Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Творческая мастерская»
рабочая программа

Пояснительная записка.

         Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

         Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 00173196-baf99b24_1.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №5

 от 26.05.2021г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»  

________Ермолаева С.Н.

Приказ  от 12.08.2021 №77-од

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественно - эстетической направленности

«Творческая мастерская»

Возраст воспитанников: 3-4 лет

Срок реализации программы: 1год

Автор-составитель:

Клинкова Оксана Сергеевна

воспитатель

Содержание.

  1. Целевой раздел -------------------------------------------------------------------3-6
  2. Содержательный раздел---------------------------------------------------------7- 14
  3. Список используемой литературы----------------------------------------------15

1.Целевой раздел.

Пояснительная записка.

        Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

        Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Дети любят играть с игрушками, сделанными именно своими руками. Занятия с бросовым и природным материалом позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

    Бросовый материал дает детям чувство независимости от взрослых, т.к. его  можно использовать по своему усмотрению, а главное – этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

    Использование  бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем  станет уважать и труд других людей.

Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить.

Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования.

    Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий); тщательно промытыми и высушенными; доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться).

Природный и бросовый материал интересны в работе, помогут развивать творческое мастерство, мелкую моторику.

Программа содержит два блока, это работа из бросового материала и работа с природным материалом.

На занятиях кружка осуществляется индивидуальный подход ,  построенный с учётом качества восприятия, связанный с развитием технических умений и навыков , эмоциональной отзывчивости каждого ребёнка на предложенное задание.  Руководствуясь личностно- ориентированным подходом в воспитании творчески активной личности ребёнка , мы на занятиях  предусматривает решение следующих задач:

1.     Создание  развивающей среды, позволяющей осуществлять на практике различные  идеи данной программы.

2.     Побуждение детей к художественному творчеству путём  постановки разнообразных творческих заданий, предлагающих выход на самостоятельное

решение.

     3. Учёт индивидуальных интересов, склонностей и способностей детей.

     4. Установление правильных взаимоотношений между педагогом и  ребёнком, позволяющих создать атмосферу увлечённости, эмоционального воздействия, совместного творчества взрослого и ребёнка.

       5. Вариативность творческих способностей.

Используемые  материалы:

- Пластилин

- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов

- Яйца  «Киндер - сюрприза»

- Сухие листья

- шишки, жёлуди.

- Семена растений

- Вата

- Скорлупа яиц

- Перья

- Галька

-Клей, краски

-Шерстяные нитки , нитки для шитья, разноцветное  мулине для вышивания.

-Кусочки ткани, кожаные кусочки, пуговицы, проволока.

 Инструменты и приспособления:

- Ножницы, шило ( только для взрослого)

- Карандаш

- Линейка

- Набор стеков и доска для лепки

- Клеёнка для  аппликации

- Кисточки для клея и красок.

  Задачи  работы руководителя кружка «Наши руки не для скуки» по взаимодействию с родителями :

Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника;

Объединить усилия для развития у детей художественного творчества и конструктивных способностей ;

Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;

Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей ;

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципы взаимодействия  руководителей кружка «Наши руки не для скуки» с родителями :

Доброжелательный стиль общения педагога с родителями .

Индивидуальный подход.

Сотрудничество ,а не настойчивость.

Серьёзная подготовка. (Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить).

Динамичность.

Занятия проводятся во вторую половину дня, один раз в неделю. Время занятий соответствует возрастной группе — в средней 15 минут,

Название темы

Количество занятий в месяц

1.  

Работа с природным материалом

2

2.  

Работа с бросовым материалом

2

 

Итого в год (с сентября по май)

34

Цель: выявление влияния ручного труда на развитие творческих способностей младших дошкольников.

 Задачи:

1.Образовательные:

  • Способствовать развитию художественных способностей детей через ручной труд.
  • познакомить с основными видами ручного труда.
  • помочь овладеть основами, умениями работы   различными материалами;
  • формировать способности к творческому саморазвитию.

2. Развивающие:

  • развивать мелкие и точные движения пальцев рук;
  • развивать память, внимание, воображение, фантазию;
  • активизировать творческое мышление;
  • развивать чувство цвета, пропорции, ритма;
  • помочь овладеть элементарными трудовыми навыками, способами художественной деятельности.

