Гражданское воспитание в старшем дошкольном возрасте
методическая разработка (старшая группа)

Костерина Светлана Александровна

В России в последние годы активно развивается деятельность по формированию у людей чувств гражданственности и патриотизма, гордости и ответственности за свою Родину.

На основании большого количества исследований было выяснено, что именно в дошкольном возрасте формируются качества, необходимые гражданину России. Исходя из этого можно сделать вывод о целесообразности усиления гражданского воспитания в условия детского сада. Педагогические недочеты, упущенные на этом этапе, практически невозможно восполнить в будущем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdanskoe.docx91.74 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        3

ГЛАВА 1. Теоретические основы гражданского воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Особенности проблемы гражданского воспитания дошкольника на современном этапе        6

1.2. Психологические аспекты гражданственности как нравственного качества личности дошкольника        8

1.3. Сущность гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста        13

Вывод по 1 главе        16

Глава 2. Методологические аспекты гражданского воспитания детей дошкольного возраста

2.1. Содержание гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста        18

2.2. Средства, методы и формы воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста.        24

2.3. Критерии и показатели сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста        27

2.4. Педагогические условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста        29

Вывод по 2 главе        30

Заключение        33

Список литературы        34


Введение

В России в последние годы активно развивается деятельность по формированию у людей чувств гражданственности и патриотизма, гордости и ответственности за свою Родину.

На основании большого количества исследований было выяснено, что именно в дошкольном возрасте формируются качества, необходимые гражданину России. Исходя из этого можно сделать вывод о целесообразности усиления гражданского воспитания в условия детского сада. Педагогические недочеты, упущенные на этом этапе, практически невозможно восполнить в будущем.

Дошкольное детство – значимый период в жизни ребенка. Именно на этом этапе формируются основы его культуры, осваиваются моральные и нравственные ценности. У ребенка формируются представления о себе, людях, явлениях в жизни общества и культуре, что является предпосылками для присвоения ему нравственных ценностей и воспитания гражданских качеств.

В своем словаре С.И. Ожегов дает определение понятию гражданственности. Гражданственность – это высшая ступень становления нравственного сознания личности [20, c.135]. Это понятие включает в себя умение четко осознавать свои права и обязанности, что позволит действовать на пользу народу и родине. Гражданственность реализуется в ходе накопления нравственного и социального опыта, который является результатом воспитательного воздействия дошкольных учреждений, семьи, окружения и результатом самовоспитания.

В развитии ребенка дошкольного возраста важнейшими задачами являются: освоение родной культуры и воспитание гражданина своей страны. Процесс формирования самосознания начинается в дошкольном возрасте, поэтому важно четкое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания, целенаправленная работа по определению и реализации условий для воспитания основ гражданственности у дошкольников.

Анализируя теоретические и диагностические материалы по проблеме гражданского воспитания ребёнка М.Ю. Новицкая выявила следующие противоречия:

  • между потребностью общества в личности, способной уважительно относиться к своей Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольных учреждений в формировании гражданственности дошкольника;
  • между необходимостью интенсивного проведения воспитания гражданственности в системе ДОУ и недостаточным количеством научных разработок и технологий по этой проблеме;
  • между стремлением педагогов к воспитанию основ гражданственности у дошкольника и педагогической неосведомленностью родителей в данной проблеме [19, c.41].

Проблема исследования: каковы педагогические средства и условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: содержание, формы, методы, условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать формы и методы гражданского воспитания, а также выявить педагогические условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать особенности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Определить цели, задачи, содержание, формы и методы гражданского воспитания детей дошкольного возраста.
  3. Разработать критерии и показатели сформированности гражданственности дошкольного возраста.
  4. Выявить педагогические условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологической являются: идеи народности в воспитании Г.Н, Волкова, Т.С. Комаровой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, и др. [6, c.62].

Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анализ противоречий в современном образовании и воспитании, аналогия и обобщение, изучение и обобщение опыта работы по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста.

Курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы гражданского воспитания детей дошкольного возраста

1.1 Особенности проблемы гражданского воспитания дошкольника на современном этапе

Беляев А.В. определяет сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к умению убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей, без Отечества [3, с.337].

Гражданственность - нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы.

Волков Б.С. утверждает что, чувство гражданственности вытекает из самосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями [6, с.234].

Гражданственность включает в себя совокупность нравственных чувств и черт поведения. К ним относятся: любовь к Родине, соблюдение традиций народа, уважительное и бережное отношение к памятникам, любовь к родным местам, готовность защищать Родину, стремление к защите её чести, нетерпимость к расовой и национальной неприязни.

Согласно Л.А. Кондрыкинской гражданственность как отношение и качество личности имеет две стороны – объективную и субъективную. Объективная сторона наиболее полно выражается в способе жизнедеятельности людей, а субъективная – наиболее полно выражена в формах и видах поведения, установках, ценностных ориентациях, потребностях и потребностях [16, с.69].

