«Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
методическая разработка

Камодина Ольга Ивановна

Профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст "золотой порой" сенсорного развития. В этом возрасте дети находятся в оптимальном состоянии для развития своих органов чувств, формирования представлений о мире вокруг них и осознания важнейших свойств предметов, таких как форма, цвет, размер, положение в пространстве, а также запах и вкус. Сенсорное развитие в раннем и младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение, которое трудно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_noyabr.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

«ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В. А. Сухомлинский.

Профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст "золотой порой" сенсорного развития. В этом возрасте дети находятся в оптимальном состоянии для развития своих органов чувств, формирования представлений о мире вокруг них и осознания важнейших свойств предметов, таких как форма, цвет, размер, положение в пространстве, а также запах и вкус. Сенсорное развитие в раннем и младшем дошкольном возрасте имеет огромное значение, которое трудно переоценить.

В наше время, значение сенсорного воспитания остается актуальным, поскольку оно всегда было и остается важной и необходимой частью полноценного воспитания детей. Образовательный процесс постоянно меняется и развивается, появляются новые методики, программы и идеи. В результате, школам необходимы новые, умные и любознательные дети, которые смогут адаптироваться к изменяющемуся миру.

В раннем возрасте познавательная активность детей формируется через предметную деятельность, которая играет ведущую роль в этот период. Особую роль в этом процессе играют дидактические игрушки, которые стимулируют познавательную активность и предоставляют детям не только общую информацию о форме, размере и цвете предметов, но и помогают установить четкие элементарные представления о связи между ними и их взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, дидактические игрушки являются неотъемлемой частью развития чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

Сегодня существует множество различных дидактических игрушек, разработанных с учетом последних научных исследований в области развития детей. Они разнообразны по форме, цвету, материалу и функциональности, и способны развивать различные аспекты сенсорного восприятия у детей. Например, есть игрушки, которые помогают развивать моторику рук, координацию движений и тактильные ощущения. Другие игрушки могут развивать зрительное восприятие, цветовое восприятие и пространственное мышление. Еще другие могут стимулировать слуховое и обонятельное восприятие у детей.

Важно отметить, что использование дидактических игрушек в раннем возрасте способствует не только развитию сенсорных навыков, но и развитию других когнитивных и эмоциональных аспектов. Игра с такими игрушками способствует развитию воображения, креативности, проблемного мышления и социальных навыков. Они помогают детям учиться и развиваться в игровой и безопасной среде.

Поэтому, важно обеспечить детей доступом к разнообразным и качественным дидактическим игрушкам, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал и достичь гармоничного развития.

Однако, отсутствие опыта игры с дидактическим материалом может привести к тому, что дети не научатся играть и познавать окружающий мир, а также не смогут взаимодействовать с предметами. Поэтому результаты освоения дидактических игр зависят от умения взрослого организовать игру, поставить задачу, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Важно научить детей не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до конца и стремиться к достижению положительного результата. В процессе игры также можно знакомить ребенка с сенсорными представлениями, такими как различие формы, величины предметов и цвета.

Кроме того, игры способствуют формированию у детей умений и навыков, которые они смогут применять в реальной жизни. Поэтому важно поощрять детей играть в дидактические игры и создавать для них подходящие условия, чтобы они могли максимально эффективно использовать этот метод обучения.

Знакомясь с литературой по данной теме, я отобрала для использования в своей работе следующую литературу:

1.Горюнова Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программы дошкольного образования.-М.: ТЦ Сфера,2009.

2.Самые маленькие в детском саду ( Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005.

3.Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.- М.: Изд-во:Детство-пресс,2013

4.Тышкевич И.В. Развивающие игры для детей от 1 до 3 лет./ И.В. Тышкевич -Минск: «Попурри»,2010.

5.Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаикасинтез.2009.

Для обеспечения эффективного развития сенсорного опыта детей в группе, я создал уникальную и насыщенную предметно-пространственную среду. В этом сенсомоторном уголке дети могут:

- активизировать свои сенсорные способности, такие как зрение, осязание, слух и обоняние;

- развивать мелкую моторику и стимулировать свою двигательную активность;

- снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, достигая релаксации и комфортного состояния;

- создавать положительный эмоциональный фон и повышать свою работоспособность;

- активизировать когнитивные процессы, такие как мышление, внимание, восприятие и память;

- повышать мотивацию к самостоятельной и экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.

Совместная и систематическая работа оказала положительное воздействие на развитие сенсорных способностей детей в нашей группе. Анализ выполненной работы показал, что постоянная и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствуют развитию познавательной активности детей, помогают формировать их представления об окружающем мире, учат выделять особенности предметов с помощью сенсорного обследования, сравнения и элементарного анализа. Дети также развивают свою речь. Вначале малыши испытывали затруднения при выполнении упражнений, однако с регулярными играми и использованием различных методов и приемов, их движения стали более уверенными, что стимулировало развитие мышления. В результате обучения у воспитанников появились чувство уверенности в себе, радость и удовольствие от достигнутых результатов.

В связи с вышеизложенным, можно заключить, что дидактическая игра является основным средством развития сенсорных способностей детей раннего возраста.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что для развития сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия, используя дидактические игры, а также включать эти игры в свободную деятельность детей.

Список литературы:

1.Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 2008;

2.Г.И.Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» Т.Ц Сфера 2018

3.Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 4 лет». ТЦ М. 2011.

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.

6.Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

7.В.П. Новикова «Математика в детском саду» Мозаика-Синтез 2002 г

8. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

9. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

10. «Развивающие игры с малышами до 4-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

11.Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. https://downsideup.org/upload/iblock/7ff/psy_ped_diagnosis.pdf.

13.Источникhttp://csoso.ru/wpcontent/uploads/2017/04/uvlekatellnie_sensornie_korobki.pdf «Увлекательные сенсорные коробки».

14. .Источник http://altermama.ru/play/10-igr-s-prirodnimy-materialami.html

«10 идей для игр и поделок из природных материалов».

15. Источник https://infourok.ru/programma-raboti-kruzhka-po-sensornomu-razvitiyu-umnichki-dlya-detey-let-3876571.html

Отчет о проверке на заимствования №1

Автор: sofya.ivlieva1986@mail.ru / ID: 8243669

Проверяющий:

Отчет предоставлен сервисом «Антиплагиат» - http://users.antiplagiat.ru

ИНФОРМАЦИЯ О ДОКУМЕНТЕ

№ документа: 152

Начало загрузки: 21.10.2023 20:37:04

Длительность загрузки: 00:00:00

Имя исходного файла: Профессор Н.М.txt

Название документа: Профессор Н.М

Размер текста: 11 кБ

Cимволов в тексте: 11020

Слов в тексте: 1387

Число предложений: 99

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОТЧЕТЕ

Последний готовый отчет (ред.)

Начало проверки: 21.10.2023 20:37:05

Длительность проверки: 00:00:05

Комментарии: не указано

Модули поиска: Интернет Free

СОВПАДЕНИЯ

10,89%

САМОЦИТИРОВАНИЯ

0%

ЦИТИРОВАНИЯ

0%

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

89,11%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Конспект  непосредственно- образовательнойдеятельности для  детей раннего возрастаЦель:  Закрепление  четырёх  основных  цветов  и развитие  мелкоймоторики рук....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры» ...

План по самообразованию первая младшая группа «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

ВведениеРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невоз...

План по самообразованию "Сенсорное развитие детей через дидактические игры"

Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:- расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;- обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (с...

Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие детей через дидактические игры». Вторая младшая группа

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, на...