Самообразование
материал (средняя группа)
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 67.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Оренбургский детский сад «№6»
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Подготовила Воспитатель:
Зайцева Е.В
Г.Оренбург
2022-2023 учебный год
План работы по самообразованию
«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
2. Содействовать нормализации речевой функции.
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.
Методы и приемы работы:
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• пальчиковый театр
• работа с конструктором ЛЕГО
• рисование по трафаретам
• Дидактические игры
• шнуровка
• игры с мелкими предметами
• пазлы, мозаика.
Актуальность
В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.
Отсюда выделяются задачи пальчиковых игр:
Содействовать: 1. Развитию координации рук, мелкой моторики у детей 4-5 лет;
2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;
3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;
4. Созданию эмоционально – благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.
Для развития речи ребенка широко используется мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать :
• ассоциативное мышление;
• зрительную и слуховую память;
• зрительное и слуховое внимание;
• воображение;
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
План работы по самообразованию.
Сентябрь
-Изучить литературу и опыты работ по данной теме.
-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».
-Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени. Повышение своего уровня знаний, профессионального.
Обогащение развивающей среды.
Октябрь
-Д/и. : «Прищепки»
-Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,
"Пальчики, здравствуйте!"
-Д/и. : «Шнуровка». Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.
Развитие мелкой моторики рук.. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.
развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения
Ноябрь
-Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
-Создание разнообразного «Пальчикового театра»
-Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»
«Деревья»
-Заучивание стихов об осени по мнемотехнике. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.
Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра
Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики
Декабрь
-Д/и «Веселые упражнения с карандашами»
- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».
-Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.
Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.
Январь
-Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
-Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»
-Настольная игра «Мозаика».
-Заучивание пальчиковых игр: «Чудеса дед мороза», «Снежок», «Прогулки». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам
Февраль
-"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок
-Заучивание пальчиковых игр: «Зимние забавы», «Сказки», «Игрушки»,
-Заучивание стихов о зиме. развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.
Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста
Март
-Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»
-Пальчиковые шаги. (Упражнения на развитие мелкой моторики.)
-Заучивание пальчиковых игр: «Хозяйка», «Восьмое марта»,
«Тесто»
-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.
Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.
развивать моторику руки, выполняя имитационные
движения в сопровождении стихотворного текста
Апрель
-Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;
-Работа с конструктором Лего.
-Заучивание пальчиковых игр: «Моя семья», «Варим кашу» Выставка для родителей и педагогов
дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников
развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.
Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.
Май
-Рисование по трафаретам.
(собрать картотеку трафаретов).
Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Развивать фантазию и воображение
Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
Литература:
• Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
• Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
• - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
• - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
• - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
• - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
• - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...