Педагог А.В. Беляева предлагает «рассматривать гражданственность в пяти аспектах: социально – правовом, педагогическом, социально – педагогическом, социально – психологическом, морально – этическом». [3, с. 25].

В своей работе Данилюк А.М. утверждает, что «гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка» [10, с.18].

Для человека важно быть самостоятельным, эрудированным, общительным, при этом толерантным и терпимым. Он должен уважительно относится к правам и мнениям других людей. Уметь быстро принимать решения в соответствии с изменившейся ситуацией. Именно в дошкольном возрасте формируются эти качества, они являются составными элементами гражданственности.

Е. Казаева пишет, что гражданское воспитание направлено на развитие социальных свойств и является личностно-ориентированным. В рамках дошкольного образования оно понимается как надпредметная форма деятельности [12, с.85-88].

На формирование у детей дошкольного возраста гуманистического отношения к окружающей природе и людям влияет социокультурная среда, в которой находится ребенок. При этом ребенок получает представления о нормах поведения в обществе, о взаимоотношениях между разными людьми, о государстве, в котором он живет со своей семьей. Обобщая, можно сказать, что именно в дошкольном детстве происходит приобщение ребенка к гражданским ценностям.  

Алешина Н.В. в своей работе пишет, что Родина – одно из основных понятий, представление о котором следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание гражданских чувств у детей осуществляется во время непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни [2, c.79].

Важно, чтобы ребенок, получивший гражданское воспитание, был духовно богатой личностью. Был совестливым, сострадательным, честным и добрым, готовым всегда оказать поддержку ближнему в трудную минуту.

1.2. Психологические аспекты гражданственности как нравственного качества личности дошкольника

Маханева М. Д. утверждает – формирование у ребенка чувств гражданственности и патриотизма является важной психолого-педагогической проблемой. Дошкольное детство представляет собой сложное социально - культурное, психологическое и педагогическое явление, которое обладает самоценностью и индивидуальной логикой развития. В этом возрасте закладываются основы для нравственного становления человека, начала тех моральных чувств, которые в будущем становятся фундаментом для развития более сложных личностных качеств: патриотизма, гражданственности, интернационализма [18, с.72].

К основе эмоционального компонента гражданственности относится то, что все стороны жизни ребенка дошкольного возраста окрашены яркими переживаниями. Эмоции для ребенка являются материалом для обобщения представлений о родине и формирования на их основе патриотических чувств. Изучением эмоционального развития ребенка занимались такие психологи, как А.И. Захаров, Э. Изард, Р. Кеттел, В.С. Мухина, Е.В. Новикова, М.А. Панфилов, М. Раммер и др. [5, с.130].

Волков Б.С. утверждает, что один из важнейших компонентов человеческого «я» — это эмоции. Они являются формой переживания субъективного отношения к окружающей реальности. Возникновение и развитие чувств выражает формирование своеобразных «эмоциональных констант» [6, с.250].

В дошкольном возрасте вся деятельность детей наполнена эмоциями. При отсутствии данного факта деятельность может не состояться или за краткий отрезок времени нарушится из-за потери интереса со стороны ребенка. Эмоции возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения, они имеют связь с представлением. Еще до того, как ребенок дошкольного возраста начнет действовать у него появляется эмоциональный образ. Этот образ выражает будущий результат деятельности и оценку взрослых. Эмоциональны образ является первым звеном в структуре поведения ребенка.

Человеческие чувства – это эмоции высшего уровня. Они формируются в результате общения и деятельности (сочувствие, сопереживание, интеллектуальность, эстетичность, чувства, управляемые деятельностью и моралью).

Якушева Т.А. пишет, что когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию. Включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объемом представлений и понятий о родине - это во многом возможно благодаря формированию и совершенствованию в дошкольном детстве важнейших познавательных процессов психики (Л.И. Божович, П.М. Якобсон, А.А. Люблинская и др.) [29, C.28].

Восприятие в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Развитие этого процесса позволяет детям быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать предметы друг от друга, узнавать какие существующие между ними связи. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, что мешает сделать ребенку правильные выводы относительно то, что он наблюдает. На основании этого можно сделать вывод о тесной взаимосвязи в дошкольном возрасте процессов мышления и восприятия.

Внимание ребенка-дошкольника непроизвольно. Оно вызвано предметами привлекательной внешности, людьми и событиями. Сосредоточение длится до того момента, пока ребенок сохраняет непосредственный интерес к объектам, которые воспринимает.  Для развития произвольного внимания ребенку необходимо рассуждать вслух.

Наиболее благоприятным возрастом для развития памяти является дошкольное детство. Именно в этом возрасте доминирует эмоционально-зрительная память. Которая является непроизвольной. Благодаря ей дети быстро совершенствуют навык речи, учатся пользоваться предметами домашнего быта. Дошкольное детство - возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Позже формируется долговременная память и ее главные механизмы.

