ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Творческая мастерская»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бондарева Елена Анатольевна

материал к программе сформирован  на  основе методических разработок авторов О.В. Павловой «Изобразительная деятельность и художественный труд», Д.Н Колдиной

« Аппликация с детьми 4 – 5 лет» и других авторов.

Предложенные технологии соответствуют возрасту детей и не вызывают затруднений в ходе изготовления работ. Программа построена с учётом современных требований  педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. В основе программы прослеживаются принцип от простого  к сложному,  принципы доступности, наглядности, индивидуального подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop.docx148.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛЕРМОНТОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №  15 «СКАЗКА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Художественно-эстетической направленности

«Творческая мастерская»

Возраст обучающихся 3-7 лет

Срок реализации – 4  года

Уровень программы - ознакомительный;

                                

Составитель: Бондарева Елена Анатольевна

                           воспитатель

Год разработки – 2022 г.

г. Лермонтов, 2022г.

Содержание

        

Раздел I. «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1.Пояснительнаязаписка

1.2.Целиизадачипрограммы

1.3.Педагогическиепринципыорганизацииобразовательного процесса

1.4.Основныенаправлениядеятельности

1.5.Содержание программы        

1.6.Планируемые результаты

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий мониторинг достижения детьми планируемых результатов»

2.1.Календарный учебный график

2.2.Условия реализации программы

2.3.Формыиметодыконтроля

2.4.Списоклитературы

Приложение 1

Приложение 2

        

1.1.Пояснительная записка

Программа художественно-эстетической направленности «Творческая мастерская» нацелена на формирование культуры творческой личности, через собственное творчество и освоение опыта прошлого.

Содержание программы расширяет представление детей о видах жанрах изобразительной деятельности, знакомит с нетрадиционными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса, учит понимать назначение искусства в жизни людей. Формирует у детей художественные представления, развивает познавательный интерес.

Нормативное и правовое обеспечение программы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28  «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития систем дополнительного образования детей»;
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и науки РФ;
  • Устав  МДОУ детский сад № 15  «Сказка» г. Лермонтова;
  • Положение о разработке, утверждении, внесении изменений и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 15  «Сказка» г. Лермонтова.

Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия. Создавать поделки одних и тех же предметов из различных материалов по собственному выбору. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу творчества. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Характерные особенности программы:

        

Направленность образовательного процесса на совершенствование художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, развитие способности к самостоятельному творчеству, формирование эмоционально-волевой сферы, что способствует их социальной адаптации в условиях современной действительности.

1.Обучение ведётся не только по схеме педагог - обучающийся, но и обучающийся - обучающийся, обучающийся - родители, родители - педагог, педагог – педагог.

2.Учитываются психологические особенности каждого ребёнка, его темперамент.

3.Программа предполагает постепенное расширение и углубление знаний в области художественно эстетического развития.

Новизна и оригинальность программы состоит в том, что занятия включают в себя не только элементы исследования, но и методы изо-терапии, такие как нетрадиционные способы и техники изготовления работ. Также в занятия включены элементы художественного слова (короткие сказки, загадки, стихи).

Таким образом, элементы арт-терапии на занятиях позволяют решать следующие задачи:

коррекционные: способствуют успешной корректировке образа «Я», улучшению самооценки, корректировки неадекватных форм поведения налаживанию способов взаимодействия с другими людьми;

психотерапевтические создают атмосферу эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого ребёнка. Способствует возникновению ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Срок реализации программы – 4 года.

Содержание материала программы излагается в соответствии с уровнями образования. Для каждого из этих уровней определены цели и задачи, конкретизирующие общую цель обучения.

Характеристика детского коллектива

Всего в кружке ежегодно занимается более 30 обучающихся от 3 до 7лет. Занятия строятся в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки.

Количество детей в группе до 20 чел.

Форма обучения – групповая.

Обучение по Программе очное.

        

Итоговыми формами работы с детьми являются ежегодная организация выставок творческих работ, участие в конкурсах художественно-эстетической направленности различного уровня. Для достижения успехов в физическом развитии необходима атмосфера взаимопонимания, взаимной поддержки, где никто не боится высказать личное мнение, свои идеалы, каждый имеет право на заблуждение и ошибки. При этом участнику образовательного процесса необходимо осознавать, что любой его поступок затрагивает интересы окружающих и, следовательно, нет места вседозволенности.

Уровень развития личностных качеств и физических способностей устанавливается с применением различных методик психолого- педагогической диагностики (наблюдение, отслеживание результатов деятельности для дальнейшего планирования работы).

Воспитанники – ежегодные участники городских творческих конкурсов.

Для многих обучающихся занятия в кружке «Творческой мастерской» стали стартовой площадкой, многие из них связали свою жизнь с любимым увлечением, многие учатся в учебных заведениях по художественному профилю.

Содержание образовательной программы предусматривает несколько уровней сложности:

1. «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

2. «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно тематического направления программы.

1.2.Цели и задачи программы

Цель программы. Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, формирование всесторонне эстетически развитой творческой личности. Содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлечённости, совместного творчества взрослого и ребёнка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность, интерес к художественному экспериментированию.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у детей интерес к разнообразным видам творчества;
  • Познакомить со свойствами материалов;
  • Знакомить с разнообразными изобразительными техниками и приёмами работы, постепенно осваивая более сложные приёмы, подвести к созданию работ по собственному замыслу.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам используемым в работе;
  • Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
  • Воспитывать товарищеские взаимоотношения, взаимопомощь;
  • Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, самостоятельность.

Развивающие:

  • Формировать практические навыки в различных видах художественной деятельности рисовании, лепке, аппликации и др.;
  • Формировать умение детей понимать и выражать собственное эмоциональное состояние через творчество;
  • Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных изобразительных техниках;
  • Развивать мелкую моторику детей и воображения.

