Корреккционно – развивающая работа для детей с задержкой психического развития
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Хабарова Кристина Анатольевна

Коррекционно – развивающая работа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_korrektsionno_-_razvivayushchey_raboty.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЗЕРНЫШКО»

 ГОРОДА БАЛАШОВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ПРИНЯТО:

решением Педагогического совета

МДОУ д/с комбинированного вида

«Зернышко»

г. Балашова Саратовской области

Протокол №__от

«__ »   _____________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ д/с комбинированного

вида  «Зернышко»

г. Балашова Саратовской области

____________ С.А. Новикова

Приказ №__ от

«__ »   _____________20__ г.

        План корреккционно – развивающей работы для детей с задержкой психического развития

(4 – 5 лет)

педагога – психолога Хабаровой К.А.

на 2023 – 2024 учебный год

Балашов  2023

Содержание

I

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка.

1.2.

Цель.

1.3.

Задачи.

1.4.

Планируемые результаты.

II

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

План коррекционно – развивающей работы.

I  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. 1.1.Пояснительная записка

Настоящий коррекционно – развивающий план разработан для построения деятельности педагога - психолога осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей среднего дошкольного возраста (4 – 5  лет). Коррекционно – развивающий план определяет содержание и организацию коррекционно-разивающей деятельности педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Зернышко» города Балашова Саратовской области» в группах компенсирующей направленности для детей среднего дошкольного возраста (4 – 5  лет) с задержкой психических развитий (ЗПР).

Коррекционно – развивающий план определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми от  4 до 5 лет. Коррекционно – развивающий план включает в себя организацию психолого-педагогического сопровождения  участников        образовательных        отношений        в        пяти образовательных        областях, соответствующих основным направлениям  развития ребенка дошкольного возраста – познавательно-речевому,        социально-личностному,        художественно-эстетическому, физическому и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.

Коррекционно – развивающий план спроектирован с учетом ФГОС дошкольного образования, спецификой групп компенсирующей направленности, образовательных потребностей и запросов воспитанников, родителей (законных представителей).

Коррекционно – развивающий план разработан в соответствии адаптированной основной образовательной программой для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР, в соответствии с основными нормативно- правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года

№1014 г. Москва);

  • Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
  • Федеральными законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 (с изменениями на 28 июня 2014 года), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124;
  • Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 28 октября 2014 г. № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования».

1.2.Цель: оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, социальной адаптации посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.

1.3.Задачи:

  1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
  2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
  3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции.
  4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
  5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно- действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
  6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
  7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

1.4.Планируемые результаты:

  • фиксировать в речи результаты своей практической деятельности;
  • высказывать свои потребности и желания в активной фразовой речи;
  • демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым, принимать помощь взрослого;
  • положительно        реагировать   на        сверстников,        уметь        находиться        рядом, не причиняя друг другу вреда и не создавая дискомфорта;
  • адекватно вести себя в привычных ситуациях;
  • выполнять по  инструкции 3-4 элементарных действия
  • использовать речевые средства в ситуации взаимодействия со взрослым и/или сверстниками, выражать словом свои основные потребности и желания.

II  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

Коррекционно - развивающий план занятий для детей с задержкой психического развития.

Месяц

Тема

занятия

Цели

Игры и упражнения

Сентябрь

Детский сад

Название        и        назначение        основных помещений детского сада

Названия        профессий        работников детского сада.

Правила поведения в детском саду, в группе.

На развитие зрительной памяти и        пространственной ориентировки.

Ранняя осень

Смена времен года, их взаимосвязь Период – ранняя осень, начало осени. Приметы ранней осени:

  • в погоде
  • в неживой природе
  • в живой природе

«Выбери картинки об осени».

«Разложи по порядку» «Покажи символ» (время года) «Что сначала, что потом». «Сложи

картинку из частей». «Что изменилось?».

Фрукты. Овощи.

Обобщающее понятие

Название распространенных плодов – овощей

Вкусовые        особенности        и        варианты употребления в пищу.

«Разложи плоды по группам»,

«Сад   –        огород».        «Четвертый лишний».                «Перепутанные

картинки».        «Разрезные

картинки».        «Нелепица».

        «Что        не

бывает?» «Чего не стало». «Что изменилось».

Фрукты. Овощи.