Формирование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач возникает в игровой деятельности, поэтому игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития памяти. Чтобы переход к произвольному запоминанию стал возможен, должны появиться специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.

Выготский Л.С. в своих работах упоминает, что главные линии развития мышления в дошкольном детстве можно наметить следующим образом: дальнейшее совершенствование наглядно - действенного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно - образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; начало активного формирования словесно - логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач [8, c.159].

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

В дошкольном возрасте процесс усвоения понятий только начинается. Ребенок пользуется ими как ярлыками, заменяющими действие или предмет. Хотя понятия остаются на житейском уровне, содержание понятия начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывают взрослые.

Воображение дошкольников развивается в играх, где часто совершаются символические замены. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольное запоминание, воображение из репродуктивного превращается в творческое. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, становятся сюжетно-ролевые игры.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате осознания ребенком своего «я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков. Благодаря познавательно-интеллектуальной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.

Таким образом, когнитивный компонент патриотизма опирается, прежде всего, на познавательные функции психики дошкольников, многие из которых еще не сформированы. Этим обусловлены трудности в овладении представлениями о родине. Князева О.Л. в своих исследованиях утверждает, что общение с взрослым способствует развитию у детей познавательных интересов, о чем свидетельствуют детские вопросы, темы разговоров, игр, рисунков. Взрослый ведет ребенка на новый, еще не доступный ему уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития» [13, c.10].

Реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности и наличие комплекса нравственных и волевых качеств относятся к деятельностному компоненту. В дошкольном возрасте действия ребенка уже строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем. Появляются представления, что дает ребенку возможность отвлечься от непосредственной ситуации.

В дошкольном детстве начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Так же развиваются и мотивы общения. Поэтому ребенок хочет установить новые и расширит старые контакты с людьми. Стремление к признанию и похвале, а также одобрению со стороны является в дошкольном возрасте мотивом межличностного общения.

Так же важным мотивом считается – стремление к самоутверждению. У дошкольников развивается потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. В исследованиях Комратовой Н.О. были выявлены основные потребности старших дошкольников, определяющие доминирование мотивов трудовой, игровой и учебной деятельности. Полученные данные говорят о том, что в этом возрасте для детей становится важным признание их нового социального положения в обществе, того, что они взрослеют, становятся независимыми [15, с. 3-10].

Таким образом, у старших дошкольников возрастает производительность поведения, благодаря активному развитию волевых процессов. Дети учатся сдерживать свои побуждения, и подчинять поступки требованиям. Все больше в деятельности детей определяется целями общества. Проявляется умение заботится о родных людях, бережно относится к вещам, подходить с ответственностью к делам, аккуратно и бережно относиться к природе.  Так же в этом возрасте проявляется соподчинение мотивов, для воспитания гражданственности это имеет большое значение, т.к. основа развития нравственных качеств – это появление социальных мотивов деятельности.

Гражданственность является нравственным качеством личности, воспитание которого должно быть осуществлено комплексно. В него входит развитие эмоциональной, когнитивной, мотивационной сфер. Так же большое значение в воспитании гражданственности у дошкольников имеет пример эмоциональный пример взрослых.  

1.3. Сущность гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – важный период для становления и развития личности. Именно в это время закладываются основы гражданских качеств, у детей появляются представления о человеке, обществе и его культуре. Ребенок осознает свою принадлежность к большому миру через семью, природу, общение со сверстниками и взрослыми. Здесь формируются его представления о жизни.

Воспитание гражданственности – это личностно-ориентированное воспитание. Оно направлено на развитие социальных свойств. Гражданское воспитание является надпредметной формой деятельности, оно сочетает в себе патриотическое, правовое, нравственное и интернациональное воспитание.

Согласно Алешиной Н.В. реализация гражданского воспитания может осуществляться посредствам:

  • освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
  • проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
  • организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребенка;
  • проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
  • организации просмотров видео, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий; вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым, нуждающимся, концертная деятельность для жителей микрорайона) [1, с. 158].

Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.

Дошкольник стремится объяснить факты, объяснить и установить зависимость и отношения. Он создает свои теории. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руководством взрослых он усваивает систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Отсюда и задача, которую должен решить педагог: выстроить обучение по иерархическому принципу, т.е. выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной системой.

У детей должны быть сформированы полноценные представления и простейшие нравственные понятия, способность анализировать, сравнивать, строить классификации, группировать знания по определённым признакам.

Чувства в дошкольном возрасте определяют поступки, являются мотивом поведения, выражают отношение к окружающей действительности. Именно поэтому важно, чтобы процесс занятий строился на знакомстве детей с явлениями жизни общества, формировалось справедливое отношение жизни, при это важно использовать как средства художественной литературы, так и личный пример.