1.3.Педагогические принципы организации образовательного процесса

При разработке программы использовались следующие принципы:

Систематичность. Занятия по творчеству должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

Доступность. Предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению. Объяснение и показ упражнений педагогом, их выполнение и нагрузка должны быть доступны детям.

Активность. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.

Наглядность. Предполагает использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений  и их совершенствование.

Последовательность и постепенность. При обучении детей творчеству простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых техник. К ним следует приступать только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале детей знакомят с местом занятий, показывают способы плавания и рассказывают о них.

Индивидуальность подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка в процессе обучения.

1.4.Основные направления деятельности        

Ведущей идеей данной программы является создание условий для развития творческих способностей детей, пробудить в каждом ребёнке веру в его творческую индивидуальность и неповторимость,  веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Деятельность по программе повышает самооценку и ослабляет негативные эффекты. Также данное направление стимулирует естественное компенсаторное развитие у детей различных психических функций и свойств личности: образного мышления, способности к осознанию своих чувств и потребностей, самостоятельному принятию решений.

Программа направлена на развитие и улучшение функционирования личности в многообразии ее проявлений и конкретных условий ее жизни и деятельности.

Творческие занятия по рисованию с помощью методов арт-терапии повышает интерес воспитанников к творческому созидательному труду, повышает самооценку в своих изобразительных умениях и навыках, помогает социализации детей художественным и нравственным значением создаваемых ими картин и коллажей. Образовательная программа создает условия для проявления индивидуальных возможностей каждого ребенка, его творческого самовыражения в избранном виде деятельности.

        

1.5.Содержание  программы        

Программа рассчитана на возрастную группу детей от 3до 7 лет.

Срок реализации: 4 года

Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц по 15-30 минут.

В группе не более 20 человек.

Форма организации занятий: групповая. Все занятия предусматривают усвоение теоритических знаний и формирование деятельностно-практического опыта.

Учебный план.

первый год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Волшебный мир красок.

1.1.

1.2

1.3

1.4

«Сказка про краски»  

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Что бывает…»

Сюжетное рисование

 

1

1

1

1

30

30

30

30

30

30

30

30

наблюдение

2.

Раздел 2 Изображения вокруг нас.

2.1.

Изображать можно пятном (кляксография)

1

30

30

наблюдение

2.2

Изображать можно линией

1

30

30

2.3

Знакомство с натюрмортам

1

30

30

2.4

«Заготовки на зиму»

1

30

30

2.5

«Разноцветные краски»  

1

30

30

2.6

«Волшебные полоски»

1

30

30

2.7

«Рисование по выбору»

1

30

30

2.8

Изображать можно и то, что невидимо

1

30

30

3.        Раздел 3 Экопластика.

3.1.

«Осенний лес»

1

30

30

наблюдение

3.2

«Пейзаж из сухоцветов»

1

30

30

3.3

«Эти забавные животные»

1

30

30

3.4

«Ёжик»

1

30

30

3.5

«Птички»

1

30

30

3.6

«Стрекоза»

1

30

30

3.7

«Цветы»

1

30

30

3.8

«Девочка с зонтиком»

1

30

30

4. Раздел « Аппликация»

4.1

«Зима пришла…»

1

30

30

4.2

«Дремлет лес под сказку сна.»

1

30

30

4.3

«Морозные узоры»

1

30

30

4.4

«Символ года»

1

30

30

4.5

«Домик в лесу»

1

30

30

4.6

«Открытка  для Деда Мороза»  1часть

1

30

30

4.7

«Открытка для деда Мороза» продолжение

1

30

30

4.8

«Укрась ёлочку»

1

30

30

5.Раздел «Нетрадиционные способы и техники рисования»

5.1

«Рождественский ангел»

1

30

30

5.2

«Снегири»

1

30

30

5.3

«Зимнее дерево»

1

30

30

5.4

«Волшебные снежинки»

1

30

30

5.5

«Веточка рябины»

1

30

30

5.6

«Морозные узоры»

1

30

30

5.7

«Превращение кляксы»

1

30

30

 

5.8

«Пейзаж»

1

30

30

Раздел 6. Лепка

6.1

«Птички»

1

30

30

6.2

«Собачки»

1

30

30

6.3

«Любимая  игрушка»

1

30

30

6.4

«Человечек в движении»

1

30

30

6.5

«Цветочная полянка»

1

30

30

6.6

«Овощи фрукты»

1

30

30

6.7

«Сценка с животными»

1

30

30

6.8

«Лепка по замыслу»

1

30

30

Раздел 7. Пластилинография

7.1

«Дерево»

1

30

30

7.2

«Гроздь винограда»

1

30

30

7.3

«Букет цветов»

1

30

30

7.4

«Божьи коровки»

1

30

30

7.5

«Пластилиновый ляп»

1

30

30

7.6

«Солнышко лучистое»

1

30

30

7.7

«Гусенички на прогулке»

1

30

30

7.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Раздел 8. Народное творчество в узорах и орнаменте

8.1

«Национальные узоры»

1

30

30

8.2

«Гжельская роспись»

1

30

30

8.3

«Жостовский букет»

1

30

30

8.4

«Цветы в корзине»

1

30

30

8.5

«Узоры в одежде»

1

30

30

8.6

«Рисуем кокошник»

1

30

30

8.7

«Узоры на посуде»

1

30

30

8.8

« Матрёшка»

1

30

30

Раздел 9.Мастерская изображения, украшения и постройки.

9.1

«Сказочные дома»

1

30

30

9.2

«Домики, которые построила природа»

1

30

30

9.3

«Мой дом»

1

30

30

9.4

«Необычное животное»

1

30

30

9.5

«Строим город»

1

30

30

9.6

«Весёлый портрет»

1

30

30

9.7

«Подводный мир»

1

30

30

9.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Итого часов

72

36

36

        Содержание разделов программы.

