Конспект занятия по экспериментированию детей подготовительной к школе группы «Академия чудес»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Фёдорова Наталья Владимировна

Задачи:

Образовательная задача

• Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_akademiya_chudes.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по экспериментированию детей подготовительной к школе группы «Академия чудес»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей

подготовительной к школе группы 

Тема«Академия чудес»

Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования

Задачи:

Образовательная задача

• Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование.

Развивающая задача

• Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.

Темочки

• Продолжать учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли в ходе экспериментирования. Воспитывать умение слушать ответы товарищей, не перебивать друг друга.

• Развивать умение действовать по правилам и согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Материал к занятию:

6 шапочек и халатов; 6 колокольчиков;

• 4 стакана, соль, сахар, мука, масло растительное, ложечка.

• Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, гуашь красная, стакан питьевой воды (на каждого ребенка).

• Бумажные веера на каждого ребенка.

•  воздушные шарики.

• Пластмассовые стаканчики с водой и трубочки на каждого ребенка.

• Магниты, скрепки, пластмассовая пуговица, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик и железные предметы: кнопка, гвоздик, заколка.

• 6 скрепок, 6 стаканчиков;

• Тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски (для работы в парах);

• Листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры

Ход НОД:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель:

В круг широкий вижу я

Встали все мои друзья

Мы сейчас пойдем направо

А теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Все друг другу улыбнемся,

Все в сборе - дети, взрослые.

Мы можем начинать,

Но прежде надо дружно

Всем «Здравствуйте!» сказать.

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Пусть зазвонит колокольчик у того, кто любит плакать, смеяться; кто любит спать, рисовать; кто с горки любит кататься; а кто любит проводить опыты и эксперименты?

Я - старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес».

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В лаборатории Академии чудес окажись!» (Звучит волшебная музыка)

(Дети здороваются со всеми присутствующими

Основная часть

Вот мы с вами и в Лаборатории! Для того чтобы начать работу, что нужно сделать? 

- Вы знаете, что такое лаборатория? 

Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

- Что такое эксперименты?

Эксперименты - это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений.

- Дети, вы любите экспериментировать?  Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовывают все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить эксперименты и будем все записывать в свои научные тетради.

- При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

1. Нельзя брать вещества и оборудование без разрешения воспитателя.

2. Во время опытов нельзя пробовать на вкус и нюхать.

3. Обращайтесь бережно с оборудованием.

4. Соблюдать тишину во время работы.

5. Работать дружно.

6. После работы навести порядок на столе.

Восп; Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица»

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше и познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.

Всем известно что вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.

а) «Растворение веществ» (4 стакана, соль, сахар, мука, масло растительное)

В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом.

Делаем вывод: Вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

б) «Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой - башня рухнет.

Вывод: Вода является хорошим растворителем. Вода проникает в сахар и распространяется в нем (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара).

Воспитатель: А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка «Ручеёк».

Жил да был ручеёк,

(волнообразные движения рук.)

Зажурчал и потёк.

(Ходьба по кругу)

В тучку превратился

(Рисуют в воздухе круг)

Капелькой спустился

(Присели.)

Вот и кругооборот

(Покружились вокруг себя)

Наблюдательный поймёт

(Руки в стороны)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

2. Воспитатель: Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка - воздух».

Ребята, отгадайте загадку:

«Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это?» 

- Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? 

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? 

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? 

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

а) Игровое упражнение «Почувствуй воздух»

 Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.

Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом.  Чем мы заполняем шарики?

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

б) Опыт с водой и трубочкой.

Восп: Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.

- Что происходит? 

- Как они появились?

Вот наше открытие: Воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и воздух выходит через нее. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Игра "Бывает - не бывает".

• Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Воспитатель задает вопросы

3. Восп: Приглашаю вас к третьему столу «Всё ли притягивает магнит?»

Восп: Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? 

Воспитатель: У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит.

Восп: Как мы это проверим? 

- Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем! 

Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось? 

- А какие предметы магнит не притянул? 

Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик).

Вывод: Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.

«Достань без помощи рук»

- Действует ли магнит через другие материалы? 

- Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? 

- Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. 

- Расскажите, что получилось.

- Что же двигало скрепку? 

- Какой можно сделать вывод? 

Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло.

(Дети встают в круг.)

Встали, дружно улыбнулись.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, оглянулись.

Вы присели, теперь встали.

Руки в стороны и вверх.

Потянулись, улыбнулись.

Вы конечно лучше всех!

4. А теперь ребята, я хочу пригласить вас к четвертому - следующему столу, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то, что на молоке можно рисовать? Если нет, тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.

а) «Рисуем на молоке»

Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.

Вывод: При добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Вам понравилось?

Воспитатель: Нам, ребята, пора возвращаться.

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В группе снова окажись!» (Звучит волшебная музыка

(надеть халаты и чепчики

Ответы детей

Ответы детей

Дети рассуждают

Опыты детей

Дети выполняют движения

Дети отгадывают загадку

чтобы дышать

воздух

плохо

дети машут бумажным веером возле своего лица

Дети надувают воздушные шарики.

Выходят пузырьки

дети отвечают - если «Да» - то хлопают в ладоши, если «НЕТ» - то качают головой.)

Ответы детей

Ответы детей

Дети объединяются в пары и выполняют задание

Ответы детей

Ответы детей

Версии детей

Дети выполняют

Ответы детей

Выполняют движения

Ответы детей

Проводят опыты

Заключительная (рефлексия)

- Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи! 

Ответы детей

Дети по желанию рисуют


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.          ...

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе по теме «Три задания для Иванушки»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и действиями магнита и соли....

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Свойства магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов...

Конспект занятия «Речевое развитие детей подготовительной к школе группы «Чтение былины Илья Муромец и Соловей – разбойник».

Познакомить  детей с жанром устного народного творчества – «былины», с ее необычным складом речи,  с образом былинного богатыря Ильи Муромца...

Конспект ООД по познанию в подготовительной к школе группе «Морские чудеса»

Данный конспект позволяет закрепить с детьми знания о море, его обитателях....

Картотека конспектов с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе

Картотека конспектов с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе...