Дополнительная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе. Кружок по тестопластике "МукаСолька".
рабочая программа (подготовительная группа)

Юлия Николаевна Габдрахманова

Рабочая программа воспитателя по дополнительной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе. Кружок по тестопластике "МукаСолька".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 г.Туймазы Муниципального района Туймазинского района Республики Башкортостан


КРУЖКОВАЯ РАБОТА

По тестопластике «МукаСолька»

(лепка из соленого теста)

Возраст детей 6 - 7 лет




                                                                                   

                                                                    Выполнил: воспитатель

                                                                       МАДОУ детский сад №4

                                               г.Туймазы

                                                                 Габдрахманова Ю.Н.

                                                                    Образование: среднее-

                                                   специальное

                                                                               Педагогический стаж: 12 лет

Имеющаяся категория: первая


Туймазы, 2023

Оглавление


1.Список детей.

2.Пояснительная записка.

3.Цели и задачи.

4.Формы и режим занятий.

5.Целевые ориентиры.

6.Ожидаемые результаты.

7.Формы подведения итогов.

8.Используемые приемы лепки.

9.Инструмены и материалы для лепки.

10. Рецепты соленого теста.

11.Перспективное планирование по работе кружка.

12. Приложение.

13. Используемая литература.











2.Пояснительная записка


Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Это непросто слова, в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребёнок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Ученым доказано, что развитие связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторикой и координацией движений пальцев рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей движений пальцев рук, интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедленна, то нарушается и точность движения. Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовлетворения и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка имеет тесную связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Такая организация занятия в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.

Занятие лепкой тесно связано с ознакомлением с окружающим, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Тестопластика выполняет следующие функции:

  • Коррекционно – развивающую – развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д)
  • Обучающую – расширение знаний и представлении о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативную – развития умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационную – преобразование деструктивных форм энергии в социально - адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Воспитательную – развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

3.Цели и задачи


Цель работыраскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через лепку из соленого теста.

Задачи:

  • Учить овладевать основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
  • Формировать правильное восприятие формы;
  • Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию;
  • Воспитывать творческую индивидуальность при выборе художественных образов, сюжетов, реализации замысла.

Методические приемы:

  • показ технологических приемов,
  • рассматривание игрушек, скульптуры и т.д.
  • рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т.д.
  • игровые приемы (приход героя и др.),
  • упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки      (стеки, печатки и т.д.).

Форма работы:

Форма организации деятельности детей на занятии – комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Принципы построения работы:

  • от простого к сложному,
  • связь знаний, умений с жизнью, с практикой,
  • доступность,
  • системность знаний,
  • воспитывающая и развивающая направленность,
  • всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков,
  • активность и самостоятельность,
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные композиции, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуются и усложняются технические навыки. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В лепке дети могут самостоятельно создавать объемные и рельефные изображения; лепка смешанным и пластическим способом; использование разнообразных пластических материалов и дополнительных материалов для декорирования; самостоятельное использование инструментов. Стремление создавать аккуратные и качественные работы. Становятся доступны приемы декоративного украшения.

4.Формы и режим занятий

Списочный состав 24 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 24 человека в один день. Делятся на две подгруппы по 12 человек.

Дни занятий кружка – среда, во второй половине дня. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в неделю. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется.

Продолжительность занятий с каждой мини - группой – не более 30-35 минут в подготовительной группе.

5.Целевые ориентиры

 Воспитанники должны знать:

 Воспитанники должны уметь:

 виды и назначение изделий из соленого теста;

 необходимые инструменты и материалы;

 основные этапы изготовления изделий;

 основные приемы лепки, технологию выполнения;

 композиционные основы построения изделия;

 законы сочетания цветов;

 требования к качеству и отделке изделий;

 правила безопасной работы во время изготовления изделий.

 изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;

 использовать инструменты для работы;

 изготовлять отдельные детали;

 соединять детали в готовое изделие;

 составлять композицию из отдельных элементов;

 сушить изделие;

 гармонично сочетать цвета;

 проводить окончательную отделку изделий, «лакирование»;

 выполнять правила безопасной работы;

 организовывать рабочее место;

 определять качество готового изделия.



6.Ожидаемые результаты

  • У детей повысится уровень навыков и практических умений в лепке предметов из соленого теста;
  • Разовьется мелкая моторика рук, творческие способности;
  • Увеличится проявление творческой способности при выборе художественных образов, сюжетов и способов реализации замысла.

