Программа кружка.
опыты и эксперименты (старшая группа)

Кирюба Татьяна Николаевна

Познавательное развитие. "Чудеса своими руками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_23-24.docx68.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Седельниковский детский сад №2»

Седельниковского муниципального района омской области

                                 

                                            

                                                         Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

«Седельниковский детский сад №2»

_________И. Ф. Глебова

 « ____»_________ 2023 г.

Разработала:

воспитатель

                                                                                                                                    Кирюба Т. Н.

с. Седельниково 2023г.

Оглавление:

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка
  1. Организационные условия реализации программы
  1. Учебно – тематический план
  1. Календарно –тематический план
  1. Содержание программы
  1. Ожидаемые результаты
  1. Методические условия реализации программы
  1. Диагностический инструментарий

     5.  Список литературы

  1. Пояснительная записка

Программа составлена с учетом ФГОС.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Основные принципы реализации программы:

Принцип наглядности:

- предусматривает непосредственное наблюдение окружающей действительности.

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно - обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Цель программы:

Развивать умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей  посредством опытно-экспериментальной     деятельности.

Задачи программы:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

2. Организационные условия реализации Программы:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Возрастные особенности группы детей:

Старший  дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я».

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.

В этом возрасте ребенок продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

В этом возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный процесс, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. 

Детские вопросы — показатели развития любознательности. На умственное развитие ребёнка дошкольного возраста постоянное влияние оказывают игровая ситуация и действия.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нём выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления.
   Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др. Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Она связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью.

Периодичность занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 25 минут.

Наполняемость группы: 10 человек

Организационная форма: групповая.

2.1. Учебно –тематический план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

«Почва»

4

2

2

1.1.

Что есть в почве или из чего она состоит?

1

1.2.

Какими бывают камни. Что такое горы?

1

1.3.

Свойства почвы (песок, глина, чернозем, камни).

1

1.4.

Где лучше расти?

1

2.

«Вода»

4

2

2

2.1

Свойства, признаки и состояния воды.

1

2.2

Откуда берется вода? Процесс конденсации.

1

2.3

Вода – растворитель. Очищение воды.

1

2.4

Молекулы воды. Облака, как образуется дождь.

1

3.

«Человек»

4

2

2

3.1.

Наши помощники - органы слуха и зрения.

1

3.2.

Наши помощники – органы вкуса и обоняния.

1

3.3.

Рукам своим не верю! Отпечатки пальцев, кожа.

1

3.4.

Откуда берется голос?

1

4.

«Приборы для исследований»

4

2

2

4.1.

Увеличительные приборы. Микроскоп.

1

4.2.

Приемы работы с микроскопом. Исследование растений и предметов.

1

4.3.

Компас.

1

4.4.

Термометр. Виды, назначение, строение.

1

5.

«Магнитизм»

4

1

3

5.1.

Магнит. Его свойства и качества.

1

5.2.

Магнит – фокусник.

1

5.3

Сравнение предметов из разных материалов (металл, дерево, стекло, резина, бумага), используя магнит.

1

5.4.

Экспериментирование с магнитом.

1

6.

«Что, как и почему?»

4

2

2

6.1.

Волшебные зеркала.

1

6.2.

Почему все звучит? Звуковые волны.

1

6.3.

Электрический ток. Статическое электричество. Молнии.

1

6.4.

Мыло – фокусник. Волшебная пена.

1

7.

«Воздух»

4

2

2

7.1.

Свойства воздуха. Опыты с воздухом.

1

7.2.

Кислород. Углекислый газ.

1

7.3.

Движение воздуха. Почему дует ветер?

1

7.4.

Опыты и экспериментирование с воздухом.

1

8.

«Свет и цвет»

4

3

1

8.1.

Свет вокруг нас. Источники света.

1

8.2.

Солнце, солнечный спектр, звезды.

1

8.3.

Солнечный луч, солнечные зайчики.

1

8.4.

Откуда радуга берётся?

1

2.2 Календарно - тематический план

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Формы работы (опыты и эксперименты)

Почва

Октябрь

1 неделя

Что есть в почве или из чего она состоит?

Познакомить с состоянием почвы; Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.

Беседа «Что такое почва?»Опыт «Что есть в почве?»(рассматривание через лупу на белом листе бумаги)

2 неделя

Какими бывают камни. Что такое горы?

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам. Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы.

Рассматривание разных камней (ценных, драгоценных, ископаемых). Наборы речных и морских камней.Опыт «Растворение известняка (мела) в воде».                   Просмотр презентации «Что такое горы?».              Экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы (прозрачные ёмкости, ёмкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней).

3 неделя

Свойства почвы (песок, глина, чернозем, камни).

Помочь определить свойства песка, глины, чернозема и камней.

Опыты по закреплению свойств почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем, каменистая)."Свойства песка, глины, чернозема и камней""Как движется вода через чернозем, глину, песок, камни"."Где лучше растут растения»

4 неделя

Где лучше расти?

Понять, как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы. Помочь установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений).

Опыт «Где лучше расти?»Посадка традесканции в разные виды почв.

Вода

Ноябрь

1 неделя

Свойства, признаки и состояния воды.

Обобщить, уточнить знания детей о воде, ее свойствах и признаках, какая бывает вода.

Опытным путем закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь, запах, вкус и состояния воды (твердая, жидкая, газообразная), используя модели.

2 неделя

Откуда берется вода? Процесс конденсации.

Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. Познакомить детей с процессом конденсации. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.

Рассказать детям о местонахождении воды в природе и быту. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.Опыт «Конденсация»«Круговорот воды в природе». Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды (Электрочайник, лед, вода, стекло, прозрачные емкости).

3 неделя

Вода – растворитель. Очищение воды.

Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными материалами.

Опыты по растворению разных веществ в воде.Эксперимент с водой «Как очистить воду»Демонстрация фильтра для воды

4 неделя

Молекулы воды. Облака, как образуется дождь.

Показать, что молекулы существуют, хотя они и малы и мы их не видим. В горячей воде молекулы движутся быстрее, чем в холодной. Показать и рассказать, как образуются облака.

Опыт «Подводная лодка из винограда».Опыт «Делаем облако - облако в банке»Опыт «Водяные лилии»Опыт «Какая вода быстрее»

Человек

Декабрь

1 неделя

Наши помощники - органы слуха и зрения.

Продолжать знакомить с органами слуха и зрения и их назначением, воспитывать потребность в уходе ними.

Схема человеческого уха Дидактические игры: «Узнай по голосу» «Определи по звуку», Беседа «Зачем нужно беречь уши» Схема глаза Проблемная ситуация «Найти дорогу с закрытыми глазами» Ситуация «Зависимость видения объекта от расстояния до него». Беседа «Зачем нужно беречь глаза»

2 неделя

Наши помощники – органы вкуса и обоняния.

Познакомить со строением и значением языка, с функцией носа, его строением. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Беседа об органах вкуса и обоняния. Эксперименты «Определи на вкус», «Определи по запаху» (с закрытыми глазами) Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»        Опыт « Связь вкуса и обоняния»

3 неделя

Рукам своим не верю! Отпечатки пальцев, кожа

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства.

Развивать тактильную чувствительность. Познакомить с понятием «отпечатки пальцев», Опытным путем изучить методы снятия отпечатков пальцев с предметов. Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи, ее строении. Показать, как кожа защищает наш организм.

Беседа о коже. Рассматривание кожи через лупу. Эксперимент «Снятие отпечатков пальцев с предметов» (Фаянсовая чашка, угольный порошок или карандашный грифель, мягкая кисть, скотч, прозрачная пластина, лупа). Опыт «Что чувствуем кожей?», «Мыло и наждачная бумага».  Игра «Выражаем чувства через руки».

4 неделя

Откуда берется голос?

Помочь понять причины возникновения звуков речи,  дать понятие об охране органов речи. Учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков.

Эксперименты с голосом«Громко – тихо (шепотом)»«Медленно (спокойно)– быстро»Рассказать, что речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

Приборы для исследования

Январь

1 неделя

Увеличительные приборы. Микроскоп.

Познакомить детей с приборами для наблюдения. Выявить особенности увеличительных приборов.

Познакомить детей сисследовательским прибором - микроскопом, инструментами для работы с микроскопом, рассказать для чего он используется.

Беседа «Что такое микроскоп?» Рассматривание с детьми  приборов для наблюдения, увеличительных приборов – микроскопа, лупы, подзорной трубы, телескопа, бинокля, стекла; объяснить, для чего они нужны человеку.

2 неделя

Приемы работы с микроскопом. Исследование растений и предметов.

Вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу. Закреплять приемы работы с микроскопом, познакомить детей с новыми понятиями «Клетка», «Ядро, «Вакуоль», «Мембрана», «Цитоплазма».

Опыт «Исследуем репчатый лук».Выяснить: почему от лука плачут.Опыт «Кристаллизация соли. Сахар в еде».Опыт «Волосы и шерсть».Сравнивать с детьми увеличение предмета через микроскоп и через лупу

3 неделя

Компас.

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов, а именно с компасом. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

Показ презентации про компас

Беседа «Компас – одно из наилучших средств для ориентирования на местности» Исследование «Компас – чудо приборчик!»

4 неделя

Термометр. Виды, назначение, строение.

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

Показ презентации про разные виды термометров. Рассматривание термометров. Беседа «Термометр: описание, виды, характеристики, назначение»Эксперименты «Измеряем температуру тела», «Температура воздуха на улице и в группе», «Сколько градусов воды»

Магнетизм

Февраль

1 неделя

Магнит. Его свойства и качества.

Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

Беседа о магните,«У каждого магнита есть два полюса - северный и южный»Рассматривание магнита Опыты: «Магнитные силы»

2 неделя

Магнит – фокусник.

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Опыты: «Волшебная рукавичка». «Рисует магнит или нет»«Мы – фокусники»

3 неделя

Сравнение предметов из разных материалов, используя магнит.

Выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит. Изучить влияние магнетизма на разные предметы. Закрепить материалы, их свойства и качества.

Опыты:  «Волшебная монета», «Притягиваются – не притягиваются», «О магнетических и не магнетических материалах»

4 неделя

Экспериментирование с магнитом

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Опыты:  «Магнит огня боится», «Магнит преграды не боится», «Стальной барьер», «Взаимодействие двух магнитов»

Что, как и почему

Март

1 неделя

Волшебные зеркала.

Познакомить со свойством зеркала.

Беседа «Зеркала — это чудо-изобретение человечества», «Свойства зеркал»Опыты: "Волшебные зеркала" или 1,2,3,4,5», «Кривое зеркало»« Много отражений в зеркалах»

2 неделя

Почему все звучит? Звуковые волны.

Помочь выявить причины возникновения звука. Обобщить представления детей о физическом явлении – звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Показать, как при помощи звуковых волн можно двигать предметы. Где звуковые волны распространяются быстрее, как это определить.

Беседы о звуке, звуковых волнах. Опыты: «О  дрожалке» и «пищалке»«Как сделать звук громче»«Почему поет пластинка»«Почему комар пищит, а шмель жужжит?»«Слушаем сердце»,«Встряхни соль»

3 неделя

Электрический ток. Статическое электричество. Молнии.

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.  Продемонстрировать детям проявление статического электричества.

Беседа об электрическом токе, электроприборах. Просмотр познавательной передачи «Природа молнии». Опыт «Проявление статического электричества» (Теплый свитер, кусочки шерстяной или синтетической ткани, вода, воздушный шарик, расческа). Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»        

4 неделя

Мыло – фокусник. Волшебная пена.

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Показать способ изготовления мыла.

Беседа о мыле. Опыты и эксперименты «Делаем мыло», «Делаем пену», «Извергающийся вулкан»», «Мыльные пузыри». «Рисование мыльными пузырями» 

Воздух

Апрель

1 неделя

Свойства воздуха. Опыты с воздухом.

Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  ролью в жизни человека, растений, животных. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.      

Беседа о воздухе. Опыты: «Как поймать воздух?»«Бумажные гонки»«Имеет ли воздух вес, запах, цвет?» «Воздух занимает место», «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

2 неделя

Кислород. Углекислый газ.

Познакомить детей с составом воздуха. Помочь определить, что воздух занимает важное место в жизни человека. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею.

Беседа с детьми о воздухе, его составе. Рассказать, что такое кислород и углекислый газ. Опыты: «Надуваем шарик», «Вдох – выдох», «Как получить углекислый газ из мела и уксуса», «Для горения нужен кислород» Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ.

