Интегративный подход к развитию эстетических чувств дошкольников
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Татьяна Александровна
Реализовывать задачи воспитания эстетических чувств дошкольников в детском саду необходимо в раз¬личных видах детской деятельности: музыкально-художественной, игровой, двигательной, продуктивной, коммуника¬тивной, с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также в тесном взаимодействии воспитателей, специалистов и родителей воспитан¬ников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrativnyy_podhod.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Интегративный подход к развитию эстетических чувств дошкольников

      Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия — миром людей, природы, предметным миром. И, конечно, важным составляющим воспитания дошкольников становится развитие эстетических чувств, которое выражается в приобщении детей к искусству, музыке, литературе, народной культуре. В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы линия развития эстетических чувств является обязательной составляющей воспитания и развития дошкольников.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Одна из основных целей дошкольного образования — формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

Особое внимание при определении содержания психолого-педагогической работы уделяется интеграции (то есть объединению, взаимопроникновению разных видов деятельности в один процесс), стремление к которой можно увидеть в детской деятельности современного ребенка. Ребенок любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать. Возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку познавать прекрасное, выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами — звуками, красками, движениями, словом.

Реализовывать задачи воспитания эстетических чувств дошкольников в детском саду необходимо в различных видах детской деятельности: музыкально-художественной, игровой, двигательной, продуктивной, коммуникативной, с учетом принципа интеграции образовательных областей, а также в тесном взаимодействии воспитателей, специалистов и родителей воспитанников.

Музыка является одним из компонентов эстетического воспитания дошкольников. Основными задачами освоения дошкольниками раздела «Музыкальная деятельность» являются:

Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок  ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.

Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.

Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.

Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

       Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрируется с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Задачи по образовательным областям, которые можно применять на интегрированном занятии могут быть следующими:

«Музыкальная деятельность»

Обогащать слуховой опыт детей. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

     Развивать певческие умения детей, умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

    Закреплять навык осознанного слушания музыки.

     Развивать интерес к музыке, желание ее слушать, эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

       «Социально-коммуникативное развитие» 

    Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

    Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

    Развивать положительную самооценку, уверенность в себе, желание следовать социально-одобряемым нормам поведения.

    Развивать эмоциональную сферу, способность к эмпатии. Обогащать представления о себе, своих чувствах и эмоциях, а также окружающем мире в части культуры и музыкального искусства.

    Стимулировать речевое творчество детей, связную описательную речь.

    Обогащать словарный запас новыми словами.

       «Речевое развитие»

    Воспитывать способность понимать настроение произведения, образность поэтических текстов.

    Способствовать выражению отношения к литературным произведениям в разных видах художественно-творческой деятельности.

       «Познавательное развитие»

    Расширять представления детей о тематическом многообразии детских музыкальных произведений.

    Развивать воображение, любознательность.

       «Физическое развитие»

    Развивать мелкую и крупную моторику.

    Накапливать и обогащать двигательный опыт детей, побуждать к проявлению творчества в двигательной деятельности.

        «Изобразительная деятельность»

    Использовать средства изобразительной деятельности для закрепления результатов восприятия музыки.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование и развитие эстетических чувств дошкольников в ходе занятий изодеятельностью"

Что подразумевает под собой эстетическое воспитание? Как способствовать возникновению эстетических чувств, развитию эстетического восприятия? Этим на основе своего опыта хочу поделиться с вами в стать...

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДОЛШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ (теоретические аспекты)

Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техни...

«Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Сообщение из опыта работы  «Музейная технология как инновационный подход к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»...

Тема: «Формирование эстетических чувств дошкольников в процессе приобщения к различным жанрам искусства» «Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»

laquo;Волшебная кисточка» или «Путешествие в мир искусства»Цель: формирование эстетических чувств;Задачи:-учить детей различать виды искусства: архитектура, скульптура, график...

Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022 год

Консультация для воспитателей.Игровой подход к развитию двигательных навыков дошкольников Новое в методике физкультурно-оздоровительной работы, или игровой подход к развитию двигательных навыков. 2022...

Консультация для педагогов на тему: «Современные подходы к художественно-эстетическому воспитанию дошкольников по ФОП»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...