7. Формы проведения итогов

  • Изготовление подарков к праздникам (по русскому народному календарю и государственным праздникам).
  • Выставки детских работ в группе, для родителей.
  • Фотовыставка работы кружка и поделок «МукаСолька» - конец года.

8. Используемые приемы лепки

Разминание - надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.

Отщипывание - отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек пластилина или теста, а затем отрывают его.

"Шлепанье" - энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.

Сплющивание - сжимание куска теста (пластилина) с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.


9. Инструменты и материалы для лепки

Наличие наглядно - иллюстративного и дидактического материала:

  • методические разработки занятий;
  • учебные и методические пособия;
  • технологические карты по изготовлению изделий;
  • фотографии;
  • образцы изделий.

Материалы и инструменты:

  • мука,
  • соль “Экстра”;
  • клей ПВА;
  • краски акварельные,
  • гуашь,
  • кисти,
  • баночки и крышечки для воды,
  • ножницы,
  • стеки,
  • доски,
  • рамки,
  • пищевая фольга,
  • валик,
  • цветная бумага и картон,
  • скалки,
  • формочки, мисочки для теста,
  • зубочистки,
  • ситечко,
  • тряпочки,
  • тонкие палочки.

Дополнительные материалы:

  • бисер,
  • бусинки,
  • различные виды круп,
  • ткань,
  • ленты

10.Рецепты соленого теста.

РЕЦЕПТ № 1

2 стакана муки

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 2

1, 5 стакана муки

0, 5 стакана крахмала

1 стакан соли

3/4 стакана воды

РЕЦЕПТ № 3

2 стакана муки

1 стакан соли

1 стакан клейстера

РЕЦЕПТ № 4

2 стакана муки

1 стакан соли

80 г стакана

11.Перспективное планирование по работе кружка

«Тестопластика» (лепка из соленого теста) в подготовительной группе

№ п/п

Тема занятия

Программное обеспечение

Оборудование

Сентябрь

1

Панно «Краски ушедшего лета»

Продолжать знакомить детей с изготовлением различных изделий из соленого теста. Создавать коллективно композицию, аккуратно приклеивать детали, обсуждая этапы работы. Учить детей лепить цветы, жучков, травку, для создания целой композиции (по желанию).

- соленое цветное тесто (желтое, красное, зеленое);

- доски для лепки;

-иллюстрации цветов, жучков, летней поляны;

-дополнительные материалы (крупы, палочки).

-баночки с водой;

-салфетки, тряпочки.

2

Раскрашивание панно «Краски ушедшего лета»

Развивать воображение, фантазию детей. Учить расписывать изделия из теста гуашью.

-высушенные изделия;

-стаканчики;

-кисточки, салфетки, вода;

-готовый образец.

3

Теремок

Учить детей лепить предмет на плоскости, состоящий из нескольких частей разных форм и величины, по образцу. Закрепить знания детей о различных видах строений и их значении для человека. Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику.

- цветное соленое тесто;

-салфетки;

-иллюстрация теремка;

-индивидуальные дощечки;

-крышечки с водой, для скрепления деталей.

4

Лепка по мотивам русской народной сказки «Конек Горбунок»

Познакомить с русской народной сказкой и ее героями; учить передавать в лепке образ сказочного конька. лепить фигурку из целого куска, дополнять изображение характерными деталями.

-цветное соленое тесто;

-доски для лепки;

-салфетки по количеству детей;

-стеки;

-иллюстрации из сказки;

- деревянная игрушка.

5

Черепашка

Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и промазывания.

Развивать у детей мелкую моторику рук при работе с соленым тестом.

-цветное соленое тесто;

-индивидуальные дощечки;

-салфетки;

-стеки;

-иллюстрации морских и обитателей (черепах);

- игрушечные черепашки;

-зерна (глазки).

Октябрь

1

«Осень в гости к нам пришла»

Уточнить представление о том, какие изменения происходят осенью. Показать, как из теста лепить листья разной формы, используя различные приемы лепки.

- цветное соленое тесто;

-заготовки листьев;

- доски для лепки;

-салфетки, тряпочки;

-стеки;

-иллюстрации листьев.

2

«Дары осени»

Закреплять знания детей о дарах осени, продолжать учить использовать прием отщипывания и растягивания в лепке. Учить детей самостоятельно выбирать сюжет для лепки в соответствии с заданной темой; вызвать интерес к созданию выразительных образов (фрукты, овощи); продолжать освоение скульптурного способа (лепка из целого куска) путем вытягивания и моделирования частей, предлагать приемы декорирования лепного образа.

