«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
материал (младшая группа)

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_4.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей».

Актуальность. Дошкольный возраст детей имеет особое значение

для речевого развития ребенка. Главной задачей педагога в области

развития речи детей является помощь в освоении разговорной речи,

родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской

речи являются произведения устного народного творчества, в том числе

малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки,

песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Устное народное творчество - драгоценное богатство каждого народа,

собираемое веками. Это показатель способностей и таланта. Через устное

него ребёнок не только учится общению, но и осваивает красоту и

лаконичность речи, приобщается к культуре своего народа. В настоящее

народный язык начинает терять свою эмоциональность. Современная речь

стремительно пополняется иностранными словами.

Поэтому роль устного народного творчества - помочь ребёнку не

только овладеть родным языком, но и освоить его многообразие и

неповторимость. Ведь не зря же словесное творчество народа представляет

собой особый вид искусства, то есть вид духовного постижения

действительности.

Это направление имеет воспитательное, познавательное и

эстетическое значение, расширяет знания ребенка об окружающей

действительности, развивает умение чувствовать художественную форму,

мелодику и ритм родного языка.

Использование устного народного творчества в дошкольном

учреждении для развития речи детей, обусловлено разнообразием

содержания и характером знакомства с ним, и речевым развитием

дошкольников.

Сегодня одной из главных задач является нравственно-эстетическое

воспитание дошкольников. В дошкольном возрасте достигнуть это лучше

всего через народное творчество, выраженное в песнях, припевках,

закличках, колядках, обрядах.

Поэтому в наше время, как никогда, необходимо сохранять народные

традиции, приобщать детей к сокровищнице народной культуры. Надо

помнить ,что народ существует, пока существует его родной язык, а значит и

Современная жизнь практически исключила предметы народного

быта, встречающиеся в фольклорных произведениях. Семья не имеет свой

ведущей роли. Дети не получают первоначальных представлений о

экологи родного края, о народной культуре, страдают нравственные устои!

Поэтому, я считаю, что проводя работу в этом направлении необходимо

обращаться к фольклору, как к самому действенному и яркому средству

решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи,

объединению интересов взрослых и детей. Произведения народного

творчества позволяют сохранить здоровье ребёнка, укрепить его,

подготовиться к будущей жизни. Задача педагога, опираясь на склонность

детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых

невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность,

активность в применении этих знаний и умений, формировать мышление,

целенаправленность.

Основная идея опыта.

Самой наиглавнейшей задачей воспитания и обучения дошкольников

является развитие речи и речевого общения. Ведь ребенок не рождается со

сложившейся речью. Медленно, шаг за шагом, он учиться говорить —

выговаривать звуки и звукосочетания. С взрослением ребенка возрастают

и его произносительные способности , увеличивается его умение понимать

речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем,

связывая их между собой в предложения и фразы, ребенок учится

особенности четко и последовательно выражать свои мысли и желания. Но

иногда , даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности

в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо

говорят.

Для этого и служат с малые фольклорные формы. Знакомясь с ними

дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки, причем, в

бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Приобретенный эмоциональный заряд от разгадывания загадок,

рассказывания пословиц, полученная вера в свои силы, повышают

самооценку детей. Речь детей становится более выразительной, грамотной и

четкой. Дошкольники справляются со своими комплексами, учатся

размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей,

становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Они активизируются и в

игровой деятельности, приобретают творческий характер. Их жизнь в

обществе становится эмоциональной и насыщенной.

Поэтому ведущей идеей моего опыта считаю формирование интереса к

фольклору, обычаям и обрядам русского и мордовского народа. воспитание

любви к своей Родине, чувства доброты и благородства. Фольклор открывает

перед детьми притягательную силу народного слова, родного языка,

воспитывает эстетический вкус. Все это дает первые ростки понимания

наших корней – любви и привязанности к семье, к родному дому, родной

стране. В любом, даже в самом маленьком произведении – будь то потешка,

песня или народная игра – видна эпоха, быт, национальный колорит. Эти

малые фольклорные формы, ненавязчиво входя в жизнь ребенка, дают

эстетические знания, культурные традиции – все это и воспитывает вкус.

Знакомство с фольклором через нравственно-эстетическое воспитания

детей считается актуальным и в наше время – в дни стрессов, резких

изменений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские

мультфильмы несут в себе большой объем агрессии. Их атмосфера

насыщена отрицательными, а порой и грубыми, раздражающими

явлениями. Всё это попадает в беззащитную эмоциональную душу ребенка.

Авторы таких современных трендов не задумываются над тем, какую

опасность они наносят неокрепшей детской ауре, принося её в жертву моде

и моментальному неоправданному успеху. Они не обучают добру, любви, а

пробуждают в ребенке злость и агрессию. В настоящее время наше

общество живёт по принципу: сила и деньги решают всё, духовные и

моральные ценности перемещены на задний план. Только старшее

поколение может помочь справиться с этим. Опираясь на свой жизненный

опыт и уже сформированные морально-нравственные понятия, только

взрослые могут научить различать добро и зло.

Теоретическая база опыта.

В педагогических трудах известных педагогов Тихеевой Е. И.,

Ушинского К. Д. Флериной Е. А. и других, говорится, что в дошкольном

возрасте ребенок стремительно развивается как личность в целом и

улучшается его связная речь.

Доказано, что самым доступным источником развития детской речи

являются сказки, загадки, потешки, считалки, колыбельные, т.е.

произведения собираемые и сохраняемые народом веками .

Они своим содержанием и формой отвечают задачам воспитания,

обучения и развития ребенка, приспособлены к проблемам дошкольников.