3. Воспитательные:        

  • воспитывать ответственность при выполнении работ.
  • воспитывать понимание необходимости качественного выполнения образа;
  • воспитывать аккуратность, старательность;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

Ожидаемый результат.

  • Познакомятся с различными материалами и их свойствами.
  • Освоят навыки работы с ножницами и клеем.
  • Научатся некоторым приемам преобразования материалов.
  • Научатся видеть необычное в обычных предметах
  • Разовьют мелкую моторику рук.

                                     

          Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Диагностика по ручному труду
(вторая младшая группа)

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей

(резать, клеить, рвать, измерять, пилить, вырезать, прибивать)

Мелкая моторика

природный

ткань

бумага

дерево

пластик

бросовый

Сформирован -В

 стадии формирования - С

Не сформирован - Н

                                                       

                   

2.Содержательный раздел.

Перспективный план работы кружка «Творческая мастерская».

                                                           Сентябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1 неделя

« Венок для Машеньки»  

Учить от салфетки отрывать маленькие кусочки, скатывать из них шарик и наклеивать на бумагу, выполнять работу аккуратно и с фантазией.

 Салфетки, клейстер, заготовка с изображением девочки.

             2 -я неделя

 «Угощение для медведей»

Учить детей делать поделку используя крупу. Развивать умение наносить клей кистью только на отведенное место. Развивать мелкую моторику, творчество.

  Пшено, клей, заготовки с нарисованными тремя мисками для медведей.

                   3-я неделя

« Полярная сова»

Учить детей делать поделку используя природный материал-перья.  Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях.

Пластилин, вата, перья, семечки, клей.

4-я неделя

«Веселый ежик»

Учить детей раскатывать из пластилина колбаску и расплющивать ее. Развивать усидчивость, учить доводить начатое дело до конца.

Пластилин, заготовки с изображением ежика.

                                                               Октябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Фигурные рыбки»

(Оформление коллективной поделки аквариум)

Учить детей выбирать фигуры по подобию, соединять их и наклеивать. Развивать мышление, мелкую моторику и аккуратность.

Картон, цветная бумага, клей, карандаши.

 

2-я неделя

«Осенние листочки»  

Учить обводить контур свечой, нанося изображение, воспитывать аккуратность и желание доводить начатое дело до конца.

Свеча, акварельные краски и заготовки с наметкой листьев.

3-я неделя

«Мишка-

лакомка»

Учить детей аккуратно наносить клей на определенную площадь, аккуратно насыпать на него крупу. Воспитывать усидчивость и аккуратность

 

Гречка, пшено, клей, заготовка фигуры медведя.

4-я неделя

«Ваза с листьями» или «Бабочка» (на выбор ребенка)

Учить выбирать набор материала из предложенных для изготовления поделки. Учить аккуратно обращаться с листьями в виду их хрупкости. Учить пользоваться клеим. Развивать фантазию.

 Листья (рябины, клена), цветная бумага и клей.

Ноябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

« Гусеница»

 Продолжать  учить делать простые поделки из природного материала- каштанов.  Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.

  Каштаны, пластилин.

2-я неделя

«Ветка ели»  

 Улить рисовать иголки ели и создавать имитацию снега с помощью манки..

 Гуашь, манка, кисть.

3-я неделя

«Солнышко.»»

 

Учить в поделки применять макаронные изделия. Развивать умение доводить начатое дело до конца.

 Пластилин, заготовки солнца и макаронные изделия-перья.

4-я неделя

«Ежики»

Учить из шишек делать простые поделки из шишек. воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику.

   Шишки ели, пластилин.

Декабрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Зимняя ночь»

Учить детей обводить готовый контур свечой, использовать в рисунки холодные цвета красок.

 Свеча, акварельные краски, кисть

2-я неделя

«Рыбка»

Продолжать учить делать поделки из шишек-рыбку. Учить красить природный материал, дополнять его деталями добиваясь сходства с образцом.

Шишки сосны, пластилин, цветная бумага.

3-я неделя

«Дед Мороз»

Учить детей дополнять поделку ватой, аккуратно намазывать клеем определенное пространство. Воспитывать аккуратность.

Вата, клей, готовый шаблон с изображением Деда Мороза.

4-я неделя

«Елочка».

