуальная помощь, положительная оценка)

Во время самостоятельной деятельности следить за осанкой ребят.

Итог. Рефлексия: 3 мин.

- Ребята, вот мы и стали немного волшебниками, научились рисовать чудо! - - Вам понравилось?

- Что понравилось больше всего?

- Вы научились этому необычному искусству рисования на воде. Как оно называется? (ответы детей)

- Я предлагаю вам оценить работы. Но только не свою работу, а работу своей подруги или друга. Здесь у меня лежат бабочки. Одевайте их на пальчик. И пусть бабочка летит к понравившемуся цветку - узору и рядом с цветком опустится. А вы расскажите, почему ваша бабочка выбрала эту работу.

- Вы хотите ещё немного остаться волшебниками и порисовать самостоятельно?

- Мои маленькие волшебники, наши рисунки высохнут, и вы сможете их забрать. Их можно подарить маме, бабушке, сестрёнке с братиком.

Педагог: Ребята, а теперь давайте пригласим гостей полюбоваться нашими работами.

Давайте попрощаемся с гостями и наведём порядок на своих рабочих местах.

Методическое обеспечение:

1. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 65с.

2. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, #1089;.

3. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной познавательно-продуктивной деятельности в первой младшей группе «Волшебные клубочки»

Работа над развитием координации движений с речью, освоение способов изображения простейших предметов, тренировка мелкой моторики кистей рук...

Конспект открытого просмотра по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Знакомство с русской избой»

Данное занятие направлено на формирование интереса детей к истории русской национальной культуры, развитие познавательной активности и любознательности детей через ознакомление с бытом и традици...

Итоговое открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема"Помощь сказочнику"

Итоговое ООД составлен для детей  старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Приоритетеные образовательные области "Речевое развитие" "Позновательное развитие&qu...

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста по теме: "На воде и под водой"

Цель:Расширить знания детей об окружающем мире через познавательно – исследовательскую деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о воде.Задачи:-Учить детей понят...