Содержание программы разделено по видам художественной обработки материалов и построено в определенной последовательности от простого к сложному с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

  1. Волшебный мир красок.
  1. «Сказка про краски» - знакомство с цветом. Вызвать у детей интерес к изобразительной деятельности, научить отдельным приёмам работы с кистью и восковыми мелками.
  2. Знакомство с геометрическими фигурами. Рисование различных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
  3. «Что бывает…» - закрепление знаний цвет, форма.
  4. Сюжетное рисование – развивать умение правильно располагать изображение на всем листе в соответствии с содержанием действия.

  1. Изображение вокруг нас.
  1. Изображать можно пятном (краски) познакомить детей с кляксографией.
  2. Изображать можно линией (фломастеры, мелки) техника штриховка.
  3. Изображать можно и то, что невидимо. Рисуем настроение используя различные цвета.
  4. Знакомство снатюрмортам – рисуем фрукты, закрепляем ранее полученные знания о форме предметов продолжаем развивать умение правильно располагать изображение на всем листе.
  5. «Заготовки на зиму» - продолжаем знакомить детей с натюрмортом. Закрепляем знания о форме предметов, учим располагать предметы в определенном месте на листе в соответствии с содержанием.
  6. «Разноцветные краски» - рисуем коврик в технике «пэчворк». Формируем умение красиво сочетать цвета. Продолжать развивать чувство цвета.
  7. «Волшебные полоски» - обучение способам смешивания краски и получения нового цвета из основных.
  8. «Рисование по выбору» - обучение выражению своего замысла по средствам искусства с применением полученных ранее навыков и умений.

  1. Экопластика – работа с природными материалами.
  1. «Осенний лес» - знакомим детей с техникой оттиск. Листья деревьев краски оттиск.
  2. «Пейзаж из сухоцветов» - знакомство с пейзажем. Развиваем композиционные умения, учить «домысливать» образ.
  3. «Эти забавные животные» - развивать способности ребёнка к анализу и умению изображать задуманное с помощью различных природных материалов (шишки, семена, листья и т.д.).
  4. «Ёжик» - продолжаем знакомить детей с техникой экопластики. Используя, природные материалы (по выбору) листики, веточки, семена, крупу и т.д. для передачи задуманного образа.
  5. «Птички» - развиваем умение детей замечать сходство в природном материале (листья, семена) с различными птичками. Продолжаем развивать умение правильно составлять композицию на листе.
  6. «Стрекоза» - продолжаем развивать умение детей находить сходство различного природного материала с насекомыми.
  7. «Цветы» - закрепляем умения детей работать с природным материалом.
  8. «Девочка с зонтиком» - выявляем способности детей к умению изображать задуманное закреплять в обсуждении каждый этап работы, развивать объем памяти.

  1. Аппликация.
  1. «Зима пришла» - пейзаж. Использование техники аппликации из подручных материалов: бумага, ватные диски и т.д.
  2. «Дремлет лес под сказку сна» - работа в смешанных техниках:  рисование, аппликация по мотивам литературных произведений. Создание образа зимнего леса по замыслу. Совершенствование техники аппликация.
  3. «Морозные узоры» - развиваем умение самостоятельно выбирать оригинальные способы изображения морозных узоров (манная крупа, бумага, вата и т.д.)
  4. «Символ года» - дать детям понятие о гороскопе знаках Зодиака, символе года. Учить различным приемам аппликации.
  5. «Домик в лесу» - создание объемных аппликаций из подручных материалов: картон, ватные палочки, вата, бумага.
  6. «Открытка для Деда Мороза» - Iчасть. Продолжать развивать умения самостоятельно выбирать оригинальные способы изображения задуманного.
  7. «Открытка для Деда Мороза» - II часть работы.
  8. «Укрась ёлочку» - создание объёмной аппликации из материалов по выбору.

  1. Нетрадиционные техники и способы рисования.
  1. «Рождественский ангел» - рисование белой гуашью с помощью вилок. Познакомить детей с необычным способом рисования крыльев ангела, «вытягивание» краски вилкой.
  2. «Снегири» - рисование поролоном в технике «тычка». Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Учить аккуратной работе с красками.
  3. «Зимнее дерево» - рисование двумя нетрадиционными техниками закреплять умения и знания детей о техники рисования «вытягивания краски» вилкой и метод «тычка» ватными палочками.
  4. «Волшебные снежинки» - рисование гуашью методом «отпечатка». Знакомство детей с новым методом рисования «отпечаток».
  5. «Веточки рябины» - рисование гуашью с использованием ранее изученных техник «отпечатка», «тычка». Закрепление знаний о нетрадиционных техниках рисования.
  6. «Морозные узоры» - рисование акварелью с использованием соли. Развивать творческие способности через знакомство с новой техникой рисования.
  7. «Превращение кляксы» - (кляксография) показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Создать условия для свободного экспериментирования.
  8. «Пейзаж» - техника монотипия. Закреплять знания детей о разных видах рисования познакомить с изобразительной техникой «монотипия». Активизировать проявление эстетического отношения к миру природы.

  1. Лепка.
  1. «Птички» - Учить детей лепить по частям, передавать форму, окраску, величину туловища и головы. Обсудить последовательность и способы лепки.
  2. «Собачка» - продолжать учить детей лепить из целого куска надрезая пластилин с концов столбика. Показать способ лепки туловища из куска пластилина удлинённого по горизонтали.
  3. «Любимая игрушка». Учить передавать в лепке образ игрушки. Развивать эстетическое восприятие.
  4. «Лепка фигурки человека в движении». Учить детей соблюдать относительную величину частей фигуры, продымывать и передавать какие части тела изменяют своё положение при движении.
  5. «Лепка + пластилинография». «Цветочная полянка» - учить детей соединять в работе два разных способа изображения для передачи задуманного образа.
  6. «Овощи, фрукты» - продолжать учить детей передавать в лепке образы предметов.
  7. «Сценка с животными» - учить детей опираясь на имеющиеся умения, лепить несколько животных (2-3) составлять из них группу.
  8. «Лепка по замыслу» - учить детей самостоятельно намечать содержания лепки. Использовать известные им способы лепки и последовательность выполнения, развивать воображение.

  1. Пластилинография.
  1. «Дерево» - уточнить знания детей о пейзаже. Познакомить детей с новой техникой пластилинографией. Учить их приёмам отщипывания, скатывания, размазывания.
  2. «Гроздь винограда» - познакомить детей с приёмом скручивания спиральки. Развивать творчество и фантазию. Учить работать в заданном пространстве.
  3. «Будет цветов» - формировать умение самостоятельно подбирать цвета, закреплять приёмы работы в технике пластилинография.
  4. «Божья коровка» (насекомые) – уточнить знания детей о насекомых. Тренировать в лепке округлых форм, воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  5. «Пластилиновый Ляп» - учить создавать выразительный и интересный сюжет используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином. Продолжить развивать детское творчество.
  6. «Солнышко лучистое» - продолжать учить детей работать в технике пластилинография.
  7. «Гусенички на прогулке» - учить выкладывать рисунок тонкими колбасками. Развивать мелкую моторику рук и самостоятельность.
  8. «Работа по выбору» - учить детей самостоятельно выбирать сюжет и способы передачи изображения.

  1. Народное творчество в узорах и орнаменте.
  1. Национальные узоры – познакомить детей с представлением о народном искусстве как особом типе творчества (гжель, хохлома и т.д.).
  2. Элементы гжельской росписи – учить детей последовательности выполнения элементов гжельской росписи. Продолжать знакомить детей с народным творчеством.
  3. «Жостовский букет» - учить детей элементам росписи жостовских подносов. Продолжать знакомить детей с традиционными русскими промыслами.
  4. «Цветы в корзине» - закрепить знания детей об элементах гжельского и жостовского орнамента.
  5. «Узоры в одежде» - познакомить детей с геометрическим и растительным орнаментом. Знакомить детей с традиционной русской одеждой.
  6. «Рисуем кокошник» - учить детей самостоятельно выбирать орнаменты на кокошнике. Закреплять знания о национальных узорах и применении их в украшении одежды.
  7. Аппликация «Узоры на посуде» - продолжать систематизировать знания о народном декоративно-прикладном искусстве.
  8. «Матрёшка» - рисование + аппликация по выбору. Учить детей самостоятельно выбирать способы изображения на заданную тему.

  1. Мастера изображения, украшения и постройки.
  1. Постройка в нашей жизни «Сказочный дом» - учить детей внимательности и развитию воображения. Продолжать развивать умение самостоятельно находить способы передачи изображения.
  2. «Домики, которые построила природа» - пластилин и природный материал. Учить детей внимательности, умению увидеть необычное в окружающих предметах.
  3. «Мой домик» - рисование по представлению продолжать развивать воображение и самостоятельность в выборе способа изображения.
  4. «Необычное животное» - аппликация животного по выбору из геометрических фигур. Закреплять знания и умения детей в правильном выборе фигур для передачи задуманного изображения.
  5. «Строим город» - коллективная работа. Учим детей располагать объекты на большом листе. Продолжением учить работе в коллективе. Уважать труд окружающих.
  6. «Весёлый портрет» - аппликация. Учить составлять портрет из отдельных частей. Развивать цветовое восприятие. Мелкую моторику рук. Продолжать развивать  самостоятельный выбор способов изображения заданного.
  7. «Подводный мир» - развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).
  8. «Работа по выбору» - создание образов с применением разных способов и приёмов. Развивать самостоятельность в выборе материалов для изображения.

Учебный план.

второй  год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Волшебный мир красок.

1.1.

1.2

1.3

1.4

«Сказка про краски»  

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Что бывает…»

Сюжетное рисование

1

1

1

1

30

30

30

30

30

30

30

30

наблюдение

2.

Раздел 2 Изображения вокруг нас.

2.1.

Изображать можно пятном (кляксография)

1

30

30

наблюдение

2.2

Изображать можно линией

1

30

30

2.3

Знакомство с натюрмортам

1

30

30

2.4

«Заготовки на зиму»

1

30

30

2.5

«Разноцветные краски»  

1

30

30

2.6

«Волшебные полоски»

1

30

30

2.7

«Рисование по выбору»

1

30

30

2.8

Изображать можно и то, что невидимо

1

30

30

3.        Раздел 3 Экопластика.

3.1.

«Осенний лес»

1

30

30

наблюдение

3.2

«Пейзаж изсухоцветов»

1

30

30

3.3

«Эти забавные животные»

1

30

30

3.4

«Ёжик»

1

30

30

3.5

«Птички»

1

30

30

3.6

«Стрекоза»

1

30

30

3.7

«Цветы»

1

30

30

3.8

«Девочка с зонтиком»

1

30

30

4. Раздел « Аппликация»

4.1

«Зима пришла…»

1

30

30

4.2

«Дремлет лес под сказку сна.»

1

30

30

4.3

«Морозные узоры»

1

30

30

4.4

«Символ года»

1

30

30

4.5

«Домик в лесу»

1

30

30

4.6

«Открытка  для Деда Мороза»  1часть

1

30

30

4.7

«Открытка для деда Мороза» продолжение

1

30

30

4.8

«Укрась ёлочку»

1

30

30

5.Раздел «Нетрадиционные способы и техники рисования»

5.1

«Рождественский ангел»

1

30

30

5.2

«Снегири»

1

30

30

5.3

«Зимнее дерево»

1

30

30

5.4

«Волшебные снежинки»

1

30

30

5.5

«Веточка рябины»

1

30

30

5.6

«Морозные узоры»

1

30

30

5.7

«Превращение кляксы»

1

30

30

 

5.8

«Пейзаж»

1

30

30

Раздел 6. Лепка

6.1

«Птички»

1

30

30

6.2

«Собачки»

1

30

30

6.3

«Любимая  игрушка»

1

30

30

6.4

«Человечек в движении»

1

30

30

6.5

«Цветочная полянка»

1

30

30

6.6

«Овощи фрукты»

1

30

30

6.7

«Сценка с животными»

1

30

30

6.8

«Лепка по замыслу»

1

30

30

Раздел 7. Пластилинография

7.1

«Дерево»

1

30

30

7.2

«Гроздь винограда»

1

30

30

7.3

«Букет цветов»

1

30

30

7.4

«Божьи коровки»

1

30

30

7.5

«Пластилиновый ляп»

1

30

30

7.6

«Солнышко лучистое»

1

30

30

7.7

«Гусенички на прогулке»

1

30

30

7.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Раздел 8. Народное творчество в узорах и орнаменте

8.1

«Национальные узоры»

1

30

30

8.2

«Гжельская роспись»

1

30

30

8.3

«Жостовский букет»

1

30

30

8.4

«Цветы в корзине»

1

30

30

8.5

«Узоры в одежде»

1

30

30

8.6

«Рисуем кокошник»

1

30

30

8.7

«Узоры на посуде»

1

30

30

8.8

« Матрёшка»

1

30

30

Раздел 9.Мастерская изображения, украшения и постройки.

9.1

«Сказочные дома»

1

30

30

9.2

«Домики, которые построила природа»

1

30

30

9.3

«Мой дом»

1

30

30

9.4

«Необычное животное»

1

30

30

9.5

«Строим город»

1

30

30

9.6

«Весёлый портрет»

1

30

30

9.7

«Подводный мир»

1

30

30

9.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Итого часов

72

36

36

Учебный план.

третий  год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Волшебный мир красок.

1.1.

1.2

1.3

1.4

«Сказка про краски»  

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Что бывает…»

Сюжетное рисование

1

1

1

1

30

30

30

30

30

30

30

30

наблюдение

2.

Раздел 2 Изображения вокруг нас.

2.1.

Изображать можно пятном (кляксография)

1

30

30

наблюдение

2.2

Изображать можно линией

1

30

30

2.3

Знакомство с натюрмортам

1

30

30

2.4

«Заготовки на зиму»

1

30

30

2.5

«Разноцветные краски»  

1

30

30

2.6

«Волшебные полоски»

1

30

30

2.7

«Рисование по выбору»

1

30

30

2.8

Изображать можно и то, что невидимо

1

30

30

3.        Раздел 3 Экопластика.

3.1.

«Осенний лес»

1

30

30

наблюдение

3.2

«Пейзаж изсухоцветов»

1

30

30

3.3

«Эти забавные животные»

1

30

30

3.4

«Ёжик»

1

30

30

3.5

«Птички»

1

30

30

3.6

«Стрекоза»

1

30

30

3.7

«Цветы»

1

30

30

3.8

«Девочка с зонтиком»

1

30

30

4. Раздел « Аппликация»

4.1

«Зима пришла…»

1

30

30

4.2

«Дремлет лес под сказку сна.»

1

30

30

4.3

«Морозные узоры»

1

30

30

4.4

«Символ года»

1

30

30

4.5

«Домик в лесу»

1

30

30

4.6

«Открытка  для Деда Мороза»  1часть

1

30

30

4.7

«Открытка для деда Мороза» продолжение

1

30

30

4.8

«Укрась ёлочку»

1

30

30

5.Раздел «Нетрадиционные способы и техники рисования»

5.1

«Рождественский ангел»

1

30

30

5.2

«Снегири»

1

30

30

5.3

«Зимнее дерево»

1

30

30

5.4

«Волшебные снежинки»

1

30

30

5.5

«Веточка рябины»

1

30

30

5.6

«Морозные узоры»

1

30

30

5.7

«Превращение кляксы»

1

30

30

 

5.8

«Пейзаж»

1

30

30

Раздел 6. Лепка

6.1

«Птички»

1

30

30

6.2

«Собачки»

1

30

30

6.3

«Любимая  игрушка»

1

30

30

6.4

«Человечек в движении»

1

30

30

6.5

«Цветочная полянка»

1

30

30

6.6

«Овощи фрукты»

1

30

30

6.7

«Сценка с животными»

1

30

30

6.8

«Лепка по замыслу»

1

30

30

Раздел 7. Пластилинография

7.1

«Дерево»

1

30

30

7.2

«Гроздь винограда»

1

30

30

7.3

«Букет цветов»

1

30

30

7.4

«Божьи коровки»

1

30

30

7.5

«Пластилиновый ляп»

1

30

30

7.6

«Солнышко лучистое»

1

30

30

7.7

«Гусенички на прогулке»

1

30

30

7.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Раздел 8. Народное творчество в узорах и орнаменте

8.1

«Национальные узоры»

1

30

30

8.2

«Гжельская роспись»

1

30

30

8.3

«Жостовский букет»

1

30

30

8.4

«Цветы в корзине»

1

30

30

8.5

«Узоры в одежде»

1

30

30

8.6

«Рисуем кокошник»

1

30

30

8.7

«Узоры на посуде»

1

30

30

8.8

« Матрёшка»

1

30

30

Раздел 9.Мастерская изображения, украшения и постройки.

9.1

«Сказочные дома»

1

30

30

9.2

«Домики, которые построила природа»

1

30

30

9.3

«Мой дом»

1

30

30

9.4

«Необычное животное»

1

30

30

9.5

«Строим город»

1

30

30

9.6

«Весёлый портрет»

1

30

30

9.7

«Подводный мир»

1

30

30

9.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Итого часов

72

36

36

Учебный план.

четвертый год обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля)

Всего

Теория

Практика

1.

Раздел 1. Волшебный мир красок.

1.1.

1.2

1.3

1.4

«Сказка про краски»  

Знакомство с геометрическими фигурами.

«Что бывает…»

Сюжетное рисование

1

1

1

1

30

30

30

30

30

30

30

30

наблюдение

2.

Раздел 2 Изображения вокруг нас.

2.1.

Изображать можно пятном (кляксография)

1

30

30

наблюдение

2.2

Изображать можно линией

1

30

30

2.3

Знакомство с натюрмортам

1

30

30

2.4

«Заготовки на зиму»

1

30

30

2.5

«Разноцветные краски»  

1

30

30

2.6

«Волшебные полоски»

1

30

30

2.7

«Рисование по выбору»

1

30

30

2.8

Изображать можно и то, что невидимо

1

30

30

3.        Раздел 3 Экопластика.

3.1.

«Осенний лес»

1

30

30

наблюдение

3.2

«Пейзаж изсухоцветов»

1

30

30

3.3

«Эти забавные животные»

1

30

30

3.4

«Ёжик»

1

30

30

3.5

«Птички»

1

30

30

3.6

«Стрекоза»

1

30

30

3.7

«Цветы»

1

30

30

3.8

«Девочка с зонтиком»

1

30

30

4. Раздел « Аппликация»

4.1

«Зима пришла…»

1

30

30

4.2

«Дремлет лес под сказку сна.»

1

30

30

4.3

«Морозные узоры»

1

30

30

4.4

«Символ года»

1

30

30

4.5

«Домик в лесу»

1

30

30

4.6

«Открытка  для Деда Мороза»  1часть

1

30

30

4.7

«Открытка для деда Мороза» продолжение

1

30

30

4.8

«Укрась ёлочку»

1

30

30

5.Раздел «Нетрадиционные способы и техники рисования»

5.1

«Рождественский ангел»

1

30

30

5.2

«Снегири»

1

30

30

5.3

«Зимнее дерево»

1

30

30

5.4

«Волшебные снежинки»

1

30

30

5.5

«Веточка рябины»

1

30

30

5.6

«Морозные узоры»

1

30

30

5.7

«Превращение кляксы»

1

30

30

 

5.8

«Пейзаж»

1

30

30

Раздел 6. Лепка

6.1

«Птички»

1

30

30

6.2

«Собачки»

1

30

30

6.3

«Любимая  игрушка»

1

30

30

6.4

«Человечек в движении»

1

30

30

6.5

«Цветочная полянка»

1

30

30

6.6

«Овощи фрукты»

1

30

30

6.7

«Сценка с животными»

1

30

30

6.8

«Лепка по замыслу»

1

30

30

Раздел 7. Пластилинография

7.1

«Дерево»

1

30

30

7.2

«Гроздь винограда»

1

30

30

7.3

«Букет цветов»

1

30

30

7.4

«Божьи коровки»

1

30

30

7.5

«Пластилиновый ляп»

1

30

30

7.6

«Солнышко лучистое»

1

30

30

7.7

«Гусенички на прогулке»

1

30

30

7.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Раздел 8. Народное творчество в узорах и орнаменте

8.1

«Национальные узоры»

1

30

30

8.2

«Гжельская роспись»

1

30

30

8.3

«Жостовский букет»

1

30

30

8.4

«Цветы в корзине»

1

30

30

8.5

«Узоры в одежде»

1

30

30

8.6

«Рисуем кокошник»

1

30

30

8.7

«Узоры на посуде»

1

30

30

8.8

« Матрёшка»

1

30

30

Раздел 9.Мастерская изображения, украшения и постройки.

9.1

«Сказочные дома»

1

30

30

9.2

«Домики, которые построила природа»

1

30

30

9.3

«Мой дом»

1

30

30

9.4

«Необычное животное»

1

30

30

9.5

«Строим город»

1

30

30

9.6

«Весёлый портрет»

1

30

30

9.7

«Подводный мир»

1

30

30

9.8

«Работа по выбору»

1

30

30

Итого часов

72

36

36

1.6.Планируемые результаты

Ожидаемый результат:

  1. Освоят навыки создания художественных образов различными изобразительными материалами и техниками;
  2. Сформируется у детей изобразительные навыки и умения, в соответствии с возрастом;
  3. Научатся выполнять работу в определённой последовательности согласно замыслу
  4. Научатся видеть необычное в обычных предметах;
  5. Разовьют познавательные, конструктивные способности;
  6. Освоят умение анализировать поделку.

Показатели прохождения программы:

  • Узнают много нового об окружающем мире, так как занятия проходят в определённой теме;
  • Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы;
  • Учатся рисовать различными материалами;
  • Используют в работе различные дополнительные материалы (литья, веточки и т.п.);
  • Развиваются навыки по составлению сюжетов;
  • Экспериментируют;
  • Развивается связная речь;
  • Учатся уважительному отношению и работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы;

  • Тематические выставки в ДОУ;
  • Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Раздел II. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий мониторинг достижения детьми планируемых результатов»

2.1.Календарный учебный график

2.2.Условия реализации программы

1. Приобщение к искусству.

1) Педагог продолжает развивать у детей эстетическое восприятие, художественный вкус, эстетическое отношение к окружающему, к искусству и художественной деятельности; умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности. Поощряет активное участие детей в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого.