- соленое тесто;

-индивидуальные дощечки;

-салфетки;

-набор муляжей овощей и фруктов;

-иллюстрации огорода, овощей и фруктов в отдельности;

-заготовки из картона;

-стеки.

3

«Мои любимые игрушки»

Инициировать творческие проявления детей при создании любимой игрушки. Самостоятельность определять способ лепки. Развивать глазомер, синхронизировать работу обеих рук.

-соленое цветное тесто;

-доски для лепки;

-салфетки;

-иллюстрации игрушек;

-пластиковые формочки;

-стеки;

-баночки с водой.

4

Раскрашивание изделий «Мои любимые игрушки»

Раскрашивать изделия после просушки. Развитие творческой инициативы в смешивании красок, для получения нужного оттенка.

Развивать творческую фантазию детей в процессе работы.

-высушенные изделия;

-стаканчики;

-кисточки, салфетки, вода;

-готовые образцы.

Ноябрь

1





2.

Русская березка




Корзинка с грибами

Расширить и уточнить представление детей о природе родного края, о деревьях средней полосы России; воспитывать любовь к березке, как одному из символов России. Упражнять в лепке приемом раскатывания прямыми движениями ладони и круговыми движениями двумя пальцами рук; учить замечать изменения в природе осенью. Учить работать коллективно.

Учить лепить грибы конструктивным способом (белый), пластическим (лисички); Передавать характерные особенности: у белого гриба ножка толстая и большая шляпка, оттягивать ножку у лисички, прорисовывать вилкой.

Формировать навыки лепки корзинки, способом скручивания жгутиков, учить выкладывать жгутики по образцу.

-соленое цветное тесто;

-индивидуальные дощечки;

-салфетки;

-баночки с водой (для скрепления деталей);

-стеки;

-маленькие палочки;

-иллюстрация березки.

-цветное тесто (коричневое, оранжевое, белое);

-клеёнка;

-доски для лепки

-иллюстрация корзинки с грибами, осеннего леса;

-салфетки;

-игрушечные вилочки.

3.

«Солнышко лучистое»

Расширять знания о неживой природе, учить называть качества предмета, формировать умения катания предметов округлой формы.

-соленое цветное тесто;

-доски для лепки;

-салфетки;

-пластиковые формочки;

-стеки;

-баночки с водой.

4.

Раскрашивание «Солнышко лучистое»

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату.

-акварельные краски;

-кисточки;

-вода;

-салфетки.

Декабрь

1

«Снеговик-почтовик»

Учить создавать фигуры, пользоваться стекой при работе, развивать координацию движений руки.

-соленое тесто;

-доски для лепки;

-салфетки;

-стаканчики с водой;

-зубочистки для соединения деталей;

-бусинки (глазки);

-кусочки ткани (шарфики).

2

«Звездочки-подсвечники»



Продолжать учить детей пользоваться скалкой при раскатывании из теста лепешек, пользоваться трафаретами, украшать готовые изделия бусинками различной величины. Учить понятно для окружающих объяснять замысел. Развивать мелкую моторику.

-тесто;

-скалки;

- трафареты в форме звездочек, бусинки;

-клеенки.

3

«Новогодние игрушки»

Учить создавать фигуры, пользоваться стекой при работе, развивать координацию движений руки.

-тесто;

-стеки;

- палочки;

-стаканчики с водой;

-блестки, семечки, бусины для украшения по желанию.

4

Раскрашивание« Новогодние игрушки»

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату.

-акварельные краски;

-кисточки;

- вода;

-салфетки.

Январь

2

«Волшебные ангелочки»

Научить изготавливать декоративные фигурки ангелов из соленого теста.

Развивать творческие способности. Воспитывать терпимость, умение слушать других, способность слаженно работать в команде.

-соленое тесто;

-доски для лепки;

-основа для вырезания формы;

-клеенки;

-стаканчики с водой;

-кисти;

-стек;

-салфетки.

3

«Белые медведи»

Учить детей создавать в лепке модели предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде, показать возможность моделирования изделия на основе готовой формы.

-соленое цветное тесто;

-доски для лепки;

-салфетки;

-пластиковые формочки;

-стеки;

-палочки;

-баночки с водой.

4

Раскрашивание« Белые медведи»

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату на фоне коллективной работы.

-готовые высушенные изделия;

-стаканчики с водой;

-кисточки;

-клеенки;

-акварельные краски;

-салфетки.

Февраль

1

«Снегири на ветках»

Научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску). Развивать композиционные навыки.

- цветное соленое тесто;

-доски для лепки;

-салфетки;

-стаканчики с водой;

-иллюстрации снегирей;

-стеки;

-семена, зерна (глазки и клюв).

2

«Волшебный чемодан Айболита»

Развивать интерес к разным профессиям, уточнить приемы лепки, создавая предметы врачебной деятельности.

-соленое цветное тесто;

-доски для лепки;

-стеки;

-баночки с водой;

-салфетки;

-дополнительные материалы.

3

Раскрашивание « Волшебный чемодан Айболита»

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста. Учить радоваться полученному результату.

-акварельные краски;

-кисточки;

-вода;

-салфетки.

4

«Подарок папе»

Познакомить детей с изготовлением поделки к празднику, закрепить умения украшать простые по форме предметы, нанося на всю поверхность предмета. Развивать чувство композиции.

-тесто солёное цветное;

-фасоль красная;

-арбузные семена;

салфетки,

- дощечки индивидуальные.

Март

1

«Панно для мамочки моей»

Учить придумывать сюжет, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки, развивать творческие способности.

-тесто соленое;

-салфетки;

-доски для лепки;

-украшения (бусы, кулоны, броши).

-картонные заготовки разной формы (капля, сердце, круг);

- пуговицы, ленточки, ниточки, блестки;

-иллюстрации цветов.

2

Раскрашивание« Панно для мамочки моей»

Совершенствовать способности моделирования, развивать глазомер, воображение, творчество.

-акварельные краски;

-кисточки;

-баночки;

-вода;

-салфетки.

3

«Любимые герои сказок»

Формировать умения создавать образ по памяти. Продолжать воспитывать интерес к персонажам сказок; выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок, пользуясь усвоенными ранее приемами лепки. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику, речь детей.

- соленое цветное тесто;

-доски для лепки;

-стеки;

-салфетки;

-картинки с изображением любимых сказок и их персонажей (лисы, медведя и т.д.);

-баночки с водой.

4

«Жаворонки-веснянки»

 Познакомить со старинной технологией лепки жаворонков-веснянок. Продолжать учить работать с солёным тестом. Развивать мелкую моторику, чувство формы, личностное творческое начало. Воспитывать интерес к истории и традициям народной культуры

-солёное тесто;

-стеки;

- разведённая с водой гуашь жёлтого цвета в баночке;

- бусинки для глаз.

- образец;

-презентация «Как встречали весну наши предки».

Апрель

1

«Чудо-дерево»

Закрепить технические навыки и

приемы лепки из теста. Лепить

из частей, делить кусок на части,

выдерживать соотношение

пропорций по величине, плотно

соединяя их. Развивать мелкую

моторику. Развивать творческое

воображение, связную речь при

составлении рассказа о своей

поделке.

-тесто солёное цветное;

-иллюстрации деревьев;

-картон;

-дощечки индивидуальные;

-стек.

2

«Ракета»

Учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного катания колбаски.

-тесто,

-стеки,

-палочки

-доски для лепки;

-салфетки.

3

Раскрашивание« Ракета»

Формировать представление о разнообразии форм и цветов. Закреплять умения раскрашивания высушенной заготовки.

-акварельные краски;

-кисточки;

- вода;

-салфетки.

4

«Транспорт»

Учить детей создавать в лепке модели предметов, передавая пластическими средствами свои представления об их внешнем виде, показать возможность моделирования изделия на основе готовой формы.

- соленое цветное тесто;

- доски для лепки;

- стаканчики с водой;

-салфетки;

-иллюстрации различных видов транспорта;

-стеки.

5

«Огнетушитель»

Закрепить знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре об огнетушителе как средстве тушения пожара.

Научить детей лепить огнетушитель на плоскости.

-соленое цветное тесто;

-доски для лепки;

-салфетки;

-стеки;

-иллюстрации огнетушителя;

-баночки с водой;

-палочки для скрепления деталей;

-картонные заготовки.

Май

1

«Пасхальное яйцо»

Совершенствовать умение лепить овальные формы, сглаживать пальцами поверхность фигурки. Учить использовать для украшения вылепленной формы дополнительный материал (семена растений, крупу). Развивать мелкую моторику.

- цветное соленое тесто;

- доски для лепки;

- стеки;

-стаканчики с водой;

-муляжи пасхальных яиц;

-салфетки.

2

Раскрашивание «Пасхальное яйцо»

Продолжать учить детей раскрашивать изделия после просушки. Развивать творческую инициативу в смешивании красок, для получения нужного оттенка.