Особенности        внешнего   вида        –цвет,

форма, величина, твердость, мягкость. Закрепление темы.

Запомни

«Дорису».

слова

в

тексте».

Октябрь

«Золотая осень»

Период        –        середина        осени;        место

«золотой» осени в сезоне; переносный смысл понятия «золотая»

Приметы «золотой» осени:

«Сравни        картинки»,                «Чтение познавательных        текстов».

«Выбери        правило»,«Что изменилось?».

Игрушки

Обобщающее понятие.

Название распространенных игрушек, особенности их внешнего вида (форма, цвет, части ).

«Узнай        целое        по        части».

«Дорисуй игрушку». «Узнай на ощупь». «Четвертый лишний».

«Найди                недостающую игрушку».        «Сравни игрушку».

«Разложи игрушки по порядку» (серия сюжетных картинок).

Я и мое тело

Название частей тела и их назначение. Части        лица,        внешние                различия        у людей   (цвет                глаз,        длина волос, размер носа и т.д.).

Понимание        и        осознание        своего возраста и пола (ребенок – мальчик).

Охрана        здоровья        и        гигиена        тела; предметы гигиены.

«Сравни        лица»,«Дорисуй                то, чего нет».                        «Будь внимателен, покажи…»,                                «Зеркало». Тренировка                        произвольного внимания:                «Путаница».        «Что для чего?», «Чего один, чего два».Упражнения                                на пространственную

ориентировку «Добавь слово»

Дикие животные (введение

тему)

в

Понятия «животные»

Обобщающие        понятия        «дикие животные».

Название распространенных животных

«Четвертый        лишний».        «Кто спрятался?». «Кого не стало?».

«Узнай животного по части»,

«Узнай        животное».        «Какого

леса (белка, еж, заяц, медведь, лиса, волк).

Общие особенности   внешнего   вида

(чем        покрыто        тело?        Сколько конечностей?).

животного в ряду не хватает»,

«Сравни животных». «Кто где находится?».        «Дорисуй животного.

Ноябрь

Поздняя осень

Смена природы осени («золотая» - поздняя).

Признаки поздней осени:

  • в погоде
  • в неживой природе
  • в живой природе
  • деятельность людей к зиме

«Хорошо и плохо», «Разложи по порядку». «Подбери картинки, символы». «Раскрась картинку». «Запомни слова из текста об осени. «Определи

период осени по дереву». «Что изменилось?».

Дикие животные

Повторить        обобщающее        понятие

«дикие животные». Особенности внешнего вида

«Четвертый лишний»,        «Узнай по части», «Чего не хватает?»

«Узнай по описанию».

Дикие животные

Детеныши.

Звукоподача. Питание.

Название жилища.

«Кто у кого?». «Кто кем был?».

«Чья еда?». «Кому что нужно?».

«Кто где живет?».        «Запомни ряд».

Дикие животные

Способы защиты от врагов. Способ передвижения.

Польза в природе. Подготовка к зиме.

«Несуществующее        животное».

«Узнай по следам». «Изобрази животное». «Кого не стало?»

«Кто где находится?». «Найди

недостающее животное».

Декабрь

Зима

Место зимы среди других времен года Приметы зимы:

  • в погоде
  • в неживой природе
  • в живой природе

«Выбери        картинки        с изображением зимы и докажи свой     выбор».        «Разложи времена года по порядку».

Хорошо – плохо».

«Сравни по картинке времена года».

«Незаконченные картинки» (зима). «Найди отличия» (что изменилось). «Найди ошибки

художника».

Зимующие птицы

(Сорока, воробей, ворона синица). Понятие        «зимующие        птицы», обобщающее понятие «птица».

Причины зимовки птиц (теплое оперение, способность питаться в условиях зимы).

Названия        распространенных зимующих птиц.

«Сложи        картинку» (осколочную). «Узнай по части целое». «Кого не стало».

«Четвертый лишний». «Сравни птиц».

Зимующие птицы

Внешние характерные признаки: величина, цвет оперения, повадки, питание, звукоподача, способ передвижения.

Место проживания зимой и в другие сезоны.

«Кто где?». «Дорисуй птицу».

«Докажи, что это птица» (работа с символикой). «Кого здесь быть не может?».

Забота о птицах в зимнее время.

Новый год

Представление о празднике Подготовка к новогоднему празднику Прием        гостей        на        Новогоднем утреннике, правила поведения.