2) Педагог воспитывает гражданско-патриотические чувства средствами различных видов искусства.

3) Педагог продолжает знакомить детей с историей и видами искусства (декоративно-прикладное, изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура, театр, танец, кино, цирк); формирует умение различать народное и профессиональное искусство.

4) Педагог воспитывает интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа в процессе знакомства с шедеврами изобразительного искусства и народным декоративно-прикладным искусством. Воспитывает любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

5) Педагог формирует у детей основы художественной культуры, закрепляет знания об искусстве как виде творческой деятельности людей

6) Педагог расширяет знания детей об основных видах изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), развивает художественное восприятие, расширяет первичные представления об основных живописных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт, батальная и жанровая живопись). Продолжает знакомить детей с произведениями живописи: И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, А.А. Пластов, В.М. Васнецов и другие. Расширять представления о художниках - иллюстраторах детской книги (И.Я. Билибин, Ю.А. Васнецов, В.М. Конашевич, В.В. Лебедев, Т.А. Маврина)

7) Педагог обогащает представления детей о скульптуре малых форм, выделяя образные средства выразительности (форму, пропорции, цвет, характерные детали, позы, движения и другое). Продолжает знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись), с керамическими изделиями, народными игрушками. Расширяет представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы страны и мира). Воспитывает интерес к искусству родного края.

8) Педагог продолжает знакомить детей с архитектурой, закрепляет и обогащает знания детей о том, что существуют здания различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, ДОО, общеобразовательные организации и другое). Развивает умение выделять сходство и различия архитектурных сооружений одинакового назначения. Формирует умение выделять одинаковые части конструкции и особенности деталей. Знакомит детей со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и так далее. Знакомит с архитектурой с опорой на региональные особенности местности, в которой живут дети. Рассказывает детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца и другие - в каждом городе свои. Развивает умения передавать в художественной деятельности образы архитектурных сооружений, сказочных построек. Поощряет стремление изображать детали построек (наличники, резной подзор по контуру крыши).

12) Педагог поощряет желание детей посещать выставки.  Развивает у детей умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.

Изобразительная деятельность.

1) Предметное рисование: педагог совершенствует у детей умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивает наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Педагог совершенствует у детей технику изображения. Продолжает развивать у детей свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Педагог расширяет набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш и другое). Предлагает детям соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учит детей новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью - до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжает формировать у детей умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учит детей плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учит детей осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и тому подобного. Педагог учит детей видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш. Развивает у детей представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты; формирует умение создавать цвета и оттенки. Педагог постепенно подводит детей к обозначению цветов, например, включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и тому подобное). Обращает их внимание на изменчивость цвета предметов (например, в процессе роста помидоры зеленые, а созревшие - красные). Учит детей замечать изменение цвета в природе в связи с изменением погоды (небо голубое в солнечный день и серое в пасмурный). Развивает цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка. Учит детей различать оттенки цветов и передавать их в рисунке, развивает восприятие, способность наблюдать и сравнивать цвета окружающих предметов, явлений (нежно-зеленые, только что появившиеся листочки, бледно-зеленые стебли одуванчиков и их темно-зеленые листья и тому подобное). Развивает у детей художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

Сюжетное рисование: педагог продолжает формировать умение у детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа - передний план или дальше от него - задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и тому подобное). Формирует у детей умение строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Продолжает формировать у детей умение передавать в рисунках, как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявлять самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Декоративное рисование: педагог продолжает развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другое). Учит детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепляет умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закрепляет у детей умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

2) Лепка:

педагог развивает творчество детей; учит свободно использовать для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее; умение передавать форму основной части и других частей, их пропорции, позу, характерные особенности изображаемых объектов; обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. Продолжает формировать у детей умение передавать характерные движения человека и животных, создавать выразительные образы (птичка подняла крылышки, приготовилась лететь; козлик скачет, девочка танцует; дети делают гимнастику - коллективная композиция). Учит детей создавать скульптурные группы из двух-трех фигур, развивать чувство композиции, умение передавать пропорции предметов, их соотношение по величине, выразительность поз, движений, деталей.

Декоративная лепка: педагог продолжает развивать у детей навыки

декоративной лепки; учит использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку. Учит при лепке из глины расписывать пластину, создавать узор стекой; создавать из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.

3) Аппликация:

педагог продолжает формировать умение детей создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). Развивает у детей умение составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображать птиц, животных по замыслу детей и по мотивам народного искусства. Закрепляет приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. При создании образов педагог поощряет применение детьми разных приемов вырезания, обрывания бумаги, наклеивания изображений (намазывая их клеем полностью или частично, создавая иллюзию передачи объема); учит мозаичному способу изображения с предварительным легким обозначением карандашом формы частей и деталей картинки. Продолжает развивать у детей чувство цвета, колорита, композиции. Поощряет проявления детского творчества.

4) Прикладное творчество:

при работе с бумагой и картоном педагог закрепляет у детей умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и другие). Педагог формирует у детей умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек, сувениров, деталей костюмов и украшений к праздникам. Формирует умение использовать образец. Совершенствует умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами. При работе с тканью, педагог формирует у детей умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку; шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом "вперед иголку". Педагог закрепляет у детей умение делать аппликацию, используя кусочки ткани разнообразной фактуры (шелк для бабочки, байка для зайчика и так далее), наносить контур с помощью мелка и вырезать в соответствии с задуманным сюжетом. При работе с природным материалом закрепляет у детей умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавать выразительность образа, создавать общие композиции ("Лесная поляна", "Сказочные герои"). Педагог закрепляет умение детей аккуратно и экономно использовать материалы. Развивает у детей фантазию, воображение.