3 неделя

Движение воздуха. Почему дует ветер?

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый.

Презентация «Движение воздушных масс», Беседа «Виды ветра», Опыты: «Вертушка», «Свеча (теплый воздух легче)», «Свеча на полу и свеча вверху», «Кораблики»

4 неделя

Опыты и экспериментирование с воздухом.

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры.

Опыты: «Подводная лодка».«Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?»«Имеет ли воздух вес»«Парашют»

Свет и цвет

Май

1 неделя

Свет вокруг нас. Источники света.

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа). Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света. Опыты с источниками света.     

2 неделя

Солнце, солнечный спектр, звезды.

Показать, что звезды светят постоянно. Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы.

Беседа «Естественный источник света – солнце». Презентация «Солнечная система». Опыты: «Звезды светят постоянно»«Волшебный круг (цветовой волчок или юла)»        

3 неделя

Солнечный луч, солнечные зайчики.

Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч. Познакомить с влиянием солнечных лучей на черный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Беседа «Солнечный луч», «Как появляются солнечные зайчики».Опыты: «Из каких цветов состоит солнечный луч», «Черный и белый цвет», «Солнечные зайчики»

4 неделя

Откуда радуга берется?

Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.   Показать способ, как можно увидеть радугу в комнате.

Беседа «Откуда радуга берется». Просмотр познавательной передачи. Опыты: «Разноцветное коромысло или моя собственная радуга», «Смешение цветов», «Радужная пленка из лака для ногтей»,«Радуга на диске», «Радуга в мыльных пузырях»       

2.3. Содержание программы

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов.

В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В - третьих, они практически безопасны.

В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.

Содержание программы строится по восьми блокам, в каждом из которых по четыре темы.

  1. «Почва» - познакомить с составом и  свойствами почвы, установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
  2.  «Вода» - свойства, признаки, состояние воды; значение воды в жизни человека; круговорот воды в природе; конденсация; вода-растворитель.
  3. «Человек». При изучении тем о человеке дети получат знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир, значении каждого органа в жизни человека.
  4. «Приборы для исследований» -знакомство с микроскопом, лупой, биноклем, компасом, термометром.
  5. «Магнитизм» - расширить знания детей о магните, его свойствах и способностях, формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.
  6. «Что, как и почему?» - познакомить со свойством зеркала,помочь выявить причины возникновения звука, познакомить  с электричеством, как особой формой энергии,показать способ изготовления мыла.
  7.  «Воздух » включает в себя занятия на обобщение и закрепление знаний детей о свойствах и качествах воздуха.
  8. «Свет и цвет» - знакомство со световым лучом, его движением и явлениями, влияющими на изменение направления и цвета светового луча.

2.4. Ожидаемые результаты:

  • У детей расширены представления об окружающем мире, обогащён собственный познавательный опыт;
  • Дети умеют самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, ставить цель, достигать результата и обозначать его с помощью условного символа. По обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним;
  • Дети инициативны, сообразительны, самостоятельны;
  • Умеют рассуждать, аргументировать, сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы;
  • У детей развит поисково – познавательный интерес, через включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия в процессе игровой экспериментальной деятельности;
  • Умеют организовывать рабочее место, соблюдают правила техники безопасности.

3. Методические условия реализации программы

Формы организации: кружковое занятие

Методы:

Словесные методы:

  • эвристические беседы, дискуссии;
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • вопросы к детям;
  • использование художественного слова;

Наглядные методы:

  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • показ способов действий;

Практические методы:

  • включение игровых упражнений;
  •  инструкция для выполнения самостоятельных упражнений
  • Многократное выполнение посильных физических упражнений
  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии (включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом).
  • Технология исследовательской деятельности.
  • Технология сотрудничества (реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок»). 
  • ТРИЗ(Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий).
  • Игровая технология (Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей).

Методическое обеспечение программы:

1.Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г.,

2.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005,

3.Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005

4.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г.,

5.Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г.,

6.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г.,

7.Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г. ,

8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004

 9. Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова и др.  «Мир природы и ребенок»

С-Петербург, детство-пресс, 2003г.

10.А.Н. Рыжова. «Экологическое образование в детском саду».

Москва, Издательский дом, 2001г.

11. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

12. М. Султанова «Простые опыты с водой»

13. Андреа Хюндлингс: Магнетизм и электричество. Практические занятия для любопытных детей от 4 до 7 лет. ФГОС ДО

14. Рыжова Н.А. Наш дом природа. М., 1998 г.

15. Попова Т.И. Мир вокруг нас. М., 1998 г.

16. Кованько Л.Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.

17. Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2007 г.

18. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.

19. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.

20. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. М., 2005 г.

Работа с родителями: 

Месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

Пополнение РППС по опытно – экспериментальной деятельности           Ознакомление родителей с планом кружка.

Родительское собрание.

Буклет

Октябрь

Детское экспериментирование как способ познания окружающего мира.

Опыты в домашних условиях или «Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»

Консультация

Буклет

Ноябрь

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию. Роль семьи в развитии познавательной активности ребенка.

Памятка

Беседа

 

Декабрь

Неизведанное рядом. Учимся экспериментировать.

Консультация Семинар-практикум

Февраль

Опыты и эксперименты совместно с детьми (с различными материалами). Развиваем внимание и мышление детей или «Как научить ребенка исследовать?»

Мастер – класс

Наглядная информация

Март

Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка. Картотека опытов и экспериментов.

Консультация

Буклет

Апрель

Как развивать любознательность ребенка. Экспериментируем вместе.

Памятка. Вечер опытов и экспериментов (чему мы научились)

Май

Страничка юного исследователя.

Стенд, выставка, фотоальбом

4. Диагностический инструментарий

Для определения уровня представлений о предметах и объектах неживой природы  разработаны мини-тесты, в которых ребѐнку предлагаются следующие вопросы:

 1. Что ты знаешь о почве? Воде?

2. Что ты знаешь о воздухе? Песке? Камнях?

3. Расскажи о воздухе, о его значении, свойствах, каким способом проверить (его наличие, легкость, силу и т. д. – покажи.

4. Расскажи о значении и свойствах воды, каким способом проверить (выталкивает легкие предметы, текучесть, испарение и т. д.)- покажи.

5. Сравни свойства песка, глины, почвы.

 6. Расскажи о свойствах магнита.

7. Перечисли известные тебе органы чувств. Каково их назначение?

8. Какие увеличительные приборы тебе известны? Расскажи об одном из них.

9. Что ты знаешь о зеркале?

10.Расскажи о производстве мыла.

Высокий уровень

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изученных тем.
  • Самостоятельно объясняет связь фактов (использует причинно-следственное рассуждение потому что…).
  • Может упорядочить и систематизировать конкретные материалы.
  • Самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи (если.., то…).
  • Делает простейшие опыты по схеме, подбирает необходимое оборудование для проведения опыта, делает соответствующие выводы по завершению опыта.
  • Самостоятельно зарисовывает свои наблюдения.

Средний уровень.

  • Ребенок владеет терминологией в рамках изучаемых тем.
  • При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  • Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы.
  • При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  • С небольшой помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  • Может сделать простейший опыт по образцу или по схеме.
  • Может зарисовать свои наблюдения.

Низкий уровень.

  • Затрудняется в использовании терминологии в рамках изучаемых тем.
  • При помощи взрослого может объяснить связь фактов.
  • Может упорядочить и систематизировать некоторые материалы только с помощью взрослого.
  • При помощи взрослого может продолжить логическую цепочку.
  • Только с помощью взрослого выстраивает простейшие зависимости.
  • Делает простейшие опыты по предложенной схеме при помощи взрослого.
  • Может зарисовать свои наблюдения с помощью взрослого.

5. Список литературы

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников, Веракса Н. Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С-П, 2011г.

4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» - Москва, 2002 г.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П, 2013 г.

6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.

7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"

Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие  - днем, в соответствии с Прог...

ПРОГРАММА КРУЖКА «РАСТИШКА» (адаптированная) для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет) Руководитель кружка: Романчук Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МДОУ д/с № 5 «Брусничка»

Пояснительная записка. Изменение содержания обуче­ния в школе значительно по­высило требования к уровню математических представлений вы­пускников детского сада. Понятия натурального числа, геоме...

Программа кружка по разделу программ "Обучение грамоте"

Программа кружка в подготовительной группе по разделу программ "Обучение грамоте"....

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...