Карамзин Н.М. пишет, что от богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности. Поэтому первой опорой педагога является семья. Развитее личности осуществляется прежде всего в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как человека нежного, заботливого, не боящегося признавать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного [27, c.22].

Вторая опора педагога – деятельность в группе: игровая, учебная, трудовая, спортивная, изобразительная и т.д., которая сплачивает детей, формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества. Проследить отношение ребенка к окружающему миру можно, в частности по его рисункам, лепке, аппликации. Игра – сфера самостоятельной творческой деятельности детей, поэтому организованная педагогом, охватывающая нравственные элементы, она является средством формирования личности. Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение правилам, требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. Он совершает прыжок в мир высших форм человеческой деятельности, в мир морали.

Вывод по 1 главе

Дошкольное детство – важный период развития личности, именно в это время закладываются предпосылки гражданских качеств, дети получают представления о людях, обществе и культуре. В этом возрасте ребенок обладает огромным потенциалом. Он воспринимает окружающую действительность эмоционально, он приобретает чувство привязанности к месту, где он родился. Он учится восхищаться культурой своего народа, гордиться своей родиной.

В наше время отклонения и нарушения стали нормой, мы относимся с безразличием к мусору на улицах, к увяданию природы. Как сохранить нашу духовность, как разобраться во всем и выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, как научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Важно, чтобы ребенок чувствовал, понимал и знал, только тогда он будет беречь и любить.

Васильцова З.П. утверждает, что воспитание любви к своей Родине рассматривается как трудный, долговременный процесс, который должен осуществляться постоянно, ненавязчиво. Как и все другие чувства, гражданственность обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Она связана с духовностью человека, с ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом с развитым чувством гражданственности, сам педагог не может пробудить чувство любви к малой Родине у ребенка. Именно пробудить, а не навязать. Средствами для этого трудного и долговременного процесса служат: самоокружение (природное, социальное) в котором живут дети: художественная литература, музыка, изобразительное искусство, игра, труд и праздники. Мы живем в многонациональной стране, где собраны воедино разные культуры, обычаи и традиции [4, c.178].

В результате правильной работы педагога по воспитанию гражданственности, дети располагают знаниями о названии страны, ее географии, природе, символе, если ему известны имена героев, если он будет читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах возраста. Важно так же закреплять у детей представление о равенстве всех народов, о чем свидетельствуют появившиеся в педагогике термины «планетарное мышление» и «толерантное отношение к людям Земли». Это приобщает ребенка к своей национальной культуре, формирует уважение ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.


Глава 2. Методологические аспекты гражданского воспитания детей дошкольного возраста

2.1. Содержание гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

Для формирования любого нравственного качества требуется очень много времени и сил, т.к. процесс длительный и трудоемкий. Поэтому работу по формированию гражданственности в дошкольной педагогике целесообразно начать с воспитания любви к своей семье, к месту рождения.

Этапы воспитания гражданских чувств у дошкольников:

-воспитание любви к близким людям (родителям, родственникам),

-к детскому саду (воспитателям, друзьям),

-к родному городу,

-к родной стране (ее столицы, символики).

Начинать работу по приобщению детей к гражданскому воспитанию следует начинать с младшего дошкольного возраста и постепенно усложнять, переходя от одной возрастной группы к другой.

В содержание гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста входит:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое.

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости [26, c.72].

Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Эти задачи ориентированы на формирование в ребенке чувства гражданственности, а также на воспитание у него навыка налаживания взаимоотношений с окружающими взрослыми и сверстниками, со семи, входящими в его круг общения людьми. Данные задачи могут быть решены во всех видах деятельности детей, т.е. в играх, трудовой деятельности, на занятиях и в быту.

Педагогические условия воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста определяется следующими характеристиками: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Содержание этих компонентов позволяет определять учет интегративного характера гражданственности.

Оверчук Т.И.относит к патриотизму: формирование у ребенка нравственных, общечеловеческих качеств личности (он совершает добрые дела и поступки, развиваются такие качества как сострадание, сочувствие, любознательность, находчивость); приобщение к истокам национальной региональной культуры;  формирование духовно-нравственного отношения к природе малой Родины и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) [21, c.429].

Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)

Задачи правового воспитания:

  • формирование у детей положительного самоощущения;
  • развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
  • приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  • развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков;
  • формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.

Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.

Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д.

В воспитании гражданственность у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.

Рыбалова И. пишет, что гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д. [23, c.13].

Важно заметить, что в на данном этапе развития общества, люди проявляют интерес к собственной генеалогии, они исследуют национальные, сословные и профессиональные корни своего рода на разных временных этапах. Потому семейное исследование собственной родословной может помочь детям понять чрезвычайно важных и глубочайших постулатов. Говорящих о том, что корни каждого человека связаны с историей и традициями семьи, народа, с прошлым родного края и отечества. Так же они осознают, что семья – это маленькая, но важная ячейка общества, в ней сохраняются и передаются национальные традиции. Таким образом, в счастье семьи заключается благополучие не только народа, но и государства в целом.