«Что сначала, что потом».. «что изменилось».        «Сравни картинки». «Собери картинку»

«перепутанные        картинки».

«Запомни слова». «Нарисуй, что запомнил»

Январь

Зимние        игры и забавы

Разнообразие игр и развлечений зимой: катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика.

«Чего не хватает на картинке».

«В какую игру будут играть дети?». «Сравни снеговиков».

«Подбери пару»,

Зимние        игры и забавы

Название предметов для игр и их назначение (клюшка, шайба, коньки, лыжи, санки).

Правила поведения на горке и в других играх.

«Нелепицы», «Что сначала, что потом?».        «Дорисуй недостающий предмет», «В какую игру я играю?».

Зимующие птицы

Понятия «зимующие птицы», причины зимовки.

Внешние        характерные        признаки голубя и снегиря.

Место проживания зимой и в другие сезоны. Забота о птицах.

«Сложи                картинку» (осколочную). «Узнай по части».        «Сравни птиц».

«Докажи, что это птица» (по символике). «Кто где?».

Одежда

Обобщающее понятие «одежда» и ее назначение.

Название распространенных предметов одежды.

Детали одежды

Одежда для мальчиков и девочек Различия одежды по сезону.

Материалы для изготовления одежды. Уход за одеждой.

«Перепутанные         картинки».

«Разрезные картинки». «Чего не хватает        на        одежде?».

«Четвертый лишний». «Часть – целое». «Узнай количество людей по одежде».   «Сравни».

«Найди пару». «Чего не стало?». «Запомни ряд». «что изменилось?».   «Оденем   Олю

на прогулку». «Из чего сшито?».

Февраль

Обувь

Обобщающее        понятие «обувь», ее назначение.

Название        распространенных        видов обуви

Детали обуви и их назначение

Обувь        по        сезону,        по        возрастному признаку.

Материалы для изготовления обуви Уход за обувью

«Четвертый лишний». «Что без чего?»,       «Сложи   картинку».

«Часть – целое» (каблук – часть). «Найди пару», «Найди такой     же     …».     «Сравни».

«Дорисуй (закончи) рисунок»,

«Соедини точки». «будь внимателен». «Продолжи ряд»,

«Запомни ряд слов (картинок)».

Домашние животные

Обобщающее        понятие        «домашние животные»

Название        распространенных домашних животных

«Разрезные        картинки».        «Кого нет?». «Назови одним словом».

«Узнай по части».

Домашние животные

Названия        детенышей, звукоподражание.

Особенности внешнего вида

«Кто        где?».        «Накорми животное». «Кто как кричит?».

«Кто с кем?». «Кто у кого?».

«Кто кем был?».

Домашние животные

Польза для человека. Защита от врага. Название жилища.

Повадки        животных,        способы

передвижения.

«Нарисуй        по        точкам».

«Сравни».        «Запомни        ряд».

«Убавилось – прибавилось?»

Март

8 Марта – Мамин день. Весна.

Место весны среди других времен года Признаки ранней весны: в погоде в неживой природе: изменение свойства снега в живой природе

Первый весенний праздник, его традиции

«Собери картинку с простым сюжетом», «Что изменилось?».

«Подбери картинку – символ к иллюстрации» . «Что сначала, что потом?». «Сравни картинки». «Подбери подарок

маме»

Моя семья

Понятие «семья»

Родственные        отношения        людей        в семье.

Ролевые отношения членов семьи и их основные обязанности

Забота о близких. Семейные праздники.

Обязанности детей в семье.

«Составь свою семью». «Кем был мальчик, кем была девочка?». «Сравни картинки».

«что    сначала,    что    потом?».

«Нарисуй свою семью». «Кто моложе,         кто         старше?».

«Раздели по группам»

Мебель

Обобщающее понятие «мебель». Название распространенных предметов мебели, их назначение. Материал для изготовления мебели, место изготовления и продажи.

Части мебели и ее детали

Отличие мебели от электроприборов и частей комнаты

«Четвертый        лишний».

«расставь мебель в комнате».

«Что        без        чего?».        «Сравни».

«Перепутанные        картинки».

«Узнай по части». «Продолжи ряд»,«Часть – целое» «Запомни ряд»,«Дорисуй        картинку».

«Подбери по форме»

Посуда

Обобщающее понятие: «посуда». Название        распространенных предметов посуды, их назначение.