5) Народное декоративно-прикладное искусство:

педагог продолжает развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и другие). Продолжает формировать у детей умение свободно владеть карандашом, кистью при выполнении линейного рисунка, учит плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учит осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и другое. Учит детей видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; чувствовать плавные переходы оттенков цвета. Педагог учит детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закрепляет у детей умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закрепляет у детей умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму. Педагог продолжает развивать у детей навыки декоративной лепки; учит использовать разные способы лепки (налеп, углубленный рельеф), применять стеку.

Материально техническое обеспечение.

  акварельные краски, гуашь;  восковые и масляные мелки, свеча;  ватные палочки;  поролон;  трубочки коктейльные;  палочки или старые стержни для процарапывания; матерчатые салфетки; бумажные салфетки.  стаканы для воды;  подставки под кисти;  кисти, мягкий пластилин , цветной картон  цветная бумага, гафрированная бумага,  бумага для акварели, ватман формат А3,А2 , кисти для клея , Клей ПВА , Бросовый материал.

Условия и материалы для реализации программы Занятия с детьми проводятся по следующей схеме: 1. Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы. 2. Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру. 3. Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. 4. Объяснение приёмов создания, Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом. 5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук. 6. Самостоятельное изготовление поделки. 7. Анализ готовых поделок своих и товарищей. 8. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. Материалы: Бумага разных видов: картон белый и цветной, бумага акварельная, ватман, альбомы, писчая бумага, папирусная бумага, бумажные салфетки, гофрированная бумага, бумага цветная, бумага двухсторонняя, журнальная бумага, газетная бумага, калька и т.д. ткань, вата, ватные диски, ватные палочки, свеча, природный материал: семена растений, семена арбуза, дыни и др., сухие листья, сухие цветы, желуди, каштаны, шишки разных деревьев, веточки, мох, перья, галька и т.д. крупы, мука, соль, фигурные макаронные изделия, пластилин, глина, тесто соленое, тесто цветное, бросовый материал: коробки, спички, пластиковые бутылочки, крышечки разных размеров и материалов, скорлупки от киндер яиц, пробки, баночки от йогуртов, разовая посуда, коктейльные трубочки, пайетки, бусы, скорлупа яиц и т.д. фольга, нитки: мулине, джутовая, ирис и др. краски: гуашь, акварельные краски, акриловые краски, карандаши простые, цветные, фломастеры, маркеры, печати, восковые мелки, пастель, уголь, гелевые ручки и т.д. ножницы, клеёнка, клей: клей-карандаш, канцелярский клей, клей ПВА, клейстер, кисти: беличьи № 1, 3, 5, 9, щетина № 3, 5 стеки, влажные салфетки, непроливайки, шаблоны. Способы работы:

1.Отрезание или обрывание полосок или кусочков от листа бумаги. 2.Вырезание по контуру предметов и комбинирование из них композиций. 3.Наклеивание комочков бумаги на плоскостное изображение.

4.Скатывание бумажных салфеток в комочки и наклеивание их на изображение.

5.Наклеивание ниток и ткани на изображение.

 6.Скатывание ватных шариков и наклеивание их на изображение. 7.Наклеивание ватных дисков на изображение.

8. Наклеивание сухих листьев

2.3.Формы и методы контроля

Имеющиеся диагностики творческой активности предназначены в основном для школьного возраста и для индивидуальной работы. Поэтому в программе в традиционную дошкольную диагностику по методике Комаровой включены адаптированные элементы диагностики креативности Е. Торренса. Диагностика проводится в групповой форме, при необходимости включая индивидуальные опросы и наблюдения. Творческая активность, т.е. способность детей к самостоятельному творчеству, выявляется по совокупности методик

Название диагностической методики

Основная направленность

Исходные данные

Анализ продукта деятельности (Методика Комаровой Т.С.)

Выявить навыки и умения дошкольника в рисовании

Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией: Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С

Анализ процесса деятельности (Методика Комаровой Т.С.)

Выявить мотивированность ребенка и его эмоциональное состояние во время рисования

Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией: Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.

Диагностика креативности Е.Торренса, (адаптированная под дошкольный возраст и групповую форму работы)

Выявить уровень изобразительного и вербального и творческого мышления ребенка и их взаимосвязь

Е.Е Туник. Диагностика креативности тест Е.Торренса Субтест №1 – СанктПетербург, 1998

2.4. Список литературы

1. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.

2. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.

3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.

4.Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.

5. Карпенко Л.А. Словарь: психология. М., 1990.

6. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008. 90 с.

7.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2009. 128 с.

  8. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009. 86

9. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, 1986. 112 с.

10. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.

11. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 2003. 184 с.

12. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. 125 с.

13. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010. 144 с.

14. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. М., 1987. 194 с.

Список литературы для родителей.

1. Барб-Галль, Франсуаза «Как говорить с детьми об искусстве» - СПб Арка, 2007.

 2. Дейкина А.Ю «Медиаобразование и развитие познавательного интереса дошкольника» Бийск, изд-во НИЦ Бийского Государственного Университета им. В. М. Шукшина, 2002

 3. Игнатьев С.Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей» Академический проект, 2007.

4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.

 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.

 6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.

 Интернет-ресурсы: 1.  https://m.dzen.ru/ «Чем занять ребёнка», https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html  рисование с детьми. https://vk.com/topic-59801822_31020158  Творчество с детьми.

www.livemaster.ru/topic/3293302-article-20-neobychnyh-master-klassov-dlya-tvorchestva-s-detmi-ot-podelok-iz-bumagi-do-semok-sobstvennogo-multfil  Необычные мастер классы для творчества с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки"  имеет художественно-эстетическую  направленность, направлена    на развитие эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Творческая мастерская»

Пояснительная записка.          Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается с...