-готовые высушенные изделия;

-краски акварельные;

-кисти;

-баночки с водой;

-клеенки;

-салфетки;

-бумажные трафареты (для узора).

3

«В мире насекомых»

Продолжать закреплять приемами лепки, воспитывать стремления добиваться хорошего результата.

-соленое цветное тесто;

-доски для лепки;

-стеки;

-баночки с водой;

-иллюстрации различных насекомых (бабочек, стрекоз, жучков и др.);

-салфетки;

-дополнительные материалы.

4

Раскрашивание« В мире насекомых»

Формировать навык раскрашивания поделки из соленого теста, правильно подбирать цветовой колорит.

-акварельные краски;

-кисточки;

-вода;

-салфетки.

12.Приложение

Конспект занятия кружка лепки из соленого теста «Черепаха»

(подготовительная группа)

Программное содержание.

  • Учить детей лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост;
  • Упражнять в приемках скатывания, вдавливания, раскатывания, присоединения и примазывания;
  • Учить придавать образу выразительность: черепаха ползет, чего-то испугалась, что-то увидела и т. д.

Оборудование: соленое тесто, дощечки, стеки, мокрые салфетки, черепаха.

Ход занятия:

Воспитатель: Домик мой, везде со мной

Он устроен за спиной

Я с лягушками дружу

Очень медленно хожу,

Вовсе не букашка,

Кто я … (черепашка).

- Ребята, посмотрите, кто там к нам ползёт? Почему она очень грустная? Что с ней случилось, давай спросим. Черепаха, что случилось с тобой? Ребята, знаете что черепаха мне говорит? Утром её детки пошли гулять, вот уже наступил вечер, а у неё дети до сих пор не вернулись. Она волнуется, давай поможем черепахе искать ее детей. Поможем?

Дети: да.

Воспитатель: Сейчас мы с вами лепим маленьких черепах из соленого теста. Дети, из каких частей состоит её тело?

Дети: четыре лапы, голова, маленький хвост, панцирь.

Воспитатель: А панцирь какой?

Дети: твердый, с разными узорами. (Воспитатель объясняет, как лепить черепаху). Берем кусок теста, делим на три части: большую, поменьше и еще меньше. Из большого куска лепить панцирь с туловищем – скатывает шар, а затем слегка его сплющивает. Второй кусок делит на две части и из каждой скатывает длинные цилиндры, сгибает их пополам и присоединяет к нижней части туловища – это лапы; из оставшегося маленького куска делает голову в виде овала и небольшой хвостик.

После объяснения воспитатель наблюдает работу детей.

Воспитатель: Что делает черепаха? Как может вести себя черепаха прижизненных ситуациях?

Дети: - черепаха может ползти;

- лапы раздвинуть в разные стороны;

- может испугаться - тогда голову, хвост и лапы она прячет под панцирь.

- любит солнце.

В конце занятия работа анализируются, сравниваются с образом.

Практические советы и рекомендации

Особенности технологии лепки из соленого теста.

Техника работы с соленым тестом несложная. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени и не нуждается в специальном оборудовании для обработки готовых изделий. Из соленого теста можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы лепки. Однако, его возможности становятся практически неограниченными при условии,  если удастся правильно вымесить тесто.

Рецепт теста.  Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите. Тесто должно быть мягким и очень пластичным, приятным на ощупь.

Хранение теста. На открытом воздухе тесто быстро обветривается и становится хрупким. Лучше его положить в полиэтиленовый пакет. А если предполагается хранить его несколько дней, то поместить в холодильник.

Окрашивание теста и готовых поделок. 

Окрашивание теста при замешивании. После того как мука смешана с солью, нужно получившуюся массу разделить на несколько порций и в каждую добавить подкрашенную воду. Окрашивая разными цветами порции смеси, мы получаем различную окраску соленого теста. Можно в качестве красителя использовать пищевую краску, гуашь или акварель. После замеса тесто следует разложить в полиэтиленовые пакеты или пластиковые емкости по цветам.

Окрашивание поделок после того, как они высохли. После полного высыхания изделия из соленого теста можно раскрасить, используя гуашевые, акриловые или акварельные краски. Перед покраской поделки можно покрыть тонким слоем клея ПВА, универсальной грунтовкой или белой гуашью.  Удобно прямо в краски добавлять клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. Пока тесто сырое — цвета яркие, а когда оно высыхает, цвета блекнут. В этом случае готовое изделие можно покрыть акриловым лаком.

