Готовимся к занятия. Технологии проведения личностно-ориентированного занятия.
методическая разработка

Метлицкая Марина Владимировна

Широко используются различные формы "занятия с увлечениям", насыщенными играми и самостоятельными творческими делами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл готовимся к занятию.18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к занятию

К вопросу планирования и технологии проведения личностно-ориентированного занятия

Суть личностно-ориентированной педагогики

заключается в постоянном обращении

к субъективному опыту детей, к опыту

их собственной жизнедеятельности.

Самое важное при этом – признание

самобытности и уникальности каждого

малыша.

1. Опора на субъективный опыт ребенка

Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтоб раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личного усвоения этого нового содержания.

При организации личностно - ориентировочного занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

2. Знания психофизических особенностей

Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному занятию требует от педагога еще и знания индивидуальных предпочтений каждого ребенка в работе с материалом. Он должен располагать набором дидактических карточек, позволяющих ребенку работать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программными требованиями, но передавать его при этом различными способами: словом, знаково-условным обозначением, рисунком, предметным изображением и т.д.

Суть личностно-ориентированной педагогики заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом признание самобытности и уникальности каждого малыша.

3. В роли равноправных партнеров

Информационные методы работы на занятии (установочные, содержательные, инструктивные) - к фронтальным, а все формы самостоятельной или парной работы - к индивидуальным. Это требует учета не только познавательных, но и эмоционально-волевых, мотивационно - потребностных особенностей детей и возможностей их проявления в ходе занятия.

4. Рекомендации к подготовке занятия

Разработка гибкого плана включает в себя:

* Определение общей цели и ее конкретизацию в зависимости от разных этапов занятия.

* Подбор и организацию такого дидактического материала, который позволяет выявлять индивидуальную избирательность детей к содержанию, виду и форме познания.

* Планирование разных форм организации работы (соотношение фронтальной, индивидуальной, самостоятельной работы).

* Выбор критериев оценки продуктивности работы с учетом характера заданий (дословный пересказ, изложение своими словами, выполнение творческих заданий).

* Планирование характера общения и межличностных взаимодействий в процессе занятия: а) использование разных форм общения (монолога, диалога, полилога) с учетом целей занятия;

* Планирование результативности занятия предусматривает:

1) обобщение полученных знаний и умений, оценку их усвоенности;

2) анализ результатов групповой и индивидуальной работы;

3) внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.

5. Рекомендации к проведению занятия

Следует использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их личного опыта относительно предложенной темы.

• Необходимо создать атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе всех и стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

• Педагог должен поощрять стремление детей предлагать свои собственные способы работы (выполнения задания), анализировать в ходе занятия способы, предлагаемые другими детьми, и стремление поддерживать наиболее оптимальные и рациональные из них.

А следует предлагать такие задания, которые позволяют ребенку самому выбрать тип, вид, форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

• Педагог должен создавать такие ситуации общения, которые позволяют каждому ребенку проявить инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.

• Нужно обсуждать с детьми не только то, что «мы узнали» (чем овладели), но и то, что им понравилось и не понравилось, почему, что бы они хотели выполнить еще раз, а что сделать по-другому.

Особенности личностно-ориентированных занятий с детьми:

1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования.

2. Продумывание педагогом возможностей для самопроявления детей.

3. Проведение наблюдений за детьми, отслеживание их развития.

4. Предоставление детям возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы.

5. Поощрение высказанных детьми идей, организация обмена мыслями и мнениями.

6. Стимулирование детей к активным действиям по усвоению знаний.

7. Стремление к созданию ситуаций успеха для каждого ребенка.

8. Привлечение детей к использованию различных путей поиска и добывания информации о мире.

9. Использование личного опыта каждого ребенка.

10. Создание по ходу занятия «трудных ситуаций», как возможностей применить новые знания.

11. Продуманное чередование видов работ, типов деятельности для снижения утомляемости детей.

6. Основные критерии анализа личностно-ориентированного занятия

1. Создание педагогом в начале занятия положительного эмоционального настроя на работу.

2. Сообщение старшим дошкольникам не только темы, но и целей, форм работы.

3. Гибкость организации деятельности детей в зависимости от цели этапов занятия.

4. Стимулирование детей к выбору различных способов выполнения деятельности.

5. Использование дидактического материала, позволяющего ребенку проявлять личностную избирательность.

6. Активизация личного опыта ребенка и его использование в процессе занятия.

7. Преобладающая форма общения: диалог, полилог.

8. Предпочитаемые формы работы (изложения знаний, самостоятельная работа, коллективное решение творческих задач, анализ).

Метлицкая Марина Владимировна

Воспитатель МАДОУ № 2

г. Серов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование и подготовка к занятиям с использованием личностно- ориентированной технологии.

Часто мы под личностно-ориентированным занятием понимаем гуманное, уважительное отношение к детям, видя свою задачу прежде всего в том, чтобы создать эмоционально-положительный настрой группы на работ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Весну выручаем!» с использованием игровых, здоровьесберегающих, ИКТ технологий, технологии личностно-ориентированного взаимодействия, исследовательской деятельности.

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе с использованием здоровьесберегающей технологии и личностно-ориентированного обучения по теме: «Что мы знаем о насекомых?

Что я услышал – я забыл.Что я увидел – я помню.Что я сделал – я знаю.КонфуцийДошкольный возраст – яркая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь, и ...

Конспект занятия ООД по лепке с детьми среднего дошкольного возраста Тема. Лепка объемная и рельефная лепка на заготовленном цветном фоне. «Подснежники». Реализуемые образовательные технологии: ИКТ; Личностно-ориентированное

"Это занятие интересно тем, что может быть выполнено как долгосрочный проект или как еденичное занятие. Из личного опыта: дети любят "доделывать" свои работы. Многим это проще, чем придумывать что-то ...

Конспект занятия с использованием личностно-ориентированной технологий в подготовительной группе. Тема: «Буратино в гостях у детей»

Тема: «Буратино в гостях у детей»   Цель:- Обобщить математические представления детей подготовительной группы.-Закреплять знания о геометрических фигурах, составлять из них...

Из опыта работы «Портфолио дошкольника – образовательная технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход в образовании»

Портфолио дошкольника – образовательная  технология, обеспечивающая  личностно-ориентированный подход в образовании...