Согласно Сухмолинскому В.А. важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу [24, c.72].

Общеизвестно, что важное воспитательное, так же образовательное значение для детей дошкольного возраста, как вид деятельности, имеет игра. При всем этом подразумеваются не только игра в прямом смысле, но и активность, которая имеет игровой характер. К такой деятельности относят праздники, обряды, ярмарки. Важно так же проводить интегрированные занятия.

Составление толкового словаря нравственных и гражданских понятий также является формой воспитания гражданственности. Дошкольники совместно с родителями и педагогом могут составить толковый словарь, подобрав объяснения этих понятий, иллюстрации к ним, составить к ним ребусы, подобрать пословицы, поговорки и т.д.

Возможно оформление визитки каждого ребенка «Я – гражданин России»: ребенок на листе ватмана в ходе общей работы под руководством педагога рисует свой портрет, а с родителями кратко пишет о себе и о своей семье –  кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и обязанности, какой характер.

Одинцовым В.В. реализована система занятий по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, включающая четыре направления – «Я – гражданин России», «Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы рядом живем» предусматривающей организацию разнообразной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности [22, c.189].

Большое внимание стоит уделить игровой деятельности детей дошкольного возраста. В игре дети самостоятельно занимаются творческой деятельностью. Организованная педагогом, она охватывает элементы нравственного воспитания и становится важным средством формирования личности ребенка. Вступая в игру и примеряя на себя роль, ребенок учится подчинять свое поведение требованиям и правилам, которые соответствуют этой роли. Ребенок совершает шаг в новый для него мир – мир морали, где перед ним предстают высшие формы человеческой деятельности. Исходя из этого верно утверждение психологов, что игра – это школа чувств. С Самого начала в игре возникаю мотивы, их соподчинение, а также формируются мотивы социальные.

Таким образом, работа, связанная с гражданским воспитанием, подразумевает развитую педагогическую рефлексию. Для современного педагога важно уметь строить педагогический процесс согласно личностно-ориентированного взаимодействия, применять при этом педагогическую диагностику. Мероприятия, которые проходят при взаимодействии детей, родителей и педагогов должны быть направлены на выявление возможностей развития детей. Необходимо создавать благоприятные условия, которые оказывают благоприятное влияние на состояние целостного педагогического процесса.

2.2. Средства, методы и формы воспитания гражданственности детей старшего дошкольного возраста

Патриотические чувства к родному городу, стране у ребенка дошкольного возраста проявляется в восхищении, т.к. он воспринимает окружающую действительность эмоционально. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с окружающим миром.

Эти чувства не возникнут после нескольких занятий, они являются результатом длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю.

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну непременно должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Единой классификации воспитательных средств не существует, так как они слишком разнообразны.

Принимая за основу, канал психологического влияния на человека, выделяют следующие средства воспитания:

1) аудиальный - слово, музыка, песня, стихи, звуки природы;

2) визуальный - предмет, изображение предмета, художественный образ, видео, фото;

3) кинестетический - ритмические движение, символические жесты, смена позы, тактильные прикосновения.

Несмотря на то, что средства воспитания широко изучаются, нет возможности ответить на вопрос, какое из средств наиболее эффективно.

Беляев А.В. пишет, что система средств, способствующая патриотическому воспитанию, довольно разнообразна: рассказы педагога о Родине, фильмы о Великой Отечественной войне, литературные образы героев, живописные полотна, театральные постановки, песни, стихи, описывающие героические поступки, рассказывающие о долге каждого гражданина любить и защищать свою Родину, окружающая природа [3, c. 117].

Формы работы по воспитанию патриотизма у дошкольников

Метод воспитания - способ воздействия на психику детей с воспитательной целью через своеобразную организацию их деятельности и отношений.

Основные методы патриотического воспитания:

1) Методы воспитания патриотических убеждений (доказательство, поисковый метод, дискуссионный метод),

2) Методы воспитания привычного поведения и формирования традиций патриотического поведения (эпизодическое ситуационное упражнение, приучение, педагогическая организация жизнедеятельности, общественное поручение),

3) Методы формирования эмоционально-волевых установок, патриотических чувств (личный пример воспитателя, игровой подход к организации деятельности, перспектива будущих дел, требование, сравнение, соревнование, доверие).

Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту):

  • Прослушивание звуков или музыкальных произведений различного характера.
  • Чтение сказок.
  • Работа в книжном уголке
  • Ручной труд.
  • Изготовление подарков.
  • Выставки и экспозиции.
  • Развлечения, досуги, праздники, концерты.
  • Совместная проектная деятельность.
  • «Уроки доброты».
  • Игры (дидактические, имитационные, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные).
  • Инсценировки, театрализации.
  • Коллажи, посвященные Великой Отечественной войне.
  • Создание фотоальбомов.

На воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, оказывает система партнерских взаимоотношений с семьей и социальным окружением.

Значимыми условиями развития социальной активности дошкольника является социальная активность родственников, учет нравственной и эстетической атмосферы. Важно учитывать отношения и стиль взаимодействия и общения родителей с их детьми, а также психологический климат в данной семье. Уважительное отношение в семье к достоинствам и особенностям детей, отказ от наказаний и командной формы общения играют важную роль в формировании гражданских качеств. Гражданин – это нравственно свободная и независимая личность. Огромную роль в его воспитании играют компетентные родители.

При работе с семьей целесообразно выделить следующие формы взаимодействия: проведение консультаций и бесед; вызывать их на «круглые столы» для обсуждения важных вопросов; организация досуговых мероприятий(выставки, совместное творчество чаепитие, утренники, экскурсии); оформление стендов с информацией.

Волосовец Т. пишет, что развивающая предметно-пространственная среда должна обладать такими свойствами, при которых учитывается специфика ближайшего социального и культурного окружения, обладать полифункциональностью. При этом она направлена на формирование первичных представлений у детей о гражданственности, развивать у детей эстетический вкус, расширять кругозор и способность к творчеству. Важным условием организации такой среда является то, что каждый ребенок имеет возможность спокойно и свободно занимать любым делом [7, c. 10].

Таким образом, педагоги используют разнообразные методы и приемы при воспитании чувства гражданственности у дошкольников. Но важно учитывать такой фактор как психологические особенности каждого ребенка. К нему можно отнести эмоциональное восприятие окружающего мира, образное и конкретное мышление, глубину и обостренность чувств, осознание и понимание явлений социального окружения. Педагоги должны понимать, что воспитание любви к Родине связано с учетом окружающей социальной жизни ребенка.

2.3. Критерии и показатели сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста

Анализируя психолого-педагогическую литературу, выделяют компоненты, уровни и критерии сформированности у детей дошкольного возраста основ гражданственности.

К компонентам сформированности гражданственности у детей дошкольного возраста относятся:

  • нравственные представления, нравственные проявления, поведение в соответствии с принятыми в группе, в обществе нравственными нормами и правилами (младший дошкольный возраст);
  • нравственно-правовые представления, патриотические чувства, нравственно-правовые суждения и ценностные ориентации, соблюдение в повседневной практике нравственно - правовых норм общения, взаимодействия с окружающими (старший дошкольный возраст).

Критерии сформированности основ гражданственности у детей дошкольного возраста:

- информационно-коммуникативный: наличие представлений о нравственных проявлениях, о социальном мире, правах и свободах человека, способность к поиску источников информации, к социокультурной идентичности (осмысление, анализ ситуации, принятие решения, построение модели поведения, действие), общению;

- эмоционально-ценностный: проявление интереса и положительного отношения к социокультурной действительности, развитие чувства уважения к родителям и старшим, гордости за свой город, его жителей, страну;

- действенно-практический: демонстрация субъектного опыта, способов взаимодействия с миром людей и вещей, отражение в практической деятельности знаний детей, творческие проявления.

Ковалева Г.А. выделяет уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности:

Точка роста. Отсутствие у детей базовых представлений об истории страны, её культуре. Она не имеют представлений о правах человека и у них отсутствуют патриотические чувства, их не интересует окружающий мир и люди. Дети даже не пытаются продемонстрировать способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками, отражение собственного опыта в самостоятельной деятельности не наблюдается.

 Стадия формирования. У детей начинают появляться элементарные представления об истории и культуре родной страны. Они узнают о правах человека, формируются патриотические чувства.  Небольшой помощью взрослого они начинают проявлять эмоциональность и интерес, начинают демонстрировать способы взаимодействия с окружающими людьми. При этом проявляют жизнерадостность, социализированность, активность и осведомленность.

Сформирован. Дети овладевают базовыми представлениями о культуре и истории страны, используют их. Их интересует окружающий мир, другие люди. Они активно стараются продемонстрировать освоенные навыки взаимодействия с окружающими людьми. Собственный опыт они показывают в самостоятельной деятельности. При этом всем они проявляют осведомлённость, активность, самостоятельность, жизнерадостность и социализированность [14, c.152-154].

Таким образом, потребность участвовать в делах, которые идут на благо окружающих людей, природы, наличие чувства сострадания, собственного достоинства, осознание себя часть общества и окружающего мира – все это говорит о развитии гражданских и патриотических чувств.

2.4. Педагогические условия гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста

Теоретическое обоснование педагогических условий эффективности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в игровой детальности стало возможно благодаря анализу и обобщению материалов по теме «гражданское воспитание».