Постепенно они знакомят малыша с народным словом, раскрывают его

богатство и красоту, принимают за эталон речи. К. Д. Ушинский отмечал,

что в большинстве семей все меньше знают обрядов, забывают песни, в том

числе и колыбельные и что только народные сказки, подготавливают

благоприятную почву для усвоению всех форм языка, что они дают

возможность выработки у детей собственных речевых навыков при

рассказывании.

-Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от

рождения до Новизна.

5 лет. М., 2005.

Осуществление работы в системе речевого направления через

интеграцию речевой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи,

взаимопроникновения различных направлений по приобщению детей к

народной культуре.

Использование проектной деятельности духовно-нравственной направленности

Технология опыта.

В своей работе над развитием речи детей дошкольного возраста

использую следующие принципы:

Регулярности и последовательности (материал подобран по мере

усложнения, в определенном порядке и системе).

Доступности (учебный материал соответствует возрасту детей).

Наглядности (видеоматериалы, сюжетные картинки, иллюстрации).

Речевое воспитание строится по следующим методам и формам:

Словесный метод - беседы, разучивание произведений устного

народного творчества.

Наглядный метод - рассматривание иллюстраций, серий сюжетных

картинок, работа со схематичными картинками и условно-наглядные схемы.

Практический метод - упражнения, театрализованные игры,

дидактические игры, совместное рисование, аппликация, художественный

труд.

Для достижения главной цели работы и решения поставленных

задач, мной разработано перспективное планирование, включающее в себя

разнообразные формы работы с детьми.

К новым формам организации диалога детей со сверстниками

относятся: работа с подгруппами, организация пространства общения, не

дисциплинарные формы.

При помощи родителей были созданы разнообразные виды театров:

кукольный, настольный, пальчиковый, на фланелеграфе, теневой. При

помощи их дети имеют возможность разыгрывать знакомые, небольшие по

содержанию, сказки.

В младшей группе дети с помощью воспитателя разыгрывают

народные песенки, сказки, потешки, в средней группе используют

игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, а в старшей и

подготовительной группах уже самостоятельно используют все виды

фольклора.

При индивидуальной работе с ребенком важнейшая задача педагога

- установить доверительные отношения с родителями. Как доказано на

практике, чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у

ребенка.

Для родителей были подготовлены следующие консультации: «

Значение фольклора в развитии речи детей», «Роль родителей в развитии

речи ребёнка», «Театр и детски сад».

Результативность опыта

Таким образом, развитие речи дошкольников имеет важное значение.

Народные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей.

Детям очень интересны обороты и выражения народной речи. Народный

фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,

непосредственнее, артистичнее, развивает воображение, дает полную

свободу для самовыражения. Именно поэтому мною было выбрано данное

направление развития ребенка. Все это позволяет сделать следующие

выводы - народное искусство, положенное в основу различных видов

художественно-творческой деятельности детей, должно найти более широкое

применение в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Результаты моей работы показали, что собранный художественный

материал понятен и доступен детям. Им интересен мягкий юмор потешек,

мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и

мелодичности родной речи. Дети с удовольствием включают пословицы и

поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при

пересказывании сказок.

Дети охотно отзываются на предложение выполнить рисунок к

потешке, сказке, исполнить частушку, закличку, народную песню.

Поэтому можно сделать следующие выводы:

- у детей увеличился и разнообразился словарный запас;

- уличшилась звуковая культура речи;

- осмыслилась связная речь.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они

используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх –

потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с

помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию

малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием

разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям

их смысл.

Анализ результатов моей работы до и после ее завершения

свидетельствует об эффективности выбранного мной комплекса методов и

приемов.

Я убеждена, что, если организовать систематическую работу с

дошкольниками, различные формы фольклора станут доступны их

пониманию и осознанию. Таким образом, использование различных форм

фольклора в речевом развитии детей вполне себя оправдало.

Мною разработаны и успешно внедрены проекты: «Фольклор русского народа»,

«Влияние фольклора на познавательное развитие дошкольников», «Фольклор

– источник народной культуры в воспитании дошкольника», в рамках

которых дети дошкольного возраста знакомились с устным творчеством

народов Поволжья, пополнили свои знания о культуре народа.

Совместно с родителями проводили фольклорные праздники «Рождество»,

«Кликанье весны», «Веселая ярмарка», «Святая Пасха» и др.

Мной разработана дополнительная общеобразовательная программа

(дополнительная общеразвивающая программа) «Говорушки». Она

представляет собой самостоятельную учебно-методическую разработку,

выполненную по актуальной тематике, в ней используются народные

частушки, потешки, заклички, скороговорки, считалки, сказки.

Итогом работы по осуществлению приобщения дошкольников к

фольклору явились следующие результаты:

- сформирован интерес к народной культуре, праздникам, обычаям и

народным обрядам;

- систематизированы знания детей о фольклоре;

- расширено представление детей о родном крае;

- развито чувство уважения, любви к своей Родине, чувства доброты и

благородства.

Список литературы:

1. Азадовский, М. К. Статьи о литературе и фольклоре / М К.

Азадовский. М; Л: Гослитиздат, 1960. - 546 с.

2. Аникин, В. П. Теория фольклора: курс лекций. / В. П. Аникин. М.:

КДУ, 2004. - 432 с.

3. Афанасьев, А. Н. Народные русские легенды / А. Н. Афанасьев. М.:

Книгоиздат. Современ. Проблемы, 1914. - 316 с.

4. Бахтин, В. С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре /

5. Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка / Н. М. Ведерникова. -

М.: Наука, 135 с.

6. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. Л. : Наука. Ленингр.

отд-ние, 2011 - 319 с.

7. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. М. : Олма -

пресс, 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

- Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей."

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей.             Устное народное творчество - это история народа, его духовное богат...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"

Выступление на педсовете   "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...