Особенности лепки. Прежде чем начать лепить, кусочек теста хорошенько разминают в руках. Приемы изготовления поделок из соленого теста очень схожи с приемами работы с пластилином: фигурки лепят и украшают, вытягивая отдельные детали, свивая жгуты, соединяя части и т.д. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто место соединения смочить водой. Скрепить детали также можно следующим образом: насадить на каркас из тру бочки, палочки, проволоки; сделать надрез (разрез) стекой, вставить в него деталь и плотно сжать; положить на шов жгутик и разгладить и т.д.

Вылепленное изделие сушится в духовке при низкой температуре и с открытой дверцей, на воздухе или комбинированным способом (сначала поделку выдерживают 1-2 дня на воздухе, затем досушивают в духовке).

Время запекания в духовке варьируется в зависимости от размеров изделия. Для сушки толстых изделий требуется несколько часов, другие изделия могут быть готовы после недолгого периода запекания.

Если изделие перед запеканием смазать яичным желтком, разведенным с одной-двумя столовыми ложками воды, то тесто приобретет красивый золотистый оттенок.

Хранение  и реставрация готовых поделок. Поделки из соленого теста следует хранить в сухом месте, иначе они напитаются влагой и раскрошатся. Обращаться с ними нужно осторожно. Однако, если какой-то элемент отломается, его можно приклеить клеем ПВА. Если по изделию пошли трещины, их можно заделать продолговатыми кусочками теста.

Уход за поделками из соленого  теста.  Пыль, оседающую на изделия, необходимо удалять с помощью фена для сушки волос или толстой мягкой кисточки. Поделки из соленого  теста можно время от времени просушивать в духовке.

Инструменты и дополнительные материалы, необходимые для лепки из соленого теста:

  • доски, упаковочная плёнка, скалки для раскатывания теста;
  • салфетки  - бумажные и тканевые;
  • различные стеки или предметы их заменяющие: ручки, карандаши, зубочистки, палочки, пластиковые ножи;
  • инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски, зубные щётки, пластиковые вилки, ложки, палочки от чупа-чупсов;
  • печатки и штампики для нанесения рисунка: соломинки от коктейля, крупные пуговицы, монеты, колпачки фломастеров, пробки, камушки, ракушки и т.д.;
  • формочки для кексов, формочки для игр с песком;
  • трафаретки для печенья, пластиковые крышки от аэрозолей, колпачки шариковых ручек, бумажные шаблоны, соломинки от коктейля;
  • соединительные детали: соломинки от коктейля, использованные стержни от шариковых ручек, палочки;
  • природный материал (ракушки, перья, шишки, каштаны, жёлуди, перья, зёрна, травки, семена, косточки и т.д.);
  • бросовый материал (пробки, спички, коробки, катушки из-под ниток, втулки из-под скотча, пенопласт, кусочки ткани, нитки и т.д.);
  • пуговицы, бисер, блестки, фольга и др.;
  • клей ПВА;
  • кисточки разных размеров, краски акварельные, гуашь, фломастеры.

Сделать кусты или волосы для фигурки из теста можно, пропустив тесто через дуршлаг или чесноковыжималку. Лопаточка для жаренья рыбы очень удобна для переноса фигурок без повреждений или перекладывания фигурок с противня. Лопаточкой можно наносить рисунок на поверхность теста. Линейкой удобно делит тесто на части. Ножницы нужны для того, чтобы обозначить иголки ежа или сделать фигурке рот и т.д.


13.Список используемой литературы

1. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду. 2015г.;

2. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2014г.;

3. Чаянова Г. Н. Соленое тесто, М. , 2012 г

Интернет-ресурсы:

1. https://infourok.ru

2. www.maam.ru/detskijsad/proekt-volshebnoe-tes

dlja-detei-2-mladshei-grupy.html

3. www.detsadclub.ru

4. doshkolnik.ru/solenoe-testo.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...

Конспект коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме «Школа космонавтов» Образовательная область «Речевое развитие»

Цель: Закрепить знания детей по теме «Космос».Коррекционные задачи:образовательные:Учить детей отвечать простыми и сложными предложениями, вместе с детьми рассуждать о космосе.Учить соглас...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Итоговое занятие в подготовительной группе»

На занятии развития речи посредством развивающих игр на закрепление знания звуков и букв....

Дополнительная кружковая деятельность в подготовительной к школе группе "Скоро в школу"

Рабочая программа воспитателя по дополнительной образовательной деятельности. Кружок "Скоро в школу"....