Татаринкова Л.Ю. в своих работах упоминает, что в процессе переработки, осмысления и изучения учебного материала были выведены педагогические условия эффективности гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

 гражданское воспитание рассматривается как целостный неотъемлемый компонент педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях;

 создание в дошкольных образовательных учреждениях образовательно-воспитательной среды, которая способствует формированию гражданственности у детей;

 необходимо активно включать детей дошкольного возраста в деятельность по приобщению к нравственно-патриотическим ценностям, по воспитанию у них гражданской позиции и отношения;

 повышение уровня культуры в вопросах гражданственности у педагогов и родителей детей-дошкольников. Эта культура будет воплощена в практической деятельности по воспитанию гражданской позиции и отношения у детей дошкольного возраста;

  • проведение диагностику по выявлению уровня сформированности гражданственности у детей дошкольного возраста. На основании ее результатов осуществлять корректировку деятельности дошкольных образовательных учреждений;
  • использование различных средств для формирования гражданственности, а также представлений, понятий и организации различной игровой деятельности. Данное воздействие должно быть постоянным, равномерным, целесообразным [25 c.118-120].

Таким образом, на этапе старшего дошкольного возраста, активно идет развитие социальных мотивов и благородных чувств. Так же начинают развиваться такие чувства и особенности характера, которые связаны с благородными чувствами к народу и стране. Закладываются эти чувства так же через родной язык (песни, музыка, игры) и через общение.

Вывод по 2 главе

Одной из главных задач государства и общества является воспитание гражданственности у народа. Гражданское воспитание оказывает огромное влияние на социальное и духовное развитие людей. Основным компонентом мировоззрения человека, его отношения к родине и другим людям и нациям является гражданственность.

Поиск и разработка инновационных технологий и подходов к гражданскому воспитанию является актуальной проблемой в настоящее время и имеет большое значение. Особенно важно это для дошкольных образовательных учреждений. Ведь патриотизм, духовность, творчество, гражданственность надо начинать прививать ребенку с раннего детства. Помимо решения вопросов нравственно-патриотического воспитания, гражданственность так же решает задачи трудового, умственного и эстетического воспитания.  

Система гражданского воспитания включает в себя комплекс целей-функций, формируемых с учетом возрастных возможностей детей, усвоения ими общегражданских и общечеловеческих ценностей, формы, методы и средства гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

К образовательным целям гражданского воспитания можно отнести.  Раскрытие общечеловеческих и общегражданских ценностей и ориентаций окружающего мира. По мере включения детей дошкольного возраста в доступную для них и посильную общественно-гражданскую деятельность проявляются воспитательные функции. Развивающие цели достигаются при воздействии на ребенка средствами художественной литературы, изобразительного искусства, народной и классической музыки, природы и музейного творчества.

Н данный момент в ДОУ при работе с детьми педагоги предпринимают определенные меры и усилия, что способствует сознанию и внедрению новых и улучшению старых программ и методических рекомендаций по гражданскому воспитанию дошкольников. На воспитание ребенка в первую очередь оказывает влияние среда, складывающаяся из национальных элементов, начиная с предметов быта, одежды, игрушек и заканчивая сказками, песнями, играми, танцами, национальными обрядами. Маханева М.Д. утверждает, что использование произведений устного народного творчества, музыкального фольклора, знакомство с историей Отечества и народным искусством поможет обогатить нравственный и гражданский опыт дошкольника [18 c. 39].

В соответствии с целью были определены критерии (показатели) сформированности основ гражданственности, выявлены уровни развития основ гражданственности. Выявив значимость сформированности основ гражданственности, мы обратились к определению педагогических условий для их формирования: создание развивающей среды; обогащение содержания образовательно-воспитательных программ и освоение педагогами современных технологий развития детей.

Таким образом, в содержание обучения должны быть включены именно те виды деятельности, которые предполагают интерес и вовлеченность ребенка, именно в таких видах деятельности он может проявить свои индивидуальные особенности. Любовь к месту, в котором ребенок родился, т.е. любовь к малой Родине, является начальной ступенью в формировании любви Отчизне.  Поэтому важное значение имеет знакомство детей дошкольного возраста с историческим, культурным, национальным, географическим своеобразием родного региона. Узнавая о родном поселке, городе, стране, их достопримечательностями и памятными местами, ребенок осознает свое положение в определённом временном отрезке, определённых этнокультурных условиях. Помимо он приобщается к национальным и мировым богатствам народа.

Заключение

Гражданское воспитание – направление в дошкольной педагогике. Оно рассматривается как подраздел патриотического воспитания, не выделяется в самостоятельный раздел. Однако работа в дошкольных учреждениях по этому вопросу ведется. Ведь общество нуждается в людях с активной жизненной позицией, творческие, которые смогут направить свою деятельность на благо общественной жизни.

Гражданское воспитание направлено на развитие таких черт личности. Как решительность, активность, самостоятельность, ответственность, способность принимать решения, инициативность. В процессе гражданского воспитания у ребёнка формируется активная жизненная позиция, он приобщается к сознательному и ответственному участию в жизни общества и страны и преобразованию социальной действительности на благо народа и родины.