Учить делать елочку отпечатками ладошек. Дополнять деталями, доводя начатое до конца. Воспитывать аккуратность в работе, развивать мелкую моторику.

Гуашь, пластилин.

                                                         

 

Январь

Мероприятие

Цель

Материал

3-я неделя

«Утенок Гоша»

Учить детей применять в поделках перья. Аккуратно намазывать клеем определенную площадь.  

 Перья из старой подушки, клей.

4-я неделя

«Цветик- семицветик»

Учить аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать поделку, использовать в поделке новый материал- ватные диски.

Гуашь, ватные диски, ножницы, кисть, клей.

Февраль

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Панно из ракушек»

Коллективная работа.

Учить в поделках применять новый материал- ракушки и камни. Упражнять работать для коллективной поделки.

 Ракушки морские, камушки морские, пластилин, гуаш.

2-я неделя

«Платье для Золушки»

Учить работать с салфетками- отрывать маленькие кусочки, делать из них шарики и наклеивать на заготовки, учить чередовать цвета. Воспитывать аккуратность.

Салфетки двух цветов, клей.

3-я неделя

Домашние животные.

Учить делать поделки из яиц  киндер — сюрпризов. Доводить начатое дело до конца.

Яйца от киндер — сюрпризов, пластилин.

4-я неделя

«Машина для папы»

Учить делать поделки из спичечных коробок, дополняя ее деталями. Развивать аккуратность и мелкую моторику.

Коробка, фото папы, пуговицы.

Март

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Букет для мамы»

Учить детей делать цветы из салфеток — отрывать от салфетки небольшой кусочек и скатывать шар, наклеивать его на определенное место картины. Развивать усидчивость, мелкую моторику.

Салфетки разных размеров, клей, шаблон нарисованного букета.

2-я неделя

«Клубничка»

Учить работать с природным материалом, развивать фантазию, воображение.

Ракушки морские, пластилин, гуашь.

3-я неделя

«Динозаврики»

Продолжать учить детей работать с природным материалом — шишками. Развивать мелкую моторику, воображение.

Шишки сосновые, пластилин.

4-я неделя

«Медвежья избушка»

Учить аккуратно пользоваться клеем, упражнять наносить крупу на нужную поверхность.

Гречка, чечевица, клей.

Апрель

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Мышки»

Продолжать учить детей работать с природным материалом — скорлупой грецкого ореха. Развивать воображение.

Скорлупа грецкого ореха, пластилин.

2-я неделя

«Полет в космос»

(Коллективная работа к Дню космонавтики)

Развивать воображение, умение работать в коллективе, выполняя аккуратно порученную работу.

Цветная бумага, фото детей.

3 и 4-я недели

«Цветы»

Развивать воображение, мелкую моторику рук, учить делать цветы из ватных дисков и ватных палочек.

Гуашь, ватные диски, ватные палочки.

Май

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Петушок»

Учить детей дополнять отпечаток своей ладони деталями, добиваясь сходство с реальным животным.

Гуашь, кисточка.

2-я неделя

 «Кактус»

Учить размазывать пластилин на основе, дополнять аппликацию деталями (семечки — колючки, цветы — салфетки) добиваясь сходства с образцом.

Пластилин зеленого цвета, салфетка красного или розового цвета, семечки подсолнечника.

3-я неделя

««Птичье гнездо»»

Учить детей аккуратной работе с клеем, делать аппликацию с природным материалом — веточками.

Веточки, клей.

4-я нед

«Барашек»

Учить детей делать барашка из бросового материала- одноразового стакана, ваты, ватных палочек.

Одноразовый стакан, вата, клей, ватные палочки.

-

 

Литература:

1.Кантор С.И. Первые поделки вашего малыша. «АЙРИС-пресс», 2012

2. Румянцева Е.А. Апплекация. Простые поделки. М, 2008.

3. Ульева Е.А. «Божья коровка» и «Долматинец» из серии «Рисуем, клеим, лепим» М, 2013

4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»

«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)

Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки"  имеет художественно-эстетическую  направленность, направлена    на развитие эстети...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Художественно-эстетической направленности «Творческая мастерская»

материал к программе сформирован  на  основе методических разработок авторов О.В. Павловой «Изобразительная деятельность и художественный труд», Д.Н Колдиной« Аппликация с ...