Самообразование
материал (средняя группа)

Зайцева Елена Витальевна

«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx67.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

 «Оренбургский детский сад «№6»

План по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

             

Подготовила Воспитатель:

Зайцева Е.В

Г.Оренбург

 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию

«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»

Цельразвитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Содействовать нормализации речевой функции.

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

4. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

5. Информировать родителей о значении игр и упражнений развивающих мелкую моторику у детей среднего дошкольного возраста.

Методы и приемы работы:

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• работа с конструктором ЛЕГО

• рисование по трафаретам

• Дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

Актуальность

В. А. Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.

Отсюда выделяются задачи пальчиковых игр:

Содействовать: 1. Развитию координации рукмелкой моторики у детей 4-5 лет;

2. Совершенствованию памяти, внимания, умения согласовывать движения и речь;

3. Формированию правильного произношения, умению быстро и чисто говорить;

4. Созданию эмоционально – благоприятного фона между детьми и взрослым и ребенком во время игр и в разные режимные моменты.

Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются.

Для развития речи ребенка широко используется мнемотехника.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение;

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, обучении рассказыванию и пересказу.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

План работы по самообразованию.

Сентябрь

-Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Осень».

-Создание мнемотехнических таблиц для заучивания стихов об осени. Повышение своего уровня знаний, профессионального.

Обогащение развивающей среды.

Октябрь

-Д/и. : «Прищепки»

-Заучивание пальчиковых игр«Замок»«Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

-Д/и. : «Шнуровка»Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки»«иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук.. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

развивают сенсомоторную координациюмелкую моторику рукразвивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Ноябрь

-Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

-Создание разнообразного «Пальчикового театра»

-Заучивание пальчиковых игр«Осень-осень, листопад»«Дождик»

«Деревья»

-Заучивание стихов об осени по мнемотехнике. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитиеформирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детейразвивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Декабрь

-Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

- Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зима».

-Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь

-Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»

-Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

-Настольная игра «Мозаика».

-Заучивание пальчиковых игр«Чудеса дед мороза»«Снежок»«Прогулки». Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам

Февраль

-"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

-Заучивание пальчиковых игр«Зимние забавы»«Сказки»«Игрушки»,

-Заучивание стихов о зиме. развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

Март

-Консультация для родителей «Мнемотехника-это…»

-Пальчиковые шаги. (Упражнения на развитие мелкой моторики.)

-Заучивание пальчиковых игр«Хозяйка»«Восьмое марта»,

«Тесто»

-Создание картотеки пальчиковых игр по теме «Весна». Повысить компетентность родителей по мнемотехнике.

Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

развивать моторику руки, выполняя имитационные

движения в сопровождении стихотворного текста

Апрель

-Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

-Работа с конструктором Лего.

-Заучивание пальчиковых игр«Моя семья»«Варим кашу» Выставка для родителей и педагогов

дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Развивать мелкую моторику ребенка, воображение.

Май

-Рисование по трафаретам.

(собрать картотеку трафаретов).

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детейРазвивать фантазию и воображение

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

Литература:

• Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

• Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.

• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.

• - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

• - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

• - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

• - Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

• - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...