В дошкольном возрасте только закладываются предпосылки будущей активной позиции личности, поэтому нельзя сказать, что результат гражданского воспитания ощутим на этом этапе. В процессе накопления знаний постепенно формируется любовь к родине, она «вырастает» из любви к близким, родному городу, интереса к доступным для ребенка проявлениям общественной жизни, осознания причастности к развитию своей малой Родины.

В результате данной работы ребёнок начинает осознавать себя гражданином. Он любит свою Родину, семью, друзей. Хочет сделать жизнь лучше, достойнее для себя и для окружающих. Он является носителем еще формирующейся, но уже достаточно устойчивой системы ценностей и качеств.


Список литературы

  1. Алешина, Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М.: "Перспектива", 2015. - 317 с.
  2. Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 20014. - 124 с.
  3. Беляев, А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01/ Беляев А.В. - Ставрополь, 2017 - 311c.
  4. Васильцова, З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 2014. - 337 с.
  5. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология /Л.А. Венгер, В.С. Мухина // - М.: Просвещение, 2014. - 148 с.
  6. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. /Б.С. Волков. // Учебное пособие - М.: А.П.О., 2004. - 102 с.
  7. Волосовец, Т. ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. //Вестник образования. – 2014. - № 7. – С. 14.
  8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. // Учебное пособие - М.: Просвещение, 2007. - 234с.
  9. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т.1-4. - М.: Русс. яз., 2013. - 442 с.
  10. Данилюк, А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 20015. - 18 с.
  11. Диагностика сформированности гражданственности у старших дошкольников на современном этапе // Актуальные проблемы современной педагогики: Сб. науч. ст.: ШГПИ.  Шадринск, 2010.  С. 150-160.
  12. Казаева, Е. Гражданственность как интегративное качество личности // Дошк. воспитание.  2015. № 5.  С. 85-88.
  13. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. - М.: Детство - пресс, 2004. - 15 с.
  14. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина. - М.: АРКТИ, 2015. - 319 с.
  15. Комратова, Н.О. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. - С.3-10
  16. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М.: Сфера ТЦ, 2003. - 192 с.
  17. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2017. - 24 с.
  18. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. / М.Д. Маханева. - М.: АРКТИ, 2014. - 72 с.
  19. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 69 с.
  20. Ожегов, С.И. Толковый словарь. - М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. - 736 с.
  21. Оверчук, Т.И. Воспитательная система "Маленькие россияне" / Под общей редакцией Оверчук, Т.И. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 580 с.
  22. Одинцов, В.В. Словарь иностранных слов. - Москва: Просвещение, 1990. - 256 с.
  23. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2013. - №6. - С.45-49
  24. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радяньска школа, 1988. - 215 с.
  25. Татаринкова, Л.Ю. Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.118-121
  26. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. / К.Д. Ушинский; Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Педагогика, 1974. - 160 с.
  27. Этнокультурное (национальное) образование в Москве. Выпуск 10, серия: "Мировоззрение Н.М. Карамзина в контексте консервативной традиции". - М.: Школьная книга, 20014 - с.35
  28. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2012. - 56 с.
  29. Якушева, Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 6. - С.28

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

О Т З Ы В

руководителя на курсовую работу (проект)

Студента(ки) Костериной Дарьи Дмитриевны

Направление подготовки 44.03.02. «Психолого-педагогическое образование»

Профиль «Психология и педагогика дошкольного образования»

Форма обучения очная курс второй группа ПДС – 18 - 1

Тема: Гражданское воспитание в дошкольном возрасте


Актуальность темы: _________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Степень самостоятельности проведенного исследования: _________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Теоретическая значимость:_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Практическая значимость:____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Стиль и грамотность изложения:_________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Соблюдение требований к оформлению:________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Недостатки:________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Общий вывод:______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Рекомендуемая оценка:_________________________________________________________________

Руководитель ____________________  _________________________________

                                               (личная подпись)                                        (инициалы, фамилия)

“___” ____________________ 20___ г.             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

материал для подготовки педагогического совета по патриотическому воспитанию...

Гражданско- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Данное сообщение к педагогическому совету на мой взгляд на одну из наиболее актуальных тем нашего времени, поскольку патриотизм в детях нужно развивать с самого раннего возраста и работать в данном на...

Гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Обзор программ, методических разработок, литературы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Программа гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста "Наш край – Уральский регион"

В настоящее время согласно Закону РФ «Об образовании» воспитание гражданственности и любви к Родине является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Конкретные задач...

Сообщение из опыта работы «Гражданское воспитание детей дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы«Гражданское воспитание детей дошкольного возраста»...

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веночек» «Мой родной дом»

Авторская парциальная программа дошкольного образования с учетом положений «Программы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Республике Крым «Крымский веноче...