Детали посуды. Разделение посуды

Материал для изготовления посуды. Правила обращения с посудой, уход за ней.

«Разложи по группам». «Добавь слово»        .        «Сложи        картинку».

«Четвертый        лишний».

«Убавилось,        прибавилось».

«Что без чего?».        «Нарисуй по точкам».        «Подбери        пару».

«Чего не хватает?». «Сравни предметы».        «Продолжи        ряд».

«Найди        недостающий предмет».

Апрель

Перелетные птицы. Грач

Обобщающее        понятие        «перелетные птицы»

Причины отлета

Название        распространенных перелетных птиц

Особенности        внешнего        вида,        части

тела и их особенности.

«Сложи картинку». «сколько птиц на картинке»

«Чего не хватает?». «Кто где?».

«Узнай по тени». «Кого не стало?». «Сравни птиц». «Кто где живет?».

«Четвертый лишний».

Перелетные птицы скворец.

Повадки.

Питание,        место        проживания Польза птиц для природы человека.

Логическая цепочка: место проживания,        детеныши, питание (наглядный вариант).

«Добавь слово» «Чей домик?».

«Найди различия».

Наш        город

Понятие «город»

«Узнай        место        в        городе        по

Балашов

Название города с объяснением его происхождения, название реки.

Различные учреждения Домашний адрес

фотографии».        «Выложи        из палочек городской дом».

«незнакомый город»

«Сравни        дома».                «Что изменилось?».        «Что                где

находится?»

Транспорт        в городе.

Обобщающее понятие «транспорт». Наименование        распространенного транспорта6 автомобиль, грузовик, автобус, поезд.

Группы        транспорта:        грузовой, пассажирский – наземный.

Детали, части транспорта

«Собери картинку». «Назови только транспорт». «Что без чего, «Сравни». «Разложи по группам».   «Найди такой же».

«Найди такой же». «Запомни в тексте». «Четвертый лишний».

«Узнай по детали». «Нарисуй картинку».                «Кто        чем управляет?,        «Узнай                по

силуэту».

Май

Весна

Признаки конца весны:

-в погоде и неживой природе

- в живой природе

«Разложи картинки». «Сравни картинки».        «Выложи        ряд».

«Найди        ошибки        в        тексте».

«Нелепицы».        «Выложи картинки по памяти».

Весенние работы в саду и огороде

Виды работ в саду и огороде: вскапывание земли, подготовка грядок, теплиц и парников, высевание овощей и зелени; побелка деревьев, опрыскивание кустарников и деревьев от вредителей.

Инструменты для работы в саду и огороде.

Условия необходимые для роста растений

«Что сначала, что потом?» «Что ты видишь на картинке?»

«Дорисуй        инструменты». Элементарная                опытная деятельность: посадка лука в разных условиях.

Домашние птицы

Петушок с семьей.

Обобщающие понятия «домашние птицы», различение с понятием

«домашние животные».

Петух, курица, цыпленок Образ жизни, питание, повадки. звукоподражание. Польза для человека.

«Узнай по контуру». «Чья тень?». «Кто где?». «Сложи картинку».   «Узнай по части».

«Сколько птиц за забором?».

«Что   сначала,   что   потом?».

«Часто – целое». «Что изменилось?».

«Подбери пару»

Насекомые

Обобщающее понятие «насекомые». Особенности внешнего вида Особенности передвижения, звучания. Польза        насекомых   для        природы        и человека.

Насекомые и вредители.

«Сложи картинку». «Кто без чего?».      «Узнай   по   части».

«Разложи         по         группам»

«Четвертый лишний». «Сравни насекомых». «запомни в тексте». «Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти). «Подбери пару к слову» (мед - пчела,

цветок – бабочка) – развитие смысловой памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоциональн...

«Использование метода моделирования в системе коррекционно – развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития»

Одна из главных задач современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения. Одним из таких путей, интенсивно ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

Настоящая рабочая программа  разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...

Конспект коррекционно – развивающей работы с обучающимся с задержкой психического развития в старшей группе комбинированной направленности. Тема: «Фрукты»

Конспект коррекционно – развивающей работы с обучающимся с задержкой психического развития в старшей группе комбинированной направленности. Тема: «Фрукты»....

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ОЛЕНЯТА»

Программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дельфин» города Муравле...